Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАКТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
А.А. СОЛОВЬЕВ
Говоря о защите экономических прав граждан, невозможно оставить без внимания и защиту прав субъектов предпринимательства и юридических лиц средствами прокурорского надзора, которая получила научное освещение в ряде трудов <1>.
--------------------------------
<1> Чубенко И.С. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Идилова Ж.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите малого и среднего предпринимательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012; Белецкий В.М. Прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. М., 1996; Бут Н.Д., Ларьков А.Н., Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности: науч.-метод. пособие. М., 2008; Бут Н.Д., Паламарчук А.В. Защита прокурором прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности. М., 2011.
Защита прав предпринимателей - физических и юридических лиц является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, это связано в том числе и с динамичным развитием российского предпринимательства <2>.
--------------------------------
<2> Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики // Прокурор. 2012. N 4. С. 18.
Коллегией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проведенной в июне 2015 г., отмечено, что органами прокуратуры проводится целенаправленная работа по защите прав и законных интересов предпринимателей, обеспечению законности при развитии малого и среднего бизнеса.
Начиная с 2012 г. прокурорами пресечено свыше 484 тыс. нарушений законов о защите прав хозяйствующих субъектов, по протестам приведено в соответствие с федеральным законодательством почти 65 тыс. нормативных правовых актов, внесено около 86 тыс. представлений, в суды направлено 11,5 тыс. заявлений (исков), к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 69 тыс. виновных лиц, по материалам, направленным в порядке ст. 37 УПК РФ, возбуждено 146 уголовных дел. В 79 субъектах Российской Федерации только благодаря прокурорскому вмешательству приняты или приведены в соответствие с федеральным законодательством программы поддержки представителей бизнеса <3>.
--------------------------------
<3> Решение Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 июня 2015 г. "О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" // СПС "КонсультантПлюс".
Помимо прочего, в решении Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации отмечено следующее.
Органами прокуратуры вскрыты многочисленные административные барьеры, имеющие место при получении разрешений на строительство, подключении объектов к коммунальным системам. В отдельных субъектах Российской Федерации установлены факты неправомерного взимания с хозяйствующих субъектов платы за подключение объектов капитального строительства к коммунальным сетям, а также за выдачу технических условий за такое подключение.
Несмотря на то что прокуроры активно используют предоставленные полномочия по пресечению проведения необоснованных проверочных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, по-прежнему отмечается значительное административное давление со стороны контролирующих органов.
Для устранения нарушений законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в 2013 - 2015 гг. в суды общей юрисдикции предъявлено 1654 иска (заявления), в 2013 г. - 530 исковых заявлений, в 2014 г. - 807, за 5 месяцев 2015 г. - 227. Из них 525 связаны с неисполнением органами местного самоуправления обязанности по обеспечению доступа к информационным ресурсам в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, по указанным фактам в отношении должностных лиц органов местного самоуправления прокурорами возбуждено 45 дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.
Несмотря на то что средний и малый бизнес продолжает испытывать необоснованную нагрузку со стороны органов власти, вмешательство прокуроров не всегда было своевременным и адекватным нарушениям. В этой связи необходимо улучшать эффективность принимаемых мер прокурорского реагирования <4>.
--------------------------------
<4> Игонина Н.А., Бессарабов В.Г., Викторов И.С., Буренина О.В. К вопросу о критериях и показателях эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 47 - 53.
Кроме того, прокурорами проводились необоснованные проверки предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе сопряженные с подменой функций других органов: Роспотребнадзора, Росприроднадзора, контрольно-надзорных полномочий МЧС России и МВД России. Одновременно при подтверждении в ходе проверочных мероприятий сведений о нарушении прав хозяйствующих субъектов прокурорами не во всех случаях рассматривался вопрос о возбуждении административных производств, об инициировании уголовного преследования за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Не в полной мере использовались возможности взаимодействия с предпринимательским сообществом, прежде всего с целевыми объединениями, а также общедоступные источники получения информации об административных барьерах и давлении на бизнес. Недостаточно задействовались ресурсы средств массовой информации, сети Интернет, банка судебных решений для выявления скрытых нарушений прав предпринимателей. Вопреки требованиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ряде регионов прокурорами не налажена эффективная работа межведомственных групп по защите прав предпринимателей.
Решением Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 июня 2015 г. закреплено, что прокурорам для обеспечения законности при развитии малого и среднего бизнеса, защиты прав предпринимателей нужно исходить из необходимости принятия исчерпывающих мер, направленных на пресечение фактов ущемления их законных интересов, привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
В целях выявления случаев неоднократного проведения контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, дублирования проверок, нарушения порядка формирования и ведения единого реестра проверок прокурорам рекомендовано осуществлять мониторинг сведений, размещаемых органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в указанном реестре, оперативно принимать меры к устранению выявленных нарушений, а также исключить факты неправомерного вмешательства прокурорских работников в законную предпринимательскую деятельность, проведения необоснованных проверок хозяйствующих субъектов, подмены своей деятельностью функций других органов государственного и муниципального контроля (надзора).
Необходимо также решительно пресекать факты проведения органами контроля (надзора) под видами различных рейдов и мониторинга проверок хозяйствующих субъектов, использовать потенциал общественных организаций, созданных общественных советов, региональных объединений предпринимателей, средств массовой информации для оперативного получения сведений о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности, наличии административных барьеров в сфере развития и поддержки предпринимательства, активизировать работу по мониторингу интернет-ресурсов с целью установления фактов нарушений, а также усилить роль межведомственных рабочих групп по защите предпринимателей в правовой охране хозяйствующих субъектов, ликвидации административных барьеров и снижении излишнего давления на бизнес.
Указанные выше вопросы организации прокурорского надзора в данной сфере рассмотрены рядом ученых. Так, в книге "Государственный контроль и защита предпринимательства" <5> авторы наряду с правовыми основами защиты прав предпринимателей уделяют внимание такой конкретной проблеме, как роль прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей, в том числе при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В содержательном плане данная научная работа в целом посвящена рассмотрению актуальных проблем защиты прав юридических лиц с акцентированием особого внимания на правовом регулировании отношений, возникающих в связи с осуществлением контроля, вместе с тем важно отметить, что в этой работе также приведена информация о нарушениях прав граждан - индивидуальных предпринимателей в некоторых сферах экономических отношений: во всех регионах допускаются многочисленные факты нарушения сроков рассмотрения обращений граждан, сроков выдачи лицензий и разрешений органами, обладающими соответствующими полномочиями, завышение сумм сборов и пошлин, предусмотренных законодательством, неуведомление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о предстоящей проверке либо нарушение сроков такого уведомления.
--------------------------------
<5> Бут Н.Д., Ларьков А.Н., Паламарчук А.В. Государственный контроль и защита предпринимательства. М., 2009.
Так, прокурорами выявляются многочисленные нарушения основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленных ст. 3 Закона N 294-ФЗ, в том числе таких, как презумпция добросовестности субъектов предпринимательской деятельности, открытость и доступность информации об организации такого контроля (надзора), о правах и обязанностях данных органов и лиц, осуществляющих контроль (надзор). Нередки случаи незаконного проведения проверок субъектами, не наделенными законодательством правом проведения таких проверок, допускаются неединичные факты взимания платы с субъектов предпринимательской деятельности за проведение мероприятий по контролю.
К примеру, органы прокуратуры Центрального федерального округа <6> проводят регулярные проверки, направленные на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности. Прокуроры ориентированы на выявление коррупционных механизмов в деятельности государственных контролирующих органов, а также фактов необоснованного наделения муниципальных органов контроля полномочиями, отнесенными к компетенции федеральных и региональных органов контроля.
--------------------------------
<6> По данным интернет-сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации по состоянию на 2010 г.
Интересен опыт работы прокуратуры в Уральском федеральном округе. Анализ практики показывает, что в целом прокуроры эффективно защищают права хозяйствующих субъектов. По результатам рассмотрения заявлений прокурорами проведение 1531 (62%) проверочного мероприятия согласовано, а в 958 (38%) случаях отказано <7>.
--------------------------------
<7> Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 33-15-2015 "О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Уральском федеральном округе" // Архив Академии Генеральной прокуратуры РФ.
В субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, количество отказов в согласовании проведения внеплановой выездной проверки колеблется от 57 до 22% (Курганская область - 57%, Ямало-Ненецкий автономный округ - 50%, Свердловская область - 44%, Челябинская область - 33%, Ханты-Мансийский автономный округ - 26%, Тюменская область - 22%).
Практика прокурорского надзора показывает, что наибольшее количество решений об отказе в согласовании проведения внеплановых выездных проверок принималось в связи с отсутствием оснований для их проведения (75%), невыполнением органами контроля (надзора) в полном объеме требований, предъявляемых к организации подобных мероприятий (21%).
В ходе проверок деятельности контролирующих органов прокурорами в 2014 г. выявлено 2485 нарушений закона, признано незаконным проведение более 70 проверок. Во всех случаях приняты необходимые меры реагирования, в том числе внесено 650 представлений, по требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 600 виновных лиц, объявлено 173 предостережения о недопустимости нарушений закона.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что до настоящего времени не искоренены факты проведения плановых проверок, не включенных в сводный план, размещенный на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Подобные нарушения выявлены прокурорами Челябинской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем виновные должностные лица привлечены к административной ответственности.
Органы контроля допускали проведение внеплановых проверок без распоряжения руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа, посредством направления в адрес хозяйствующих субъектов запроса о предоставлении информации.
В ряде случаев контролирующие органы проводили внеплановые проверки по вопросам, не относящимся к их компетенции. Нередко прокурорами выявлялись факты проведения контролирующими органами проверочных мероприятий с грубыми нарушениями, обозначенными в ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ, ведущими к признанию результатов такой проверки недействительными. По-прежнему имеют место случаи проведения внеплановых проверок под видом административного расследования.
Вышеупомянутые решения Коллегии Генеральной прокуратуры, а также информация, изложенная в информационных письмах, приняты к сведению прокурорами субъектов Российской Федерации и реализованы в практической деятельности.
Органы прокуратуры последовательно осуществляют надзор за соблюдением прав предпринимателей при прохождении ими разрешительных процедур и проведении в отношении их контрольно-надзорных мероприятий. Принимая во внимание существенные изменения земельного законодательства, вступившие в силу в 2015 г., Генеральная прокуратура Российской Федерации организовала проверку исполнения во всех регионах законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей при осуществлении контроля и предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере земельных отношений. Проверка нацелена на оценку законности исполнения территориальными органами Росимущества, Росреестра, Росприроднадзора, Россельхознадзора, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий по указанным вопросам. Усилия прокуроров сосредоточены на выявлении и пресечении на местах нарушений в нормативном правовом регулировании земельных отношений, а также в правоприменительной деятельности уполномоченных органов при предоставлении земельных участков хозяйствующим субъектам. Пристальное внимание уделено соблюдению прав предпринимателей при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля <8>.
--------------------------------
<8> По данным интернет-сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации по состоянию на 2015 г.
Основная масса выявленных прокурорами нарушений связана с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, касающихся административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.
В целях совершенствования практики прокурорского надзора в указанной сфере Генеральным прокурором Российской Федерации издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 августа 2005 г. N 29 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности", в котором в первую очередь указывается на необходимость усиления надзора за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регламентирующих правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, при этом перед органами прокуратуры поставлена задача добиваться отмены противоречащих закону нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления путем принесения протестов или обращения с заявлениями об их оспаривании в суд <9>.
--------------------------------
<9> Пункт 1.1 Приказа Генпрокуратуры РФ от 17 августа 2005 г. N 29 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности" // Законность. 2005. N 10. С. 61 - 62.
Надзор за законностью правовых актов как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности определен и в Приказе Генпрокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности".
Достаточно сказать, что в 2011 - 2013 гг. выявлено свыше 50 тыс. незаконных актов органов контроля (надзора), содержащих ограничения прав и свобод субъектов экономической деятельности, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым приняты меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных правонарушений.
Всего за указанный период времени поступило в органы прокуратуры из контролирующих органов 76 346 заявлений о согласовании внеплановой проверки в отношении малого и среднего бизнеса, проведено 61 050 проверок законности деятельности органа, осуществляющего проверки работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в отношении субъектов малого и среднего бизнеса), по результатам проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса выявлено 116 294 нарушения законов <10>.
--------------------------------
<10> По данным статистической отчетности "Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства контролирующими органами в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по форме ГМК за 2011 - 2013 гг.
И действительно, росту количества малых и средних предприятий сопутствовало увеличение и совершенствование правовой базы, в связи с чем активизирована работа органов прокуратуры.
Практика прокурорского надзора показала наличие большого количества правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность. По требованиям прокуроров некоторых субъектов Федерации отменены правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, принятые с превышением полномочий, устанавливающие неравные условия для осуществления предпринимательской деятельности и не предусмотренные законом сборы и обязанности, пресечены действия (бездействие), которые привели или могли привести к ограничению и устранению конкуренции <11>.
--------------------------------
<11> Паламарчук А.В. Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2008. N 11.
Указанное направление прокурорского надзора является в числе прочих одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры <12>.
--------------------------------
<12> Соловьев А.А. Предмет прокурорского надзора за соблюдением экономических прав граждан Российской Федерации: понятие и содержание // Российский следователь. 2013. N 3. С. 44 - 46.
Таким образом, на сегодняшний день с введением полномочий органов прокуратуры по согласованию проведения плановых и внеплановых проверок органов государственного контроля появился реальный механизм защиты прав субъектов предпринимательства при проведении таких проверок, в то же время деятельность самих органов прокуратуры в настоящее время должна быть направлена на усиление эффективности надзора в указанной сфере и недопущение прокурором подмены полномочий органов государственного контроля.
Литература
1. Белецкий В.М. Прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. М., 1996.
2. Бут Н.Д., Ларьков А.Н., Паламарчук А.В. Государственный контроль и защита предпринимательства. М., 2009.
3. Бут Н.Д., Ларьков А.Н., Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности: науч.-метод. пособие. М., 2008.
4. Бут Н.Д., Паламарчук А.В. Защита прокурором прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности. М., 2011.
5. Игонина Н.А., Бессарабов В.Г., Викторов И.С., Буренина О.В. К вопросу о критериях и показателях эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 47 - 53.
6. Идилова Ж.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите малого и среднего предпринимательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
7. Паламарчук А.В. Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2008. N 11.
8. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики // Прокурор. 2012. N 4. С. 18.
9. Соловьев А.А. Предмет прокурорского надзора за соблюдением экономических прав граждан Российской Федерации: понятие и содержание // Российский следователь. 2013. N 3. С. 44 - 46.
10. Чубенко И.С. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.