Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Исполнительное производство. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОТАРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
П.А. ЧЕГОРЯЕВА, В.Г. НЕСТОЛИЙ
План. Настоящая совместная работа состоит из двух блоков и заключения. Первый блок содержит разъяснения термина "модель", разъяснения являются опорными для всего текста работы. Здесь же говорится об отличиях судебной модели от административной, излагается концепция нотариальной модели исполнительного производства. Второй блок посвящен сочетаниям моделей исполнительного производства и систем исполнительного производства. В заключение прогнозируются отказ от внебюджетной системы принудительного исполнения и "приватизации" исполнительного производства, возложение функций конкурсных управляющих при банкротстве на Федеральную службу судебных приставов, а затем отказ от судебного банкротства в пользу административного.
Блок первый. Для Федеральной службы судебных приставов подготовлен научный доклад "Модели исполнительного производства в соотношении с законами о несостоятельности физических лиц", получивший высокую оценку и заслуженное признание. В докладе модели исполнительного производства подразделяются на судебные и административные. Рельефно показано происхождение административной модели от модели швейцарской. Согласно швейцарской модели судебный пристав занимается взысканием долгов не только в исполнительном производстве, но и разбирает дела о банкротстве несостоятельных должников, подобно судье распределяет риски несостоятельности между кредиторами и контрагентами банкрота. Долговое производство и банкротство - предмет ведения не судебной власти, отправляющей правосудие, а особой ветви государственного управления, которую судебное ведомство контролирует лишь отчасти.
Происхождение административной модели исполнительного производства от швейцарской модели позволяет утверждать, что является теоретически обоснованной мысль о возможности регулировать одним законом как исполнительное производство по взысканию долгов, так и распределение между кредиторами и контрагентами рисков несостоятельности должника <1>.
--------------------------------
<1> См.: Чегоряева П.А. Модели исполнительного производства в соотношении с законами о несостоятельности физических лиц (паулианов иск, футурология и другие сюжеты): науч. докл. Иркутск, 2015. С. 30 - 33.
Моделью будем называть желаемый образ исполнительного производства, который берут на вооружение, когда приступают к разработке законодательного акта о процедурах принудительного исполнения судебных постановлений и постановлений иных органов. В литературе встречаем отождествление или приравнивание категорий "модель" и "форма", но правильно говорят, что отождествлять (приравнивать) эти категории методологически неверно. Модель есть образ будущей формы, содержащий ее наиболее важные черты, особенности, которые рельефно очевидны каждому. Модель - это знание об организации исполнительного производства, существующее в архивированной форме, распространяющееся на системы исполнительного производства, которые существуют, существовали или будут существовать в разных странах континентальной и постсоветской правовой семьи <2>.
--------------------------------
<2> Этот тезис получен в результате переработки положения: "Наука моделирует знание, благодаря чему оно существует в чрезвычайно сжатой форме (понятий, законов) и в то же время распространяется на огромное количество фактов (предметов, признаков, состояний, явлений) в прошлом, настоящем и будущем" (см.: Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: научный стиль речи. М., 1976. С. 7).
Исполнительное производство построено на классической (судебной) модели, если исполнительным органом является суд, который обеспечивает правовую сторону принудительного исполнения. Судебный исполнитель, совершающий вместо должника все необходимые действия по исполнению, является штатным работником суда. Все действия судебный исполнитель совершает, получив санкцию в форме судебного определения. Суд издает определения по исполнительному производству, в которых сказано, что должен делать судебный исполнитель, в порядке, который определен судопроизводственным (процессуальным) кодексом. Для судебного исполнителя издают специальную инструкцию по исполнительному производству, в инструкции сказано, в каком порядке он должен совершать действия, добиваясь исполнения решения суда по существу дела и реализуя определения суда, издаваемые при исполнении судебного решения. Жалобы на действия судебного исполнителя суд рассматривает по особым правилам, которые могут быть зафиксированы среди предписаний процессуального кодекса (устава гражданского судопроизводства) об исполнительном производстве. Это не жалобы в суд, а жалобы судебному начальству, подобные жалобам председателю суда на работников канцелярии, жалобам судье на помощников судей и секретарей судебного заседания.
Современное российское исполнительное производство построено на административной модели. Исполнительным органом является не суд, а специальное ведомство, руководитель которого назначается Президентом России. В штатах государственного органа проходят службу судебные приставы-исполнители. Жалобы на действия судебного пристава суд разбирает по общим правилам, наряду с жалобами на действия других должностных лиц. Сегодня общие правила закреплены в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.). Жалоба на действия судебного пристава - это не жалоба на действия судебного работника, а жалоба на должностное лицо ведомства, отличного от судебного. Порядок совершения действий судебным приставом-исполнителем установлен не на уровне инструкции, а на уровне федерального закона.
Новизна настоящей статьи состоит в том, что здесь мы высказываем мысль о возможном существовании нотариальной модели исполнительного производства. Разумеется, эта новизна относительная. Если существуют правовые системы, в которых торги проводятся только нотариусами <3>, а продажа имущества с торгов есть сердцевина исполнительного производства, следовательно, гипотетически могут существовать правовые системы, в которых функции судебных исполнителей возлагают на нотариусов. Сопоставление модели статуса частного судебного исполнителя, воплощенной в ст. 137 - 172.1 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 г. N 261-IV "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" <4> (ред. на 22 апреля 2015 г.), с моделью статуса частнопрактикующего нотариуса, реализованной в Основах законодательства о нотариате <5>, говорит об их внешнем сходстве.
--------------------------------
<3> "В ряде западных правовых систем, - напоминает Л.Ю. Михеева, - любые торги проводятся нотариусами". См.: Михеева Л.Ю. Доклад в рамках круглого стола "Договор залога. Исполнительная надпись нотариуса при внесудебном порядке взыскания на заложенное имущество" // Бюллетень нотариальной практики. 2014. N 2. С. 2 - 13 // СПС "КонсультантПлюс".
<4> URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30617206.
<5> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1 (ред. от 13 июля 2015 г.) // Российская газета. 1993. 13 марта.
Полагаем, что мы не найдем исполнительного производства, которое было бы построено по нотариальной модели, однако это не говорит о том, что таковой модели вообще не существует. Модель есть понятие теоретическое, которое образуется посредством отмысливания (отвлечения, абстрагирования) и фантазии. Отмысливание есть полноценный вид практической деятельности и механизм конструирования правовой реальности.
Нотариальная модель исполнительного производства характеризуется следующими признаками: а) исполнительным органом является нотариус, а не суд или специальное ведомство; б) совершаемые нотариусом действия по обеспечению исполнения судебного решения (постановления иного органа) регламентируются законом о нотариате и нотариальной деятельности или Нотариальным кодексом (Кодексом законов о нотариате и нотариальной деятельности); в) суд рассматривает жалобы на исполнительные действия нотариусов в порядке, который установлен для рассмотрения жалоб на нотариальные действия или отказ в их совершении, а не по правилам административного судопроизводства или производства при исполнении судебных постановлений.
В пользу того, что нотариальная модель исполнительного производства является моделью гипотетически вполне возможной к воплощению в законодательстве, говорят следующие соображения. Нотариусы были когда-то судебными работниками, которые по статусу приравнивались к помощникам судебных секретарей <6>. Затем помощники секретарей покинули судебные учреждения и образовали самостоятельное нотариальное сословие, забрав с собой функции по судебному (ныне - нотариальному) удостоверению документов, свидетельствованию подлинности подписей и пр. Забирая с собой нотариальные функции, помощники судебных секретарей, по всей видимости, могли бы взять и функции судебных исполнителей, и функции суда по обеспечению исполнения. Нотариус удостоверяет соглашение об уплате алиментов, а затем обеспечивает его исполнение посредством предоставления отсрочек, изменения исполнения и других действий, точно суд, который выдает исполнительный лист, а потом ведет производство по исполнению судебного акта.
--------------------------------
<6> Нотариусы ведут происхождение от scribae, которые присутствовали при отправлении суда и записывали в судебные журналы для памяти все, что заслуживает внимания. Scribae выдавали копии официальных документов и выписки из них. См.: Ляпидевский Н. История нотариата. М., 1875. Т. 1. С. 6, 5.
Блок второй. Арестом можно называть действия нотариусов по охране вещей, ранее принадлежавших умершим, составление нотариальной описи имущества, опечатывание нотариусами хранилищ с документами и ценностями <7>. Судебные приставы-исполнители также совершают аресты имущества должников, однако арест не составляет существа исполнительного производства. Его суть состоит в обращении взыскания на имущество, то есть в продаже имущества должника, которая подчиняется специальным правилам. Тем не менее арест, совершаемый нотариусом, судебным приставом, судом, налоговым или иным административным органом, должен предшествовать исполнительному производству (продаже имущества с публичного торга).
--------------------------------
<7> См., напр.: Родионова В.С. Роль судебного пристава-исполнителя в деле по иску об освобождении имущества от ареста в исполнительном производстве: науч. докл. Иркутск, 2014. С. 13.
Исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество согласно п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <8> (ред. от 29 июня 2015 г.) является исполнительным документом, который направляется для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
Исполнительная надпись нотариуса об обращении взыскания на вещи, заложенные в ломбарде, является исполнительным документом, который не направляется судебному приставу для принудительного исполнения. Здесь исполнительная надпись говорит о том, что ломбард правомерно продает чужое имущество, получив предварительную санкцию нотариуса.
Так возникает мысль поручить нотариусу осуществлять контроль за действиями должника и взыскателя, по взаимному согласию осуществляющих продажу заложенного имущества. Известно, что судебный пристав направляет имущество для принудительной продажи, поскольку до возбуждения исполнительного производства должник не продал свое имущество добровольно для погашения долга. Следовательно, пристав совершает продажу имущества должника в связи с тем, что сам должник имущество добровольно не продал. В таком случае функции пристава может выполнить и нотариус. Иначе говоря, если должник продает имущество, то продает под контролем нотариуса, если должник не продает имущество, то продажей занимаются взыскатель и нотариус, заменяющий собой должника, а должник наблюдает за продажей и подает заявления в суд, если полагает действия нотариуса неправильными.
В действительности судебный пристав возбуждает исполнительное производство не только в интересах конкретного взыскателя, но и в интересах других лиц, которые могут предъявить должнику претензии, подтвержденные исполнительными документами. Небюджетная система принудительного исполнения <9> может не препятствовать должнику совершать полюбовные сделки с одним из взыскателей в ущерб всем остальным кредиторам. Взыскатель, с которым должник чаще всего совершает сделки в ущерб прочим кредиторам, - это взыскатель, по требованию которого нотариус возбуждает исполнительное производство, получив предварительно нотариальный исполнительский сбор. Полагаем, что нотариус обязан хранить в тайне как обращение о взыскании задолженности, так и возбуждение исполнительного производства. Возбудив исполнительное производство, нотариус удостоверяет сделки, опосредующие переход имущества должника под контроль взыскателя.
--------------------------------
<9> Небюджетная система характеризуется тем, что судебный пристав-исполнитель осуществляет исполнительные действия за счет тарифов, взимаемых им со взыскателей при возбуждении исполнительного производства. См.: Ярков В.В. Небюджетная (частная) организация принудительного исполнения: "за" и "против" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. N 9. С. 24 - 43.
Нотариальная модель работает в небюджетной системе исполнительного производства. Однако помимо нотариальной модели небюджетная система вполне совместима с иными моделями (судебной и административной). Тем не менее более удобной конструкцией является "нотариальная модель = небюджетная система принудительного исполнения".
Судебная и административная модель сочетаются и с бюджетной, и небюджетной системами исполнительного производства, а нотариальная модель есть всегда модель небюджетная. Сегодня судебный пристав-исполнитель запрещает распоряжаться недвижимым имуществом или списывать денежные средства с банковских счетов посредством использования телекоммуникационных систем. Это не требует значительных затрат времени и весьма эффективно. Судебный пристав, взыскивающий долги с собственников (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), способен приносить большие доходы бюджету, за счет которых можно осуществлять деятельность по взысканию алиментов с малоимущих граждан.
Альтернатива нотариальной модели исполнительного производства - модель небюджетная судебная, при которой арбитражные управляющие могут называться судебными управляющими и получать вознаграждение, формируемое за счет имущества должников и авансовых платежей взыскателей, с банковских счетов судебных учреждений. Против данной модели можно высказать все те соображения, которые высказываются против судебной модели вообще.
Полагаем, что функции конкурсных управляющих в делах о банкротстве могут возлагаться на Федеральную службу судебных приставов, подобно тому как при банкротстве кредитных организаций функции конкурсных управляющих возлагаются на Агентство по страхованию вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <10> в ред. от 13 июля 2015 г.).
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.
Заключение. Допускаем, что наше предложение назовут прожектерским, однако в условиях вынужденного перехода к новым социально-экономическим укладам, для которых в современной социологии нет наименований, могут быть востребованы самые фантастические и самые неожиданные, касалось бы, несбыточные предложения. Крупные государства и надгосударственные союзы для более эффективного управления природными ресурсами готовы перейти к обобществлению средств производства, поскольку "рыночные механизмы сами по себе не могут справиться с глобальными проблемами, которые требуют стратегического предвидения". Ломка сложившегося уклада и переход (возврат) к иным хозяйственным системам требуют наличия единого централизованного исполнительного органа, способного проводить общую единую политику в сфере принудительного исполнения.
Переход к небюджетной системе принудительного исполнения оправдывают соображениями экономии. В связи с этим скажем, что лица, обращающиеся в суды, вносят государственную пошлину, структура которой должна учитывать расходы по принудительному исполнению. Кроме того, нельзя по "бухгалтерским" соображениям отказываться от стратегически важной функции государственного принуждения в сфере исполнения судебных актов. Функции небюджетных судебных исполнителей сегодня могут выполнять арбитражные (финансовые, конкурсные) управляющие. Институт банкротства физических лиц - это полноценное судебное исполнительное производство по ликвидации безнадежных долгов, сосредоточенное в арбитражном суде. Скорее всего, необходимость в небюджетной системе принудительного исполнения отпадает в связи с новеллами в законе о несостоятельности и банкротстве физических лиц. По нашему плану функции конкурсных управляющих по делам о банкротстве должны быть возложены на Федеральную службу судебных приставов. Затем, поскольку банкротство есть дело, в котором суд не отправляет правосудия, а вершит деятельность в сфере государственного управления, функции суда по делам о банкротстве необходимо возложить на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные управления. Такая реформа позволит экономить больше, чем передача государственных функций в частные руки.
Пристав-исполнитель называется судебным не только потому, что исполняет судебные постановления, но и потому, что на него возлагают функции, не связанные с отправлением правосудия, которыми в прошлом занимались суды.
Литература
1. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: научный стиль речи. М., 1976. 192 с.
2. Ляпидевский Н. История нотариата. М., 1875. Т. 1. 310 с.
3. Михеева Л.Ю. Доклад в рамках круглого стола "Договор залога. Исполнительная надпись нотариуса при внесудебном порядке взыскания на заложенное имущество" // Бюллетень нотариальной практики. 2014. N 2. С. 2 - 13 // СПС "КонсультантПлюс".
4. Родионова В.С. Роль судебного пристава-исполнителя в деле по иску об освобождении имущества от ареста в исполнительном производстве: науч. докл. Иркутск, 2014. 71 с.
5. Чегоряева П.А. Модели исполнительного производства в соотношении с законами о несостоятельности физических лиц (паулианов иск, футурология и другие сюжеты): науч. докл. Иркутск, 2015. 55 с.
6. Ярков В.В. Небюджетная (частная) организация принудительного исполнения: "за" и "против" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. N 9. С. 24 - 43.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.