Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное частное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТНЫХ МЕР ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Е.С. СПЕСИВЦЕВА
Внешняя торговля практически всегда являлась одним из приоритетных направлений развития экономики любого государства.
Еще в XVI в., когда главной доктриной при управлении народным хозяйством страной был меркантилизм, внешняя торговля товарами поощрялась, она являлась подлинным источником богатства (Португалия, Испания, Англия, Франция). Однако это учение основывалось на идее активного платежного баланса - превалирования экспорта над импортом. Более того, импорт находился под перманентным запретом. Это делалось для того, чтобы в стране накапливались золотые и серебряные запасы, тогда как импорт предполагает отток капиталов за рубеж. Результатом такой политики стал экономический спад внутри государств, так как накопленные средства "лежали" в виде страховых богатств и не тратились на нужды страны. Парадокс: торговля, особенно внешняя, активно развивалась, драгоценные металлы в виде денег поступали в казну, а население разорялось.
Сегодня внешнеторговая политика состоит из экспортных и импортных операций. Как правило, направление - политика активного или пассивного платежного баланса - зависит не столько от желаний государства или выбранного политического курса, сколько от сложившейся структуры народного хозяйства и наличия тех или иных ресурсов.
Если 90 - 95% бюджета Саудовской Аравии составляют доходы от экспорта нефти, то, естественно, что в этой стране будет проводиться политика активного платежного баланса (чистый экспорт в 2014 г. составил 76 трлн 915 млрд 726 млн долларов США [13]). А если в Мексике практически нет мощных запасов полезных ископаемых, предприятий, изготавливающих высокотехнологичную или востребованную на мировом рынке продукцию, то внешнеторговый платежный баланс будет пассивным (- 46 трлн 516 млрд 509 млн долларов США в 2014 г. [13]), т.е. импорт будет превышать экспорт.
Структура экспорта и импорта также зависит от внутренних возможностей страны (ресурсов, климатических и географических особенностей, производственной базы, места в мировом разделении труда, уровня цен и др.). Так, например, при ввозе в Россию нежареного кофе в зернах предполагается только фитосанитарный контроль (решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе"), санитарно-эпидемиологический контроль (решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"), подтверждение соответствия техническому регламенту в виде декларации (решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"), тогда как ставка таможенной пошлины будет нулевой. В данном случае ограничения будут касаться только мер защиты жизни и здоровья граждан, но не отечественного производителя, так как в промышленных масштабах кофе в России не выращивается. Зато импортное сырье позволяет функционировать российским кофеперерабатывающим заводам. Если государство установит экономические ограничения на ввоз кофе, такие как тариф или квота, импорт кофейного сырья кратно снизится, а российские заводы просто разорятся.
В условиях захвата мировой торговли транснациональными компаниями (ТНК), все большую часть экспортно-импортных операций занимает поставка полуфабрикатов, узлов, деталей и технологий. Это связано со спецификой самих ТНК. Крупнейшими ТНК в 2015 г., по данным рейтинга FT Global 500, стали компании-гиганты, указанные в таблице.
Таблица 1
Рейтинг десяти крупнейших ТНК мира
Место п/п |
Название ТНК |
Сектор деятельности |
Страна, в которой компания зарегистрирована |
Текущая рыночная капитализация, млрд долл. |
1 |
Apple |
Технологический |
США |
724,773 |
2 |
ExxonMobil |
Нефтегазовый |
США |
356,548 |
3 |
Berkshire Hathaway |
Инвестиционный |
США |
356,510 |
4 |
|
Вычислительной техники и программного обеспечения |
США |
345,849 |
5 |
Microsoft |
Вычислительной техники и программного обеспечения |
США |
333,524 |
6 |
PetroChinal |
Нефтегазовый |
КНР |
329,715 |
7 |
Wells Fargo |
Банковский |
США |
279,919 |
8 |
Johnson@Johnson |
Фармацевтика и биотехнологии |
США |
279,723 |
9 |
Industrial@Commercial Bank of China |
Банковский |
КНР |
275,389 |
10 |
Novartis |
Фармацевтика и биотехнологии |
Швейцария |
267,897 |
Как показывают данные таблицы, в основном это американские компании. Данный факт объясняется следующими причинами. Транснациональные корпорации - это компании, которые привлекают прямые инвестиции, их филиалы и дочерние компании располагаются по всему миру. Бюджет некоторых корпораций превышает бюджеты развивающихся стран. На протяжении всего XX в. большую часть инвестиций притягивали развитые экономики и, как следствие, зарегистрированные там компании. В американских ТНК 80% прибыли приходится на продажи их зарубежных филиалов либо экспорт, направленный в эти филиалы. Также не следует забывать о том, что вся мировая денежная система и по сей день привязана к американскому доллару.
В России также существуют компании, позиционированные как мировые ТНК, однако их рейтинг далек от первой десятки (таблица 2).
Таблица 2
Российские ТНК в мировом рейтинге
Место п/п |
Название ТНК |
Сектор деятельности |
Текущая рыночная капитализация, млрд долл. |
170 |
Газпром |
Нефтегазовый |
56,569 |
213 |
Роснефть |
Нефтегазовый |
45,973 |
271 |
Лукойл |
Нефтегазовый |
39,581 |
421 |
Норильский никель |
Металлургия |
28,310 |
441 |
Сургутнефтегаз |
Нефтегазовый |
27,469 |
Раньше в этот список входили еще ОАО "Сбербанк" и ОАО "Новатэк", но в 2015 г. они оказались за пределами 500 крупнейших компаний мира.
То, что российские ТНК - это предприятия нефтегазового комплекса, уже свидетельствует об экспортно-сырьевой направленности внешней торговли страны. Однако этого же нельзя сказать в целом о мировой торговле. Особым спросом на рынке пользуется высокотехнологичная продукция, связанная с вычислительной техникой, а также инвестиционная и фармацевтическая. Это обусловливает постоянные поставки оборудования, деталей, программного обеспечения в те страны, где у ТНК находятся сборочные предприятия. Место локации выбирается исходя из стоимости рабочей силы и налоговых преференций, которыми корпорации привлекают развивающиеся страны.
При существующей открытости мирового рынка многие местные производители заинтересованы скорее в продаже своей продукции на международных рынках, нежели внутри собственной страны. Так, цены на рыбу в Норвегии, Японии и Финляндии часто выше, чем в России, поэтому рыбаки предпочитают реализовывать улов за границей, а не на внутреннем рынке. Для того чтобы отечественные потребители не остались без морепродуктов, Правительство РФ предлагает ввести запрет на экспорт или экспортные пошлины. Ввиду отсутствия налаженной инфраструктуры доставки, хранения запрет представляется нецелесообразным, поскольку в условиях экономического кризиса и недостаточного платежеспособного спроса населения продукция просто будет портиться. В качестве приемлемой альтернативы Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка поддержала идею экспортных пошлин на рыбу в размере 0,3 долл./кг, что позволит увеличить предложение рыбы на внутреннем рынке на 200 - 300 тысяч тонн и принесет в доходную часть бюджета около 500 млн долларов [12].
При таких особенностях развития международной торговли страна должна обладать либо очень высоким уровнем экономического развития, чтобы не попасть в зависимость от стран-экспортеров, либо применять целый комплекс мер регулирования (защиты) внешнеторговой деятельности.
Большую часть применяемых в Российской Федерации инструментов регулирования внешнеторговой деятельности можно свести к следующей классификации (таблица 3).
Таблица 3
Основные меры регулирования внешнеторговой деятельности
Группа мер |
|
|
|
Тарифные |
Таможенная пошлина |
||
Паратарифные |
Акциз |
||
НДС |
|||
Запреты и ограничения |
Налоги и сборы |
Дополнительные |
|
Уравнительные |
|||
Пограничные |
|||
Нетарифные меры |
Количественные ограничения |
Квотирование |
|
Добровольное ограничение экспорта |
|||
Эмбарго |
|||
Лицензирование |
|
||
Защитные пошлины |
Антидемпинговые |
||
Компенсационные |
|||
Специальные |
|||
Сезонные |
|||
Технические барьеры |
Технические регламенты |
|
|
Стандарты |
|||
Процедуры подтверждения соответствия |
|||
Санитарные |
Эпидемиологические |
||
Фитосанитарные |
|||
Ветеринарные |
В связи с возрастающим влиянием Всемирной торговой организации (ВТО) особое значение приобретают ограничения и запреты, поскольку они, в отличие от тарифов, находятся вне юрисдикции ВТО - никто не может запретить стране защищать свой рынок, граждан или экологию.
В современных геополитических условиях для экономики России особый интерес представляют защитные меры.
Антидемпинговые пошлины вводятся против импорта товаров по демпинговым (ниже нормальной рыночной цены) ценам.
Компенсационные пошлины применяются против импорта товаров, производство которых или экспорт был субсидирован иностранным государством.
Специальные пошлины вводятся в том случае, если иностранные товары ввозятся в страну в таких больших размерах, что угрожают отрасли национальной экономики.
Сезонные пошлины действуют против импорта продукции в сезон сбора урожая (на сельскохозяйственные товары) или на товары, подверженные частым колебаниям рыночной конъюнктуры (нефть, сахар). Строго говоря, с точки зрения законодательства, как международного, так и российского (Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе"), сезонные пошлины не относятся к защитным мерам (согласно ст. 27 N 164-ФЗ). Однако основа их применения - защита внутреннего рынка от возросшего и потому дешевого импорта в те периоды, когда есть отечественный аналогичный продукт в достаточном/избыточном количестве. Отличие от защитных пошлин заключается в том, что они не компенсируют ущерб национальной экономики от импорта, а направлены на подавление импорта как такового, но в целях защиты отечественных отраслей народного хозяйства. Поэтому с точки зрения природы считаем возможным отнести их к защитным мерам.
Как уже говорилось выше, защитные меры страна может вводить вне зависимости от участия в каких-либо союзах или альянсах. Поэтому защитные пошлины, равно как и другие виды запретов и ограничений, часто применяют в качестве инструмента политического давления. Об этом свидетельствуют установленные в отношении российских товаров антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины и количество соответствующих расследований (таблица 4).
Таблица 4
Перечень защитных мер, действующих против российских товаров на зарубежных рынках [13]
Страна |
Товар |
Пошлина |
Содержание |
Австралия |
Нитрат аммония |
Антидемпинговая |
С 24.05.2011 по 23.05.2016 действует мера, размер которой конфиденциален. С 17.05.2006 действовала мера в размере разницы между 288 австралийских долларов за тонну и ценой ФОБ иностранного поставщика |
Бразилия |
Магний металлический |
Антидемпинговая |
С 19.04.2012 по 18.04.2017 действует пошлина в размере 890,72 доллара США за тонну |
Европейский союз |
Бесшовные трубы |
Антидемпинговая |
С 05.07.2012 по 04.07.2017 действует пошлина в следующих размерах: ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" и ОАО "Первоуральский новотрубный завод" - 24,1%, с 28.12.2012 предприятия группы ТМК - 28,7%, для остальных российских компаний - 35,8% |
Феррокремний |
С 10.04.2014 по 10.04.2019 действует пошлина в следующих размерах: Братский ферросплавный завод - 17,8%, для остальных российских компаний - 22,7% |
||
Фитинги для труб |
С 17.01.2013 для всех российских компаний действует пошлина в размере 23,8% на импорт чугунных и стальных фитингов |
||
Индия |
Гексамин |
Антидемпинговая |
С 23.01.2014 по 22.01.2019 действует пошлина в размере 201,7 доллара США за тонну для всех российских компаний |
Кальцинированная сода |
С 18.04.2013 по 17.04.2018 действует пошлина для всех российских компаний в размере 35,99 доллара США за тонну продукции |
||
Индонезия |
Горячекатаный плоский прокат в рулонах |
Антидемпинговая |
С 27.12.2013 по 26.12.2018 действует пошлина в следующих размерах: ОАО "Северсталь" - 5,58%, ОАО "НЛМК" - 8,96%, ОАО "ММК" - 20%, для остальных российских компаний - 20% |
Киргизия |
Мука пшеничная |
Специальная |
С 04.03.2014 по 22.07.2017 действует пошлина в размере 3 сома за 1 кг |
КНР |
Трихлорэтилен |
Антидемпинговая |
С 22.07.2011 по 21.07.2016 действует пошлина в следующих размерах: для ОАО "Усольехимпром" - 3%, для остальных российских компаний - 159% |
Эпихлоргидрин (хлорэпоксипропан) |
С 28.06.2012 по 27.06.2017 действует пошлина в следующих размерах: для ОАО "Усольехимпром" - 5,4%, ЗАО "Каустик" - 17,9%, для остальных российских компаний - 71,5% |
||
Мексика |
Стальной лист в рулонах |
Антидемпинговая |
С 08.06.2011 по 7.06.2016 действует пошлина в размере 29,30% |
США |
Карбид |
Антидемпинговая |
С 20.12.2011 по 19.12.2016 действует пошлина в следующих размерах: для ВО "Союзпромэкспорт" - 68,26%, для остальных компаний - 64,93% |
Нитрат аммония |
С 10.08.2011 по 09.08.2016 действует пошлина в размере 253,98% |
||
Таиланд |
Горячекатаный плоский прокат с определенным содержанием легированных элементов |
Специальная |
С 27.02.2015 по 26.02.2016 размер пошлины составил 42,95% |
Украина |
Листы асбестоцементные гофрированные (шифер) |
Антидемпинговая |
С 26.04.2013 по 25.04.2018 действует пошлина в размере 21,8% |
Метанол |
С 26.02.2012 по 25.02.2017 действует пошлина в размере: для ОАО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим" - 0%, для ОАО "Невинномысский Азот" - 0%, для ОАО "Новомосковская акционерная компания "Азот" - 0%, для ОАО "Щекиноазот" - 9,4%, для других экспортеров - 57,91% |
||
Флоат-стекло |
С 29.05.2012 по 28.05.2017 действует пошлина в следующих размерах: для ООО "Гардиан стекло Рязань" - 5,11% до 30,78%, для остальных российских компаний - от 15,02% до 16,33% |
||
Стеклянная тара медицинского назначения |
С 20.05.2013 по 28.05.2018 действует пошлина в следующих размерах: для ООО "Остров Джус" - 0%, ОАО "Березический стекольный завод" - 13,08%, остальные - 27,99% |
Особый интерес представляет введение защитной специальной пошлины Киргизией. По Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 РФ, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия являются членами одного интеграционного объединения, по правилам которого упраздняются таможенные тарифные барьеры при поставке произведенных в странах-членах товаров на рынки друг друга. Однако защитные пошлины, как показывают данные таблицы, тем не менее применяются. Это обусловлено самой природой защитных пошлин, поскольку они не имеют фискальной направленности, в отличие от ставок, закрепленных в тарифе.
Даже ВТО в основополагающих документах, напрямую диктующих правила внешней торговли государствам-членам, вынуждена согласиться с особым характером и невозможностью неприменения защитных мер (Соглашение по специальным защитным мерам и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам ВТО). Единственное - такие меры не должны вводиться в большем размере и на более длительный срок, чем это необходимо для компенсации или предотвращения нанесения ущерба экономике страны.
Таким образом, любая страна может применять, невзирая на союзные обязательства, целый комплекс защитных мер и мер технического регулирования.
В качестве основных нормативно-правовых актов, регулирующих защитный механизм против угрожающего импорта, в Российской Федерации можно выделить Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Таможенный кодекс Таможенного союза и Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
Некоторые вопросы вызывает трактовка "таможенной территории".
С момента образования Таможенного союза (ТС), а теперь Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые обусловливают единые требования взимания таможенных платежей и формирования единого (сначала таможенного, а после и экономического) пространства, понятий "таможенная территория РФ" или "таможенная граница РФ" не существует. Речь может идти только о Государственной границе РФ.
По Таможенному кодексу ТС Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых эти государства обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории ТС являются таможенной границей Таможенного союза.
По Договору о ЕАЭС существует "таможенная территория Союза": "Для защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер".
То есть с момента образования этих интеграционных союзов относительно таможенного регулирования экспортно-импортных потоков и введения каких-либо мер существует общесоюзная территория, и национальные законодательства должны быть гармонизированы в соответствии с международными договорами. Именно поэтому действующая редакция Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ (последние изменения от 4 июня 2014 г.) на первый взгляд кажется противоречащей международным нормам.
"Целью настоящего Федерального закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации".
Чем объяснить такое несоответствие терминов, которое может повлечь за собой серьезные осложнения в механизме внешнеторговой деятельности? Невнимательностью законодателей или недостаточностью времени?
На самом деле такая трактовка оставлена специально: именно она позволяет Правительству РФ (в лице Министерства экономического развития и Министерства промышленности и торговли) вводить защитные пошлины на территории России, не добиваясь разрешения применения данных мер на территории всего ЕАЭС, тем более что указанный импорт не обязательно негативно скажется на экономике Беларуси или Армении. Благодаря этой норме Российская Федерация может беспрепятственно защищать отрасли народного хозяйства не только от уже нанесенного ущерба, но и угрозы такового.
Так, решением Евразийской экономической комиссии от 26.01.2016 была введена антидемпинговая пошлина в отношении бесшовных труб из коррозионностойкой (нержавеющей) стали, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. Ставка 18,96% на продукцию ООО "Производственное объединение "ОСКАР" будет справедлива при ввозе на территорию любого государства, входящего в состав ЕАЭС, в том числе для России. При этом Минэкономразвития РФ на основании завершившегося расследования предлагает установить антидемпинговые пошлины на нержавеющую сталь, ввозимую в Россию из ЕС, в размере 800 евро за 1 тонну. Эта ставка будет справедлива для ввоза сталепроката только на территорию Российской Федерации.
Таким образом, при разработке и гармонизации нормативно-правовых актов, регулирующих экономику, особенно внешнюю торговлю, которая может нарушить экономическую безопасность страны, законодатель должен оставлять возможности для лавирования.
Литература
1. Соглашение по специальным защитным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // URL: http://www.ncpi.tj/doc/soglasheniya_trips.pdf.
2. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // URL: http://www.ncpi.tj/doc/soglasheniya_trips.pdf.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) (с изменениями и дополнениями) // СПС "КонсультантПлюс".
5. О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции": решение Комиссии Таможенного союза (от 9 декабря 2011 г. N 880) // СПС "КонсультантПлюс".
6. О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе: решение Комиссии Таможенного союза (от 28 мая 2010 г. N 299) // СПС "КонсультантПлюс"
7. Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе: решение Комиссии Таможенного союза (от 18 июня 2010 г. N 318) // СПС "КонсультантПлюс".
8. О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении бесшовных труб из коррозионностойкой (нержавеющей) стали, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (от 26 января 2016 г. N 6) // СПС "КонсультантПлюс".
9. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федер. закон Рос. Федерации от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС "КонсультантПлюс".
10. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федер. закон Рос. Федерации от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
11. О таможенном тарифе: Закон Рос. Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (с изм. и доп.) // СПС "КонсультантПлюс".
12. Кривошапко Ю. Эксперты предложили "плавающую" пошлину на экспорт рыбы // Российская газета. 2015. 11 марта. URL: http://rg.ru/2015/03/11/riba-site-anons.html.
13. Мировой атлас данных // URL: http://knoema.ru.
14. Торгово-промышленная палата Российской Федерации // URL: http://tpprf.ru.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное частное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.