Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СТРАНЕ
В.В. ГОНЧАРОВ
Институт Президента Российской Федерации является основным звеном системы исполнительной власти в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, огромными полномочиями главы государства, особенно в части формирования отдельных органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, контроля за их деятельностью, а с другой стороны, особенностями его статуса как главы государства и гаранта российской Конституции. Все это подтверждает, по мнению многих авторов, особые место и роль Президента страны в государственном механизме <1>. Представляется, что исследовать институт главы государства в единой системе исполнительной власти можно посредством определения его места в ней как органа государственной исполнительной власти.
--------------------------------
<1> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2004; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., с изм. и доп. М.: НОРМА (Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М"), 2001.
Исполнительная власть в Российской Федерации как самостоятельная ветвь государственного механизма представляет собой совокупность федеральных и региональных органов государственной власти, обладающих полномочиями по исполнению и реализации положений Конституции страны и законов в законных порядке, формах и методами. Существование некоторых органов исполнительной власти предусмотрено непосредственно в Основном Законе страны (например, Правительства Российской Федерации, главы государства), другие же создаются на основании федеральных и региональных законов (различные федеральные министерства, службы и агентства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), а также актов главы государства и руководителей субъектов Российской Федерации (высших должностных лиц исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Любой орган исполнительной власти обладает определенным набором признаков, как свойственных в целом всей системе органов государственной власти, так и являющихся специальными для исполнительной ветви власти:
1) ему присуще определенное организационное единство, обусловленное наличием значительного бюрократического аппарата, а также многофункциональная внутренняя структура, которая является способом связей и отношений системы <2>, что позволяет органу исполнительной власти осуществлять свою деятельность в качестве интегрированной целостной структуры;
--------------------------------
<2> Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Минск, 2002. С. 741.
2) он действует на основании, как правило, положений, утверждаемых вышестоящими органами государственной власти, либо непосредственно на основании Конституции Российской Федерации, действующего федерального и регионального законодательства, в которых определяется правовой статус, пределы полномочий и компетенция органа исполнительной власти;
3) он наделен специфическими полномочиями (организационного, распорядительного, исполнительного, кадрового, обеспечительного характера), которые не свойственны органам законодательной (представительной) и судебной власти;
4) его финансирование производится из государственного бюджета (федерального или региональных), государственные служащие органа исполнительной власти, как правило, не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой <3>;
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
5) он является самостоятельной и независимой частью строго иерархичной системы органов исполнительной власти, в своей совокупности составляющих единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать самостоятельный и независимый орган государственной власти, включенный в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, обладающий определенной совокупностью полномочий исполнительно-распорядительного характера, действующий на основании действующего законодательства, а также положений, разрабатываемых вышестоящими органами исполнительной власти, финансируемый из федерального либо региональных бюджетов. Всесторонне исследовать какой-либо орган исполнительной власти, в частности институт Президента Российской Федерации, можно, лишь определив его место в единой системе исполнительной власти в стране.
В Конституции Российской Федерации, действующем российском законодательстве, а также учебной и научной юридической литературе отсутствует единое определение понятия "система исполнительной власти" <4>. Как справедливо отмечает профессор В.Г. Вишняков, основным недостатком этих определений является то, что они даются в отрыве от общефилософских понятий "система" и "структура" <5>. Действительно, специалисты-филологи под системой понимают "порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи", а также "устройство, структуру, представляющую собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей" <6>. А под структурой, по мнению ученых-философов, следует понимать способ связи "внутренних связей и отношений системы" <7>. Таким образом, система исполнительной власти носит структурный характер, позволяющий, с одной стороны, сформулировать на основе признаков и функций каждого в нее входящего органа признаки и функции системы в целом, а с другой стороны, определить место любого органа исполнительной власти и характер его взаимоотношений с другими элементами системы. Данный подход разделяет и глава государства, в частности система исполнительной власти на федеральном уровне регулируется на основе Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В связи с этим система исполнительной власти в Российской Федерации представляет собой структурированную совокупность органов государственной власти, обладающих полномочиями исполнительно-распорядительного, регулятивного, надзорного и координационного характера, представленную двумя уровнями (федеральным и региональным), и обладает рядом признаков: 1) ее существование в качестве единой системы определено Конституцией Российской Федерации; 2) в связи с тем что Россия является федеративным государством, она обладает двухуровневой структурой; 3) данные уровни отличаются определенной самостоятельностью в пределах своего ведения; 4) эта система строится на основе определенных принципов организации и деятельности.
--------------------------------
<4> Медведев В.Н. Система исполнительной власти в Российской Федерации: правовые аспекты обеспечения принципа единства: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2004; Хамнева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая правовая культура, 2004.
<5> Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. N 8.
<6> Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Можайск, 2008. С. 964.
<7> Большой энциклопедический словарь. С. 741.
На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом Российской Федерации; Правительством Российской Федерации, которое в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" состоит из Председателя Правительства России, его заместителей и федеральных министров <8>; федеральными министерствами, службами и агентствами, а также их территориальными и местными подразделениями; органами исполнительной власти со специальными полномочиями (полномочными представителями Президента Российской Федерации, Государственным Советом России); органами исполнительной власти совещательного, консультационного, обеспечивающего, надзорного характера (например, Администрацией Президента Российской Федерации, многочисленными коллегиальными органами при главе государства, Правительстве Российской Федерации).
--------------------------------
<8> См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
На региональном уровне с учетом положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система исполнительной власти состоит из высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образуемых на основании устава или конституции, а также законодательства субъекта Российской Федерации.
Институт Президента Российской Федерации в нашей стране сравнительно молодое явление. Так, впервые должность Президента была предусмотрена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. N 1098-1 "О Президенте РСФСР" <9>, где он прямо именовался в качестве высшего должностного лица и главы исполнительной власти в стране.
--------------------------------
<9> См.: Закон РСФСР "О Президенте РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 17. Ст. 512.
В различных государствах за рубежом правовой статус и объем полномочий президента определяется по-разному. Как справедливо отмечает Дж. Кэрри, это зависит от типа разделения властей в каждом конкретном государстве (президентского, президентско-парламентского, премьерско-президентского и парламентского) <10>.
--------------------------------
<10> См.: Shugart M., Cary J. Presidents and assemblies: constitutional design and electoral dynamics. Cambridge.
В государствах президентского типа, например в США, президент единолично возглавляет исполнительную власть, формирует кабинет министров и несет ответственность за эффективность его работы (согласно Конституции США 1787 г.) <11>. В странах парламентского типа, например в Италии, реальная власть принадлежит руководителю правительства, назначаемому победившей в парламенте коалицией, а президент - фигура отчасти декоративная, обладающая, скорее, представительскими функциями <12>. В государствах смешанного типа (президентско-парламентского и премьерско-президентского) достаточно сильная фигура президента уравновешивается значительными полномочиями парламента (например, в Хорватии) либо председателя правительства, который в данном случае относительно независим и самостоятелен в принятии решений от главы государства.
--------------------------------
<11> См.: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев. М.: НОРМА, 2003.
<12> См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 1 - 2 / Отв. ред. Б.Я. Страшун. М.: БЕК, 1995. С. 592 - 609.
Представляется, что место Президента Российской Федерации в единой системе исполнительной власти в стране и государственном механизме в целом не соответствует сложившимся в мире подходам.
Во-первых, согласно Конституции Российской Федерации глава государства обладает огромными полномочиями, некоторые ученые считают, что это позволяет считать Россию "суперпрезидентской" республикой <13>.
--------------------------------
<13> См.: Fish M.S. 2000. The executive deception: superpresidentialism and the degradation of russian politics. Sperling V. (ed). Building the Russian State: institutional crisis and the quest for democratic governance. Boulder, CO.
Во-вторых, власть Президента России фактически не ограничена Федеральным Собранием в силу крайне сложной и запутанной процедуры отрешения его от должности (ст. 93 Конституции Российской Федерации), что говорит о президентском характере российской республики.
В-третьих, начиная с 2008 г. значительно возросшая фактическая роль Председателя Правительства Российской Федерации в управлении государством и складывающийся дуализм в системе государственного управления позволяют говорить о премьерско-президентском типе разделения власти в нашей стране.
В-четвертых, Конституция России не предусматривает возможности роспуска верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации), что позволяет говорить о наличии элементов президентско-парламентского типа государства в России.
В-пятых, в силу ст. 77 - 78 и 80 Конституции Российской Федерации глава государства ответствен за обеспечение полномочий федеральной государственной власти на всей территории России, является гарантом согласованного функционирования и взаимодействия всего государственного механизма, и в частности единой системы исполнительной власти.
Полномочия Президента Российской Федерации условно можно разбить на следующие группы: 1) по представительству Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях; 2) по обеспечению полномочий федеральной государственной власти на всей территории России; 3) по руководству и координации деятельности единой системы исполнительной власти в Российской Федерации; 4) по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства; 5) по обеспечению мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; 6) по реализации кадровой политики на территории страны в рамках компетенции, контрольно-аналитические и внутриорганизационные; 7) по обеспечению обороны России и ее безопасности, введению военного и чрезвычайного положения; 8) по предоставлению гражданства, политического убежища и помилованию; 9) по назначению выборов и референдумов; 10) по формированию (участию в формировании) органов государственной власти в Российской Федерации; 11) по участию в законотворчестве и по организации подзаконного нормотворчества в целях детализации положений Конституции страны и федерального законодательства.
В рамках первой группы полномочий Президент Российской Федерации назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, заключает международные, межгосударственные договоры и соглашения от имени Российской Федерации, выдает полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации <14>. В соответствии со ст. 78 и 79 Конституции Российской Федерации глава государства уполномочен на заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и международных договоров с другими государствами и международными объединениями государств о передаче им части своих полномочий, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
--------------------------------
<14> См.: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
В рамках своих функций по обеспечению полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации Президент России: а) согласно п. "ж" ст. 83 Конституции страны создает Совет безопасности Российской Федерации; б) назначает своих полномочных представителей при органах государственной власти, международных организациях и в федеральных округах (п. "к" ст. 83 Конституции России); в) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 85 Конституции); г) обращается с запросом в Конституционный Суд страны о проверке конституционности правовых актов и по другим основаниям, предусмотренным Конституцией (ст. 125), а также в иные федеральные суды (ст. 85); д) на основании ст. 9 и 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вправе досрочно прекращать полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае если он не приводит принятый им правовой акт в соответствие с Конституцией страны и федеральными законами) и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем отрешения его от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации (в случае если данное лицо, в частности, не отменяет свои акты, противоречащие Конституции России и федеральным законам, грубо нарушает Конституцию страны, федеральные законы и указы Президента, ненадлежаще исполняет свои обязанности), а также отрешения от должности в связи с утратой доверия Президента за ненадлежащее исполнение своих обязанностей <15>.
--------------------------------
<15> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
В рамках своих полномочий по руководству и координации деятельности единой системы исполнительной власти в Российской Федерации глава государства, например, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции страны и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (п. 2 ст. 85 Конституции страны).
В пределах своей компетенции по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства Президент Российской Федерации: а) на основании п. "е" ст. 84 Конституции России обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; б) согласно п. "з" ст. 83 Конституции утверждает военную доктрину Российской Федерации; в) образовывает комиссии при Правительстве страны в целях реализации государственной политики по отдельным вопросам (например, для реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, Указом главы государства от 20 марта 2006 г. N 231 была образована Военно-промышленная комиссия при Правительстве страны) <16>; г) заключает международные договоры и соглашения от имени Российской Федерации.
--------------------------------
<16> Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 231 "О Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 13. Ст. 1360.
В рамках своих полномочий по обеспечению мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент России, например, единолично принимает тактические решения, вызванные чрезвычайными обстоятельствами (на основании ч. 2 ст. 87 и ст. 88 Конституции Российской Федерации вводит своим указом военное или чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе), может использовать для разрешения споров между органами власти свой авторитет как главы государства.
Чрезвычайно обширны полномочия Президента Российской Федерации по реализации кадровой политики на территории страны в рамках компетенции, а также контрольно-аналитические и внутриорганизационные полномочия. Так, глава государства, в частности: а) на основании Федеральных законов от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" осуществляет руководство процессом формирования федерального кадрового резерва <17>; б) на основании п. "и" ст. 83 Конституции Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации, а также утверждает своими указами положения о министерствах, службах и агентствах, подчиненных непосредственно главе государства <18>; в) осуществляет контроль за деятельностью Правительства России, федеральных министерств, служб, агентств, их территориальных подразделений как непосредственно, так и через полномочных представителей Президента России в федеральных округах. Например, главой государства могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства страны в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России.
--------------------------------
<17> См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
<18> Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.
В рамках своих полномочий по обеспечению обороны страны и ее безопасности, введению военного и чрезвычайного положения Президент Российской Федерации, например: а) согласно п. "л" ст. 83 Конституции страны назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России; б) возглавляет Совет безопасности страны (п. "ж" ст. 83 Конституции); в) является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87 Конституции); г) вводит военное и чрезвычайное положение в стране либо на ее части.
В части своих функций по предоставлению гражданства, политического убежища и помилованию главы государства: а) своими указами на основании ст. 89 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" принимает иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданство Российской Федерации и предоставляет им политическое убежище <19>; б) согласно ст. 89 Конституции страны осуществляет помилование путем издания своих указов.
--------------------------------
<19> См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031; Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601.
Большую роль в политической жизни страны играют полномочия Президента Российской Федерации по назначению выборов и референдумов. Так, на основании ст. 84 Конституции России и Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" глава государства назначает выборы депутатов Государственной Думы очередного созыва <20>. Согласно п. "в" ст. 84 Конституции страны и Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" Президент России назначает референдумы Российской Федерации <21>.
--------------------------------
<20> См.: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.
<21> См.: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.
Важное значение имеют полномочия главы государства по формированию (участию в формировании) органов государственной власти в Российской Федерации. Так, Президент страны, в частности:
а) на основании ст. 83 Конституции назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства страны назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства России, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда России, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда страны, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует Совет безопасности Российской Федерации; формирует Администрацию Президента страны; назначает полномочных представителей Президента Российской Федерации, высшее командование Вооруженных Сил России; назначает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
б) согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вносит в региональные парламенты кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
в) в соответствии с действующим законодательством назначает иных должностных лиц исполнительной власти, а также органов государственной власти со специальными полномочиями. Например, на основании ст. 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" глава государства назначает пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации <22>.
--------------------------------
<22> См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
Большое значение играют функции главы государства по участию в законотворчестве и по организации подзаконного нормотворчества в целях детализации положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства: а) на основании ст. 90 Конституции России он издает указы и распоряжения; б) согласно ст. 84 Конституции страны Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы; в) в соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции глава государства может отменять нормативно-правовые акты Правительства страны в случае их неконституционного или незаконного характера; г) на основании вышеназванного Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ он вправе приостановить действие нормативно-правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постоянное изменение общественных отношений в стране, формирование новых целей и задач, стоящих перед государством, активное участие Российской Федерации в международных процессах интеграции и сотрудничества требуют проведения процесса совершенствования единой системы исполнительной власти. В противном случае власть будет не в состоянии отвечать на вызовы постоянно меняющегося общества, защищать и реализовывать многочисленные законные права, свободы и интересы граждан страны и их объединений.
В настоящее время имеется ряд проблем, связанных с формированием и функционированием института главы государства: а) в части соотношения полномочий и взаимодействия институтов Президента и Председателя Правительства России в системе исполнительной власти; б) в области взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации; в) относительно определения основных направлений и пределов укрепления президентской власти как необходимого условия противодействия центробежным тенденциям в государственном управлении; г) в части необходимости использования в Российской Федерации зарубежного опыта оптимизации формирования и функционирования института Президента.
Данные проблемы вызваны несколькими причинами: во-первых, несовершенством действующей Конституции Российской Федерации в части определения места института главы государства в государственном механизме, установления пределов полномочий Президента России и их детализации (ее ускоренное создание и принятие было обусловлено разгоном Верховного Совета России в октябре 1993 г. и необходимостью создания правового поля для новой системы власти в стране); во-вторых, крайне неповоротливой системой внесения поправок и изменений в Конституцию России, предусмотренной ее главой 9; в-третьих, возобновившимися процессами децентрализации системы государственного управления, ростом сепаратистских тенденций в региональных элитах, особенно в республиках в составе Российской Федерации; в-четвертых, системным кризисом в российской экономике и назревшей необходимостью ее модернизации.
Необходимость скорейшего решения вышеназванных проблем требует осуществления широкомасштабной оптимизации института Президента Российской Федерации, его модернизации и укрепления в целях сбалансированного развития всей системы государственной власти в стране, защиты прав, свобод и законных интересов граждан России.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.