Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Коммерческое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЛОГОВЫЕ ТОНКОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
А. ЛЕЙБА
Несмотря на ряд недостатков, присущих ведению бизнеса в Интернете, рынок российской электронной торговли растет из года в год. Однако ни в НК РФ, ни в Федеральном законе N 381-ФЗ не установлено определение интернет-торговли. Как же осуществлять налогообложение интернет-магазина?
Торговля есть, термина нет
В 2014 году в Рунете (российском сегменте Интернета), по данным компании InSales, насчитывалось около 43 тыс. интернет-магазинов, в которых совершались заказы <1>. Благодаря Интернету даже небольшие компании наравне с крупными продавцами могут выходить на мировой рынок вне зависимости от их местоположения.
--------------------------------
<1> http://www.insales.ru/blog/2015/05/20/analytical-bulletin-insales-2015/
Сделать заказ товара в интернет-магазине можно 24 часа в сутки 7 дней в неделю, а забрать его самостоятельно либо договориться о доставке товара на дом в удобное время не представляет особых трудностей.
В последние годы получил развитие формат мультиканальной розничной торговли (совмещение онлайн- и офлайн-ретейла), который подстраивается под изменяющуюся в условиях кризиса модель потребления российских покупателей (в основном торговли электронной и бытовой техникой) ввиду падения их реальных доходов. Не секрет, что многие покупатели теперь перед покупкой собирают информацию о товарах в Сети, а затем покупают их в традиционных магазинах, и наоборот.
Несмотря на ряд недостатков, присущих ведению бизнеса в Интернете (большие расходы на разработку и поддержание работы сайта, на логистику и продвижение в сети, несовершенство правовой базы, регулирующей интернет-торговлю, низкую информационную грамотность пользователей, вследствие чего Интернет является благоприятной средой для разного рода мошенников), рынок российской электронной торговли растет из года в год.
Государство в свою очередь уделяет интернет-торговле особое внимание. Так, в Стратегии развития информационного общества в РФ, утвержденной Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212, в качестве одного из основных направлений ее реализации (в области развития экономики РФ на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий) названо создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли.
Отмечу, что ни в НК РФ, ни в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" не установлено определение интернет-торговли (письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730).
Продажа товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе с использованием сетей электросвязи, включая сеть Интернет, согласно п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612, относится к продаже товаров дистанционным способом.
Следует учитывать, что в Интернете запрещено торговать определенными товарами, например алкоголем и табачной продукцией (п. 5 Правил N 612, письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32).
Режим налогообложения
Из-за простоты регистрации будущие интернет-продавцы чаще выбирают регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, особенно если они работают в сегменте B2C (business-to-consumer), то есть при продаже товаров физическим лицам в качестве конечных потребителей.
Налогообложение интернет-магазинов может осуществляться как по общему режиму (ОСНО), так и с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) при условии соответствия критериям, установленным главой 26.2 НК РФ. В последнем случае интернет-предприниматели вправе использовать оба варианта объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Законами субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные ставки: при выборе в качестве объекта налогообложения "доходы" в пределах от 1 до 6%, при выборе объекта "доходы минус расходы" - в пределах от 5 до 15% (п. п. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ).
Хотя интернет-магазины и занимаются розничной торговлей, применять специальный режим в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они не могут ввиду прямого указания закона. Так, в определении розничной торговли, данном в абз. 12 ст. 346.27 НК РФ, указано, что реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети) не относится для целей главы 26.3 НК РФ к розничной торговле как виду предпринимательской деятельности.
Согласно разъяснениям, Минфина России от 24.01.2011 N 03-11-11/11, на ЕНВД может переводиться лишь розничная торговля товарами по образцам, выставленным на интернет-сайте, осуществляемая через объект торговли, который согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам является объектом стационарной торговой сети.
О правильности выбора режима налогообложения дистанционной торговли по каталогам (прейскурантам) с доставкой товаров покупателям (к которой, как отмечалось выше, относится и торговля посредством сети Интернет), а также продаже товаров по образцам между предпринимателями и налоговыми инспекциями возникают судебные споры.
Применение ККТ
В интернет-магазинах действуют различные способы оплаты: наличными или с помощью банковских (пластиковых) карт при самовывозе товара либо курьеру, оплата при помощи электронных платежей (кошельков) через Интернет, а также оплата наложенным платежом при доставке товаров по почте и другие способы.
Рассмотрим первый способ.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предприниматели на УСН и ОСНО, не применяющие ЕНВД или патентную систему налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт только с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
В письме ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23721 налоговое ведомство также указало на обязательность применения ККТ при осуществлении расчетов с использованием платежных карт, в том числе посредством сети Интернет.
Интернет-магазины обязаны выдавать в обязательном порядке покупателям кассовые чеки непосредственно в момент оплаты товаров, при этом следует учитывать разъяснения налоговой службы.
Так, в письме ФНС России от 10.07.2013 N АС-4-2/12406@ (содержит ссылки на письма Минфина России от 24.05.2013 N 03-01-15/18769 и от 04.07.2013 N 03-01-15/25767) указано, что, "учитывая позицию ВС РФ, изложенную в Постановлении от 11.05.2012 N 45-АД12-4, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт в случае продажи товаров (оказания услуг или выполнения работ), должна применяться исправная ККТ, а именно: на выдаваемых покупателям кассовых чеках, отпечатанных ККТ непосредственно в момент оплаты товаров, время покупки должно совпадать с реальным временем... Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных ККТ ранее чем за 5 минут до реального времени осуществления наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, а равно копий кассовых чеков, отпечатанных ККТ, не допускается".
В настоящее время многие интернет-магазины стараются обеспечивать своих курьеров, развозящих товар покупателям, портативными ККТ с автономным электропитанием.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 657 "О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения" в период с 01.08.2014 и по 01.02.2015 был проведен эксперимент по применению ККТ, передающей в электронном виде в налоговые органы информацию о расчетах.
Данный эксперимент проводился на добровольной основе в Москве, Калужской и Московской областях, Республике Татарстан.
Также Минфином России подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", КоАП РФ и отдельные законодательные акты РФ" (находится на стадии экспертизы).
Законопроектом предусмотрена реализация механизма поэтапного (в течение 3 лет) перехода на применение ККТ с передачей информации о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа, через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде через Интернет. При этом регистрация ККТ нового поколения (так называемых умных касс) в налоговых органах также будет происходить дистанционно в электронной форме.
В заключении об оценке регулирующего воздействия на этот законопроект Минэкономразвития России указало, что проектируемые нормы в части введения требования о применении ККТ организациями и ИП, осуществляющими расчеты в сети Интернет, идут вразрез с поручением Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ от 07.04.2015 N Пр-815ГС, которым Правительству РФ было поручено подготовить и представить предложения по отмене обязательного применения ККТ при расчетах платежными картами в интернет-ресурсах <2>.
--------------------------------
<2> http://regulation.gov.ru/projects#npa=11630
Торговые сборы
Торговые сборы могут вводиться муниципальными образованиями (после принятия соответствующего федерального закона) и городами федерального значения с торговых организаций и ведущих торговлю ИП с 01.07.2015 (Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части 1 и 2 НК РФ").
Напомним, что торговый сбор на сегодняшний день введен только в г. Москве (Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" с изменениями от 24.06.2015).
В письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 в ответе на вопрос N 5 "Нужно ли уплачивать торговый сбор в случае, если торговля осуществляется через интернет-магазин, а доставка товара осуществляется со склада в Москве с помощью курьера или почтой?" Департаментом был дан следующий ответ: "Не нужно. Торговый сбор применяется в отношении объектов движимого или недвижимого имущества, которые используются для торговли. В описанном случае таким объектом является склад (а сама доставка товара с помощью курьера или почты является услугой). Торговый сбор не применяется в отношении торговли путем отпуска со склада..." <3>.
--------------------------------
<3> Документ опубликован не был.
В письме ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ про взимание торговых сборов с интернет-магазинов также не упоминается.
Из анализа данных норм можно сделать вывод, что интернет-магазин со складом как точкой самовывоза товара в г. Москве (а таких, на наш взгляд, единицы) обязан уплачивать торговый сбор.
Подводя итог, следует заметить, что налогообложение интернет-магазинов по своей сути ничем не отличается от налогообложения традиционных (офлайновых) магазинов, за исключением взимания торговых сборов.
Учитывая особенности организации деятельности работы интернет-магазинов, а также в целях минимизации налоговых рисков необходимо тщательнейшим образом подходить к вопросу выбора системы налогообложения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Коммерческое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.