Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
"ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ" И "ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО": ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ И РАЗГРАНИЧЕНИЯ
О.В. ГРЕЧКИНА, С.А. ЧЕСКИДОВА
Конституция Российской Федерации относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации <1>. Согласно ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное регулирование - это "правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза..." <2>. Заметим, что таможенное регулирование в рамках Таможенного союза осуществляется на двух уровнях: наднациональном и национальном. Это подтверждается закреплением в Таможенном кодексе Таможенного союза нормы, регламентирующей, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза <3>.
--------------------------------
<1> См.: пункт "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
<2> Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Проспект, 2010.
<3> См.: часть 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Основным актом национального законодательства в таможенной сфере является Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <4> (далее - Закон о таможенном регулировании). Круг вопросов, образующих предмет регулирования на национальном уровне, обозначен в ч. 2 ст. 1 Закона о таможенном регулировании. Определяя круг вопросов, Закон о таможенном регулировании призван выполнять задачи национального таможенного регулирования, которые выражаются в поддержании эффективности правового механизма, обеспечивающего соблюдение установленных на международном и национальном уровнях запретов и ограничений. Такой вывод можно сделать исходя из анализа положений Закона о таможенном регулировании, поскольку в предмет таможенного регулирования включены общественные отношения, направленные на организацию основ деятельности таможенных органов и регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации <5>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 48. Ст. 6252.
<5> См.: пункты 4 и 5 ч. 2 ст. 1 Закона о таможенном регулировании.
Однако при определении понятия таможенного регулирования в действующем законодательстве наблюдается явная юридико-техническая непроработанность. Так, Закон о таможенном регулировании ограничился заимствованной регламентацией из утратившего силу Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года. В части 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года обозначалось, что таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации <6>. Закон о таможенном регулировании также устанавливает, что таможенное регулирование "заключается в установлении порядка и правил", однако в данной интерпретации установление порядка и правил касается регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
--------------------------------
<6> Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (документ утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 206.
Термин "таможенное дело" впервые в России появился в Таможенном уставе СССР 1924 года. Само понятие не раскрывалось, но давался перечень полномочий в области таможенного дела <7>.
--------------------------------
<7> Таможенный устав СССР // Собрание законодательства СССР. 1925. N 5.
Более емкий перечень полномочий в области таможенного дела был дан в Таможенном кодексе СССР 1928 года. В статье 2 Кодекса 1928 года полномочия таможенных учреждений Союза ССР ограничиваются фактическим контролем за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли, взиманием таможенных сборов и совершением всех других таможенных операций <8>. Позднее, в 1964 году, вектор таможенной политики был перемещен в сторону правоохранительных полномочий таможенных органов. Так, в ст. 2 Таможенного кодекса СССР 1964 года на таможенные учреждения СССР были возложены задачи по осуществлению контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершению таможенных операций и ведению борьбы с нарушениями таможенных правил и контрабандой <9>.
--------------------------------
<8> Таможенный кодекс СССР // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1929. N 1 (отдел первый). Ст. 2.
<9> Таможенный кодекс СССР (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 20. Ст. 242.
Таможенные кодексы 1991 и 1993 гг. определяли таможенное дело через призму реализации таможенной политики <10>. Впоследствии Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года отказался от использования понятия "таможенная политика". В редакции Кодекса 2003 года под таможенным делом понимается не сама таможенная политика, а "совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений... связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу" <11>.
--------------------------------
<10> Таможенный кодекс СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. N 17. Ст. 484; Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.
<11> Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (документ утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 206.
Закон о таможенном регулировании практически воспроизводит содержащееся в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 года определение таможенного дела, устанавливая, что таможенное дело в Российской Федерации представляет собой "совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации" <12>.
--------------------------------
<12> См.: часть 1 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 48. Ст. 6252.
Союзные законы по-разному определяют таможенное дело. Представляется крайне неудачным определение таможенного дела в Республике Казахстан. В Кодексе Республики Казахстан наблюдается смешение понятий "таможенное дело" и "таможенное регулирование", да к тому же полная компиляция содержания определения "таможенное регулирование" из текста Таможенного кодекса Таможенного союза. По замыслу законодателя Республики Казахстан таможенное дело, равно как и таможенное регулирование, - это "регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза..." <13>. С такой формулировкой можно согласиться, только если она будет относиться к понятию "таможенное регулирование" и не будет обременена сопутствующим термином "таможенное дело", поскольку, на наш взгляд, сравнивать в типологическом плане такие разнопорядковые категории нельзя.
--------------------------------
<13> Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" // Национальный правовой интернет-портал Республики Казахстан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30776062.
Достаточно спорным представляется определение таможенного дела в Республике Армения. Здесь также наблюдается подмена понятий. Определение понятия "таможенное дело" как "порядок и условия перемещения через таможенную границу Союза, Республики Армения товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенные оформления, таможенный контроль и другие средства реализации таможенной политики" <14> нивелирует различия между понятиями "таможенное дело" и "таможенное регулирование".
--------------------------------
<14> Закон Республики Армения от 30 декабря 2014 г. N ЗР-241 "О таможенном регулировании". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=80265 (дата обращения: 20.12.2015).
Более удачно таможенное дело определяется в Законе Республики Беларусь - как "совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании" <15>. Тождественное определение содержится в Законе Кыргызской Республики <16>. Заметим, что приведенная трактовка, правда в несколько измененном виде, нашла отражение как в российском таможенном законодательстве, так и в союзном.
--------------------------------
<15> Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. N 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/main.aspx.
<16> Закон Кыргызской Республики от 31 декабря 2014 г. N 184 "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=79264#A000000369.
Однако уместно здесь будет уточнить, что в союзном законодательстве, к которому мы в первую очередь относим Таможенный кодекс Таможенного союза, понятие таможенного дела не раскрывается, термин "таможенное дело" в нем применяется лишь по отношению к "деятельности" в сфере таможенного дела <17> либо к "лицам, осуществляющим деятельность" в сфере таможенного дела <18>. Заметим также, что проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) сохранил термин "таможенное дело" лишь по отношению к "деятельности в сфере таможенного дела".
--------------------------------
<17> См., например: статьи 94, 95, 98, 102, 106, 121, 367 и др. Таможенного кодекса Таможенного союза.
<18> См., например: статья 51 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Подводя итог, отметим, что таможенное дело представляет собой "совокупность средств и методов" обеспечения соблюдения установленных таможенным законодательством порядка и правил таможенного регулирования. Данный подход можно считать общепризнанным. В этой связи, обосновывая взаимообусловленность данных категорий, можем сделать вывод о том, что таможенное регулирование нельзя противопоставлять таможенному делу; таможенное регулирование есть форма деятельности, а таможенное дело - содержание этой деятельности. Таможенное регулирование выражается в реализации таможенного дела по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
Национальное законодательство стран - участников Таможенного союза ЕАЭС - Кыргызстана, Беларуси, Казахстана, можно сказать, единодушно в толковании понятия "таможенное регулирование". Здесь, как видим, наведен порядок в правовой терминологии. Понятие таможенного регулирования в законах этих стран идентично определению в Таможенном кодексе Таможенного союза. Вместе с тем российское национальное законодательство вообще не содержит понятия "таможенное регулирование". А в Армении с включением в текст Закона понятия "таможенное регулирование" произошла еще большая путаница. Таможенное регулирование в Республике Армения "заключается в установлении порядка и правил осуществления таможенного дела" <19>.
--------------------------------
<19> См.: статья 2 Закона Республики Армения от 30 декабря 2014 г. N ЗР-241 "О таможенном регулировании". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=80265 (дата обращения: 20.12.2015).
Как представляется, законодатель попытался унифицировать категорию таможенного регулирования в проекте ТК ЕАЭС. Проект обозначает "единое таможенное регулирование" как включающее в себя "установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза..." <20>. Законодательное закрепление такой формулировки, на наш взгляд, обусловлено недостаточной теоретической и методологической проработанностью. Отсутствие в ней главной составляющей, а именно слов "правовое регулирование отношений", исключает и не придает необходимую юридическую определенность данному понятию. Юридически правильно, и это очевидно, говоря о таможенном регулировании, придавать ему значение "правового" регулирования.
--------------------------------
<20> Проект ТК ЕАЭС // Российская таможенная академия: наука. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635545976546244230.pdf.
С другой стороны, если не придавать этой норме статут дефиниции, что, по-видимому, и решил законодатель, то совершенно объяснимым является включение в нее перечня функций, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач. В то же время сохранение значения определения "таможенного регулирования" как "правового регулирования отношений" в национальных законодательствах стран - участников ЕАЭС представляется положительным моментом, поскольку имеет свою ценность и согласованность с терминологией, понятийным аппаратом и положениями Договора о ЕАЭС.
Таким образом, важнейшим содержательным различием двух категорий "таможенное регулирование" и "таможенное дело" являются прежде всего особенности предметного обособления. Предметом таможенного регулирования является установление порядка и правил посредством правовых норм, а предметом таможенного дела являются средства и методы обеспечения соблюдения мер правового таможенного регулирования.
Существуют различные вариации на тему "узкого" и "широкого" понимания таможенного регулирования. Так, например, А.Б. Новиков предлагает рассматривать таможенное регулирование в нормативном значении как таможенное регулирование в узком смысле, а в широком смысле - как всю совокупность административных процедур с участием таможенных органов и лиц, реализующих свое право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу <21>. Нельзя согласиться с данным утверждением, так как не всякую деятельность таможенных органов можно признать административной процедурой, в то же время и вся деятельность, и все отношения, и все административные процедуры должны быть нормативно регламентированы. В этом заключается ориентированность на охрану прав и интересов физических и юридических лиц, направленная на укрепление законности и обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. На наш взгляд, гораздо логичнее оценивать и рассматривать таможенное регулирование не в широком или узком смысле, а в реальном смысле - как правовое регулирование отношений, возникающих в таможенной сфере.
--------------------------------
<21> Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического сообщества: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2011. С. 244 - 248.
Подводя итог и обосновывая разграничение категорий "таможенное регулирование" и "таможенное дело", можем сделать вывод о том, что в правовом смысле <22> таможенное регулирование является понятием более широким, чем таможенное дело; оно аккумулирует в себе обусловленность применения совокупности средств и методов, то есть собственно таможенное дело, обеспечивая соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Соответственно, считаем более логичным, правильным и объяснимым преимущественное применение категории "таможенное регулирование" к различным таможенным отношениям, названиям правовых актов в таможенной сфере, в том числе к названию главы 16 КоАП РФ и перечню видов таможенных правонарушений. При этом считаем обоснованным и закономерным подход законодателя к сохранению в таможенном законодательстве термина "таможенное дело" применительно к "деятельности в сфере таможенного дела".
--------------------------------
<22> Задачей настоящего исследования не является подробное рассмотрение всех существующих (экономических, финансовых) научных концепций таможенного дела.
Литература
1. Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Проспект, 2010.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (документ утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 206.
4. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 48. Ст. 6252.
5. Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.
6. Таможенный кодекс СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. N 17. Ст. 484.
7. Таможенный кодекс СССР 1964 г. (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 20. Ст. 242.
8. Таможенный кодекс СССР от 19 декабря 1928 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1929. N 1 (отдел первый). Ст. 2.
9. Таможенный устав СССР 1924 года // Собрание законодательства СССР. 1925. N 5.
10. Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" // Национальный правовой интернет-портал Республики Казахстан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30776062.
11. Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. N 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/main.aspx.
12. Закон Республики Армения от 30 декабря 2014 г. N ЗР-241 "О таможенном регулировании". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=80265.
13. Закон Кыргызской Республики от 31 декабря 2014 г. N 184 "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=79264#A000000369.
14. Проект ТК ЕАЭС // Российская таможенная академия: наука. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635545976546244230.pdf.
15. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического сообщества: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2011. С. 244 - 248.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.