Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Д.И. ЕРЕЖИПАЛИЕВ
Молодежь в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки - та часть общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения <1>.
--------------------------------
<1> Официальный сайт специализированной организации "Национальный антикоррупционный совет Российской Федерации". URL: http://www.korupcii.net (дата обращения: 06.11.2015).
Следует отметить, что в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых есть сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, из 3189 включенных в него физических лиц - граждан РФ значительное число составляют лица 1990 - 1997 гг. рождения <2>. Среди выявленных в 2014 г. экстремистских сообществ 80% от общего количества составили молодежные националистические группировки.
--------------------------------
<2> Официальный сайт Росфинмониторинга. URL: http://fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act (дата обращения: 09.11.2015).
В связи с этим значительно возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике экстремизма в молодежной среде. В своей деятельности при осуществлении рассматриваемого направления надзора прокуроры руководствуются не только Законом о прокуратуре, иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, но и приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Наиболее важные организационно-распорядительные документы отраслевого значения - Приказы Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", от 19 ноября 2009 г. N 362 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности".
К числу основных субъектов системы профилактики экстремизма в молодежной среде следует отнести: органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП), органы и организации образования, органы по делам молодежи. Согласно ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях противодействия ей федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Однако работа названных субъектов по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде не всегда соответствует предъявляемым требованиям на фоне сохраняющейся религиозной и конфессиональной напряженности, распространения экстремистской идеологии, а также роста в отдельных субъектах Федерации протестной активности населения <3>.
--------------------------------
<3> См.: решение оперативного совещания при Генеральном прокуроре РФ от 14 июля 2014 г. "Об итогах работы органов прокуратуры в Приволжском федеральном округе в первом полугодии 2014 г. и задачах по укреплению законности на второе полугодие 2014".
В п. 7 Приказа Генерального прокурора РФ N 188 указано, что исходя из основных направлений государственной молодежной политики прокурорам надлежит усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также за соблюдением законности в их деятельности, не допускать противоправного использования названных объединений в экстремистских целях.
Прокурорам необходимо на основе анализа состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в том числе о приоритетном порядке принятия профилактических мер (п. 1.1 Приказа Генерального прокурора РФ N 362).
Источники информации о состоянии законности в сфере профилактики экстремизма в молодежной среде для прокуроров многообразны. К ним, в частности, относятся: материалы проверок, ранее проведенных прокурорами; обобщения материалов прокурорской и судебной практики, информационные письма, обзоры, доклады и т.п. по вопросам профилактики экстремизма в молодежной среде; материалы, касающиеся анализируемой сферы, подразделений и служб ОВД, в первую очередь по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных, а также иных органов; материалы уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях; обращения в органы прокуратуры граждан и юридических лиц, государственных и муниципальных органов власти; результаты мониторинга средств массовой информации <4>, официальных сайтов государственных и муниципальных органов, учреждений, организаций и т.д.
--------------------------------
<4> См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации".
Важной составляющей информационной базы является государственная и ведомственная статистическая отчетность.
Систематический сбор статистической информации позволяет составить представление об абсолютных показателях, характеризующих распространение экстремизма в молодежной среде <5>. Для объективной оценки положения дел в указанной сфере правоотношений требуется проведение анализа собранных данных различными статистическими (расчет динамики абсолютных показателей, коэффициентов, определение структуры преступности в долях и процентах и т.п.) и иными методами <6>.
--------------------------------
<5> См.: Прокурорский надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Пособие / А.В. Гришин и др.; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2013. 52 с.
<6> См.: Анализ состояния законности и правопорядка в Российской Федерации: методы сбора и анализа эмпирической информации: Научно-методическое пособие / Кол. авторов. М., 2010.
В ходе проверок исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления прокурорам следует особое внимание уделять вопросам реализации региональных и муниципальных программ, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде, их ненадлежащего финансирования.
В настоящее время выявляются многочисленные нарушения в рассматриваемой сфере, в числе которых недостаточное финансирование и ненадлежащее исполнение предусмотренных программами мероприятий. Так, прокуратура г. Махачкалы установила, что администрация города запланированные мероприятия комплексной программы по противодействию экстремизму, в том числе в молодежной среде, на 2012 - 2016 гг. зачастую проводит формально, их эффективность крайне незначительна.
В регионах не всегда принимаются муниципальные программы по профилактике экстремизма в молодежной среде, разработанные программы нередко не содержат конкретных мероприятий, сроков и исполнителей. Учитывая характер выявленных нарушений, прокурорам необходимо, используя все предоставленные полномочия, влиять на то, чтобы в региональные и муниципальные программы были включены содержательные, действенные и обеспеченные соответствующими средствами мероприятия, в реализации которых должны быть задействованы все субъекты противодействия экстремизму. Предупреждение межэтнических конфликтов и противодействие экстремизму должны быть поставлены на системную основу, разовые мероприятия не дают ощутимых результатов <7>.
--------------------------------
<7> См.: Хохлов Ю.П. Предупреждение межнациональных конфликтов - стратегически важная задача государства // Прокурор. 2014. N 1. С. 42 - 47.
В профилактике экстремизма в молодежной среде значительна роль образовательных организаций, в первую очередь школ, колледжей, высших учебных заведений, в связи с чем надзор за исполнением названными организациями законодательства в рассматриваемой сфере необходимо осуществлять на постоянной основе. Результаты проведенных проверок свидетельствуют о том, что руководство многих образовательных организаций самоустраняется от работы по недопущению среди учащихся и студентов возникновения конфликтов на почве межнациональной и межконфессиональной неприязни.
Особое внимание необходимо уделять надзору за исполнением законодательства, направленного на ограничение доступа обучающихся к информации экстремистского содержания в сети Интернет, поскольку благодаря информационно-коммуникационным технологиям, и прежде всего Интернету, экстремистская деятельность становится элементом медийной повестки дня в масштабах страны. Под видом "обмена мнениями" в Интернете экстремисты получили возможность вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество "сочувствующих" <8>.
--------------------------------
<8> См.: Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. N 4 (9). С. 150.
Прокурорские проверки свидетельствуют, что не во всех образовательных организациях на компьютерах установлена система фильтрации, а там, где установлена, она не всегда обеспечивает полную защиту от доступа к информации, содержащей материалы экстремистского характера. Выявляются факты непринятия локальных нормативных актов, определяющих порядок проведения работ по блокированию доступа с компьютеров, оснащенных выходом в сеть Интернет и предназначенных для пользования несовершеннолетними обучающимися, к сайтам и электронным документам, включенным в Федеральный список экстремистских материалов.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2014 г. только в Уральском федеральном округе территориальные прокуроры в суд направили 588 заявлений, которые содержали требования об ограничении доступа к экстремистским материалам, об обязании установить в образовательных учреждениях контентные фильтры и т.п. <9>. В рамках надзорной деятельности в рассматриваемой сфере прокурорам следует обеспечить устранение и недопущение нарушений закона в работе библиотек образовательных организаций, создающих возможность попадания в библиотечные фонды печатных материалов экстремистского характера и ознакомления с ними учащихся. Прокуроры в различных субъектах Федерации продолжают выявлять многочисленные нарушения закона в рассматриваемой сфере. К числу наиболее типичных следует отнести: отсутствие официального списка экстремистских материалов, непроведение сверок библиотечного фонда с этим списком и т.п.
--------------------------------
<9> Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 10 марта 2015 г. N 33-15-2015.
Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины его популярности - легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна, простота в использовании и мультимедийные возможности. В связи с этим важнейшее направление борьбы с проявлениями экстремизма в молодежной среде - противодействие свободному доступу несовершеннолетних к информационным материалам экстремистского характера.
Отметим, что в 2014 г. только по требованиям Генеральной прокуратуры РФ более чем с 3 тыс. страниц в сети Интернет удалена противоправная информация с призывами к экстремистской, террористической деятельности и массовым беспорядкам, заблокировано 160 веб-ресурсов, созданных для сбора средств на поддержку незаконных вооруженных формирований в Сирии. Прокуроры на основании материалов правоохранительных органов подготовили заявления в суды, решениями которых запрещена деятельность на территории нашей страны 8 экстремистских организаций <10>.
--------------------------------
<10> Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-684690/ (дата обращения: 09.11.2015).
Пункт 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ N 362 предписывает прокурорам особое внимание уделять обеспечению постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности Министерства внутренних дел РФ и его территориальных органов, в том числе за своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью принимаемых мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений.
Органы внутренних дел проводят большую работу по профилактике экстремизма в молодежной среде. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166, регламентируя особенности несения службы участковым уполномоченным полиции на административном участке с образовательным учреждением, возлагает на него обязанность по проведению профилактической работы со студентами, совершившими административные правонарушения, а также иные антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности, на территории образовательного учреждения (п. 83.4). Сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних ОВД при проведении профилактических мероприятий надлежит выявлять принадлежность подростков к группам антиобщественного, экстремистского и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий <11>, в пределах своей компетенции проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении таких лиц <12>.
--------------------------------
<11> См.: пункт 8.8 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной Приказом МВД России от 17 января 2006 г. N 19.
<12> См.: пункт 2.2 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845.
Вместе с тем, как показывает анализ материалов прокурорской практики, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и других подразделений ОВД не всегда должным образом проводят индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учете, в материалах этих подразделений нет сведений о проводимых реабилитационных и профилактических мероприятиях, информации о мерах, направленных на разобщение групп экстремистской направленности, о конкретных мероприятиях по предупреждению распространения среди подростков идей религиозного, национального, расового и иного превосходства. Взаимодействие между всеми заинтересованными подразделениями не обеспечивается в полной мере, контроль за их деятельностью со стороны руководства органов внутренних дел недостаточен. Не налажено надлежащее взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, образовательными организациями, КДНиЗП, органами государственной власти и местного самоуправления.
В связи с этим при проверке деятельности участковых уполномоченных полиции, в том числе при ознакомлении с паспортами на административные участки, прокурорам следует обращать внимание: обладают ли они сведениями о действующих на территории района неформальных молодежных объединениях, об их направленности, численности, о пофамильном составе участников, местах концентрации; какую работу по недопущению и пресечению противоправных действий проводят с несовершеннолетними членами этих объединений и их родителями; как организовано выявление общественных и религиозных объединений и иных организаций, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению, какие принимаются к ним меры; взаимодействуют ли участковые с подразделениями по делам несовершеннолетних и иными подразделениями ОВД.
В ходе проверки подразделений по делам несовершеннолетних, в том числе при изучении учетно-профилактических дел и карточек на несовершеннолетних, состоящих на учете, наблюдательных дел на группы несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, необходимо обращать внимание на то, как осуществляется выявление таких групп, мест их концентрации, установление их связей, мест сбора; какие принимаются меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны членов группы; как организовано взаимодействие с образовательными организациями, КДНиЗП.
Значительное число нарушений выявляется прокурорами в деятельности КДНиЗП.
В связи с этим прокурорам в ходе проверок необходимо проанализировать материалы деятельности КДНиЗП. Кроме того, следует выяснить, обладает ли КДНиЗП информацией о действующих неформальных молодежных объединениях, в том числе экстремистской направленности, об участии в них конкретных несовершеннолетних, выполняет ли КДНиЗП координирующую роль в организации работы всех органов, противодействующих распространению экстремистских проявлений в молодежной среде. По результатам выявленных нарушений законодательства о противодействии экстремизму прокурорам надлежит принимать соответствующие меры реагирования, учитывая характер и обстоятельства совершения этих нарушений, их общественную опасность.
Пристатейный библиографический список
1. Анализ состояния законности и правопорядка в Российской Федерации: методы сбора и анализа эмпирической информации: Научно-методическое пособие / Кол. авторов. М., 2010.
2. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. N 4 (9).
3. Прокурорский надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Пособие / А.В. Гришин и др.; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2013. 52 с.
4. Хохлов Ю.П. Предупреждение межнациональных конфликтов - стратегически важная задача государства // Прокурор. 2014. N 1.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.