Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, НАРУШИВШИМ РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ (ПРОЖИВАНИЯ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Н. СУСЛОВА, В.Н. АМЕЛЬЧАКОВА
Проводимая в последние годы государственная миграционная политика сопровождалась принятием ряда нормативных правовых актов. Внесенные изменения в миграционное законодательство значительно расширили полномочия миграционных органов и усилили административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Принятые поправки в миграционное законодательство привели к увеличению количества судебных разбирательств, связанных с обжалованием решений и действий должностных лиц ФМС России. Однако судебная практика в Российской Федерации по делам, связанным с участием иностранных граждан, складывается неоднозначно, особенно это касается категории иностранных граждан, имеющих родственные отношения с гражданами Российской Федерации. Так, факты сожительства иностранных граждан с гражданами РФ нередко рассматриваются судьями как "устойчивые социальные (семейные) связи" и впоследствии с данной формулировкой принимаются решения без применения дополнительной меры административного законодательства - выдворения за пределы РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федосеев А.И. Применение норм международного права по делам, связанным с ограничением прав иностранных граждан // СПС "КонсультантПлюс".
Решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
По смыслу положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод <2>, вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., и Конвенции о правах ребенка <3> (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 15 сентября 1990 года, с учетом их применения Европейским судом по правам человека административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда это необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
--------------------------------
<2> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.
<3> Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
В связи с этим при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ важно исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства <4>.
--------------------------------
<4> См.: Постановление Брянского областного суда от 19 февраля 2015 г. по делу N 44-А-8/2015; Постановление Брянского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу N 44-А-15/2015.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, такие как длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и т.д., подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, выясняются и устанавливаются порядке гл. 26 КоАП РФ.
Если с соблюдением указанных положений необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), будет установлена, дополнительное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 18.8, подлежит назначению.
В качестве дополнительной меры наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Однако при производстве по делу об административном правонарушении по данному составу возникает вопрос по установлению личности данного лица. В административном производстве процедура установления личности не регламентирована, в связи с чем существует судебная практика отказа в принятии материалов по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ на рассмотрение, либо материалы возвращаются на основании подп. 4 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ по причине неполноты представленных документов в отношении незаконно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность, хотя диспозиция и санкция за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в том числе в отсутствии документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, четко регламентированы в ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ иностранные граждане, не имеющие документы, удостоверяющие личность, за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 18 КоАП РФ, доставляются в органы внутренних дел для установления личности. Исходя из ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ, указанные лица могут задерживаться на срок не более 48 часов. Установить личность иностранного гражданина и получить документы, удостоверяющие его личность, за указанный период часто не представляется возможным. Единственным доказательством в установлении личности данного лица являются сведения, содержащиеся в центральном банке данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих или постоянно проживающих в РФ, введенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. N 186 <5>. Однако суды зачастую не принимают это в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
--------------------------------
<5> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. N 186 "Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" // СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит установлению лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность.
Как и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, могут быть установлены доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ. Такими доказательствами могут быть рапорта должностных лиц, выявивших иностранного гражданина, нарушающего режим пребывания на территории Российской Федерации; справка, составленная на основании данных миграционного учета Федеральной миграционной службы о наличии и сроках регистрации по месту временного пребывания иностранного гражданина; копия обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение страны проживания иностранного гражданина об оказании содействия в установлении его личности и документировании; результаты проверок по учетам информационных центров ГУМВД, УМВД, иных информационных учреждений системы МВД Российской Федерации, дактилоскопическая карта или анкета опроса иностранного гражданина, утратившего в период пребывания на территории Российской Федерации документы, удостоверяющие личность; свидетельские показания представителя работодателя иностранного гражданина, лиц, совместно проживающих или работающих с иностранным гражданином, либо иных лиц. Наряду с личностью лица, привлекаемого к административной ответственности, необходимо устанавливать и его принадлежность к гражданству какого-либо государства либо отсутствие такового, поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ, является только иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Правильность сообщения иностранным гражданином сведений проверяется по регистрам банка данных миграционного учета, ведущегося по правилам, определенным в Положении о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186.
На основании ст. 26.7 КоАП РФ к документам могут быть отнесены материалы информационных баз и банков данных. Таким образом, справка, составленная на основании данных миграционного учета Федеральной миграционной службы о наличии и сроках регистрации по месту временного пребывания иностранного гражданина, может и должна служить доказательством по делу об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Участие в необходимых случаях в производстве по делу об административном правонарушении переводчика - важная гарантия равноправия, объективности рассмотрения дела, обеспечения выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях, провозглашенных ст. 24.1 КоАП РФ.
Обязанность по предоставлению услуг переводчика возлагается на должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 25.10 КоАП РФ переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Таким образом, эта обязанность возникает у должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и исполняется посредством фиксации в установленном порядке в протоколе об административном правонарушении права на переводчика либо отказа от права на переводчика, а также в случае необходимости - фиксации факта назначения конкретного переводчика.
Правовой статус переводчика в административном производстве закреплен в ст. 25.10 КоАП РФ, ч. 3 которой установлена обязанность переводчика явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. За отказ или за уклонение от исполнения своих обязанностей переводчик несет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
Таким образом, поскольку обязанность должностного лица, составляющего протокол об административном правонарушении, по предоставлению услуг переводчика императивно установлена законом, им должны быть предприняты необходимые меры для предоставления переводчика лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющему государственным (русским) языком.
Следующий вопрос связан с назначением судом адвоката по ходатайству иностранного гражданина, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ.
Статьей 25.5 КоАП РФ закреплен правовой статус защитника, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Указанной статьей не предусмотрены случаи обязательного назначения защитника лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, суд не обязан и не вправе назначить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ, защитника. Последний допускается к участию в деле только по инициативе привлекаемого к ответственности лица.
В случае если судом в нарушение указанных норм закона по делу об административном правонарушении назначен защитник, возникает вопрос о том, с кого взыскивать расходы на оплату его услуг. В силу ст. 24.7 КоАП РФ расходы на оплату услуг защитника не относятся к судебным издержкам и не могут быть взысканы ни с физического лица, ни за счет какого-либо бюджета.
Таким образом, назначенный судом для защиты интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ, адвокат по окончании участия в производстве по делу вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском о взыскании на основании ст. 15 ГК РФ с такого лица в его пользу убытков, понесенных в связи с участием в качестве защитника в производстве по делу об административном правонарушении.
Литература
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. N 186 "Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" // СПС "КонсультантПлюс".
4. Постановление Брянского областного суда от 19 февраля 2015 г. по делу N 44-А-8/2015.
5. Постановление Брянского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу N 44-А-15/2015.
6. Федосеев А.И. Применение норм международного права по делам, связанным с ограничением прав иностранных граждан // СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.