Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ
В.А. ОВЧИННИКОВ, Я.В. АНТОНОВ
Электронная демократия - это новое направление развития демократических институтов. Так, по мнению Совета Европы, которое он выразил в соответствующих рекомендациях по теме электронной демократии, она должна быть подспорьем демократическим процессам, способствовать укреплению демократических тенденций, прозрачности и легитимности государственного управления <1>. При этом управленческая роль государства не должна оспариваться или подвергаться сомнению.
--------------------------------
<1> URL: http://www.coe.int/t/dgap/democracy/Activities/GGIS/CAHDE/2009/RecCM2009_1_and_Accomp_Docs/Recommendation%20CM_Rec_2009_1E_FINAL_PDF.pdf.
По мнению Совета Европы, широкое демократическое участие отдельных лиц и групп позволяет обеспечить большую прозрачность и подотчетность демократических институтов и процессов, а также позволяет гражданам в иных демократических формах приносить пользу обществу <2>.
--------------------------------
<2> Medimorec D., Parycek P., Vitalizing Democracy through E-Participation and Open Government: An Austrian and Eastern European Perspective. Bertelsmann Stiftung. 2011 [Электронный ресурс] // URL: http://www.bertelsmann-stiftung.de/cps/rde/xbcr/SID-9CAA7CF5-908C191E/bst/Daniel%20Medimorec.pdf; Antonov J.V. Legal mechanisms of E-justice for Ensuring Independence and Impartiality of Arbitrators in Light of International Practice // Czech (& Central European) Yearbook of Arbitration. 2014. Vol. IV. NY: Juris Publishing. P. 3 - 24; Idem. Legal Instruments of E-Democracy for Development of Civil Society in the International Practice. Czech Yearbook of International Law. 2014. Vol. V. NY: Juris Publishing. P. 19 - 38.
В Рекомендациях Совета Европы указано: важно обеспечить, чтобы электронная демократия являлась дополнением к традиционным демократическим процессам, а не исключала их - с тем, чтобы расширить возможности для граждан принимать участие в политических процессах и способствовать осуществлению каждого из прав, гарантированных ст. 10 Европейской конвенции "О защите прав человека", на благо каждого человека и демократической культуры каждого общества <3>.
--------------------------------
<3> URL: http://www.coe.int/t/dgap/democracy/Activities/GGIS/CAHDE/2009/RecCM2009_1_and_Accomp_Docs/Recommendation%20CM_Rec_2009_1E_FINAL_PDF.pdf.
Таким образом, ключевыми характеристиками электронной демократии являются участие граждан в политической жизни, прозрачность осуществления государственных функций, легитимность и подотчетность управления <4>.
--------------------------------
<4> Овчинников В.А., Антонов Я.В. Теоретико-практические аспекты электронной демократии и электронного голосования // Юридический мир. 2013. N 4. С. 18 - 21; Антонов Я.В. Электронная демократия как инструмент развития гражданского общества в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. N 3. С. 2 - 3; Его же. Правовые аспекты электронного голосования и электронной демократии // Управленческое консультирование. 2014. N 6 (66). С. 136 - 144.
Совет Европы отмечает, что электронная демократия включает в себя, в частности, электронные: парламент, законодательство, правосудие, медиацию, охрану окружающей среды, выборы, референдум, инициативу, голосование, консультации, петиции, кампании, опрос и обзор. Для этого используются электронное участие, электронное обсуждение и электронные форумы <5>.
--------------------------------
<5> Там же.
Для реализации электронного правосудия могут применяться соответствующие участие, обсуждение и форумы по различным аспектам юридической деятельности органов судебной власти.
В то же время согласно позиции Совета Европы электронное правосудие является использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в отправлении правосудия всеми заинтересованными сторонами в системе судебной власти в целях повышения эффективности и качества публичных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. Система электронного правосудия включает в себя электронную коммуникацию и обмен данными, а также доступ к судебной информации.
Подобно тому как судебная система является ключевым компонентом демократии, электронное правосудие можно назвать важнейшим аспектом электронной демократии, и ее главная цель состоит в том, чтобы повысить эффективность судебной системы и качество правосудия. Доступ к правосудию является одним из аспектов доступности заинтересованных лиц к участию в демократических институтах и процессах.
Электронное правосудие призвано обеспечить повышение качества судебных услуг для граждан и организаций путем использования ИКТ для ускорения судебного разбирательства, улучшения общего качества обслуживания и повышения прозрачности.
Совет Европы также отмечает, что электронное правосудие призвано обеспечить удобный доступ к правовой и судебной информации для общественности, в том числе представителей бизнеса, практикующих юристов, судебной власти, при этом уважая права и свободы граждан.
Электронное правосудие должно включать в себя информативные сайты судов, национальные и международные порталы, системы информирования о статусе судебного дела в онлайн-режиме, системы видеоконференций, а также методы и стандарты электронного обмена информацией.
Особый акцент в рамках электронного правосудия делается на широкое использование электронного обмена данными, в том числе трансграничного обмена, что позволит судебным органам эффективно функционировать <6>.
--------------------------------
<6> Там же.
Следует отметить, что в рамках электронного правосудия речь не идет о передаче судебных полномочий пользователям в Интернете, поскольку это подрывало бы принципы традиционной демократической системы.
Электронное правосудие должно предложить новые ресурсы гражданам и организациям, в том числе новые возможности для получения информации об осуществлении правосудия и юридических процедурах на интернет-сайтах, возбуждения отдельных видов юридических разбирательств (электронные заявления), слежения за ходом разбирательства путем доступа к последней актуальной информации в Интернете, а также для оплаты судебных издержек и расходов в онлайн-режиме (интернет-банкинг).
Кроме того, необходимо обеспечить комплексные, качественные юридические возможности гражданам и организациям осуществлять свое право на эффективную судебную защиту, сознательно и эффективно пользоваться гарантиями, предусмотренными в рамках судебной системы.
В России система электронного правосудия, в полном смысле этого понятия, относится к сфере арбитражного судопроизводства. На сайте Высшего Арбитражного Суда, а теперь Верховного Суда организована подача исковых заявлений, апелляционных, кассационных жалоб, а также отзывов на них, заявлений о пересмотре дел в порядке надзора, ходатайств и иных процессуальных документов в дистанционном режиме через систему электронного правосудия. Кроме того, теперь любое заинтересованное лицо сможет отслеживать движение дела в дистанционном режиме с помощью автоматизированной системы "Электронный страж" <7>.
--------------------------------
<7> URL: http://ras.arbitr.ru/.
Все это способствует упрощению формальных процедур, соблюдению процессуальных сроков, поскольку система электронного правосудия работает круглосуточно. Таким образом, срок подачи, например, искового заявления не ставится в зависимость от времени работы канцелярии суда и заканчивается действительно в 00.00 даты, следующей за последним днем подачи искового заявления.
В нормах процессуального законодательства определены возможности рассмотрения арбитражных дел в дистанционном режиме. Для этого вместе с исковым заявлением необходимо подать ходатайство о рассмотрении дела в дистанционном режиме. В ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ данная процедура именуется участием в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Это представляется весьма удобным по причине экономии времени. Правда, как показывает практика, суды не всегда предоставляют такую возможность ввиду технических сложностей либо разбирательства дела в закрытом судебном заседании, что установлено в ст. 153.1 АПК РФ.
Также следует отметить, что для рассмотрения дела в таком дистанционном порядке все равно необходима явка в соответствующий арбитражный суд по месту нахождения истца и ответчика соответственно. При этом составляется протокол и ведется видеозапись заседания, которая приобщается к протоколу судебного заседания в соответствии с ч. 4 ст. 153.1 АПК РФ.
Базы судебных решений доступны как для системы арбитражных судов (централизованная система) <8>, так и для системы судов общей юрисдикции <9>. Здесь следует отметить, что количество судов общей юрисдикции несопоставимо больше, чем арбитражных. Как правило, каждый суд общей юрисдикции (в Санкт-Петербурге это городской суд и все районные), за исключением мировых судей, имеет свой интернет-сайт, где возможно ознакомиться с движением дела, судебной практикой данного суда, получить консультацию относительно работы суда в дистанционном режиме.
--------------------------------
<8> Там же.
<9> См., напр.: Интернет-сайт Санкт-Петербургского городского суда [Электронный ресурс] // URL: http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru/.
В целях обеспечения открытости информации о деятельности органов судебной власти и учитывая публичный характер деятельности судов, представляется актуальным размещать на их интернет-сайтах информацию о судьях с указанием таких биографических сведений, которые не смогут повлиять на беспристрастность и независимость суда и при этом обеспечат значительно большую прозрачность судебного процесса, подобно тому, как это делается в рамках коммерческих разбирательств при процедуре выбора арбитров.
Допустимо предоставлять подробную информацию о судье, рассматривающем дело, только сторонам, участвующим в нем, в целях обеспечения конфиденциальности судебного разбирательства, если это требуется.
Также видится необходимым развитие правовых механизмов электронного правосудия в системе судов общей юрисдикции, в том числе мировых судей, и формирование Единой общенациональной системы электронного правосудия, обеспечивающей деятельность органов судебной власти всех уровней для создания доступной, понятной, прозрачной судебной власти, пользующейся реальным доверием у граждан и у организаций.
Кроме того, электронное правосудие призвано способствовать эффективному рассмотрению дел с участием граждан и организаций, находящихся в различных странах <10>.
--------------------------------
<10> URL: http://www.coe.int/t/dgap/democracy/activities/ggis/cahde/2009/RecCM2009_1_and_Accomp_Docs/6647-0-ID8289-Recommendation%20on%20electronic%20democracy.pdf.
Таким образом, можно выделить следующие правовые механизмы электронного правосудия:
1) открытость информации;
2) дистанционное взаимодействие;
3) доступная база судебных решений;
4) международное признание судебных решений;
5) электронный документооборот;
6) электронное дистанционное возбуждение разбирательства и подача документов;
7) электронное информирование;
8) электронное консультирование.
При этом электронное правосудие реализуется в следующих направлениях:
- образовательное;
- профессиональное обеспечение деятельности;
- удобство судебной системы для всех граждан и организаций;
- прозрачность судебной деятельности;
- подотчетность судебной деятельности.
Реализация электронного правосудия в разрезе изложенных правовых механизмов, по нашему мнению, явно способствует осуществлению судебных функций прозрачным образом, подразумевая при этом механизмы как внутригосударственного, так и общественного и профессионального контроля. При этом обеспечивается открытость информации, и, как следствие, появляются новые возможности для обеспечения независимости и беспристрастности суда.
Для системы российского электронного правосудия актуальна тематика онлайн-судов или коммерческих электронных судов. В мировой практике появилась новая форма осуществления правосудия, которая получила свое распространение в рамках частной правовой практики. Речь идет об электронных судах. Здесь следует сделать оговорку: электронные суды относятся к частным и не являются государственными или общественными.
Поскольку в электронных судах предполагается полностью дистанционное взаимодействие и полностью же электронный документооборот, такая практика может оказать существенное влияние на обеспечение независимости и беспристрастности судов арбитров, поскольку основные риски нарушения беспристрастности и независимости связаны с личными контактами и взаимодействием. Для коммерческих судов, существующих при какой-либо организации, характерны риски имущественной и финансовой зависимости от своего учредителя.
Первый электронный суд был создан в Нидерландах в 2011 г. Рассмотрим его основные особенности. Электронный суд представляет собой интернет-суд по гражданским спорам; при этом судопроизводство рассчитано на восемь недель по доступной цене. Это частный суд, который выносит приговоры самостоятельно, но его приговоры для сторон, принявших условия рассмотрения, имеют такую же юридическую силу, как и государственных судов.
Прозрачность процесса достигается путем онлайн-обмена документами на состязательной основе, а также доступа к информации о профессиональном образовании и опыте электронного судьи <11>.
--------------------------------
<11> URL: https://www.e-court.nl/.
Электронный суд в своей концепции впервые полностью объединяет правовое поле и ИКТ, чтобы обеспечить максимально эффективный доступ к правосудию <12>.
--------------------------------
<12> URL: http://www.innovatingjustice.com/innovations/e-court-the-first-online-private-court?view_content=details.
В Индии также существует электронный суд, который действует с 2013 г. <13> Из особенностей рассмотрения дела в электронном суде следует отметить то, что слушания по делу вообще могут не проходить, если ни одна из сторон не изъявила такого желания. Таким образом, возможно полностью независимое и беспристрастное разбирательство, поскольку личный контакт полностью исключен.
--------------------------------
<13> URL: http://e-court.in/.
В случае несогласия с решением в электронном суде предусмотрена апелляция. Рассмотрение дела в первой инстанции занимает шесть недель, во второй - четыре недели <14>.
--------------------------------
<14> URL: https://e-court.in/how_it_works/how.php.
Электронные суды успешно функционируют в Великобритании <15>, Канаде <16>, США <17>, Австралии <18>, Китае <19>, Сингапуре <20>, Новой Зеландии <21>, Нидерландах <22>, Франции <23>, Швейцарии <24>, Испании <25> и Швеции <26>.
--------------------------------
<15> URL: https://e-court.im/.
<16> URL: https://e-court.ca/.
<17> URL: https://e-court.us/.
<18> URL: https://ecourt-au.com/.
<19> URL: https://e-court.cn/.
<20> URL: https://e-court.sg/.
<21> URL: https://e-court.co.nz/.
<22> URL: https://e-court.co.nl/.
<23> URL: https://ecourt.fr/.
<24> URL: https://e-court.ch/.
<25> URL: https://e-court.es/.
<26> URL: https://e-court.se/.
В то же время на Филиппинах, в городе Кезон-Сити, электронным считается государственный суд, хотя при этом он не является в полной мере онлайн-судом, поскольку, несмотря на заявленные цели по обеспечению качества правосудия в разумные сроки и мгновенный поиск информации для судей и работников суда, он является скорее элементом системы электронного правосудия и не предполагает рассмотрение дел в полностью дистанционном режиме с использованием Интернета <27>.
--------------------------------
<27> URL: http://newsinfo.inquirer.net/426537/sereno-e-court-to-enhance-transparency-in-justice-system.
Таким образом, электронное правосудие отличается от электронного суда тем, что система электронного правосудия не претендует на изменение традиционной процедуры рассмотрения дела в суде: она лишь предполагает создание открытой, удобной и доступной системы осуществления правосудия, интеграции судебных органов и их информационных систем, реализацию электронного документооборота, в то время как в рамках системы электронных судов дело рассматривается в дистанционном режиме и некоторые привычные стадии могут быть изменены или вовсе пропущены (например, слушания).
Электронный (онлайн-) суд, таким образом, характеризуют:
- дистанционное правосудие;
- электронная система доказательств;
- электронное участие;
- электронный документооборот.
После рассмотрения основных аспектов электронного правосудия в зарубежной и отечественной правовой практике можно с уверенностью говорить о настоятельной необходимости его дальнейшего совершенствования на основе международных и отечественных наработок на всех уровнях судебной власти в России.
Литература
1. Antonov J.V. Legal mechanisms of E-justice for Ensuring Independence and Impartiality of Arbitrators in Light of International Practice // Czech (& Central European) Yearbook of Arbitration. 2014. Vol. IV. NY: Juris Publishing. P. 3 - 24.
2. Antonov J.V. Legal Instruments of E-Democracy for Development of Civil Society in the International Practice // Czech Yearbook of International Law. 2014. Vol. V. NY: Juris Publishing. P. 19 - 38.
3. Medimorec D., Parycek P., Vitalizing Democracy through E-Participation and Open Government: An Austrian and Eastern European Perspective. Bertelsmann Stiftung, 2011. P. 14.
4. Антонов Я.В. Электронная демократия как инструмент развития гражданского общества в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. N 3. С. 2 - 3.
5. Овчинников В.А., Антонов Я.В. Теоретико-практические аспекты электронной демократии и электронного голосования // Юридический мир. 2013. N 4. С. 18 - 21.
6. Антонов Я.В. Правовые аспекты электронного голосования и электронной демократии // Управленческое консультирование. 2014. N 6 (66). С. 136 - 144.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.