Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ЦЕЛЕВЫХ КАПИТАЛОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
С.П. КОВАЛЕВ, Е.Р. ЯШИНА, К.Е. ЛУКИЧЕВ
Функционирование фондов целевых капиталов (в зарубежной практике именуемых endowment fund) в Российской Федерации началось со вступления в силу Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" <1> (далее - Закон о целевом капитале).
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 38.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона целевой капитал некоммерческой организации представляет собой часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены Законом о целевом капитале, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном Законом о целевых капиталах.
Исходя из основной идеи Закона о целевом капитале, некоммерческие организации, основанные на частной собственности, вправе формировать в составе своего имущества такой инвестиционный актив, как целевой капитал, с последующим потреблением полученного от него дохода на финансирование соответствующих программ, которые четко соответствуют их уставной деятельности.
В качестве целей формирования целевого капитала и использования дохода от целевого капитала законодатель установил следующие сферы: образование, науку, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт (за исключением профессионального спорта), искусство, архивное дело, социальную помощь (поддержку), охрану окружающей среды, оказание гражданам бесплатной юридической помощи и осуществление их правового просвещения, а также функционирование общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения.
В отличие от разовых пожертвований, которые разрешалось принимать некоммерческим организациям и ранее, целевой капитал стал формироваться главным образом для того, чтобы выступать долгосрочным источником (а иногда и вечным), обеспечивающим финансовую стабильность и реализацию уставных задач некоммерческой организации. Таким образом, целевой капитал стал совокупностью инвестиционных активов, доходы от использования которых направляются на некоммерческие цели и освобождаются от налога на прибыль.
Как уже отмечалось, в Россию практика формирования и использования целевых капиталов (эндаументов) перешла из практики западных стран, в которых они крайне широко распространены и активно используются с XVI века. Так, первый аналог современных эндаументов появился в 1502 году в Великобритании, когда леди Маргарет Бюфорт, бабушка короля Генри VIII, внесла пожертвования на содержание кафедр богословия в университетах Оксфорда и Кембриджа.
Формирование эндаумента как инвестиционного актива возможно денежными средствами, ценными бумагами, другим имуществом, как движимым, так и недвижимым, которые передаются некоммерческим организациям в качестве благотворительной помощи от третьих лиц. На следующем этапе эндаумент может вкладываться в акции, недвижимость, иные существующие финансовые инструменты, по результатам размещения в которых некоммерческая организация получает ежегодный доход в виде процентов или прибыли. При этом основной капитал фонда (тело) остается неприкосновенным по своей номинальной стоимости. Особенностью эндаумента в западных странах является и то, что доход, полученный за счет данного имущества, не облагается налогом. Более того, жертвователи, передающие денежные средства или имущество на формирование эндаумента, также получают разнообразные налоговые льготы: к примеру, они имеют льготу на налог на прибыль: их благотворительные взносы вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению.
Наиболее известным в мире эндаументом является фонд Альфреда Нобеля. В своем завещании, составленном 27 ноября 1895 года, он указал: "Все мое движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещен в надежный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству..."
На момент смерти Нобеля его состояние оценивалось в переводе на современные цены в 212 миллионов долларов, по состоянию же на сегодняшний день активы Нобелевского фонда превышают уже 500 миллионов долларов. Этого вполне достаточно, чтобы ежегодно выдавать каждому лауреату нобелевской премии не менее 1 миллиона долларов из средств, полученных с оборота.
Эндаументы широко распространились в США в целях негосударственной поддержки социального сектора и в первую очередь образовательных учреждений. В настоящее время, к примеру, эндаумент Гарвардского университета составляет более 34 миллиардов долларов, Йельского - 12,7 миллиарда, Принстонского и Стэнфордского - свыше 10 миллиардов каждый. Национальный фонд поддержки искусств Соединенных Штатов Америки (NEA), выросший из эндаумента, фактически выполняет функции отсутствующего в США Министерства культуры. Фонд создан для поддержки высших достижений в искусстве - как в традиционных, так и в новых его формах, и для донесения этих достижений до всех американцев он предоставляет грантовую поддержку независимым американским некоммерческим организациям, работающим в широком спектре культурных и художественных практик, и создает культурные инициативы национального охвата - модельные программы по поощрению заслуг в искусстве, значимых в масштабе страны и за ее пределами.
Вопрос формирования в России законодательной базы по целевым капиталам был поставлен в 2006 г. председателем Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства В.О. Потаниным на встрече российских предпринимателей с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. В итоге менее чем через год Закон о целевом капитале был подписан <2>.
--------------------------------
<2> Целевые капиталы некоммерческих организаций. Разработка темы, комментарии и разъяснения О.С. Субанова. М.: Библиотечка "РГ", 2012.
Первым в России фондом такого рода стал Фонд целевого капитала Московской школы управления "Сколково", затем эндаумент МГИМО, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, а в последующем фонды целевого капитала зарегистрировали практически все ведущие вузы страны.
По данным программы "Целевые капиталы" некоммерческого партнерства грантодающих организаций "Форум доноров" на 2015 год, в России зарегистрировано более 140 целевых капиталов, в которых аккумулировано примерно 25 миллиардов рублей <3>.
--------------------------------
<3> [Электронный ресурс]. URL: http://www.donorsforum.ru/materials/doklad-o-sostoyanii-i-razvitii-fondov-v-rossii-2014.
Следует отметить, что в утвержденный Перечень показателей оценки деятельности федеральных университетов включены критерии, характеризующие экономическую устойчивость и потенциал развития вуза <4>. Предполагается, что все федеральные университеты будут использовать целевой капитал для софинансирования своей деятельности.
--------------------------------
<4> Приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1038 "О перечне показателей, критерии и периодичности оценки эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет" (зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39209).
На сегодняшний день в России сформированы эндаументы для использования практически во всех сферах, предусмотренных Законом о целевых капиталах, - образование, наука, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, искусство, архивное дело, социальная помощь, охрана окружающей среды. Исключением остаются направления по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и осуществлению их правового просвещения, а также функционирование общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения.
Как отмечается в ст. 4 Закона о целевом капитале, целевой капитал некоммерческой организации формируется и пополняется за счет денежных средств в валюте Российской Федерации либо иностранной валюте на основании договоров пожертвования или завещаний в соответствии с нормами гражданского законодательства о дарении или о наследовании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" <5>, с 1 января 2012 г. на пополнение целевого капитала НКО может передаваться в том числе и недвижимое имущество (ч. 3 ст. 4 Закона о целевых капиталах). В этой связи с указанной даты не только передача денежных средств на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и передача недвижимости на пополнение капитала не облагаются НДС (подп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ). При такой передаче недвижимости жертвователь должен будет восстановить по этому имуществу суммы НДС, принятые ранее к вычету (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
--------------------------------
<5> Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. N 48. Ст. 6729.
Договор пожертвования по нормам Гражданского кодекса Российской Федерации относится к разновидностям дарения. Ведущим нормообразующим признаком обычного договора пожертвования, обусловившим его выделение в качестве разновидности, явился такой признак, как совершение дарения в общеполезных целях. По этой причине обычный договор пожертвования нередко именуют целевым дарением. Такими целями могут быть как цели, полезные для общества в целом, так и цели, достижение которых представляет пользу для более узкого круга лиц - лиц определенной профессии, определенного возраста, жителей определенной местности, членов (участников) определенной организации и т.п.
Жертвователями, исходя из определения, закрепленного в ст. 2 Закона о целевых капиталах, признаются физические или юридические лица, осуществляющие пожертвования некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала посредством передачи в собственность некоммерческих организаций денежных средств, ценных бумаг, недвижимого имущества. Представляется, что предложенная редакция исключает возможность пополнения целевого капитала некоммерческой организации за счет средств государственного бюджета. Безвозмездная передача государством имущества в собственность общественных, религиозных организаций выступает не дарением, а актом реализации финансовых отношений.
1 сентября 2014 г. во время встречи со студентами и преподавателями Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова на прямой вопрос о возможности государственного участия в формировании эндаумента университета Президентом Российской Федерации была обозначена позиция, что подобные фонды во всем мире формируются прежде всего из частных источников и если просить государственной поддержки, то "...это тогда не фонд, это прямое бюджетное финансирование, и смысл самого этого инструмента [эндаумента] пропадает. А если мы подойдем к этой проблеме исходя из смысла самого этого фонда, то тогда прежде всего нужно говорить с заинтересованными потребителями, если вообще позволено будет сказать - потребителями образовательного продукта, которым пользуются эти компании. Я вас уверяю, это будет даже гораздо более эффективно, чем небольшие бюджетные средства. Давайте поработаем в этом направлении" <6>.
--------------------------------
<6> [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46520.
Вместе с тем 4 ноября 2015 года Владимир Путин, выступая на форуме активных граждан "Сообщество", предложил создать специальную группу социальных некоммерческих организаций и открыть для них доступ к государственным финансам, направляемым на социальную сферу <7>.
--------------------------------
<7> [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20151104/1313900522.html#ixzz3qdmLUIjA.
Финансирование некоммерческих организаций социальной сферы всегда строилось на использовании или привлечении множества источников. Теперь, когда социальная сфера оказалась в ситуации серьезного дефицита финансовых средств и вынуждена использовать все имеющиеся активы для расширения круга внешних потенциальных источников финансирования своих услуг в системе образования, науки, культуры, искусства, здравоохранения, социальной поддержки и т.д., принятие закона, определившего порядок формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций, позволяет тесно связать эндаументы с общей стратегией государства, т.е. с определением основных долгосрочных целей и социально-экономических задач, утверждением курса действий и распределением ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
Этим самым ответственность за диверсификацию финансирования социальной сферы перемещается на новый уровень - с появлением государства в лице своих уполномоченных органов организация этого процесса требует обоснованного системного подхода, в первую очередь в нормотворческой плоскости.
В науке финансового права финансовыми правоотношениями признаются урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.
Основные отличия финансовых отношений от иных правоотношений заключаются в том, что они:
1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);
3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;
4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством <8>.
--------------------------------
<8> Финансовое право: учебник / А.Ю. Ильин [и др.]; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011.
Как мы видим, признаки финансовых правоотношений в разрезе действующей нормативной правовой базы не соответствуют сущности отношений, складывающихся в процессе функционирования целевых капиталов, вместе с тем практика всегда опережает нормативное регулирование, а экономический базис первичен по отношению к правовой надстройке.
В своем материальном выражении финансы - это обособленные денежные фонды различного назначения, формируемые за счет различных источников. Не случайно законодатель наряду с гражданско-правовыми нормами ввел в текст Закона о целевом капитале и финансово-правовые предписания, касающиеся утверждения финансовых планов, публичной отчетности, а также правил учетно-бухгалтерского администрирования, связанных с целевым капиталом. Такой подход к нормативному структурированию Закона о целевом капитале изначально предопределил его комплексный характер.
Подводя итог, считаем необходимым отметить, что перед государством стоит острая задача по пересмотру подходов к регламентации механизмов использования целевых капиталов. Переосмысление места эндаументов в софинансировании социальной сферы потребует усиления роли органов государственной власти в складывающихся правоотношениях, с постепенным уходом от диспозитивности к императивным предписаниям. Вместе с тем на данном этапе возможна и первичная проработка вопроса о внедрении применяемых в зарубежной практике механизмов налогового стимулирования лиц, участвующих в благотворительности, например таких, как налоговые кредиты, налоговые вычеты с правом переноса на последующие годы и другие.
Литература
1. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1038 "О перечне показателей, критерии и периодичности оценки эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".
2. Финансовое право: учебник / А.Ю. Ильин [и др.]; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011.
3. Целевые капиталы некоммерческих организаций. Разработка темы, комментарии и разъяснения О.С. Субанова. М.: Библиотечка "РГ", 2012.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.