Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ ПРОКУРОРОМ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
М.В. РУБЦОВА
Для обеспечения законности в деятельности транспортного комплекса органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законов на транспорте.
Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора является приоритетным направлением прокурорского надзора, в том числе в сфере предоставления услуг на воздушном транспорте. Транспорт нередко становится объектом внимания международных террористических группировок. Это связано с уязвимостью транспортной системы из-за ее относительной доступности, перевозок опасных грузов. Обеспокоенность вызывает состояние контроля и безопасности на транспорте. В ходе проверки исполнения законов в этой сфере, проведенной Генеральной прокуратурой РФ, выявлена масса нарушений. Неудовлетворительно реализуются некоторые мероприятия соответствующей Комплексной программы. Например, не выполнено значительное количество мероприятий по защите городского транспорта, а также аэропортов Владикавказа и Махачкалы. Есть системные нарушения в деятельности Росавиации при осуществлении полномочий по подготовке пилотов, диспетчеров управления воздушным движением и других специалистов и выдаче им свидетельств. Ведомство не приняло мер к повышению качества обучения в государственных образовательных учреждениях гражданской авиации и авиационных учебных центрах. Зачастую образовательные услуги оказываются без соблюдения лицензионных требований. Всего прокурорами выявлено 43 таких учреждения, что составляет 40% от общего количества. На сегодняшний день 5 из них оформили лицензии, деятельность остальных прекращена <1>.
--------------------------------
<1> http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/723904/
Транспортным законодательством устанавливаются основные обязанности транспортных организаций по перевозке пассажиров. В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности и авиационной безопасности за 10 месяцев 2015 года проведено 3990 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выявлено 13217 нарушений, составлено 3059 протоколов об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 2717 юридических и должностных лиц. 490 протоколов направлено в суды, наложено штрафов на сумму 101,7 млн. руб., взыскано 78,4 млн. руб. Количество актов незаконного вмешательства и угроз совершения актов незаконного вмешательства за 10 месяцев 2015 года уменьшилось до 747, что на 26% меньше аналогичного периода 2014 года, число совершенных актов уменьшилось на 80% (6 и 30 соответственно) <2>. Многочисленные нарушения есть в деятельности аэропортов.
--------------------------------
<2> http://security.rostransnadzor.ru/
Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, следующих из договора перевозки пассажира, носит ограниченный характер. Кроме этого, Федеральные авиационные правила устанавливают обязанность перевозчика предоставлять пассажирам и грузоотправителям полную и достоверную информацию об условиях воздушной перевозки на всех ее этапах и определяют требования к обслуживанию пассажиров в аэропорту и на борту воздушного судна. Правилами также предусматривается дополнительная защита прав и интересов пассажиров в случае задержки и отмены рейса. Причем перевозчик обязан организовать в этой ситуации предоставление дополнительных услуг пассажирам (таких как бесплатное питание, размещение в гостинице и т.д.) вне зависимости от того, какой это рейс - регулярный или чартерный, а также вне зависимости от причины задержки. К примеру, такое обслуживание должно производиться даже в случае задержки рейса из-за неблагоприятных метеорологических условий, т.е. обстоятельств, за которые перевозчик не несет ответственности. Между тем, как показывает прокурорская практика, предприятия - перевозчики пассажиров на воздушном транспорте повсеместно допускают факты несвоевременного обеспечения резервными воздушными судами, непредоставления услуг, предусмотренных при задержках вылетов рейсов.
Так, Куйбышевская транспортная прокуратура провела проверку по двум фактам задержек выполнения авиарейсов из аэропорта Самары - в Нижневартовск (задержка составила 19 час. 20 мин.) и в Худжанд (Таджикистан) (31 час. 25 мин.), допущенных ОАО "Уральские авиалинии" (г. Москва). В ходе проверки установлено, что авиаперевозчик вопреки требованиям Воздушного кодекса РФ, а также лицензионным условиям не обеспечил своевременную замену воздушных судов, прибытие которых в аэропорт Самары задерживалось, что повлекло несвоевременную доставку пассажиров в пункты назначения. При этом в нарушение требований федеральных авиационных правил авиакомпания не в полной мере исполнила возложенную на нее законодательством обязанность по обеспечению пассажиров задержанных авиарейсов прохладительными напитками, горячим питанием, а также услугами гостиничного сервиса. В связи с этим транспортный прокурор возбудил в отношении авиакомпании дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией) и ч. 1 ст. 14.4 КоАП (оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований). По итогам их рассмотрения юридическое лицо привлечено к административной ответственности с наложением штрафов на сумму в 120 тыс. руб. <3>. Также транспортным прокурором выявлен факт задержек выполнения ОАО "АК Сибирь" (Москва) трех авиарейсов из аэропорта Самары в Москву. Задержки составили от 11 до 23 час. 45 мин. и были вызваны объективными причинами, в частности неблагоприятными погодными условиями для выполнения авиарейсов (туманом в аэропорту Самары). Вместе с тем в нарушение требований закона авиакомпания не в полной мере исполнила возложенную на нее обязанность по обеспечению пассажиров задержанных авиарейсов прохладительными напитками, горячим питанием, а также услугами гостиничного сервиса. В связи с этим транспортный прокурор возбудил в отношении авиакомпании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП. По итогам его рассмотрения юридическое лицо привлечено к административной ответственности с наложением штрафа в размере 20 тыс. руб. <4>. Как показывает прокурорская практика, причинами допущенных нарушений являются: низкая требовательность руководства авиапредприятий к работе подчиненных и качеству предоставляемых услуг; погоня за экономической выгодой; мягкость административного наказания за задержку рейсов и непредоставление бесплатных, обязательных услуг. Основные причины задержек - позднее прибытие воздушного судна в аэропорт вылета, техническая неисправность воздушного судна, отсутствие резервных воздушных судов. Прокуроры во всех случаях проводят проверки, они ориентированы на выявление нарушений авиакомпаниями лицензионных требований по перевозке пассажиров, федеральных авиационных правил. Допускались случаи задержек вылетов рейсов по вине авиакомпаний, непредоставление или ненадлежащее предоставление услуг.
--------------------------------
<3> http://ptproc.ru/ru/38/news/?nid=1595&a=entry.show
<4> http://ptproc.ru/ru/38/news/?nid=1594&a=entry.show
Нижегородской транспортной прокуратурой выявлены нарушения прав авиапассажиров, планировавших вылететь из аэропорта Нижнего Новгорода в Пальма-де-Майорку (Испания) и Белгород. Авиакомпанией "Северный ветер" (Москва) 28 мая 2014 г. в 17 час. 30 мин. было запланировано выполнение чартерного авиарейса по маршруту Н. Новгород - Пальма-де-Майорка. На рейс было зарегистрировано 168 пассажиров. Ввиду технической неисправности самолета и отсутствия у авиаперевозчика резервного воздушного судна фактически вылет самолета в пункт назначения осуществлен с задержкой в 19 час. 56 мин. При этом в нарушение требований закона для многих пассажиров перевозчиком не было организовано предоставление горячего питания, услуг гостиничного сервиса, комнаты матери и ребенка для родителей с детьми, что вызвало поступление в прокуратуру обоснованных жалоб от клиентов названной авиакомпании. В ходе организованной проверки транспортной прокуратурой принят весь комплекс мер реагирования, направленных на наказание лиц, виновных в допущенных нарушениях прав потребителей и лицензионных требований, предъявляемых законом к авиаперевозкам пассажиров, а также на устранение причин и условий, им способствовавших <5>.
--------------------------------
<5> http://ptproc.ru/ru/38/news/?nid=1815&a=entry.show
В ходе прокурорских проверок было выявлено, что не все эксплуатанты соответствуют требованиям воздушного законодательства в части обеспечения парком воздушных судов. Локальные акты перевозчиков зачастую не соответствовали федеральному законодательству. Несмотря на наличие в воздушном законодательстве требований о резервировании воздушных судов при выполнении коммерческих воздушных перевозок и принимаемые прокурорами и контролирующими органами меры реагирования, предприятия-перевозчики игнорируют указанные требования закона. Особую тревогу вызывает состояние законности при организации и предоставлении услуг питания на воздушных судах. Проведена значительная работа по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к социальным, транспортным объектам и услугам. Транспортные прокуроры выявляют нарушения прав пассажиров с ограниченными возможностями. Выявлялись случаи отсутствия у субъектов транспортной инфраструктуры передвижных подъемников, переносных рамп, пандусов.
Отдельные авиапредприятия игнорировали требования ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Омским транспортным прокурором и.о. директора ОАО "Омский аэропорт" объявлено предостережение, внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией приняты меры по устранению нарушений закона путем производства реконструкции аэровокзала. Аналогичные нарушения закона выявлены Абаканским, Новосибирским и Томским транспортными прокурорами, в связи с чем руководству ООО "Аэропорт Томск", ОАО "Парк-Тайм", ФГУП "Тува-Авиа" вынесены представления. Абаканским транспортным прокурором в суд направлено заявление о понуждении ФГУП "Тува-Авиа" к выделению мест для парковки автотранспортных средств инвалидов. В некоторых случаях потребителям не предоставляется в доступной и наглядной форме полная информация об оказываемых дополнительных услугах. К примеру, ООО "Агентство воздушных сообщений "Томск Авиа" не предоставляло потребителям в доступной и наглядной форме информацию об оказываемых дополнительных услугах, тарифах на эти услуги, а его кассиры, являясь агентами страховых компаний, допускали случаи незаконной реализации страховых полисов пассажирам одновременно с продажей билетов. При продаже авиабилета в аэропорту до сведения пассажира не была доведена информация о порядке страхования его жизни и здоровья, а билет был продан вместе со страховым полисом без его согласия на добровольное страхование. По факту навязывания пассажирам договоров добровольного страхования томским транспортным прокурором директору ООО "АВС "Томск Авиа" внесено представление. По инициативе прокурора кассир привлечен к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП (обман потребителей), ему назначено наказание в виде штрафа. Транспортным прокурором также установлено, что кассиры ОАО "Авиапредприятие "Алтай" и ООО "Авиафлот" в аэропорту Барнаула допускали факты незаконного отказа в возврате пассажирам сумм, уплаченных за перевозку (при отказе потребителей от услуг авиакомпаний). После внесения актов прокурорского реагирования указанная незаконная практика прекращена <6>.
--------------------------------
<6> http://novosibirsk.bezformata.ru/listnews/narusheniya-prav-aviapassazhirov-ustanovleni/18847703/
Прокуроры выявляли нарушения, связанные с отсутствием у авиакомпаний минимально установленного количества воздушных судов, несоответствие структуры авиапредприятия установленным требованиям, неукомплектованность структурных подразделений, отсутствие обязательной подготовки и аттестации авиационного персонала, нарушения при ведении учета рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, нарушения при аэродромном обеспечении полетов. Зафиксированы случаи выполнения полетов без надлежащего подтверждения технического состояния воздушных судов либо эксплуатации неисправного судна. Допускались нарушения правил использования воздушного пространства. Выявлялись нарушения в деятельности контролирующих органов государственной власти. В ходе проведенных в авиакомпаниях проверочных мероприятий установлено, что некоторые из них допускают нарушения требований действующего законодательства в сфере организации и выполнения полетов. В отношении нескольких пилотов авиакомпании не выполнили требования Руководства по организации сбора, обработки и использования полетной информации в авиапредприятиях гражданской авиации в части обязательного наличия в летных книжках таблицы учета летных ограничений по результатам анализа полетной информации. В условиях роста потребительского спроса на услуги по воздушной перевозке многие предприятия транспорта, ориентируясь на достижение коммерческих результатов, наращивают объемы пассажирских перевозок в ущерб качеству предоставляемых услуг. Основные причины задержек - позднее прибытие воздушного судна в аэропорт вылета, техническая неисправность воздушного судна, отсутствие резервных воздушных судов. Прокуроры во всех случаях проводят проверки, они ориентированы на выявление нарушений авиакомпаниями лицензионных требований по перевозке пассажиров, федеральных авиационных правил.
Так, Курганской транспортной прокуратурой были выявлены нарушения требований Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" закрытым акционерным обществом "Авиационная компания "РусЛайн", которые выражались в нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). ЗАО "АК "РусЛайн" был запланирован полет рейсом РГ-74 сообщением Курган - Екатеринбург из аэропорта г. Кургана. Но соответствующее воздушное судно не вылетело по техническим причинам. Так что рейс РГ-74 был совмещен с рейсом РГ-76 и пассажиры рейса РГ-74 вылетели в г. Екатеринбург с задержкой на восемь с лишним часов. Резервный самолет для осуществления рейса РГ-74 авиакомпанией не был своевременно использован. Кроме того, пассажирам задержанного рейса в аэропорту "Курган" не были предоставлены услуги, указанные в п. 99 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 (комната матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, прохладительные напитки, горячее питание, размещение в гостинице). По итогам проведенной проверки прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП, в отношении ЗАО "Авиационная компания "РусЛайн" за осуществление предпринимательской деятельности в области авиатранспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией. В результате мировым судьей ЗАО "Авиационная компания "РусЛайн" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. <7>.
--------------------------------
<7> http://kikonline.ru/?p=158974
Происшествия на транспорте зачастую связаны с большим числом человеческих жертв, наносят существенный экономический урон, вызывают повышенный общественный резонанс. Основные причины катастроф - изношенность оборудования. Среди основных угроз безопасности полетов - ненадлежащее нормативно-правовое регулирование отдельных направлений деятельности субъектов гражданской авиации. Воздушное законодательство России не содержит положений относительно оценки аутентичности компонентов воздушных судов, задач и обязанностей уполномоченных органов в этой сфере, критериев отнесения составных частей воздушного судна к утвержденным и неутвержденным. Генеральная прокуратура РФ неоднократно указывала Минтрансу на необходимость приведения воздушного законодательства в соответствие с международными стандартами ИКАО <8>. В настоящее время работа в этом направлении Правительством РФ проводится, принимаются соответствующие нормативные правовые документы.
--------------------------------
<8> См.: Капинус О.С. Законность: состояние и тенденции в 2010 - 2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: Науч. доклад / Под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. С. 246.
Пристатейный библиографический список
Капинус О.С. Законность: состояние и тенденции в 2010 - 2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: Науч. доклад / Под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.