Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ КАК ФОРМА УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Н.В. ВИННИК
В Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О указывается, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением (поэтому не обязательны для исполнения органом власти); их целью является выявление коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер (то есть значимо мнение только группы лиц); конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта <1>.
--------------------------------
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 2.
На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
- проект акта об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
- проект акта об утверждении генерального плана поселения и городского округа;
- проект акта о внесении изменений в генеральный план поселения и городского округа, за исключением изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения;
- проект правил землепользования и застройки;
- проект акта о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
- проект акта о предоставлении права на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- проект планировки и проект межевания территории <2>;
- проект акта об установлении публичного сервитута для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения <3>.
--------------------------------
<2> Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 17 июня.
<3> Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Российская газета. 2001. 30 октября.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В большинстве муниципальных образований публичные слушания организуются стандартно - в форме собраний, на которые приглашаются эксперты, представители общественности, депутаты и должностные лица органов местного самоуправления, представители средств массовой информации и заинтересованные граждане. К примеру, порядок организации и проведения публичных слушаний в городском округе "Город Хабаровск" в форме собраний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Хабаровской городской Думой <4>. Подобные положения о публичных слушаниях приняты и в других муниципальных образованиях края <5>.
--------------------------------
<4> Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городском округе "Город Хабаровск": решение Хабаровской городской Думы от 22.11.2005 N 181 // Хабаровские вести. 2005. 30 декабря.
<5> См.: О Положении о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Городское поселение "Город Советская Гавань": решение Совета депутатов городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района от 07.07.2005 N 12 // СПС "КонсультантПлюс".
Однако такой подход имеет существенный недостаток. На слушания выносятся вопросы, различающиеся по содержанию и уровню общественной значимости. Существующая нормативная база публичных слушаний в большинстве муниципальных образований не позволяет варьировать процедуру их проведения в зависимости от характера рассматриваемого вопроса. Это снижает эффективность института публичных слушаний, делая его в значительной мере формальным.
Кроме того, если инициатором выступают граждане, то реализация их права на проведение слушаний должна иметь определенные гарантии. В большинстве изученных нами положений использованы формулировки, не позволяющие уяснить: назначение публичных слушаний по инициативе населения - это право или обязанность представительного органа муниципального образования. Для этого в положении о публичных слушаниях необходимо четко закрепить основания для отказа.
В юридической литературе отмечается, что ряд положений о порядке проведения публичных слушаний содержит в себе нормы, ограничивающие публичность слушаний, в частности требования о возможности участия в публичных слушаниях только представителей СМИ, аккредитованных при администрации муниципального образования <6>.
--------------------------------
<6> Буров В. Процедура публичных слушаний // ЭЖ-Юрист. 2012. N 28. С. 6.
По результатам проведения публичных слушаний должен быть подготовлен итоговый документ (рекомендации, заключение). Однако вопрос о том, как рождается этот документ, обычно в положениях не раскрывается. Как следствие, на практике нередки случаи, когда по итогам слушаний оргкомитет составляет заключение, не отражающее весь спектр выраженных мнений (отражающее лишь нужное организатору мнение). В этом случае публичные слушания просто теряют смысл, теряется и доверие граждан к этому институту. В данной связи следует согласиться с предложением А.В. Сигарева о том, что в Положении о публичных слушаниях следует указать, что заключение должно отражать в обобщенном виде позиции всех участников <7>.
--------------------------------
<7> Сигарев А.В. Публичные слушания: типичные проблемы муниципально-правового регулирования // Российская юстиция. 2012. N 4. С. 72.
Слушания будут являться действительными, если в их процессе:
- предприняты все возможные меры по извещению заинтересованных лиц;
- установлены все существующие мнения и проведена их полная, объективная фиксация в протоколе слушаний;
- выявленные мнения рассмотрены и оценены органом, принимающим управленческое решение;
- оценка выявленных мнений с мотивированным согласием/несогласием органа, принимающего управленческие решения, задокументирована;
- в случае выявления существенных конфликтов интересов от планируемого управленческого решения создана согласительная комиссия с участием заинтересованных лиц для доработки проекта управленческого решения;
- интересы населения учтены, например, посредством ограничения планируемой деятельности публичными сервитутами.
Судебная практика в целом придерживается мнения о том, что результаты публичных слушаний, оформленные заключением соответствующей комиссии, как и иные документы рекомендательного характера, не создающие дополнительных прав и обязанностей, не могут быть оспорены посредством предъявления самостоятельного требования.
Такой подход к оспариванию документов рекомендательного характера сформировался на основании информационного письма Президиума ВАС РФ "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" <8>.
--------------------------------
<8> О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 // Хозяйство и право. 2005. N 8.
В порядке исключения самостоятельные требования о признании результатов публичных слушаний недействительными могут быть заявлены до момента издания по их результатам акта органа власти.
При этом способом восстановления нарушенного права будет являться обязанность провести повторные публичные слушания.
В юридической литературе отмечается, что зачастую публичные слушания подменяются формальным обозначением учета мнения населения при принятии решений органами местного самоуправления, что может рассматриваться как ограничение прав населения и отдельного гражданина на участие в осуществлении местного самоуправления <9>.
--------------------------------
<9> Помазанский А.Е. Роль институтов прямой демократии в обеспечении контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2013. N 8. С. 24.
Место и время проведения публичных слушаний может намеренно скрываться от населения. К примеру, компания-застройщик, которая является доминирующей на рынке, выкупает тираж газеты, содержащей информацию о месте и времени проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении права на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. В результате публичные слушания проводятся с минимальной явкой жителей и принимается решение в интересах застройщика.
Опыт городского округа "Город Хабаровск" по проведению публичных слушаний и учету мнения населения можно считать положительным. Население активно участвует в обсуждении актуальных вопросов местной жизни, особенно тех, которые имеют большой общественный резонанс.
Например, заявление мэра города о том, что на Амурском и Уссурийском бульварах появятся парковки примерно на 280 мест, возмутило многих горожан: и местных "зеленых", и ученых Института водных и экологических проблем ДВО РАН.
Администрацией города неоднократно подчеркивалось, что решение не будет приниматься без учета общественного мнения, и слушания на эту тему должны были пройти еще в начале мая 2011 года, но были перенесены на месяц. Тем временем 10 июня на сайте zakupki.gov.ru появилось объявление об аукционе на выполнение работ по устройству бульварных парковок. Работы на Уссурийском бульваре были оценены в 2,385 млн рублей, на Амурском - 2,872 млн рублей, завершить их, согласно сообщению, подразумевалось до 1 сентября, а сам аукцион провести 4 июля.
Мероприятие собрало 120 человек, 19 из них выступили. По итогам слушаний было принято решение не проводить работы на бульварах.
В декабре 2013 года в Хабаровске состоялись публичные слушания по вопросам внесения изменений и дополнений в Устав городского округа, собравшие 130 жителей города.
Проблема формального учета мнения населения по вопросам, выносимым на публичные слушания, может быть решена только самим населением непосредственно.
В других субъектах Дальнего Востока население, к сожалению, проявляет меньшую активность на публичных слушаниях.
Литература
1. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 2.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 17 июня.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Российская газета. 2001. 30 октября.
4. Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городском округе "Город Хабаровск": решение Хабаровской городской Думы от 22.11.2005 N 181 // Хабаровские вести. 2005. 30 декабря.
5. О Положении о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Городское поселение "Город Советская Гавань": решение Совета депутатов городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района от 07.07.2005 N 12 // СПС "КонсультантПлюс".
6. Буров В. Процедура публичных слушаний // ЭЖ-Юрист. 2012. N 28. С. 6.
7. Сигарев А.В. Публичные слушания: типичные проблемы муниципально-правового регулирования // Российская юстиция. 2012. N 4. С. 70 - 72.
8. О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 // Хозяйство и право. 2005. N 8.
9. Помазанский А.Е. Роль институтов прямой демократии в обеспечении контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2013. N 8. С. 13 - 24.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.