Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НДС-ДЕЛИКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.Г. БАЧУРИН
В Российской Федерации злоупотребления с НДС вошли в бизнес-практику сразу с введением налогообложения добавленной стоимости. Начиная с 1992 г. статистика налоговых и правоохранительных органов фиксирует злоупотребления и мошенничество с НДС. Российские чиновники признают, что достоверными данными об объемах незаконного возмещения НДС не располагают. Косвенным подтверждением роста махинаций служат данные официальных сайтов ФНС России и Минфина России, по которым в 2001 - 2005 гг. отношение НДС, исчисленного для возмещения из бюджета, к НДС для уплаты в бюджет выросло почти вдвое - с 27 до 48,2% и с тех пор остается неизменным, составляя в 2006 г. - 43,6%, в 2007 г. - 45%, в 2008 г. - 43,4%, в 2009 г. - 47,4%, в 2010 г. - 44,4%, в 2011 г. - 42,8%, в 2012 г. - 46,4%. В 2013 г. ФНС России меняет форму статистического отчета 1-НДС и прекращает публикацию сведений о суммах НДС, исчисленных к возмещению из бюджета.
Особенностью криминальной ситуации в налогообложении добавленной стоимости в России становится мощная коррупционная составляющая. Размеры налоговых мошенничеств и других преступных злоупотреблений в налогообложении добавленной стоимости с коррупционным участием в России значительно превосходят размеры незаконного возмещения НДС в ЕС без коррупционных элементов. При этом достаточно четко прослеживается тенденция - чем значительнее масштаб налогового мошенничества, тем активнее в нем принимают участие работники налоговых и правоохранительных органов, тем более явный характер приобретает такое участие.
Поэтому основной акцент в настоящем исследовании делается на рассмотрении НДС-деликтов и их классификации с учетом коррупционного элемента.
Классификация НДС-деликтов в Российской Федерации
Анализ практик, наблюдаемых в российской экономической реальности, позволяет выделить следующие группы преступных злоупотреблений при налогообложении добавленной стоимости.
Первая группа криминальных НДС-деликтов - преступленные злоупотребления без коррупционной составляющей:
- злоупотребления с НДС путем умышленной фальсификации налогового и бухгалтерского учета в организациях для уменьшения налоговых платежей в части НДС и налога на прибыль. Данный вид злоупотреблений доминирует в России при попытках предпринимателей уменьшить размеры налоговых платежей в условиях сверхвысокой фискальной нагрузки в 1992 - 2000 гг.;
- криминальное возмещение НДС как налоговое мошенничество, от начала и до конца организованное и исполненное с целью хищения денежных средств из бюджета. Данные преступления могут быть сочетаемы как с одновременной легализацией доходов, полученных преступных путем, так и с выводом денежных средств из легальной экономики в теневой сектор. Исполнители - группа лиц без участия должностных лиц государственных органов. Указанный вид злоупотреблений может быть отнесен исключительно к криминальной экономике с включением в финансовые потоки преступных сообществ.
Вторая группа криминальных НДС-деликтов - преступления, совершенные в условиях коррупционной экономики, разграниченные в зависимости от особенностей коррупционно-субъектного состава участников:
- (подгруппа 2.1) коррупция должностных лиц контролирующих, правоохранительных и судебных органов, предопределяющая криминальное возмещение НДС как налоговое мошенничество, организованное и исполненное с целью хищения денежных средств из бюджета. Исполнители - группа лиц с участием должностных лиц государственных органов, а зачастую и при непосредственном их руководстве хищением. В отличие от НДС-деликтов первой группы имеет ярко выраженную коррупционную составляющую и значительно больший размер причиненного ущерба;
- (подгруппа 2.2) коррупция должностных лиц, обладающих бюджетораспорядительными функциями. Возмещение НДС выполняется попутно с операциями по обналичиванию денежных средств, похищенных из бюджета по государственным закупкам. С учетом того что разворовывание денежных средств в секторе государственного заказа достигает запредельных уровней, основные суммы незаконного возмещения приходятся именно на эту категорию НДС-деликтов;
- (подгруппа 2.3) коррупция менеджмента компаний, когда возмещение НДС выполняется попутно с операциями по выводу и обналичиванию денежных средств, получаемых при хищении корпоративной собственности менеджментом компаний. В данном случае злоупотребления с НДС являются не самоцелью, а лишь следствием перераспределения корпоративных средств в интересах уполномоченных лиц компаний;
- (подгруппа 2.4) общекоррупционные цели. Возмещение НДС, выполняемое попутно с операциями по обналичиванию денежных средств через операционные компании. Наличные денежные средства обычно используются в качестве взяток для получения приоритетных условий ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также в виде неучтенных выплат для экономии на налогах с заработной платы. Поскольку подобные злоупотребления с НДС сопутствуют обычной финансово-хозяйственной деятельности организаций и имеют латентный характер (в данных ситуациях НДС, как правило, не предъявляется к возмещению, а лишь уменьшает платежи в бюджет), потери бюджета в данном случае также велики. Размер таких потерь можно оценить при сопоставлении совокупных величин обналичиваемой денежной массы и размеров кассовых выплат по заработной плате работников организаций.
Анализ информационных материалов показывает, что если первая группа рассматриваемых преступных злоупотреблений с НДС носит интернациональный характер и обнаруживается при администрировании налогообложения добавленной стоимости в большинстве стран, взимающих НДС, то следующие четыре вида злоупотреблений характерны для экономик с высоким уровнем коррупции. Среди больших экономик с НДС к таковым можно отнести постсоветские экономики России и Украины.
Как в обществе, так и в научной среде сформировалось мнение, что само государство в лице своих чиновников не желает подчиняться правилам игры, которые они устанавливают для других. Содержащиеся в открытых источниках факты позволяют судить о размахе и системно-устойчивом коррупционном характере НДС-злоупотреблений, совершаемых должностными лицами налоговых, правоохранительных, судебных органов и органов исполнительной власти в Российской Федерации. В соответствии с представленной классификацией НДС-деликтов подобраны группы примеров преступных злоупотреблений с НДС, основной массив которых приходится на 2006 - 2014 гг.
Примеры НДС-деликтов в подгруппе 2.1.
Руководитель налоговой инспекции Приокского района Нижегородской области Сергей Стулов в 2004 - 2006 гг. с тремя сотрудниками инспекции и четверыми пособниками похитил 194 млн. руб. бюджетных средств. Пособники готовили документы о финансово-хозяйственной деятельности организаций и сфальсифицированную налоговую отчетность. Работники ИФНС по Приокскому району выносили незаконные решения о возврате НДС. После получения денежных средств организации сразу ликвидировались <1>.
--------------------------------
<1> Павлова А.В. В Нижнем Новгороде вынесен приговор налоговикам // Коммерсантъ. 2011. 12 июля.
Начальник налоговой инспекции по Ленинскому району г. Пензы Олег Пантюхин организовал преступную группу, которая в 2005 - 2008 гг., используя фирмы-однодневки, оформляла кредиты на сумму более 200 млн. руб. и, фиктивно заключив договоры о купле-продаже котельного оборудования, его монтаже и транспортировке, получила возмещение НДС из бюджета в размере 60 млн. руб. Все члены группы осуждены в 2012 г. Ленинским районным судом г. Пензы по части 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ "Мошенничество" <2>.
--------------------------------
<2> НДС вернулся с делом // Коммерсантъ (Волгоград). 2012. 3 июля.
21 декабря 2011 г. Тверской суд г. Москвы арестовывает начальника межрайонной налоговой инспекции N 2 по Московской области Ролана Боцоева и начальника отдела камеральных проверок Елену Овчинникову. Чиновники с лета 2011 г. организовали возмещение НДС на 30 подставных компаний на сумму более 20 млн. руб. Показательно, что Ролан Боцоев на должность налогового чиновника был назначен впервые и сразу с момента назначения развернул преступную деятельность <3>.
--------------------------------
<3> Жеглов А. НДС для своих // Коммерсантъ. 2011. 22 дек.
В феврале 2010 г. возбуждено уголовное дело в отношении и.о. руководителя УФНС России по Республике Мордовия Дмитрия Кастырина, который, являясь одновременно заместителем руководителя УФНС России по Республике Тува вместе с и.о. руководителя межрайонной ИФНС России по Республике Тыва N 1 Юрием Кавалеровым и заместителями руководителя этой же инспекции Артемом Кулешом и Александром Ивановым, за взятки пытался возместить НДС в размере 350 млн. руб. ООО "Альянс Тува".
19 сентября 2014 г. Генеральной прокуратурой РФ направлено в суд обвинительное заключение по уголовному делу в отношении старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок N 4 ИФНС России по г. Москве N 25 Михаила Кокорева. На основании составленных Кокоревым документов в марте-апреле 2010 г. были вынесены решения о возмещении ООО "Арт Проект" и ООО "Альфа Строй" НДС в сумме 989,5 млн. руб. <4>.
--------------------------------
<4> http://genproc.gov.ru
25 сентября 2014 г. Прокуратурой Тюменской области направлено в суд дело в отношении заместителя начальника отдела камеральных проверок N 1 ИФНС России по г. Тюмени N 2 Елены Елесиной о незаконном получении семью фирмами-однодневками возмещения НДС в размере 13 млн. руб. <5>.
--------------------------------
<5> http://pravdaurfo.ru/news/tyumenskuyu-eks-chinovnicu-sudyat-za-vzyatku-v-4-milliona-rubley
В ноябре 2014 г. Тверской суд г. Москвы вынес приговор Геннадию Колпикову, занимавшему должности руководителя ИФНС России по г. Москве N 15 в 2011 г. и ИФНС России по Рязанской области N 1 в 2012 г. Он признан виновным в мошенничестве с НДС на сумму 19 млн. руб. и подозревается в участии в масштабных хищениях НДС на сумму 9 млрд. руб., в частности в возмещении ИФНС N 15 на 161 млн. руб. компании-однодневке ООО "Альда" <6>.
--------------------------------
<6> http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/11/10/1336048.html
В Санкт-Петербурге в 2008 - 2011 гг. преступная группа в составе 10 человек незаконно получила возмещение НДС более чем на 2 млрд. руб. В схеме оформлено 46 организаций, между которыми заключались сделки купли-продажи с последующей подачей документов для возмещения НДС. Отказы налогового органа обжаловались в арбитражный суд, где их рассматривал один и тот же судья - Т.В. Галкина.
Наиболее крупные дела судьи Т.В. Галкиной - дело N А56-760/2011 (ООО "Абсолют" на 49,7 млн. руб.), дело N А56-1271/2009 (ООО "Ветер"), дело N А56-56678/2009 (ООО "Ветер" на 18,5 млн. руб.), дело N А56-66092/2010 (ООО "СЗ-Инвестмент" на 82,0 млн. руб.), дело N А56-20534/2011 (ООО "ТД ЛакПром" на 79,2 млн. руб.), дело N А56-37986/2010 (ООО "Ленстрой" на 49,7 млн. руб.), дело N А56-1334/2010 (ООО "Лоцман" на 17,6 млн. руб.), дело N А56-193/2010 (ООО "ЛИТС" на 44,6 млн. руб.), дело N А56-14686/2010 (ООО "Эталон" на 49,9 млн. руб.), дело N А56-85169/2009 (ООО "Медальон" на 23,4 млн. руб.), дело N А56-89531/2009 (ООО "ТД Диас" на 12,1 млн. руб.). Т.В. Галкина на момент написания настоящей статьи является судьей Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Участие в прикрытии деятельности по незаконному возмещению налогов принимают сотрудники правоохранительных органов. В деле о хищении 2,974 млрд. руб. налогов в 2006 - 2007 гг. участвовала группа в составе руководителя ИФНС России по г. Москве N 25 Елены Химиной, руководителя ИФНС России по г. Москве N 28 Ольги Степановой, адвоката Андрея Павлова и владельца КБ "Универсальный банк сбережений". Это те же люди, которых фонд Hermitage Capital обвинял в хищении 5,4 млрд. руб. налогов. На факт причастности к афере представителей правоохранительных органов обратил внимание Сергей Магнитский. Вскоре он был арестован и умер в СИЗО <7>.
--------------------------------
<7> Дело о трех миллиардах // Экономика и бизнес. Профиль. 2011. 20 июня. С. 31; Обыски проходят в налоговой инспекции, фигурирующей в деле Магнитского // Росбалт. 2011. 6 апр. http://www.rosbalt.ru/business/2011/04/06.
Практически ежедневные сообщения СМИ о НДС-деликтах неопровержимо свидетельствуют, что 2006 - 2014 гг. стали в России временем мошенничеств с НДС в массовом масштабе. Организованы схемы систематического преступного возмещения НДС.
Примеры НДС-деликтов в подгруппе 2.2.
В ноябре 2012 г. в Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело по фактам хищения денежных средств при реконструкции городских теплоцентралей на сумму 3 млрд. руб., в том числе 457,6 млн. руб. налога на добавленную стоимость. 600 км теплотрасс было выполнено ООО "Петроком" из ржавых некондиционных труб с поддельными сертификатами и принято ГКУ "Управление заказчика". При обыске квартиры председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга изъято 18 млн. руб., 100 тыс. долл. США, 100 тыс. евро <8>.
--------------------------------
<8> Петелин Г. Столичные оперативники разбираются с петербургским ЖКХ // Известия. 2012. 29 нояб.
В феврале 2013 г. возбуждено уголовное дело в отношении начальника финансового департамента фонда "Сколково" Кирилла Луговцева и руководителя дочернего предприятия фонда ООО "ТФК "Сколково" (создано с целью таможенного оформления грузов для строительства инновационного центра) Владимира Хохлова, которые в августе 2011 г. оформили договор аренды офиса у ООО "Ника" (владельцы - родители К. Луговцева: Ирина Луговцева и Иосиф Шейнфельд) и перечислили им авансом 23,8 млн. руб. При этом офис не использовался, а ООО "ТФК "Сколково" фактически не вело деятельность, оформив за время своей деятельности одну таможенную операцию <9>.
--------------------------------
<9> Трифонов В. Сколковский возврат // Коммерсантъ. 2013. 13 февр.
В качестве отдельной особенности преступлений, составляющих данную подгруппу, можно выделить сопутствующий характер возмещения НДС в процессе выведения расхищаемых бюджетных средств в коррупционный оборот. Основной целью таких преступлений является хищение государственных и муниципальных бюджетных средств, а не противоправное снижение и (или) возмещение НДС, которое осуществляется в ходе обычного документооборота организации, когда фиктивные документы для перечисления денежных средств выступают также основаниями составления счетов-фактур для возмещения НДС.
Примеры НДС-деликтов в подгруппе 2.3.
Системный характер имеют НДС-деликты в госкомпаниях и госкорпорациях. Используя возможности монопольной ренты и монопольного ценообразования, управляющий менеджмент активно формирует ложную социальную стоимость, которую впоследствии изымает без уплаты НДС, облекая в демонстрационные формы фиктивной добавленной стоимости.
В 2011 г. завершено расследование уголовного дела о хищении у госконцерна "Росэнергоатом" 100 млн. руб. Чиновники вместе с коммерсантами ООО "Центратомкомплект" фальсифицировали коммерческое предложение от имени немецкого поставщика с указанием завышенных цен и организовали закупку манипуляторов немецкого производства, необходимых для комплектования ядерных хранилищ, по тройной цене, а разницу присвоили <10>.
--------------------------------
<10> Закончено следствие по делу о хищении средств "Росэнергоатома" // Росбалт. 2011. 12 окт.
В 2012 г. в отношении руководства ОАО "Российские космические системы" возбуждено уголовное дело по хищению 6,5 млрд. руб., которые выводились из акционерного общества через аффилированные с уполномоченными должностными лицами компании <11>.
--------------------------------
<11> Трунов А. ГЛОНАСС не доделали на 6,5 миллиардов рублей // Ежедневная электронная газета Утро.ru. 2012. 9 нояб. www.utro.ru.
Зачастую система НДС позволяет вскрывать факты прямого коррупционного воровства. В ходе контрольных мероприятий налоговых органов, проводимых по проверке правильности применения норм законодательства об исчислении и уплате НДС, выявляются многочисленные НДС-деликты, свидетельствующие о фиктивности финансово-хозяйственных операций, отраженных в налоговом и бухгалтерском учете организаций.
Налоговая инспекция N 5 по г. Москве в 2012 г. начислила Центральной пригородной пассажирской компании (дочернее предприятие ОАО "РЖД") 740 млн. руб. налогов и налоговых санкций в основном по НДС и налогу на прибыль. В ходе выездной проверки за 2008 - 2009 гг. выявлены факты оплаты и соответствующего возмещения НДС за уборку платформ и ремонт прилегающей инфраструктуры организациям, не осуществлявшим такую деятельность. Фактически работы выполнялись ОАО "РЖД" <12>.
--------------------------------
<12> Казьмин Д. Налоговики сочли пригородные перевозки прибыльными // Ведомости. 2012. 25 сент.
Факт злоупотреблений менеджмента дочерней компании РУСАЛА - ООО "РУСАЛ Фольга" выявляется ИФНС России по г. Москве N 9, которая своим решением от 27 марта 2012 г. N 14-04/807/1364 произвела доначисление налогов на общую сумму 211 млн. руб., в том числе НДС, на 100 млн. руб. В ходе выездной налоговой проверки за 2008 - 2009 гг. установлено использование фиктивной организации ООО "Инторг" для оформления бестоварных поставок по контракту от 22 августа 2007 г. N 12/03 бумаги, лака, краски и клея для ООО "РУСАЛ Фольга" на 655,8 млн. руб. Денежные средства, перечисленные ООО "Инторг", в дальнейшем направлялись на расчетные счета фирм-однодневок на покупку иностранной валюты, векселей, карт Мегафон, в виде гарантийных взносов в ЗАО "Объединенная система моментальных платежей" (платежные терминалы QIWI). При этом возмещение НДС оформлялось попутно с операциями по выводу и обналичиванию похищенных у компании денежных средств <13>.
--------------------------------
<13> См.: решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 января 2013 г. по делу N А40-77833/12.
Методологические подходы в определении размеров
бюджетного ущерба от НДС-деликтов в Российской Федерации
Представляется очевидным, что оценка масштабов злоупотреблений с НДС - достаточно сложная методологическая задача. Для получения наиболее достоверных результатов необходимо применение нескольких методов, базирующихся на экспертных оценках. Среди них можно выделить следующие подходы на основе расчетов:
- уровня латентности данной категории преступлений. Применив показатели латентности НДС-деликтов, входящих в сферу экономических преступлений, к объему известных злоупотреблений с НДС, можно вести речь о приблизительных размерах данного явления;
- величины ежегодного коррупционного оборота. Практика показывает, что денежные потоки, поступающие в коррупционный оборот в условиях Российской Федерации, представляют собой в основном часть общественного продукта, перераспределяемого в ходе финансово-хозяйственных операций с использованием сетей компаний-однодневок. Вывод денежных средств в данном случае сопровождается незаконным возмещением НДС по фиктивным операциям;
- показателей вывода капитала за пределы страны. В значительной мере данные активы предварительно выведены из внутреннего финансово-хозяйственного оборота с противоправным возмещением НДС.
В качестве четвертого варианта определения объемов НДС-деликтов представляется обоснованным подход с использованием расчетного НДС исходя из размеров выручки легального сектора экономики, декларируемого налогоплательщиками и отражаемого статистической отчетностью ФНС России, в сопоставлении с затратами организаций. В данном случае необходимо учесть, что НДС в итоге исчисляется с затрат, по которым возмещение не предусмотрено правилами главы 21 Налогового кодекса РФ, основу которых составляют фонд оплаты труда, амортизационные отчисления по основным средствам, проценты по банковским кредитам. В связи со сложностью агрегирования статистических данных и возникающей при этом высокой погрешностью применение данного алгоритма возможно лишь по отдельным организациям или группам организаций, что может позволить экспертам, контролирующим органам и заинтересованным лицам определять степень вероятности НДС-деликтов. При этом организация получения такой информации в масштабах страны не представляет особой сложности. Очевидно, что подобный анализ будет способствовать созданию объективной картины налогообложения добавленной стоимости в Российской Федерации.
Используя методологию экспертных оценок уровней выявления НДС-деликтов, приходится принимать к сведению чрезвычайно скрытный характер данного явления, когда количество известных случаев по сравнению с числом совершаемых преступлений весьма незначительно.
Криминологические оценки параметров латентности экономической преступности свидетельствуют о низкой раскрываемости преступлений в данной сфере и высокой вариативности в оценке данного явления, которую авторы определяют следующим образом:
- регистрируются и расследуются не более 1 - 5% от реально совершаемых преступлений экономической направленности <14>;
--------------------------------
<14> Криминология / Отв. ред. В.Е. Эминов. М.: Проспект, 2015. С. 517; Лунев В.В. Курс мировой и российской криминологии: В 2 т. М.: Юрайт, 2015. Т. II. Особенная часть. С. 447; Лунеев В.В. Юридическая статистика. М.: Юристъ, 2007. С. 326.
- латентная часть организованной преступности в экономике может в 200 <15> и даже в 300 раз превышать зарегистрированную <16>.
--------------------------------
<15> Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015. С. 511.
<16> Эминов В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. М., 2007. С. 23.
В представленной ниже таблице содержится информация ИА "Росбалт" о НДС-мошенничествах в ИФНС России по городам Москва и Санкт-Петербург.
Таблица
Информация о НДС-мошенничествах в ИФНС России Москвы и Санкт-Петербурга (2008 - 2014 гг.)
Период и регион совершения НДС-мошенничества |
Налоговые органы, где осуществлялось возмещение НДС. Сотрудники налоговых и правоохранительных органов, причастные к преступному возмещению |
Похищено из бюджета НДС в сумме |
Покушение на мошенничество с НДС в сумме |
Источник публикации |
2011 - 2014 гг. Санкт-Петербург |
Нет данных |
3 млрд. руб. |
180 млн. руб. |
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/10/28/1455672.html |
2012 - 2014 гг. Санкт-Петербург |
Начальник отдела камеральных проверок МИФНС России по г. Санкт-Петербургу N 9 Светлана Кротова, инспектор МИФНС России N 22 Любовь Пригун, начальник отдела выездных проверок МИФНС России N 22 Елена Васильева |
500 млн. руб. |
|
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/20/1380125.html http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/13/1377549.html |
2013 г. Санкт-Петербург |
Нет данных |
|
200 млн. руб. |
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/09/21/1442571.html |
2013 г. Москва |
Нет данных |
10 млн. руб. |
|
http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/11/07/1335232.html |
2011 - 2013 гг. Санкт-Петербург |
Нет данных |
116 млн. руб. |
|
http://www.rosbalt.ru/piter/2013/06/21/1143623.html |
2012 - 2013 гг. Санкт-Петербург |
Нет данных |
|
39 млн. руб. |
http://www.rosbalt.ru/piter/2014/12/09/1346704.html |
2012 - 2013 гг. Санкт-Петербург |
Нет данных |
4 млрд. руб. |
|
http://www.rosbalt.ru/piter/2014/03/03/1239626.html |
2012 г. Санкт-Петербург |
Нет данных |
72,5 млн. руб. |
156 млн. руб. |
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/04/28/1393668.html |
2011 г. Москва |
Начальник ИФНС России по г. Москве N 15 Геннадий Колпиков <*> |
161 млн. руб. |
|
http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/11/10/1336030.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/11/10/1336048.html |
2011 г. Москва |
Нет данных |
|
150 млн. руб. |
http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/02/27/1238529.html |
2010 г. Москва |
ИФНС России по г. Москве N 7 |
366,5 млн. руб. |
|
http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/08/20/1305902.html |
2010 г. Москва |
ИФНС России по г. Москве N 28 |
|
1,8 млрд. руб. |
http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/09/10/1313750.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2015/03/30/1383087.html |
2010 г. Санкт-Петербург |
Нет данных |
|
3,375 млн. руб. |
http://www.rosbalt.ru/piter/2014/07/11/1290943.html |
2010 г. Москва |
Нет данных |
400 млн. руб. |
90,3 млн. руб. |
http://www.rosbalt.ru/moscow/2013/12/27/1216242.html |
2009 - 2010 гг. Москва |
Начальник ИФНС России по г. Москве N 7 Елена Никонорова, заместитель начальника ИФНС N 7 Татьяна Попова, начальник отдела камеральных проверок Александр Смирнов, инспектор отдела камеральных проверок Юлия Гостева <*> |
4,8 млрд. руб. |
291 млн. руб. |
http://www.rosbalt.ru/moscow/2015/02/10/1366202.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2013/06/13/1139817.html |
2009 - 2010 гг. Москва |
Заместитель руководителя УФНС России по г. Москве Ольга Черничук, начальник ИФНС N 28 Ольга Степанова, заместители начальника ИФНС N 28 Елена Анисимова и Ольга Царева, начальник отдела камеральных проверок N 1 Ольга Цымай, заместитель начальника отдела камеральных проверок N 1 ИФНС N 28 Людмила Гусакова, заместитель начальника отдела камеральных проверок ИФНС России по г. Москве N 25 Михаил Кокорев <*>, инспекторы МИФНС России N 20 Любовь Стрельникова <*> и Татьяна Яковлева <*>, инспектор ИФНС России по г. Москве N 18 Сергей Суханов <*>, инспектор ИФНС России по г. Одинцово Владимир Андрюхин <*>, начальник отдела по налоговым преступлениям УВД ЮЗАО г. Москва Сергей Пичугин, начальник ОРЧ УВД ЮЗАО Евгений Кучер, оперуполномоченные УВД ЮЗАО Сергей Оганов <*> и Дмитрий Христофоров <*> |
60 млрд. руб. |
|
http://www.rosbalt.ru/moscow/2013/06/25/1144789.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2013/06/25/1144789.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/07/14/1291769.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/07/25/1296476.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/05/15/1268624.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/03/21/1246920.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/01/05/1217643.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2013/09/16/1175934.html http://www.rosbalt.ru/moscow/2013/08/27/1168573.html |
2009 г. |
ИФНС России по г. Москве N 28, инспектор ИФНС России по г. Москве N 18 Сергей Суханов <*> |
500 млн. руб. |
|
http://www.rosbalt.ru/moscow/2015/04/10/1387453.html |
2008 - 2010 гг. Санкт-Петербург |
Нет данных |
60 млн. руб. |
80 млн. руб. |
http://www.rosbalt.ru/piter/2013/09/25/1179702.html |
<*> Отмечены должностные лица налоговых органов и органов МВД России, привлеченные к ответственности за НДС-мошенничество. |
Сведения в таблице показывают, что в период 2008 - 2014 гг. только по двум субъектам Федерации материалы лишь одного информационного агентства содержат сведения о выявлении и предании суду 18 организованных групп, специализирующихся на мошенничестве с НДС, которые фактически похитили из бюджета 69190,8 млн. руб. и совершили покушение на мошенничество в размере 6361,3 млн. руб. В расчете на один год НДС-мошенничеств совершено в сумме 12,592 млрд. руб. Исходя из криминологических оценок о превышении от 20 до 300 раз скрытой части экономической преступности выявленной можно вести речь о хищении НДС в городах Москва и Санкт-Петербург в сумме от 250 млрд. руб. в год.
Однако наибольшие потери бюджет несет при декларировании организациями заниженных объемов исчисленного к уплате НДС с использованием сетей компаний-однодневок и выводом денежных средств в теневой коррупционный оборот. Ежегодный коррупционный оборот "отнимает у экономики России около 300 миллиардов долларов" <17>, что соответствует исчислению НДС в размере 50 млрд. долл. Часть коррупционных капиталов покидает страну. Указанное обстоятельство обусловливает рост величины годового нелегального вывоза капитала, отражаемой в платежном балансе страны как сомнительные операции, чистые ошибки и пропуски с 15,4 млрд. долл. в 2001 г. до 49,2 млрд. долл. в 2012 г., 38 млрд. долл. в 2013 г. Всего за период 2008 - 2013 гг. нелегально вывезено из страны около 249 млрд. долл. <18>. Кроме того, набирает темпы фиктивный импорт из стран - партнеров ЕАЭС Белоруссии и Казахстана. Российские организации переводят оплату контрактов на счета белорусских и казахстанских продавцов в банках третьих стран. В связи с отсутствием таможенного контроля между странами ЕАЭС проверить фиктивность поставок крайне затруднительно <19>.
--------------------------------
<17> Орленко Л.П. Экономика России XXI века. От капитализма к социализму. М.: Алгоритм, 2014. С. 101.
<18> Оболенский В.П. Название статьи? // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. N 11. С. 8, 9.
<19> Феоктистов С. Криминальный вывод капитала: проблемы и пути решения. О реализации полномочий транспортных прокуроров в противодействии фиктивному импорту в условиях экономической интеграции стран Таможенного союза на примере Западно-Сибирского региона // Прокурор. 2014. N 4. С. 79 - 84.
По оценке Центрального банка РФ, в 2012 г. через этот коридор прошло 25 млрд. долл. <20>. Таким образом, только по официальным данным в 2012 г. из страны было нелегально выведено 74,2 млрд. долл., что в рублевом эквиваленте составляет более 2 трлн. руб.
--------------------------------
<20> Яковенко Д. Торговля пустотой // Эксперт. 2013. N 37.
Выводы
1. Участие в хищении НДС в России принимают работники налоговых, правоохранительных и судебных органов. В основе большинства мошенничеств с НДС в России - коррупционные схемы, организованные с участием руководителей и отдельных работников налоговых органов. Базисом коррупционной ситуации в налоговых органах России является положение, когда налоговики по надуманным основаниям могут отсрочить выплаты НДС, а могут их ускорить без судебных разбирательств. При этом случаи коррупционного мошенничества с НДС со стороны руководителей налоговых органов приобретают системный характер.
2. Преступное занижение НДС к уплате в бюджетной сфере в основном происходит вместе с хищением государственных или муниципальных средств и выводом их, а также части средств легального бизнеса в теневой коррупционный оборот. Расхищаемые уполномоченными должностными лицами средства практически сразу переводятся в наличные деньги, присваиваются участниками коррупционных схем или безналичными операциями выводятся из страны.
3. Присутствующая в коррупционных схемах и систематически предъявляемая к возмещению фиктивность НДС, которая в ходе налогово-контрольной деятельности выявляется подразделениями ФНС России, сигнализирует о запредельном уровне коррупции и структурированного воровства в экономике России. Размеры такого воровства сравнимы с экспертными оценками уровней падения ВВП Российской Федерации в 2015 и 2016 гг., которые составляют 5 и 4% соответственно <21>.
--------------------------------
<21> Ивантер А. Условно уценили // Эксперт. 2015. N 10. С. 16.
4. В России НДС стал настоящим коррупционным налогом. Незаконное возмещение НДС несет коррупционную составляющую на всех стадиях налогового процесса:
- при исчислении и декларировании налога, когда НДС указывается к возмещению в размере фиктивных операций, на основании которых бюджетные и корпоративные средства выводятся в теневой оборот;
- при принятии решения налоговым органом о возмещении НДС, когда преступно ориентированные уполномоченные работники налоговых органов произвольно принимают положительные решения по явно мошенническим компаниям и отказывают в возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам;
- при судебном обжаловании решений налоговых органов, когда арбитражные суды удовлетворяют требования по заведомо подложным документам.
Библиография
Жеглов А. НДС для своих // Коммерсантъ. 2011. 22 дек.
Ивантер А. Условно уценили // Эксперт. 2015. N 10.
Казьмин Д. Налоговики сочли пригородные перевозки прибыльными // Ведомости. 2012. 25 сент.
Криминология / Отв. ред. В.Е. Эминов. М.: Проспект, 2015.
Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015.
Лунев В.В. Курс мировой и российской криминологии: В 2 т. М.: Юрайт, 2015. Т. II. Особенная часть.
Лунеев В.В. Юридическая статистика. М.: Юристъ, 2007.
Орленко Л.П. Экономика России XXI века. От капитализма к социализму. М.: Алгоритм, 2014.
Павлова А.В. В Нижнем Новгороде вынесен приговор налоговикам // Коммерсантъ. 2011. 12 июля.
Петелин Г. Столичные оперативники разбираются с петербургским ЖКХ // Известия. 2012. 29 нояб.
Трифонов В. Сколковский возврат // Коммерсантъ. 2013. 13 февр.
Трунов А. ГЛОНАСС не доделали на 6,5 миллиардов рублей // Ежедневная электронная газета Утро.ru. 2012. 9 нояб. www.utro.ru.
Феоктистов С. Криминальный вывод капитала: проблемы и пути решения. О реализации полномочий транспортных прокуроров в противодействии фиктивному импорту в условиях экономической интеграции стран Таможенного союза на примере Западно-Сибирского региона // Прокурор. 2014. N 4.
Эминов В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. М., 2007.
Яковенко Д. Торговля пустотой // Эксперт. 2013. N 37.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.