Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
"АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ" ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: НАЛОГОВАЯ ТАЙНА, ИЛИ НОВЫЙ РЕЖИМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ
С.И. ТОКАРЕВ
В конце 2014 года в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации глава государства поставил задачу провести в 2015 году в России полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию <1>. О задачах по деофшоризации экономики Президент РФ указывал и в Послании Федеральному Собранию 2013 года <2>.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 // Российская газета. 05.12.2014. N 278.
<2> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. 13.12.2013. N 282.
В целях реализации этой задачи в июне 2015 года был принят Федеральный закон <3> (далее - Закон о добровольном декларировании). Он установил правовые основания добровольного декларирования физическими лицами имущества, собственниками или фактическими владельцами которого они являются, контролируемых ими иностранных компаний, счетов (вкладов) в банках, в том числе расположенных за рубежом.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.06.2015).
Закон о добровольном декларировании в статье 1 достаточно четко определил свою цель, которая заключается в создании правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечении правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защите их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижении рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.
Данная кампания, проводимая государством, разными авторами именуется как налоговая, финансовая, экономическая амнистия или амнистия капиталов. Некоторые авторы считают эти понятия тождественными <4>. Другие - видят различие в этой терминологии <5>. В данной работе считаем целесообразным использовать понятие "амнистия капиталов" применительно к кампании 2015 года <6>. Исходя из содержания Закона о добровольном декларировании и соответствующих комплексов мероприятий, направленных на добровольное декларирование доходов и имущества и освобождение от санкций за налоговые правонарушения, следует вывод, что кампания 2015 года включает в себя наряду с амнистией капиталов и налоговую амнистию в части, касающейся освобождения от ответственности (административной, налоговой, уголовной).
--------------------------------
<4> См., например: Котов К.В. Отличия налоговой амнистии 2015 года от других подобных кампаний // Налоговая политика и практика. 2015. N 8. С. 42 - 45.
<5> См., например: Соловьев И.Н. Налоговая амнистия: учебное пособие. М.: Проспект, 2013. С. 10 - 22.
<6> Имеются в виду мероприятия, направленные на реализацию Закона о добровольном декларировании.
Впервые налоговая амнистия в новой России была проведена в 1993 году <7>. Законопроекты, касающиеся амнистии капиталов, вносились в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно (в 1997 - 1998 гг. и в 2000 - 2002 гг.) <8>, но закон принят не был.
--------------------------------
<7> Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 01.11.1993. N 44.
<8> Соловьев И.Н. Амнистия капиталов. С. 16 - 20.
В соответствии с позицией С.А. Саакова, изучившего международный опыт, "...проведение налоговой амнистии эффективно при выполнении ряда условий. Государство должно предоставить налогоплательщику серьезные гарантии ненаказуемости, конфиденциальности информации, одноразовости амнистии и др." <9>.
--------------------------------
<9> Сааков С.А. О налоговой амнистии [Электронный ресурс] // Налоговед. 2004. N 5 // СПС "КонсультантПлюс".
При анализе зарубежного опыта в качестве основной компоненты успеха налоговой амнистии выделяется гарантия конфиденциальности полученной информации <10>. К примеру, И.Н. Соловьев по итогам анализа международного опыта налоговых амнистий и амнистий капитала в таких странах, как США, Италия, Бельгия, Швейцария, Ирландия, Франция, Великобритания, Германия, и многих других странах приходит к выводу, что именно строгое соблюдение гарантий сохранения конфиденциальности информации явилось базовым условием их эффективного проведения <11>. При этом зачастую гарантия конфиденциальности в международной практике обеспечивалась участием посредника и ограничением доступа налоговых органов к полученным сведениям. Так, например, итальянская амнистия капиталов, проведенная в 2009 году и получившая название "Налоговый щит - 3", предусматривала подачу декларации посреднику, который должен был гарантировать конфиденциальность. В качестве такого посредника выступали итальянские банки, отделения почты, уполномоченные биржевые маклеры и другие лица <12>. Опыт налоговой амнистии, проведенной в Бельгии в 2004 году, предусмотрел возможность анонимно доплатить налог через национальный банк без декларации и получить от банка сертификат <13>. В российском законодательстве также имеется пример анонимности декларационного платежа, где посредником выступают национальные банки <14>.
--------------------------------
<10> См.: Шульга И. Опыт налоговой амнистии в Казахстане [Электронный ресурс] // Общество и экономика. 2002. N 6 // СПС "КонсультантПлюс"; Шарапова О.А. Налоговая амнистия: сравнительно-правовой и историко-правовой взгляды на проблему // Реформы и право. 2008. N 1.
<11> Соловьев И.Н. Налоговая амнистия. С. 91.
<12> Там же. С. 64 - 65.
<13> Там же. С. 68.
<14> Федеральный закон от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" // Российская газета. 31.12.2006. N 297.
Согласно Закону о добровольном декларировании физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства) в срок до 31 декабря 2015 года вправе был представить специальную декларацию (далее - декларация) и указать в ней следующие сведения:
1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;
2) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом (в случае если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);
3) об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <15>;
4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <16>, и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем <17>.
--------------------------------
<15> Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859.
<16> Российская газета. 09.08.2001. N 151 - 152.
<17> Согласно указанному Закону бенефициарным владельцем признается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
Декларация представляется каждым декларантом однократно. Повторное представление декларации (кроме случая представления декларации после получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации), представление уточненной декларации не допускаются.
Лицо, представляющее декларацию, наделено правом в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации. Документы и (или) сведения, прилагаемые к декларации, должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык.
Для обеспечения предусмотренных законом гарантий конфиденциальности содержащихся в декларации сведений федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляет централизованное хранение деклараций и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларациям. Декларации и документы и (или) сведения, прилагаемые к декларациям, представленные в налоговые органы по месту жительства декларантов, передаются на централизованное хранение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Закон о добровольном декларировании предусматривает для декларантов ряд гарантий, среди которых можно выделить следующие: освобождение декларанта и лица, указанного в декларации, от ответственности за налоговые правонарушения, от административной ответственности по ряду составов (статьи 14.1, 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) <18>, а также от уголовной ответственности по ряду составов (ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) <19>. Освобождение от указанных видов ответственности наступает при соблюдении условий, указанных в Законе о добровольном декларировании и только в отношении деяний, совершенных до 1 января 2015 года.
--------------------------------
<18> Российская газета. 31.12.2001. N 256.
<19> Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
Кроме того, операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно Закону о добровольном декларировании сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, признаются налоговой тайной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Режим хранения таких сведений и документов и доступа к ним обеспечивают исключительно налоговые органы. Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам. Такие сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого декларанта, который вправе в любое время получить копию своей декларации.
Предоставление гарантий, предусмотренных в Законе о добровольном декларировании, не зависит от факта возврата имущества, сведения о котором содержатся в декларации, на территорию Российской Федерации, за исключением случаев, если соответствующее движимое имущество на дату представления декларации находится: 1) в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ <20>; 2) в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.
--------------------------------
<20> Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF) - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам [Электронный ресурс]. URL: http://www.fatf-gafi.org.
Следует отметить, что важнейшей гарантией, установленной Законом о добровольном декларировании, является признание сведений, содержащихся в декларации и документах, прилагаемых к ней, налоговой тайной. При этом установлены ограничения, изменяющие общие положения законодательства, регулирующего институт налоговой тайны. Основу этого составляет ограничение круга лиц, имеющих доступ к сведениям.
Так, согласно ст. 102 Налогового кодекса РФ (часть первая) <21> сведения, составляющие налоговую тайну, доступны налоговым органам, органам внутренних дел, следственным органам, органам государственного внебюджетного фонда и таможенным органам. Все они являются субъектами права и при наличии оснований и соблюдении установленного порядка могут получить доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Однако существует ограничение, установленное ч. 6 ст. 4 Закона о добровольном декларировании, согласно которому режим хранения таких сведений и документов и доступа к ним обеспечивают исключительно налоговые органы. Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам. Для того чтобы исключить доступ к таким сведениям следственным органам через институт допроса свидетеля в уголовном процессе, внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ <22> (далее - УПК РФ). Так, согласно дополнениям в часть 3 статьи 56 УПК РФ не подлежит допросу в качестве свидетеля должностное лицо налогового органа об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с предоставленными сведениями, содержащимися в специальной декларации, представленной в соответствии с Законом о добровольном декларировании.
--------------------------------
<21> Российская газета. 06.08.1998. N 148 - 149.
<22> Российская газета. 22.12.2001. N 249.
Для обеспечения режима конфиденциальности информации Федеральной налоговой службой разработан ряд внутриведомственных актов <23>.
--------------------------------
<23> Приказ ФНС России от 26.06.2015 N ММВ-7-10/256@ "Об утверждении Порядка передачи, централизованного хранения специальных деклараций и доступа к ним" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был; Методические рекомендации по приему и учету специальных деклараций, доведенные письмом ФНС России от 25.06.2015 N ОА-4-17/11035@ [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
В соответствии с данными актами установлена подробная регламентация порядка взаимодействия между ФНС России и территориальными налоговыми инспекциями, а также между структурными подразделениями налоговых органов при передаче деклараций на централизованное хранение и при предоставлении доступа к декларациям, находящимся на централизованном хранении.
Установлено, что все декларации и прилагаемые документы, представленные в территориальные налоговые органы, передаются на централизованное хранение в центральный аппарат ФНС России. На сопроводительном письме проставляется пометка "Для служебного пользования", а передача осуществляется в порядке, определенном Приказом ФНС России от 21.07.2011 N ММВ-7-10/459@ "Об утверждении Порядка обмена документами, содержащими конфиденциальную информацию" <24>. При этом для сохранения конфиденциальности фамилию, имя и отчество декларанта запрещено указывать в сопроводительном письме, декларация и документы, приложенные к ней, вкладываются в отдельный конверт (или оформляются отдельной бандеролью), а место заклеивания конверта (бандероли) опечатывается специальной печатью "Для пакетов".
--------------------------------
<24> См.: СПС "Гарант" [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12088508. Документ опубликован не был (дата обращения: 29.11.2015).
Доступ к декларациям и прилагаемым документам, находящимся на централизованном хранении, предоставляется на основании служебной записки структурного подразделения ФНС России, согласованной с координирующим его деятельность заместителем руководителя ФНС России. Доступ предоставляется исключительно в помещении архивохранилища и фиксируется в журнале учета доступа к декларациям. Работник, допущенный к декларации, может сделать ее копию, но исключительно в случае, предусмотренном статьей 4 Закона о добровольном декларировании. О копировании делается отметка в журнале. Данная норма предусматривает право декларанта в любое время получить копию своей декларации. Иных поводов для копирования декларации порядком не предусмотрено. Установлено, что копировать (сканировать) декларации и прилагаемые документы запрещается, а работники территориальных налоговых органов несут персональную ответственность за сохранность и конфиденциальность сведений, содержащихся в декларациях и прилагаемых документах.
Описанные выше правила, определяющие режим сохранения информации, полученной налоговыми органами посредством деклараций, в значительной степени отличаются от режима налоговой тайны, регламентированного Налоговым кодексом РФ и ведомственными ненормативными актами. Одно из основных отличий, как было указано выше, заключается в субъектном составе.
Закрепленное в Налоговом кодексе РФ определение налоговой тайны исходит не из перечня сведений об участниках налоговых правоотношений, которые разглашению не подлежат, а из перечня субъектов, имеющих доступ к налоговой тайне. Таким образом, перечень субъектов является основополагающим в институте налоговой тайны в Российской Федерации. При этом в Законе о добровольном декларировании и в Налоговом кодексе РФ перечни субъектов, имеющих доступ к налоговой тайне, отличаются принципиально.
Также принципиальные различия имеют место в порядке приема конфиденциальной информации (под роспись на каждой странице экземпляра налогоплательщика), в порядке хранения (предусмотрена оперативная передача на хранение в центральный аппарат, разрешена пересылка спецсвязью и фельдъегерской связью), в порядке доступа к сведениям (только по служебным запискам и с разрешения заместителя руководителя ФНС России), а также в порядке копирования и сканирования (и то и другое запрещено категорически).
Таким образом, результат анализа двух нормативных актов (Закона о добровольном декларировании и Налогового кодекса РФ) позволяет сделать вывод о наличии существенных различий в режимах конфиденциальности информации, поименованной в обоих нормативных актах как "налоговая тайна". Информация, составляющая налоговую тайну, согласно указанным нормативным актам, имеет различия по субъектному составу и по порядку получения, хранения, передачи сведений, их копированию и доступу к ним.
В этой связи необходима их дифференциация. При этом можно предположить о наличии иного правового института, наряду с налоговой тайной, регламентирующего порядок работы со сведениями ограниченного доступа в налоговых правоотношениях.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. N 256.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Российская газета. 06.08.1993. N 148 - 149.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Российская газета. 22.12.2001. N 249.
5. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Российская газета. 09.08.2001. N 151 - 152.
6. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859.
7. Федеральный закон от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" // Российская газета. 31.12.2006. N 297.
8. Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.
9. Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 01.11.1993. N 44.
10. Приказ ФНС России от 21.07.2011 N ММВ-7-10/459@ "Об утверждении Порядка обмена документами, содержащими конфиденциальную информацию" [Электронный ресурс] // СПС "Гарант". URL: http://www.ganant.ru/products/ipo/prime/doc/12088508. Документ опубликован не был (дата обращения: 29.11.2015).
11. Приказ ФНС России от 26.06.2015 N ММВ-7-10/256@ "Об утверждении Порядка передачи, централизованного хранения специальных деклараций и доступа к ним" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
12. Методические рекомендации по приему и учету специальных деклараций, доведенные письмом ФНС России от 25.06.2015 N ОА-4-17/11035@ [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
13. Котов К.В. Отличия налоговой амнистии 2015 года от других подобных кампаний // Налоговая политика и практика. 2015. N 8. С. 42 - 45.
14. Сааков С.А. О налоговой амнистии [Электронный ресурс] // Налоговед. 2004. N 5 // СПС "КонсультантПлюс".
15. Соловьев И.Н. Амнистия капиталов. М.: Проспект, 2015. 112 с.
16. Соловьев И.Н. Налоговая амнистия: учебное пособие. М.: Проспект, 2013. 160 с.
17. Шарапова О.А. Налоговая амнистия: сравнительно-правовой и историко-правовой взгляды на проблему [Электронный ресурс] // Реформы и право. 2008. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".
18. Шульга И. Опыт налоговой амнистии в Казахстане [Электронный ресурс] // Общество и экономика. 2002. N 6 // СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.