Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СЕВАСТОПОЛЬ СТАЛ ИСТОРИЧЕСКИМ ПОСЕЛЕНИЕМ
Е.С. КАЗАКОВ
Севастополь - город воинской славы. Множество мест на его территории напоминают о военных сражениях. Для сохранения исторической памяти принят Приказ Минкультуры России от 11.01.2016 N 2 "О включении города Севастополя в Перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения г. Севастополь".
Таким образом, Севастополь получил очень почетный, но и во многом обязывающий статус. В частности, хозяйствующие субъекты должны теперь <1> при планировании и ведении предпринимательской деятельности соблюдать определенные ограничения, которые этот статус накладывает.
--------------------------------
<1> Данный Приказ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 04.03.2016 и вступил в силу с 15.03.2016.
Приказом Минкультуры России N 2 утверждены границы территории исторического поселения Севастополь (включая часть акватории Севастопольской бухты), даны текстовое (Приложение 1) и графическое (Приложение 3) описания данных границ <2>.
--------------------------------
<2> Утвержденные границы исторического поселения не идентичны границам соответствующего населенного пункта.
Кроме того, перечислены конкретные предметы охраны исторического поселения Севастополь, в том числе различные храмы, памятники, здания (Приложение 2). С этим перечнем стоит внимательно ознакомиться предпринимателям, ведущим деятельность в городе.
Указанный Приказ принят в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Хозяйствующие субъекты должны иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 60 данного Закона градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения в соответствии с этим Законом. Правительству города даются особые полномочия по регулированию градостроительной деятельности в Севастополе.
В частности, планируется разработка градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения (пп. 3 п. 3 ст. 60 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно ст. 61 указанного Закона лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
Об ответственности за причинение вреда объектам культурного наследия
За нарушение требований Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрена разнообразная административная ответственность <3>.
--------------------------------
<3> В таблице использованы следующие сокращения: Г - граждане, ДЛ - должностные лица (в том числе индивидуальные предприниматели), ЮЛ - юридические лица.
Норма КоАП РФ |
Характер нарушения |
Размер административного штрафа (руб.), лица, на которых налагается |
Часть 1 ст. 7.13 |
1. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. 2. Нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия. 3. Несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия |
Г - 15 000 - 200 000 |
ДЛ - 20 000 - 400 000; ЮЛ - 200 000 - 5000 000 |
||
Часть 3 ст. 7.13 |
То же нарушение, что в ч. 1 ст. 7.13, совершенное в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях |
Г - 15 000 - 100 000; ДЛ - 20 000 - 300 000; ЮЛ - 100 000 - 1 000 000 |
Часть 4 ст. 7.13 |
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, либо уничтожение объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния |
ДЛ - 100 000 - 600 000 |
Часть 5 ст. 7.13 |
Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения |
Г - 15 000 - 100 000; ДЛ - 20 000 - 300 000; ЮЛ - 100 000 - 1 000 000 |
Статья 7.14 |
Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно |
Г - 15 000 - 100 000; ДЛ - 20 000 - 300 000; ЮЛ - 100 000 - 1 000 000 |
Часть 1 ст. 7.14.1 |
Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ |
ЮЛ - 500 000 - 20 000 000 |
Часть 2 ст. 7.14.1 |
Уничтожение или повреждение объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения |
Г - 15 000 - 200 000; ДЛ - 20 000 - 400 000; ЮЛ - 200 000 - 5 000 000 |
Статья 7.14.2 |
Неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия |
Г - 15 000 - 300 000; ДЛ - 20 000 - 400 000; ЮЛ - 200 000 - 5 000 000 |
Часть 1 ст. 7.15 <*> |
Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом) |
Г - 1500 - 2500; ДЛ - 4000 - 5000; ЮЛ - 40 000 - 50 000 |
Часть 2 ст. 7.15 <*> |
Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 7.15, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия |
Г - 15 000 - 300 000; ДЛ - 50 000 - 600 000; ЮЛ - 1 000 000 - 10 000 000 |
Часть 3 ст. 7.15 <*> |
Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 7.15, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин |
Г - 2000 - 2500; ДЛ - 4500 - 5000; ЮЛ - 50 000 - 100 000 |
--------------------------------
<*> Наложение штрафов, предусмотренных ст. 7.15 КоАП РФ, сопровождается конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для этих работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.
В ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ говорится о возможном несоблюдении ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 2 ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно п. 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации <4> режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом:
- запрета на строительство объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды);
- ограничения капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающегося их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;
- ограничения хозяйственной деятельности, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрета или ограничения на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов);
- сохранения градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;
- обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранения и восстановления сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;
- соблюдения требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также сохранности охраняемого природного ландшафта;
- иных требований, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
--------------------------------
<4> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972.
Что касается разрешения (открытого листа), упомянутого в ст. 7.15 КоАП РФ, оно представляет собой документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в п. 7 ст. 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ.
Порядок выдачи таких разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия установлен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 N 127.
Нарушителям законодательства об охране объектов культурного наследия нужно опасаться следующего уголовного наказания:
Норма УК РФ |
Характер нарушения |
Наказание |
Часть 1 ст. 243 |
Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее - ЕГРОКН), выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей |
Штраф в размере до 3 000 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательные работы на срок до 400 ч, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок |
Статья 243.1 |
Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в ЕГРОКН, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере |
Штраф в размере до 1 000 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до 360 ч, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок |
Часть 1 ст. 243.2 |
Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя |
Штраф в размере до 500 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до двух лет |
Часть 2 ст. 243.2 |
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 243.2, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ |
Штраф в размере до 700 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишение свободы на срок до четырех лет |
Часть 3 ст. 243.2 |
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 243.2, совершенные: - с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; - лицом с использованием своего служебного положения; - группой лиц по предварительному сговору или организованной группой |
Штраф в размере до 1 000 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет |
* * *
Жители Севастополя по праву гордятся своим городом. Принятое Минкультуры решение призвано сохранить память о славном прошлом города.
Предприниматели, со своей стороны, должны внимательно изучить Приказ Минкультуры России N 2 и те нормативные документы, которые во исполнение данного Приказа уже в ближайшее время начнут принимать власти Севастополя. Такой подход позволит предпринимателям участвовать в сохранении своеобразия города и одновременно избежать весьма существенной ответственности за нарушение установленных правил.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.