Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОТАРИАЛЬНАЯ ТАЙНА И ОСВОБОЖДЕНИЕ НОТАРИУСА ОТ ОБЯЗАННОСТИ ЕЕ СОХРАНЕНИЯ
О.В. РОМАНОВСКАЯ
Нотариальная тайна является важной гарантией осуществления нотариальной деятельности. В Российской Федерации нотариус, впервые назначаемый на должность, приносит присягу: "Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку" (ст. 14 Основ законодательства РФ о нотариате, далее - Основы о нотариате). Статья 16 Основ о нотариате устанавливает: "Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия".
Нотариальная тайна является профессиональной, и в отличие от банковской и врачебной тайн она не способствует установлению доверительных отношений, а является гарантом неприкосновенности частной жизни, поскольку лицо, обратившееся к нотариусу, должно предоставить те или иные факты, касающиеся его личной жизни, в противном случае нотариальное действие не будет произведено <1>. С другой стороны, на конференции национальных организаций нотариусов Европейского союза в 1995 году в Неаполе был принят Этический кодекс нотариусов Европы, закрепляющий совокупность норм, общих для всех нотариусов Европейского союза. Пункт 1.2.3 предусматривает: "Являясь доверенным лицом своих клиентов, нотариус обязан сохранять тайну нотариального действия в соответствии с действующим национальным законодательством. Обязанность сохранения тайны нотариального действия возлагается не только на нотариуса, но и на его коллег, работающих с ними в рамках профессионального партнерства, и на его сотрудников; при этом должны соблюдаться нормы действующего национального законодательства" <2>. Профессор Хельмут Шиппель, комментируя Этический кодекс, указывает, что без включения обязанности сохранять тайну нотариального действия "невозможно доверие к нотариусу со стороны его клиентов, а без такого доверия, в свою очередь, становится невозможным надлежащее выполнение нотариусом своих должностных обязанностей по совершению нотариального удостоверения и консультированию участников правоотношений" <3>.
--------------------------------
<1> Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М., 2001. С. 241.
<2> Нотариальный вестник. 1997. N 2. С. 29.
<3> Шиппель Х. Чтобы действовать по общему закону: этический кодекс нотариусов Европы // Нотариальный вестник. 1997. N 5. С. 12.
Несоблюдение нотариусом нотариальной тайны может повлечь административную (ст. 13.14 КоАП РФ "Разглашение информации с ограниченным доступом") или уголовную (ст. 202 УК РФ "Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами") ответственность, а также меры дисциплинарного воздействия, вплоть до лишения статуса нотариуса. Кстати, Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2011 г. N 444-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Олейник Ольги Андреевны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 5, пунктом 3 части пятой статьи 12, частью второй статьи 16 и частью третьей статьи 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" подтвердило обязанность соблюдения нотариальной тайны, указав, что отсутствие в Основах о нотариате указания на то, за какого рода нарушения законодательства нотариус лишается права заниматься нотариальной деятельностью, "не может рассматриваться в качестве нарушения прав заявительницы в ее конкретном деле, поскольку, как следует из представленных решений судов общей юрисдикции, основанием лишения О.А. Олейник права заниматься нотариальной деятельностью послужило, в частности, разглашение ею нотариальной тайны". Конституционный Суд России специально подчеркнул: "Между тем лишение права заниматься нотариальной деятельностью за нарушение обязанности хранить нотариальную тайну не может рассматриваться как несоразмерная мера ответственности, поскольку обязанность нотариуса хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением им профессиональной деятельности, направлена на реализацию конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 474-О-О)".
Законы о нотариате стран ближнего зарубежья закрепляют аналогичные правила, но в них нередко содержатся более точные правила, чем в российских Основах о нотариате. Так, ст. 6 Закона Республики Молдова от 8 ноября 2002 года N 1453-XV "О нотариате" устанавливает, что информация о совершенных нотариальных актах предоставляется по требованию судебной инстанции, прокуратуры, органов уголовного преследования в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами или делами об административных правонарушениях и по требованию налоговых органов в целях осуществления относящихся к налоговой сфере полномочий. Уточняется, что предоставление информации, касающейся профессиональной тайны, в любых других случаях запрещается.
Статья 5 Закона Республики Армения от 27 декабря 2001 года N ЗР-274 "О нотариате" определяет, что по поданному в соответствии с законом письменному требованию прокурора, или суда, или следователя, или органа дознания нотариус выдает справки о нотариальных или иных совершаемых им действиях, выписки, копии или оригиналы из нотариального дела только в связи с находящимися в предварительном следствии или судебном производстве уголовными и гражданскими делами. До вступления приговора суда в законную силу судье, прокурору, следователю, органу дознания или адвокату запрещается предоставлять информацию о нотариальных действиях другим лицам, включая средства массовой информации, а также разглашать эту информацию в своих выступлениях.
Статья 79 Закона Латвийской Республики от 1 июня 1993 года "О нотариате" закрепляет, что исключения из правил нотариальной тайны допускаются:
1) для должностных лиц судов, прокуратуры и учреждений досудебного следствия - в связи с исполнением должностных обязанностей;
2) для должностных лиц других ведомств и частных лиц - с согласия участников акта или удостоверения либо с разрешения окружного суда.
Как видим, ст. 16 Основ о нотариате носит весьма ограниченный характер. В ней идет речь:
1) об общей обязанности блюсти нотариальную тайну;
2) освобождение от обязанности сохранения тайны может обеспечить только суд. Причем интересна формулировка "Суд может освободить нотариуса...". Получается, что суд может и не освобождать;
3) предусматривается только одно основание освобождения - возбуждение уголовного дела в отношении нотариуса в связи с совершением нотариального действия.
И только ст. 5 Основ о нотариате закрепляет: "Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя".
Сопоставление содержания ст. 5 и 16 Основ о нотариате указывает на их взаимную нестыковку. Вероятно, у них были различные авторы, не связанные между собой в процессе принятия самого закона.
Получается, что все иные возможные случаи находятся вне предмета правового регулирования Основ о нотариате. Следует руководствоваться специальными нормативными актами. Более того, при конкуренции правовых норм приоритет в подавляющем большинстве случаев будет именно за специальными законами. Так, нередко указывают, что при расследовании уголовных дел органы следствия не соблюдают нормы Основ о нотариате, руководствуясь исключительно нормами УПК РФ. Но этому есть законные основания. Статья 1 УПК РФ прямо предусматривает: "Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации".
В рамках того или иного вида судопроизводства следует учитывать следующие обстоятельства:
- истребование документов и опрос нотариуса в порядке рассмотрения сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ). Следует учитывать: если запрос не содержит указания на возбужденное уголовное дело, то нотариус может ссылаться на ст. 5 Основ о нотариате, отказывая в предоставлении информации. Тем более если запрос оформлен от органов дознания, которые не уполномочены на получение сведений от нотариуса;
- нотариус не обладает свидетельским иммунитетом. В соответствии со ст. 56 УПК РФ нотариус не включен в перечень лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей. Наоборот, за отказ или уклонение от дачи показаний нотариус может быть привлечен к уголовной ответственности. В соответствии со ст. 79 УПК РФ нотариус как свидетель может быть допрошен о любых относящихся к уголовному делу обстоятельствах, в том числе о личности обвиняемого, потерпевшего и своих взаимоотношениях с ними и другими свидетелями. § 53 Уголовно-процессуального кодекса Федеративной Республики Германия предусматривает, что правом отказа от дачи свидетельских показаний пользуются в том числе и нотариусы "о том, что им доверено или стало известно в силу их положения". Причем к лицам, обладающим таким правом в соответствии с § 53a, "в равной мере относятся их помощники и лица, которые работают в порядке стажировки по специальности" <4>. Кстати, В.Ф. Крюков считает, что допрос нотариуса на этапе досудебного производства возможен только с согласия, разрешения или по заключению суда (судьи) <5>, но данное мнение нельзя признать соответствующим УПК РФ;
--------------------------------
<4> Федеративная Республика Германия: Уголовно-процессуальный кодекс. М., 1994. С. 29.
<5> Крюков В.Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. М.: Норма, 2010. 480 с.
- осмотр и выемка нотариальных документов, обыск в помещении нотариальной конторы подчиняются общим правилам, но с учетом некоторых особенностей. Часть 3 ст. 185 УПК РФ закрепляет: "Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса". Формула "иная охраняемая федеральным законом тайна" распространяет требование данного положения и на выемку предметов и документов, содержащих нотариальную тайну;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется в общем порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Коллизии норм Основ о нотариате и Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" возникают при осуществлении прокурором надзорной деятельности (ст. 21 Закона о прокуратуре). При осуществлении надзора за исполнением законов в соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Напомним, что ст. 5 Основ о нотариате допускает выдачу сведений о совершенных нотариальных действиях органам прокуратуры только в связи с конкретным уголовным, гражданским или административным делом.
Однако в данном случае следует напомнить ситуацию, которая была при наличии противоречий Федеральных законов "О банках и банковской деятельности" и "О судебных приставах". Тогда было принято Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа" <6>. Тогда была констатирована несвязанность правовых норм. В то же время Конституционный Суд РФ определил, что федеральный законодатель вправе возложить на банк обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Таким законом, устанавливающим данную обязанность, и является специальный Закон "О судебных приставах". Аналогичная логика применима и к полномочиям прокурорских работников по отношению к нотариусам.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2058.
Следует также упомянуть ст. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", согласно которой на нотариусов в определенных случаях распространяются обязанности по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации. Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. N 82. Нотариус принимает решение о предоставлении указанных сведений на основании субъективного суждения (при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Столь широкая норма подвергается критике в российской юридической литературе <7>.
--------------------------------
<7> См., напр.: Сычев О.М. Комментарий законодательства и судебной практики о деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, и его статусе // СПС "КонсультантПлюс".
Российской юридической наукой предлагалось также отказаться от принципа публичности при рассмотрении дел об обжаловании нотариальных действий или отказа в их совершении. При этом В.В. Аргунов приводит в пример германскую систему разбирательства <8>.
--------------------------------
<8> Аргунов В.В. Общие положения особого производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 7. С. 8 - 13; N 8. С. 15 - 20.
Таким образом, следует констатировать, что институт нотариальной тайны в Российской Федерации нуждается в совершенствовании. С учетом того, что в настоящее время ведется разработка нового федерального закона о нотариате, в нем необходимо учесть те предложения, которые были сформулированы юридической наукой. Кроме того, необходимо устранить противоречия законодательства о нотариате с законами, определяющими статус ряда правоохранительных органов. Следует найти тот баланс интересов, при котором соблюдались бы гарантии нотариальной деятельности и не создавались бы препятствия для законной деятельности, например, таких органов, как прокуратура. Не стоит поддерживать предложение об усилении гарантий нотариальной деятельности и предоставлении свидетельского иммунитета нотариусу в рамках уголовного судопроизводства.
Литература
1. Аргунов В.В. Общие положения особого производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 7. С. 8 - 13; N 8. С. 15 - 20.
2. Крюков В.Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. М.: Норма, 2010. 480 с.
3. Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М., 2001. 312 с.
4. Сычев О.М. Комментарий законодательства и судебной практики о деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, и его статусе // СПС "КонсультантПлюс".
5. Шиппель Х. Чтобы действовать по общему закону: этический кодекс нотариусов Европы // Нотариальный вестник. 1997. N 5.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.