Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРАЗИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ж.М. КЕМБАЕВ
Одним из главных событий в международных отношениях последних десятилетий безусловно стало образование Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который включает в себя в настоящее время пять государств-членов: Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию.
Образование ЕАЭС - результат долгой и трудной эволюции региональных интеграционных процессов в Евразии, которые начались с момента развала СССР и создания Содружества Независимых Государств. По истечении почти четверти века с возникновения данных процессов представляется возможным выделить основные признаки евразийской интеграции, констатировать ее ключевые проблемы и предположить перспективы ее развития.
Основные признаки евразийской интеграции
Во-первых, идея Евразии как отдельного региона не нова. Достаточно указать на труды евразийцев: Г.В. Вернадского (1887 - 1973), Н.С. Трубецкого (1890 - 1938), П.Н. Савицкого (1895 - 1968) и Л.Н. Гумилева (1912 - 1992), которые убедительно доказывали, что Евразия является особым миром, отличным как от Запада, так и от Востока.
Однако первым идею создания ЕАЭС выдвинул Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. В 1994 г. в новых исторических реалиях, обусловленных появлением на постсоветском пространстве ряда суверенных государств, он высказал мнение о необходимости формирования Евразийского союза как "союза равноправных независимых государств, направленного на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала" и как "формы интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности и [проведения] социально-экономической модернизации" <1>.
--------------------------------
<1> Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994 - 1997. М., 1997. С. 44. Как отмечает Г.С. Стародубцев, "в основе идеи Н.А. Назарбаева о создании Евразийского союза - прагматичный подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразностями они ни прикрывались... Евразийский союз - это мегапроект, соизмеримый со сложными вызовами настоящего и будущего. Его назначение - стать органичной частью новой мировой архитектуры" (Стародубцев Г.С. Евразийский союз: от идеи к реальности // Вестн. Пермского ун-та. Сер. "Юрид. науки". 2015. N 1. С. 162).
В этой дефиниции кроются основы как идеологии, так и телеологии евразийской интеграции, которые полностью соответствуют принципиальным положениям учения евразийцев и предполагают создание самостоятельного и независимого как от Запада, так и от Востока добровольного регионального объединения суверенных государств Евразии. Кроме того, фундаментальными целями евразийской интеграции являются обеспечение регионального мира и безопасности и всемерное способствование экономическому росту и социальному благоденствию ее участников.
Во-вторых, с самого начала евразийская интеграция была направлена на построение продвинутых (глубоких) форм региональных интеграционных объединений экономического характера (т.е. таможенного союза, а затем на его основе - общего рынка и экономического союза) <1>.
--------------------------------
<1> На наш взгляд, региональные интеграционные объединения можно подразделить на простые, создаваемые в виде зон преференциальной торговли и зон свободной торговли, и продвинутые (таможенный союз, общий рынок и экономический союз). Подробнее см.: Кембаев Ж.М. Международная экономическая интеграция: разновидности и основные закономерности // Журн. рос. права. 2008. N 10. С. 109 - 117.
Уже в момент образования СНГ бывшие советские республики договорились сотрудничать в целях формирования и развития общего экономического пространства и построения евразийского рынка (ст. 7 Соглашения о Содружестве Независимых Государств от 8 декабря 1991 г.). В соответствии с данной целеустановкой 24 сентября 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза (т.е. высшей формы межгосударственного объединения, предполагающей формирование единого экономического пространства и введение единой валюты), который предусматривал объединение экономик стран СНГ на новой рыночной основе путем прохождения следующих этапов: 1) создание зоны свободной торговли (ЗСТ); 2) образование таможенного союза (ТС); 3) формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы; 4) образование валютного (денежного) союза (ст. 4).
Однако к середине 1990-х гг. стало очевидно, что СНГ не в состоянии претворить в жизнь интеграционные проекты глубокого характера. В рамках СНГ сформировалось два лагеря, представители которых имели диаметрально противоположные интересы. Если государства первой группы (Россия, Беларусь и Казахстан) ставили перед собой в качестве задачи-минимум построение ТС и единой системы коллективной безопасности, то государства второй группы (Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина) исключали любую форму политической интеграции и считали максимально приемлемым для себя только создание ЗСТ <1>. Хотя 15 апреля 1994 г. было принято Соглашение стран СНГ о ЗСТ, призванное запустить механизмы Договора об Экономическом союзе, Россия отказалась его ратифицировать, так как, в частности, не смогла убедить Украину рассматривать формирование ЗСТ в качестве переходного этапа к ТС <2>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Кембаев Ж.М. Правовые аспекты экономической интеграции на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития // Изв. высших учеб. заведений. Правоведение. 2007. N 3. С. 146 - 155.
<2> О ЗСТ в рамках СНГ см., например: Драгнева-Люерс Р.О. На пути к свободной торговле в СНГ: проблемы права и политики // Изв. высших учеб. заведений. Правоведение. 2009. N 4. С. 85 - 101.
В такой ситуации государства первой группы решили приступить к реализации положений Договора об Экономическом союзе хотя бы между собой. Как следствие, 6 января 1995 г. было подписано Соглашение о ТС между Беларусью и Россией, а 20 января 1995 г. - трехстороннее Соглашение о ТС между Беларусью, Казахстаном и Россией, к которому 29 марта 1996 г. присоединился Кыргызстан. Следующим шагом стало заключение 26 февраля 1999 г. данными государствами совместно с присоединившимся к ним Таджикистаном Договора о ТС и едином экономическом пространстве (ЕЭП), в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование ТС и перейти на его основе к следующему этапу интеграции, а именно к созданию ЕЭП (или общего рынка).
10 октября 2000 г. названная пятерка государств заключила Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) <1>, основной задачей которого стало эффективное продвижение процесса формирования ТС и ЕЭП (ст. 2) <2>. Именно в рамках ЕврАзЭС 6 октября 2007 г. было принято решение завершить построение ТС между тремя наиболее экономически развитыми государствами альянса - Беларусью, Казахстаном и Россией - до 2011 г. (в первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве устанавливались конкретные сроки завершения определенного этапа их развития) <3>. Для достижения данной цели 27 ноября 2009 г. президенты Беларуси, Казахстана и России подписали пакет документов о применении единого таможенного тарифа с 1 января 2010 г. и вступлении в силу Таможенного кодекса ТС с 1 июня 2010 г. Более того, уже 19 декабря 2009 г. данные государства договорились к 1 января 2012 г. создать ЕЭП <4>.
--------------------------------
<1> О ЕврАзЭС см., например: Шинкарецкая Г.Г. Есть ли будущее у ЕврАзЭС? // Государство и право. 2004. N 11. С. 73 - 77; Кембаев Ж.М. Евразийское экономическое сообщество: правовые основы деятельности и перспективы развития // Государство и право. 2008. N 10. С. 53 - 59.
<2> По мере развития ЕврАзЭС также вобрало в себя интеграционные проекты государств Центральной Азии (подробнее см.: Kembayev Z. Legal Aspects of the Regional Integration in Central Asia // Heidelberg Journal of International Law. 2006. N 4. P. 967 - 983).
<3> На тот момент в ЕврАзЭС помимо Кыргызстана и Таджикистана также входил Узбекистан. После андижанских событий (2005 г.) Узбекистан ввиду критики со стороны Запада вышел из ГУУАМ (таким образом, организация превратилась в ГУАМ), стал членом ЕврАзЭС в январе 2006 г., а затем, в июне 2006 г., присоединился к ОДКБ. Однако из-за углубления интеграционных процессов в рамках как ЕврАзЭС (в сторону построения ТС и ЕЭП), так и ОДКБ (в сторону создания Коллективных сил оперативного реагирования) Узбекистан решил приостановить свое участие и в ЕврАзЭС (ноябрь 2008 г.), и в ОДКБ (июнь 2012 г.), чему способствовало также постепенное улучшение его отношений с Западом.
<4> Подробнее см.: Кембаев Ж.М. О Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России // Юрист. 2011. N 1. С. 12 - 19.
18 ноября 2011 г. тройка приняла Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявила о своем стремлении сформировать Евразийский экономический союз к 1 января 2015 г. В соответствии с данной целеустановкой 29 мая 2014 г. президенты трех государств подписали Договор о создании ЕАЭС, который вступил в силу, как и планировалось, 1 января 2015 г. Уже 2 января 2015 г. к тройке присоединилась Армения, а 12 августа 2015 г. - Кыргызстан. Предполагается, что по мере готовности к ЕАЭС примкнет и другой член прекратившего существование 10 октября 2014 г. ЕврАзЭС - Таджикистан.
В Договоре о ЕАЭС провозглашено, что Союз является "международной организацией региональной экономической интеграции", в рамках которой обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС и иными международными договорами, заключенными в рамках Союза (ст. 1). Помимо формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов Союз ставит перед собой следующие цели: а) создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; б) всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики (ст. 4) <1>.
--------------------------------
<1> В связи с этим Я.В. Калиш отмечает, что "проект ЕАЭС позиционируется как лишенный политической составляющей, и, по сути, интеграция ограничена торгово-промышленной сферой и сопутствующими ей необходимыми надстройками". В то же время "красной нитью через весь Договор о ЕАЭС проходит его политическое содержание... Это проявляется как семантически, в терминах, используемых в Договоре, так и в существе многих его положений... Культурные и экономические связи между этими странами складывались десятилетиями и даже столетиями, каждое из государств существенно проигрывает, отказываясь от кооперации с соседями... Экономический блок, образованный Россией, Белоруссией и Казахстаном, имеет потенциал для преобразования в полноценную конфедерацию. База для этого есть, может появиться и новое идеологическое содержание в форме ренессанса евразийской теории. Важно не дать историческим страхам и различным дестабилизирующим факторам расшатать молодое интеграционное образование и обеспечить условия, чтобы создающиеся евразийские механизмы были эффективны" (Калиш Я.В. Договор о Евразийском экономическом союзе // Обозреватель - Observer. 2014. N 12. С. 18, 32).
Создание экономического союза, по сути, означает введение единой валюты. Однако поскольку построение общего рынка еще не завершено, вопрос о ее введении не выносится на повестку дня, однако и эта перспектива уже становится предметом обсуждений, в том числе на высшем межгосударственном уровне.
В-третьих, евразийская интеграционная группировка, включающая в себя пять государств - членов ЕАЭС и Таджикистан, отличается значительной гетерогенностью. В настоящее время ее территория составляет почти 20,4 млн кв. км, население - 190,5 млн человек, а ВНП (по паритету покупательной способности) - 4220 млрд долл. (по данным МВФ на 2014 г.). При этом в интеграционном объединении доминирующую роль играет Россия, на долю которой приходится 84% территории Евразии, 77% населения и 84,5% ВНП, в то время как на долю Армении - соответственно 0,1; 1,6 и 0,6%; Беларуси - 0,9; 5 и 4,1%; Казахстана - 13,4; 9 и 9,8%; Кыргызстана - 0,9; 3 и 0,45% и Таджикистана - 0,7; 4,4 и 0,55% <1>.
--------------------------------
<1> Данные по территории и населению рассчитаны на основе общедоступных статистических сведений, а данные по ВНП и его распределению - в опоре на World Economic Outlook Database April 2015 (URL: http://www.imf.org/external/pubs).
Несмотря на создание ЕАЭС и на доминирующее положение в нем России, в товарообороте государств-членов она часто уступает другим странам. Так, в 2013 г. в товарообороте Казахстана и Армении Европейский союз занимал первое место (32,8 и 27,9%), Китай - второе (24,2%) и третье (7,6%) места, Россия - третье (21,1%) и второе (24,3%) места соответственно. В товарообороте Кыргызстана и Таджикистана преобладает Китай (47,6 и 26,9%), Россия занимает соответственно второе (19%) и третье (10,4%) места. Только в Беларуси Россия (49,6%) является ведущим торговым партнером, Европейский союз (26,2%) стоит на втором, а Украина (7,8%) - на третьем месте <1>. Во внешнеторговом товарообороте России доля стран ЕАЭС и Таджикистана составляет лишь 7,5% (Беларусь - 4,1%; Казахстан - 2,8%; Кыргызстан - 0,3%; Армения - 0,2% и Таджикистан - 0,1%) <2>.
--------------------------------
<1> European Commission Trade Statistics. 2015 // URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/statistics/regions.
<2> Обзор и статистика внешней торговли России. 2015 // URL: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/countries_breakdown.
Следует отметить, что и между другими странами ЕАЭС объемы торговли незначительны. Так, доля Казахстана (второго по территории, населению и ВНП государства ЕАЭС) достигает лишь 1,2% во внешнеторговом товарообороте Беларуси, а доля Беларуси (третьего по территории, населению и ВНП государства ЕАЭС) - меньше 1% в общем товарообороте Казахстана <1>.
--------------------------------
<1> European Commission Trade Statistics. 2015.
В-четвертых, евразийская интеграция не является сугубо экономическим проектом, а ее ход с самого начала во многом предопределялся военно-политическими факторами. В связи с этим стоит упомянуть, что уже Соглашение об образовании СНГ предусматривало сотрудничество стран СНГ в развитии не только общего экономического, но и общего военно-стратегического пространства (ст. 6). Только этим можно объяснить, почему государства - члены ЕАЭС, не будучи друга для друга главными торговыми партнерами (в подавляющем большинстве), все же решились на столь глубокую экономическую интеграцию. Создание ЕАЭС подтверждает, что продвинутые формы региональных интеграционных объединений образуются лишь политическими союзниками, которые стремятся к глубокой всеобъемлющей интеграции не только в экономической сфере, но и в сфере координации основных направлений внешней и оборонной политики <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Kembayev Z. Legal Aspects of the Regional Integration Processes in the Post-Soviet Area. Berlin; Heidelberg, 2009.
Здесь следует подчеркнуть, что все члены ЕАЭС, а также Таджикистан являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ОДКБ берет свое начало от подписанного в рамках СНГ 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ). К моменту своего вступления в силу 20 апреля 1994 г. ДКБ объединял девять государств СНГ: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Несмотря на то что Азербайджан, Грузия и Узбекистан решили выйти из ДКБ после того, как в апреле 1999 г. истек первоначальный срок его действия <1>, остальные шесть государств были настроены на продолжение строительства самостоятельного военно-политического союза. 2 апреля 1999 г. они продлили действие ДКБ, а 7 октября 2002 г. преобразовали свое военно-политическое объединение в полномасштабную международную организацию - ОДКБ, основными целями которой являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов <2>.
--------------------------------
<1> 24 - 25 апреля 1999 г., во время саммита НАТО в Вашингтоне, посвященного 50-летию создания Организации, членами блока стали Венгрия, Польша и Чехия, а группа других стран, включая бывшие советские республики, начала целенаправленно готовиться к вступлению в НАТО. Интересно, что на том же Вашингтонском саммите Азербайджан, Грузия и Узбекистан совместно с Украиной и Молдовой решили создать организацию ГУУАМ (название которой сложилось из первых букв наименований входящих в нее стран), которая стремилась разработать альтернативы продвигаемым Россией интеграционным проектам и наладить тесное сотрудничество между своими участниками для их совместной подготовки к членству в Европейском союзе и НАТО. Подробнее см.: Кембаев Ж.М. Правовые основы деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) // Евразийский юрид. журн. 2015. N 2. С. 11 - 18.
<2> См., например: Кембаев Ж.М. Имплементация обязательств, принятых Республикой Казахстан в рамках Организации Договора о коллективной безопасности // Евразийский юрид. журн. 2015. N 7. С. 12 - 16.
Создание ОДКБ воплощает в жизнь идею так называемого многополярного мира, т.е. такой системы международного устройства, при которой в мире существует несколько полюсов силы, государств или союзов государств - центров экономического и политического влияния. Подтверждением тому служит положение, согласно которому ОДКБ "содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права" (ст. 4 Устава Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г.). В настоящее время одним из центров экономического и политического влияния в мире безусловно является Россия, которая, по сути, выступает и основной движущей силой евразийской интеграции. Другие евразийские государства, участвуя в ЕАЭС и ОДКБ, тем самым способствуют становлению многополярного мира и утверждению интеграционного объединения в качестве гаранта независимости своего развития и одного из оплотов обеспечения мировой безопасности и стабильности.
В-пятых, основными причинами объединения евразийских государств в рамках ОДКБ можно назвать их негативное отношение к расширению НАТО, опасения, вызванные угрозами со стороны исламского фундаментализма и стремительно растущего Китая, а также желание поддерживать тесные военные и военно-промышленные связи с Россией. Еще одним важнейшим доводом в пользу тесного сотрудничества государств - членов ОДКБ является желание их правящих кругов сохранить политическую стабильность в своих странах и совместно противодействовать так называемым цветным революциям.
В связи с этим нельзя не указать, что все государства - члены евразийской интеграционной группировки, несмотря на впечатляющие отличия, имеют весьма схожие государственное устройство и политический режим. Все они являются президентскими республиками с сильной централизацией государственной власти. Все они в той или иной степени обладают политической системой, которую принято называть "управляемой демократией": она характеризуется тем, что, несмотря на формально демократическое законодательство, влияние общества на власть минимально, а демократические институты часто "фасадные", или "имитационные" <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Kembayev Z. The Rise of Presidentialism in Post-Soviet Central Asia: The Example of Kazakhstan // In Constitutionalism in Islamic Countries: Between Upheaval and Continuity / ed. by R. Grote, . N.Y., 2011. P. 415 - 430; Kembayev Z. Verfassung der Republik Kasachstan. Almaty; Astana, 2013. S. 52 - 55.
Основные проблемы евразийской интеграции
Во-первых, значительная централизация власти внутри государств-членов, а также неоднородность субъектного состава ЕАЭС и отсутствие баланса между участниками альянса серьезно препятствуют созданию в рамках ЕАЭС эффективных наднациональных органов, наделенных компетенцией самостоятельно принимать действенные решения в пользу всего Союза, а не в интересах (часто противоречивых) отдельных государств-членов.
Согласно п. 1 ст. 8 Договора о ЕАЭС органами Союза являются: 1) Высший евразийский экономический совет (Высший совет), состоящий из глав государств-членов; 2) Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет), включающий в себя глав правительств государств-членов; 3) Евразийская экономическая комиссия (Комиссия), объединяющая две палаты: Совет и Коллегию; 4) Суд ЕАЭС.
Главенствующую роль в ЕАЭС играют, несомненно, два первых органа: Высший совет и Межправительственный совет, которые по определению представляют интересы государств-членов. Наличие двух органов обусловлено конституционным устройством государств-членов, где президенты определяют основные направления внутренней и внешней политики государства, в то время как исполнительная власть осуществляется правительствами. Кроме того, в государствах - членах ЕАЭС существует четкая иерархия, при которой главы государств (президенты) безусловно доминируют над главами правительств. Ту же иерархию можно проследить в функциях названных органов. Если Высший совет уполномочен рассматривать принципиальные вопросы деятельности Союза, определять стратегию, направления и перспективы развития интеграции, то Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о ЕАЭС, других международных договоров, заключенных в рамках Союза, и решений Высшего совета. Оба органа принимают решения только на основе консенсуса.
Интересы ЕАЭС по идее должна представлять Комиссия, которая является "постоянно действующим регулирующим органом Союза" (ст. 18 Договора о ЕАЭС). В то же время общее руководство деятельностью Комиссии осуществляет ее верхняя палата - Совет Комиссии, в который от каждого государства-члена входит по одному представителю, являющемуся заместителем главы правительства. Совет принимает свои решения только на основе консенсуса (пп. 23, 29 Положения о Евразийской экономической комиссии) <1>. В отличие от верхней палаты, Коллегия Комиссии (нижняя палата) может принимать решения квалифицированным большинством (п. 1 ст. 18 Договора о ЕАЭС), и ее члены, назначаемые Высшим советом на четыре года с возможным продлением полномочий, "при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и должностных лиц государств-членов и не могут запрашивать или получать указания от органов власти или официальных лиц государств-членов" (п. 34 Положения о Евразийской экономической комиссии).
--------------------------------
<1> Приложение N 1 к Договору о ЕАЭС.
Однако и Коллегию нельзя рассматривать в качестве наднационального органа, так как любое государство-член или член Совета Комиссии имеет право в течение 15 календарных дней с даты опубликования решения Коллегии внести предложение о его отмене или внесении в него изменений. В таком случае материалы по соответствующему решению направляются в Совет Комиссии, который может отменить данное решение либо внести в него изменения, принимая свое решение, как и по всем иным вопросам, на основе консенсуса. Более того, любое государство-член в случае несогласия с решением, принятым Советом по результатам рассмотрения вопроса об отмене или изменении решения Коллегии, может вынести соответствующий вопрос на рассмотрение Межправительственного и (или) Высшего совета (п. 30 Положения о Евразийской экономической комиссии) <1>.
--------------------------------
<1> В связи с этим нельзя не согласиться с В.Л. Толстых в том, что "наднациональность, предполагающая независимость организации от государств-членов и право принимать обязательные для них решения, никак не проявляется (или проявляется очень незначительно) в ее деятельности, а следовательно, и в деятельности ЕАЭС в целом" (Толстых В.Л. Проблемы евразийской интеграции // Евразийский юрид. журн. 2015. N 3. С. 1 - 22).
Особого внимания заслуживает роль Суда ЕАЭС, в состав которого входят по два судьи от каждого государства-члена, назначаемых Высшим советом на девять лет. Суд может рассматривать споры, возникающие по вопросам реализации договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, по заявлениям не только государств-членов, но и хозяйствующих субъектов. Решения Суда обязательны для исполнения сторонами спора (п. 99 Статута Суда ЕАЭС) <1>. В то же время в Статуте Суда прямо говорится, что его решения не могут выходить за рамки указанных в заявлении вопросов (п. 101), а также изменять и (или) отменять действующие нормы права Союза, законодательства государств-членов и создавать новые (п. 102). Более того, в Статуте прямо закреплено, что в компетенцию Суда не входит наделение органов Союза дополнительной компетенцией помимо той, которая прямо предусмотрена Договором о ЕАЭС и (или) международными договорами в рамках Союза (п. 42). Следует также подчеркнуть, что весьма слабым (с институциональной точки зрения) является механизм исполнения решений Суда. В случае неисполнения такого решения государство-член может обратиться лишь в Высший совет с целью принятия необходимых мер, связанных с его исполнением. При этом остается открытым вопрос о дальнейшей судьбе решения Суда, если главы государств не смогут прийти к консенсусу по данному вопросу <2>.
--------------------------------
<1> Приложение N 2 к Договору о ЕАЭС.
<2> Есть мнение, что Договор о ЕАЭС внес скорее некоторый регресс в дело интеграции, нежели прогресс (Байльдинов Е.Т. Договор о Евразийском экономическом союзе: шаг вперед, два шага назад // Евразийский юрид. журн. 2014. N 10. С. 25 - 34).
Нельзя не упомянуть, что институциональная структура ЕАЭС не включает в себя представительный орган. В преддверии создания Союза дискутировалась идея об учреждении наднационального Евразийского парламента <1>, однако она не нашла поддержки у части государств-членов (прежде всего у Казахстана). Причина, несомненно, кроется в том, что формирование такого органа входит в противоречие с доминирующим как в государствах-членах, так и в ЕАЭС принципом централизации властных полномочий (тем более если Евразийский парламент, подобно Европейскому парламенту, начавшему свое существование в качестве сугубо консультативной ассамблеи, в силу своей демократической легитимности будет постепенно расширять компетенцию).
--------------------------------
<1> См., например: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. К новому парламентскому измерению евразийской интеграции // Журн. рос. права. 2012. N 8. С. 5 - 15.
Таким образом, несмотря на то что ЕАЭС преследует ту же цель, что и Европейский союз, а именно осуществление глубокой экономической интеграции вплоть до построения экономического союза, система органов ЕАЭС разительно отличается от институциональной системы Европейского союза <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Кембаев Ж.М. Сравнительно-правовой анализ Комиссий Евразийского и Европейского союзов // Современное право. 2012. N 12. С. 129 - 132; Kembayev Zh. Integration Processes in Post-Soviet Area and Latin America: A Comparative Analysis // Southwestern Journal of Law and Trade in the Americas. 2005. N 1. P. 25 - 44.
Во-вторых, евразийская интеграция идет в условиях сильной конкурентной борьбы и даже противодействия со стороны других главных акторов мировой политики и экономики, серьезно озабоченных возможностью появления на глобальной арене мощного конкурента. Руководствуясь своими стратегическими интересами, они будут пытаться естественным образом затормозить и по возможности остановить формирование евразийского интеграционного объединения либо поставить его развитие под свой контроль.
Речь идет прежде всего о Европейском союзе, который включает в себя в настоящий момент 28 государств-членов. В мае 2004 г., после присоединения к ЕС ряда восточноевропейских стран, он стал непосредственным соседом евразийской интеграционной группировки. Тогда же ЕС принял документ "Европейская политика добрососедства" (ЕПД), определяющий принципы своего взаимодействия с соседними странами, в том числе с такими постсоветскими государствами, как Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. В мае 2008 г. ЕС разработал в отношении указанных постсоветских государств еще одну программу - "Восточное партнерство". Целями данных инициатив, по сути, являются выход за рамки принятых в 1990-е гг. соглашений о партнерстве и сотрудничестве <1> и установление привилегированных отношений, основанных на совместной приверженности общим ценностям (таким как демократия, права человека и верховенство права) и тесном взаимодействии в политической и экономической сферах. Как следствие, в 2008 г. ЕС начал переговоры со всеми перечисленными постсоветскими государствами (кроме Беларуси) о заключении соглашений об ассоциации, включающих в себя соглашения об "углубленной и всеобъемлющей" ЗСТ <2>.
--------------------------------
<1> См., например: Кембаев Ж.М. Правовые основы партнерства между Республикой Казахстан и Европейским союзом // Юрист. 2013. N 7. С. 44 - 49.
<2> См., например: Kembayev Z. The (In-) Compatibility between Regional Integration Processes in the Post-Soviet Area and within the European Neighborhood Policy // Osteuropa-Recht. 2013. N 4. P. 369 - 377.
Не случайно в 2004 г., накануне расширения ЕС, Россия активизировала меры по привлечению в первую очередь Украины в евразийские интеграционные проекты. В результате 19 сентября 2003 г. между Россией, Беларусью, Казахстаном и Украиной было подписано Соглашение о формировании ЕЭП, основной целью которого стало образование ЗСТ между названными государствами (к чему всегда стремилась Украина, так как данная форма интеграции позволяла ей не оставлять амбициозных планов относительно интеграции в Евросоюз). В то же время в Соглашении предусматривалось создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (т.е. формирование ЕЭП, что было задачей первой тройки государств). Однако после "оранжевой революции" Украина отказалась ратифицировать данное Соглашение.
В таких условиях Россия все же продолжала бороться за Украину. Прежде всего российское руководство полностью пересмотрело свой подход к созданию ЗСТ в рамках СНГ. В ноябре 2008 г. была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г., которая среди приоритетных направлений определяла завершение формирования ЗСТ в СНГ. В итоге 18 октября 2011 г. восемь государств - членов СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина) подписали Договор о ЗСТ. 20 сентября 2012 г. данный Договор вступил в силу для Беларуси, России и Украины. Впоследствии Договор был ратифицирован и другими государствами (кроме Таджикистана), а в 2013 г. к нему присоединился Узбекистан.
В результате подобного противостояния геополитических сил в политико-правовой лексикон вошло понятие "столкновение интеграций". Хотя в принципе любая страна может участвовать в двух и более ЗСТ, продвигаемые ЕС соглашения об "углубленной и всеобъемлющей" ЗСТ свидетельствуют не только о торговой либерализации, но и о постепенной гармонизации законодательства государств-участников с действующей в ЕС совокупностью правовых норм (acquis communautaire). Подобная гармонизация означает полный отрыв участвующих в ней государств от евразийской интеграционной группировки <1>. Таким образом, несмотря на то что ассоциация с ЕС не влечет за собой членства в ЕС, она, по сути, означает реализацию формулы "объединение всего, кроме институтов", т.е. фактически вхождение в интеграционное пространство ЕС. Если же учесть, что расширение ЕС в последние годы шло рука об руку с расширением НАТО <2>, то вполне естественно, что оно вызвало активное противодействие России. В конце концов данное противостояние вылилось в глубокий кризис на Украине, присоединение Крыма к России и введение в ее отношении политических и экономических санкций.
--------------------------------
<1> Loo G. van der, Elsuwege P. van. Competing Paths of Regional Economic Integration in the Post-Soviet Space: Legal and Political Dilemmas for Ukraine // Review of Central and East European Law. 2012. N 4. P. 442.
<2> После того как в марте 1999 г. членами НАТО стали Венгрия, Польша и Чехия, в марте 2004 г. в Североатлантический блок вступили Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, а в апреле 2009 г. - Хорватия.
Помимо ЕС, на ход интеграционных процессов в Евразии возрастающее влияние оказывает Китай. Почти синхронное создание таких организаций, как ЕврАзЭС (10 октября 2000 г.), ОДКБ (7 октября 2002 г.) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) (15 июня 2001 г.), не случайно. Рост политического и экономического влияния Китая и образование ШОС были безусловно одними из главных факторов, способствовавших формированию евразийской интеграционной группировки.
Появлению ШОС предшествовало заключение в 1990-х гг. ряда двусторонних соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем - с другой. С самого начала ШОС рассматривалась прежде всего как организация, направленная на поддержание глобальной и региональной безопасности посредством совместных действий на основе равноправного партнерства.
В то же время Китай, будучи движущей силой развития ШОС, стремится к превращению данной организации в платформу для налаживания тесного экономического сотрудничества между ее государствами-членами и даже создания в ее рамках ЗСТ <1>. В связи с этим следует отметить инициативу Председателя КНР Си Цзиньпиня по созданию "Экономического пояса Шелкового пути", озвученную им 16 сентября 2013 г. в Астане. Данная инициатива, которая является частью еще более амбициозного проекта "Один пояс - один путь" <2>, предусматривает возрождение Великого шелкового пути посредством строительства единой дорожной сети, развития торговли с помощью ликвидации торговых барьеров и поощрения инвестиций, а также переход на расчеты в национальных валютах. Термин "Экономический пояс", фигурирующий в китайском проекте, означает создание альянса государств, который обеспечил бы надлежащее функционирование Шелкового пути. При этом подобный альянс, несомненно, может быть построен и на платформе ШОС <3>.
--------------------------------
<1> См., например: Кембаев Ж.М. Проблемы и перспективы членства Республики Казахстан в Шанхайской организации сотрудничества // Юрист. 2012. N 11. С. 44 - 52.
<2> Китайская инициатива "Один пояс - один путь" охватывает также проект "Морской Шелковый путь", предусматривающий развитие морских торговых путей посредством строительства соответствующей инфраструктуры в странах Юго-Восточной Азии, странах, омываемых Индийским океаном, а также государствах Ближнего Востока и Северной Африки.
<3> Kembayev Z. The Silk Road Economic Belt and the Shanghai Cooperation Organization // Право и государство. 2015. N 1. С. 98 - 103.
Очевидно, что оптимальный маршрут современного Шелкового пути, т.е. дорожной сети, соединяющей Китай и Европу, должен проходить через евразийские страны. Поэтому реализация проекта "Экономический пояс Шелкового пути" предполагает налаживание тесного сотрудничества Китая с ЕАЭС. Не случайно один из важных вопросов на повестке дня очередного саммита ШОС, прошедшего в Уфе 10 июля 2015 г., касался возможности совместной деятельности ЕАЭС и ШОС в целях претворения в жизнь упомянутой инициативы.
В настоящее время отношения евразийской интеграционной группировки с Китаем характеризуются гораздо большей степенью взаимопонимания, нежели отношения с западными странами. Так, ШОС заключила меморандумы о взаимопонимании с ЕврАзЭС (8 мая 2006 г.) и ОДКБ (5 октября 2007 г.), что, по сути, означает признание Китаем Евразийской интеграционной группировки, в то время как западные структуры (ЕС и НАТО) не желают формализовать отношения с ЕАЭС и ОДКБ, делая ставку исключительно на двусторонние отношения с евразийскими странами.
Дополнительный импульс развитию отношений между евразийской интеграционной группировкой и Китаем придают, конечно, действующие в настоящее время санкции против России. Таким образом, вес и влияние Китая в регионе будут возрастать. Это означает, что, с одной стороны, Китай может постепенно начать играть лидирующую роль во многих проектах, а с другой - евразийские страны будут вынуждены все сильнее объединяться.
В-третьих, ЕАЭС по-прежнему не полностью подключился к процессам международной экономической интеграции в рамках ВТО <1>.
--------------------------------
<1> Следует отметить, что положения Договора о ЕАЭС говорят о стремлении Союза приблизить свой правовой режим к правовому режиму в системе ВТО (Шумилов В.М., Боклан Д.С., Лифшиц И.М. Правовые новеллы Договора о Евразийском экономическом союзе // Рос. внешнеэконом. вестн. 2015. N 4. С. 99).
Следует отметить, что ВТО делает исключение из своего общего требования режима наибольшего благоприятствования для создаваемых его членами ЗСТ и ТС (ст. XXIV ГАТТ). Таким образом, члены данных объединений, предоставляя экономические преференции друг другу, не обязаны предоставлять их третьим странам. Этим положением, например, успешно пользуется ЕС, который, будучи единой таможенной территорией, является самостоятельным членом ВТО. В июне 2009 г. Беларусь, Казахстан и Россия огласили совместное заявление о намерении присоединиться к ВТО в качестве единой таможенной территории. Однако уже в октябре 2009 г. названные государства были вынуждены изменить свою позицию (в том числе в силу значительного сопротивления США и ЕС) и объявить о том, что они будут вступать в ВТО в качестве отдельных субъектов.
В настоящий момент членами ВТО являются следующие государства - участники ЕАЭС: Армения (с 5 февраля 2003 г.), Кыргызстан (с 20 декабря 1998 г.), Россия (с 22 августа 2012 г.). К ВТО присоединился Таджикистан (2 марта 2013 г.). Казахстан завершил переговоры о вступлении в ВТО в июне 2015 г. и стал ее участником 30 ноября 2015 г. В то же время Беларусь все еще находится в стадии переговоров.
Несомненно, что если бы ЕАЭС (наподобие ЕС) стал самостоятельным членом ВТО, это значительно консолидировало бы позиции Организации на международной арене.
Перспективы евразийской интеграции
В современном весьма динамичном, турбулентном мире, в условиях нарастающей глобализации региональные интеграционные процессы становятся гарантом стабильности и безопасности, а также устойчивого экономического развития стран мира. Таким образом, евразийская интеграция полностью отражает актуальные веяния международных отношений, ставя перед собой задачу создания добровольного регионального объединения суверенных государств в целях обеспечения их экономического роста и поддержания международного мира, причем не только на региональном (т.е. в пределах Евразии), но и на глобальном уровне. Также евразийская интеграция не является искусственным процессом, ее ход обусловлен многочисленными естественными, в частности географическими, причинами. Евразия - это самостоятельный, отличный как от Западной Европы, так и от Китая, Индии и других цивилизаций географический регион, народы которого связаны тесными историческими узами.
Подобно любой другой региональной интеграции евразийская интеграция свидетельствует о том, что процессы углубленной экономической интеграции и образования экономического союза идут рука об руку с процессами координации основных направлений внешней и внутренней политики, так как государства - участники продвинутых региональных интеграционных объединений не только преследуют экономические цели, но и, как правило, являются военно-политическими союзниками. Не случайно евразийская интеграция осуществляется в рамках как ОДКБ, так и ЕАЭС.
Если поставленные перед ОДКБ цели и задачи могут и должны достигаться на основе классических принципов межгосударственного сотрудничества (прежде всего суверенного равенства государств и принятия решений на основе консенсуса), то важнейшей проблемой ЕАЭС несомненно выступает несоответствие ее институциональных структур, также в большинстве своем базирующихся на классических принципах международного права, стоящей перед Организацией цели создания единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов и построения на этой основе полноценного экономического союза.
ЕАЭС является экономической основой евразийской интеграционной группировки, и именно от эффективности ее функционирования во многом зависит будущее евразийской интеграции. В то же время ЕАЭС - весьма неустойчивая структура, своего рода "колосс на глиняных ногах" в силу того, что ее существование держится лишь на политической воле президентов государств-членов <1>. Ввиду значительной централизации государственной власти в руках президентов евразийских государств невозможно создание каких-либо параллельных независимых властных структур. При этом очевидно, что глубокая интеграция немыслима без построения наднациональных органов, а устойчивое функционирование экономического союза будет достигнуто, лишь если государства-члены передадут таким органам определенную часть своих суверенных полномочий <2>.
--------------------------------
<1> Этот факт отмечают также В.М. Шумилов, Д.С. Боклан, И.М. Лифшиц: "Вся конструкция Союза (а следовательно, и судьба интеграции) слишком сильно зависит от персонального состава Высшего совета, т.е. от конкретных высших должностных лиц" (Шумилов В.М., Боклан Д.С., Лифшиц И.М. Указ. соч. С. 100).
<2> Так, А.Н. Михайленко пишет, что "наднациональная (евразийская) составляющая в нашей региональной интеграции гораздо слабее, чем национальные интересы стран-участниц... этот мощнейший двигатель евразийской интеграции [т.е. наднациональная составляющая] держится преимущественно на воле президентов трех стран, и ее слабость проявляется как в теоретическом плане, так и практическом, в частности институциональном" (Михайленко А.Н. Евразийский экономический союз: суть проблемы // Обозреватель - Observer. 2014. N 4. С. 46).
Несомненно, что для дальнейшей региональной интеграции в Евразии жизненно необходимо преобразование Евразийской комиссии и Суда ЕАЭС в подлинно наднациональные институты (наподобие Еврокомиссии и Суда ЕС). Кроме того, следует создать наднациональный Евразийский парламент, в идеале избираемый населением евразийских стран прямым путем. При этом он должен служить привлечению на сторону евразийской интеграции самой мощной движущей силы интеграционных процессов - народов евразийских стран, роль которых в настоящее время сведена к роли пассивного статиста, безучастно и все чаще критически наблюдающего за принятием "верхами" решений <1>.
--------------------------------
<1> См. также: Кембаев Ж.М. О правовых вопросах интеграционных процессов на евразийском пространстве // Современное право. 2011. N 9. С. 88 - 94.
В современном мире идет бескомпромиссная борьба различных идей и концепций. Создание евразийского интеграционного объединения не является чем-то само собой разумеющимся (тем более оно началось в очень непростой геополитической ситуации), и уже сейчас ему ожесточенно сопротивляются как внутри евразийских государств, так и на международной арене. В связи с этим можно утверждать, что дальнейшее развитие евразийской интеграции (наряду с образованием Евразийского парламента) требует формирования наднациональных общественно-политических движений, которые должны повсеместно агитировать за объединение всех евразийских стран <1>. Таким образом, только демократизация евразийской интеграции и опора на народную волю могут укрепить евразийское интеграционное объединение и придать ему необходимую устойчивость.
--------------------------------
<1> В связи с этим В.В. Штоль отмечает, что необходима дальнейшая научная разработка приоритетных направлений развития евразийства, и задается вопросом о том, откуда возьмутся эти "новые люди", евразийцы, которые будут работать как на свое государство, так и на общее евразийское дело (Штоль В.В. Постсоветские государства: поиски самоидентификации и издержки независимости // Обозреватель - Observer. 2012. N 12. С. 29 - 41).
Консолидация евразийского интеграционного объединения, безусловно, создаст основу для более тесного взаимодействия с Китаем в целях осуществления его амбициозных проектов по воссозданию Великого Шелкового пути, а демократизация евразийского альянса поспособствует лучшему взаимопониманию и более эффективному сотрудничеству с Европейским союзом. Такое развитие, основанное на взаимном интересе всех сторон, направленное на построение пространства безопасности и процветания от Атлантики до Тихого океана, могло бы превратить Евразию в связующее звено между Востоком и Западом, способствовать устранению антагонизма между различными цивилизациями и стать решающим вкладом в становление многополярного мира.
Список литературы
References
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.