Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ: ПРАВОВЫЕ САНКЦИИ
С.Н. МЕЩЕРЯКОВА
Финансовое право в своем развитии прошло путь от простого обособления правовых норм в рамках публично-правовых отраслей до провозглашения самостоятельной отраслью, способной генерировать и зарождать иные отрасли права.
В то же время научные дискуссии о месте, роли финансового права, о его предмете и методе, о системе и принципах по сей день не утратили своей актуальности. Финансовое право моментально реагирует на происходящие в обществе экономические, политические и социальные преобразования, что, в свою очередь, сказывается на характере внутренних взаимосвязей финансово-правовых норм.
Особая значимость финансового права в системе других отраслей права объясняется тем, какого рода общественные отношения попадают в сферу его регулирования. Финансовое право упорядочивает имущественно-властные отношения по аккумулированию, распределению и использованию денежных средств государства. Реализация функций государства и решение любых социальных, экономических и других важных вопросов, стоящих перед ним, требует финансирования, планирования и учета денежных средств, находящихся в распоряжении государственной казны. От того, насколько эффективно будут проведены указанные мероприятия, зависит не только качество решения проблем, стоящих перед государством, но и само существование данного политического института.
Как инструмент управления обществом финансы являются основным источником информации обо всех процессах в жизнедеятельности общества и государства. Именно финансы служат инструментом формирования и функционирования системы прямых и обратных связей. Через финансовую систему осуществляется система мониторинга - слежения рублем за успешным (или менее успешным) развитием общества и государства в целом.
Правовое регулирование финансовых отношений, складывающихся между государством и физическими или юридическими лицами, а также между государством и входящими в его состав публично-правовыми образованиями, занимает ведущее место в системе регулирования общественных отношений. Именно поэтому круг вопросов, входящих в предмет финансового права, постоянно привлекает внимание ученых-юристов.
Традиционно считается, что финансовое право относится к числу отраслей публичного права.
Описывая этапы становления финансового законодательства в России, следует отметить, что наше финансовое законодательство развивалось исторически. Оно изменялось и дополнялось в отдельных частях, сообразно требованиям времени и обстоятельств.
Расцвет финансово-правовых идей, создание определенных научных направлений, изучающих вопросы финансового права, публикации многочисленных исследований российских ученых приходятся на конец XIX - начало XX века.
Специалисты в области публичного права отмечали тесную связь между финансовым и административным правом, указывая, что административное и финансовое право в своем догматическом изложении имеют общий предмет: правоотношения, возникающие между людьми в области государственного управления.
В начале XX века отдельные аспекты финансового права изучались в составе административного, но затем все увереннее и громче стали раздаваться голоса об обособлении положительного финансового права.
При отграничении финансового права от административного ряд ученых исходил из того, что административно-правовые нормы, регулирующие исполнительную и распорядительную деятельность органов государственного управления, распространяются и на деятельность органов финансового управления. Отношения же между отдельными финансово-кредитными органами внутри единой системы финансово-кредитных органов, непосредственно не связанные с выполнением ими своих функций по мобилизации денежных средств, финансированию, кредитованию и осуществлению контроля за целевым и экономным расходованием государственных денежных средств, строятся на основе общих принципов государственного управления и регулируются административным правом.
В тех случаях, когда финансово-кредитные органы выступают в качестве органов, осуществляющих финансовую деятельность, уполномоченных собирать денежные средства, финансировать, кредитовать утвержденные соответствующим органом власти мероприятия по развитию народного хозяйства, просвещения, здравоохранения и т.д., - их деятельность и возникающие в связи с ней отношения регулируются финансовым правом.
Обособление финансового права определяется основным содержанием, качественным единством общественных отношений, регулируемых финансовым правом. Все они направлены на плановую мобилизацию и распределение, перераспределение денежных средств и этим отличаются от других групп общественных отношений. Их совокупность нуждается в отдельном правовом регулировании в силу важнейшего политического и экономического значения финансов для решения задач, стоящих перед государством.
Обобщая итоги научных дискуссий по вопросу о месте финансового права в системе отраслей отечественного права, можно выделить основные теоретические позиции:
1. Теория отрицания самостоятельности финансового права, предлагающая включение вопросов финансово-правового регулирования в предмет административного или государственного права.
2. Теория самостоятельности отрасли финансового права, которое позиционируется в числе других отраслей посредством специфики предмета и метода правового регулирования.
3. Теория комплексного характера финансового права и необходимости выделения из его состава новых отраслей права - налогового и бюджетного.
Принимая во внимание все существующие точки зрения, следует отметить, что позитивное право, то есть система действующего финансового законодательства, действительно не имеет единого конститутивного нормативного акта, что, безусловно, негативно отражается на эффективности правоприменения. Однако финансово-правовая доктрина за многие десятилетия своего существования выработала достаточно много общетеоретических положений и терминов, количество которых может перейти в качество нормативных предписаний в ближайшее время.
Принятие подобного нормативного акта позволило бы привести в соответствие с едиными организационно-правовыми принципами и методами правовое регулирование разнообразных финансовых отношений.
Предмет правового регулирования состоит в том, что к категории финансово-правовых относятся те общественные отношения, которые складываются в процессе собирания, распределения и использования денежных средств государства и муниципальных образований. И так как речь идет о финансовой политике государства, а значит, об экономической безопасности в целом, представляется необходимым применение установленных законом мер принуждения за нарушение предусмотренных государством видов деятельности.
Соблюдение финансово-правовых норм обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством. Ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией. Анализ действующих финансовых нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что ретроспективная финансовая ответственность невозможна без взыскания с виновного лица финансовой санкции, так как финансовое законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штрафа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину.
Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.
Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов, и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового проступка. Санкции в финансовом праве, таким образом, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой механизма правового регулирования отношений, складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности.
К определению финансовых санкций можно выделить два подхода:
1. Как санкции за нарушение финансового законодательства.
Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф и т.д.
2. Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора.
Здесь мера ответственности понимается как то, в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно принял решение и действовал в соответствии с ним.
Финансово-правовая санкция представляет собой элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке.
Финансовые санкции - это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции - это и есть меры финансово-правовой ответственности.
За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. ст. 116 - 129, 132 - 135, а также в ст. 75 НК РФ.
За бюджетные правонарушения санкции предусматриваются принимаемыми законами о бюджетах, а также Бюджетным кодексом РФ.
Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ.
Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает возможность применения к нарушителям бюджетного законодательства иных мер в соответствии с федеральными законами.
По замыслу законодателя в бюджетных правоотношениях меры ответственности и их размер должны содержаться в КоАП РФ. Однако такой подход разрывает охранительную финансово-правовую норму, делает ее применение невозможной в силу разного предназначения финансового и административного права. К тому же санкции за финансовые правонарушения установлены КоАП РФ только по отношению к трем составам, остальные остались без мер государственной защиты. Поэтому пробелы действующего законодательства восполняются законодателем при принятии федерального закона о федеральном бюджете.
Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функции, то и финансово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воздействия на правонарушителя с целью общей и частной превенции.
Специфические признаки позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых:
- применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;
- они предусмотрены нормами финансового права;
- являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
- имеют имущественно-организационный характер, так как связаны с принудительным воздействием не только на имущество правонарушителя, но и на все фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю;
- основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
- могут применяться к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
- в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
- денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
- штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;
- имеют специфические виды принуждения;
- для них характерны специальный порядок применения и круг органов, их применяющих.
Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые являются реальными участниками конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.
Размеры финансовых санкций предусматриваются специальными статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения.
Нарушение финансового законодательства неминуемо причиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрализации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя.
Список использованной литературы
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.