Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
А.Б. ДМИТРИЕВА, С.С. ИЛЮХИНА
Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ <1> ставка НДС 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации такой перевозки. При этом перевозка считается международной, если пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.
--------------------------------
<1> Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (часть вторая) (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015).
Однако не всегда в международной практике перевозка товаров между пунктом отправления и пунктом назначения может быть осуществлена одним видом транспорта. К примеру, если экспортируемый товар доставляется за границу морем, то его сначала необходимо довезти по территории России до морского порта и там перегрузить на морское судно. Очевидно, что в подобной ситуации в перевозке товаров будут участвовать как минимум два перевозчика <2>. Вопрос заключается в следующем: могут ли перевозчик и экспедитор, осуществляющие доставку экспортируемого товара по территории России до морского порта, применить в отношении такой перевозки ставку по НДС 0%?
--------------------------------
<2> Коровяковский Д.Г. Правовые основы, способы и методы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 3. С. 43 - 52.
Ранее налоговые службы и финансисты ссылались на то, что в случае перевозки товаров, вывозимых за пределы территории России несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, в отношении услуг по их перевозке между пунктами, расположенными на территории России, нулевая ставка НДС не применяется <3>. Такая позиция, в частности, была приведена в письме Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72 <4>, которое доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 12.08.2011 N АС-4-3/12133@ и размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами" <5>.
--------------------------------
<3> Коровяковский Д.Г. Правовые вопросы информационного взаимодействия налоговых органов с таможенными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, МВД России и с банками // Бухгалтер и закон. 2009. N 5. С. 28 - 34.
<4> Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@ "О направлении письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72" (вместе с письмом Минфина РФ от 02.08.2011 N 03-07-15/72).
<5> Вопрос: о применении НДС в отношении услуг по перевозке экспортируемых товаров несколькими видами транспорта; транспортно-экспедиционных услуг; услуг организаций трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; услуг по предоставлению контейнеров для перевозки экспортируемых товаров при их перевозке железнодорожным и морским транспортом; работ, выполняемых российскими организациями водного транспорта в отношении экспортируемых товаров; припасов, реализуемых хозяйствующим субъектам Белоруссии или Казахстана; об определении понятия "иные территории, находящиеся под юрисдикцией РФ"; о применении НДС при реализации товаров, вывозимых с территории РФ на территорию г. Байконур (письмо Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72, направлено письмом ФНС России от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@).
Обратимся в ретроспективе к пояснению изучаемого вопроса. В мае 2014 года по данному вопросу высказался Пленум ВАС РФ. В пункте 18 Постановления от 30.05.2014 N 33 <6> высшие арбитры разъяснили, что оказание услуг по международной перевозке товаров несколькими лицами само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в ней лицами. В связи с этим нулевую ставку применяют перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг. Пленум ВАС РФ также подчеркнул, что по смыслу положений подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ <7> его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
--------------------------------
<6> Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
<7> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015).
В письме от 19.12.2014 N 03-07-08/65899 Минфин России <8>, рассмотрев ситуацию, когда экспортируемый товар перевозится по территории РФ от завода до морского порта, рекомендовал при применении норм подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ учитывать положения п. 18 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33 <9>. Таким образом, финансисты дали добро на применение нулевой ставки НДМ перевозчиками и экспедиторами в отношении услуг по перевозке экспортируемых грузов по территории России. Минфин России огласил документы, которые необходимо представить в налоговый орган. Во-первых, это контракт (копия контракта) перевозчика (экспедитора) на оказание услуг по перевозке грузов (транспортно-экспедиционных услуг) с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами. Во-вторых, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, с учетом особенностей, установленных подп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ <10>. Необходимо подчеркнуть, что при вывозе товаров морем такими документами для представления будут являться следующие: копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия; копия коносамента, морской накладной или иного любого подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза <11>.
--------------------------------
<8> Вопрос: о ставке НДС в отношении услуг по перевозке экспортируемых товаров автомобильным транспортом по территории РФ от завода заказчика до морского порта, а также транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки таких товаров (письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65899).
<9> Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
<10> Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (часть вторая) (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015).
<11> Дмитриева А.Б. Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД // Таможенное дело. 2015. N 1. С. 12 - 16.
Обратимся к вопросу применения нулевой ставки НДС в случаях экспорта товаров через территорию государства - члена Таможенного союза. В общем случае для подтверждения права на нулевую ставку НДС при экспорте товаров в таможенной декларации должна быть отметка таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта ("Выпуск разрешен"), и отметка таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ ("Товар вывезен"). Данное положение следует из подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ <12>, п. 3 п. 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 <13>, и п. 15 Порядка действия должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, утвержденного Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327 <14>.
--------------------------------
<12> Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (часть вторая) (ред. от 08.03.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015).
<13> Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (вместе с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары) (ред. от 18.12.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 24.01.2015).
<14> Приказ ФТС РФ от 18.12.2006 N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" (ред. от 25.12.2009) (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02.2007 N 8903).
Однако, если товар вывозится в иностранное государство через территорию государства - члена Таможенного союза, в декларации будет отсутствовать отметка российского таможенного органа "Товар вывезен", поскольку на границах РФ с этими странами таможенный контроль отменен согласно Указу Президента РФ от 01.07.2011 N 880 <15>. Возникает вопрос: нужно ли в таком случае представлять налоговым службам документы, подтверждающие вывоз товаров с территории государства - члена Таможенного союза на территорию иностранного государства, в целях применения нулевой ставки НДС?
--------------------------------
<15> Указ Президента РФ от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан".
Минфин России в письме от 04.02.2015 N 03-07-08/4343 <16> разъяснил, что представлять документы не нужно, поскольку требований по представлению таких документов НК РФ не содержит. В подобных случаях, согласно п. 1 ст. 165 НК РФ <17>, в таможенной декларации должна быть только отметка таможенного органа РФ, производившего выпуск товаров в процедуре экспорта. Такой же позиции придерживается ФНС России в письме от 10.06.2013 N ЕД-4-3/10481@ <18>.
--------------------------------
<16> Вопрос: о документах, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0% при экспорте товаров в иностранное государство через территорию государства - члена Таможенного союза, а также об определении налоговой базы по НДС (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-07-08/4343).
<17> Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (часть вторая) (ред. от 08.03.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015).
<18> Вопрос: о документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза (письмо ФНС России от 10.06.2013 N ЕД-4-3/10481@).
Согласно ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза <19> экспорт - это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
--------------------------------
<19> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014).
При наличии у налогового органа сведений, предоставленных по его запросу таможенным органом, в котором производилось декларирование товаров, о фактическом вывозе за пределы таможенной территории Таможенного союза только части задекларированного товара либо сведений об отсутствии фактического вывоза всего количества товаров, в случае если налогоплательщик отразил в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость операцию по реализации всего количества задекларированного товара, обоснованность применения налоговой ставки 0% считается не подтвержденной в части реализации товаров, фактически не вывезенных за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы (их копии), предусмотренные п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, в частности заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов Таможенного союза.
Представители Минфина РФ также указали, что налоговая база по НДС при таком вывозе должна определяться в последний день квартала, в котором собран пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, независимо от даты фактического вывоза товаров с территории государства - члена Таможенного союза на территорию иностранного государства.
Таким образом, делая выводы о возможности применения нулевой ставки НДС при перевозке и экспорте товаров, отметим, что в письме от 19.12.2014 N 03-07-08/65899 <20> Минфин разрешил применять нулевую ставку НДС по услугам перевозки экспортируемых товаров по территории РФ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке автомобильным транспортом товаров, предназначенных для вывоза из Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, по территории Российской Федерации от завода заказчика до морского порта <21>, а также транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки таких товаров.
--------------------------------
<20> Вопрос: о ставке НДС в отношении услуг по перевозке экспортируемых товаров автомобильным транспортом по территории РФ от завода заказчика до морского порта, а также транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки таких товаров (письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65899).
<21> Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия "таможенная информация" в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика // Таможенное дело. 2012. N 1. С. 18 - 23.
Согласно положениям абзацев первого, второго и пятого подп. 2.1 п. 1 статьи 164 НК РФ нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении:
- услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами Российской Федерации;
- транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен абзацем пятым данного подпункта, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями <22> на основании договора транспортной экспедиции при организации указанной международной перевозки товаров.
--------------------------------
<22> Коровяковский Д.Г. Развитие PRIVATE BANKING в России в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. 2009. N 4. С. 9 - 18.
В письме от 04.02.2015 N 03-07-08/4343 <23> Минфин пояснил, что для применения нулевой ставки НДС в случае вывоза товаров на экспорт через территорию государства - члена Таможенного союза не нужно дожидаться их фактического вывоза на территорию иностранного государства.
--------------------------------
<23> Вопрос: о документах, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0% при экспорте товаров в иностранное государство через территорию государства - члена Таможенного союза, а также об определении налоговой базы по НДС (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-07-08/4343).
Сделать выводы об обоснованности либо необоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля.
Литература
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014).
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (вместе с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары) (ред. от 18.12.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 24.01.2015).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (часть вторая) (ред. от 08.03.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015).
4. Указ Президента РФ от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан".
5. Письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-07-08/4343 "О документах, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0% при экспорте товаров в иностранное государство через территорию государства - члена Таможенного союза, а также об определении налоговой базы по НДС".
6. Письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65899 "О ставке НДС в отношении услуг по перевозке экспортируемых товаров автомобильным транспортом по территории РФ от завода заказчика до морского порта, а также транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки таких товаров".
7. Письмо ФНС России от 10.06.2013 N ЕД-4-3/10481@ "О документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза".
8. Письмо Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72 "О применении НДС в отношении услуг по перевозке экспортируемых товаров несколькими видами транспорта; транспортно-экспедиционных услуг; услуг организаций трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; услуг по предоставлению контейнеров для перевозки экспортируемых товаров при их перевозке железнодорожным и морским транспортом; работ, выполняемых российскими организациями водного транспорта в отношении экспортируемых товаров; припасов, реализуемых хозяйствующим субъектам Белоруссии или Казахстана; об определении понятия "иные территории, находящиеся под юрисдикцией РФ"; о применении НДС при реализации товаров, вывозимых с территории РФ на территорию г. Байконур" (направлено письмом ФНС России от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@).
9. Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@ "О направлении письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72" (вместе с письмом Минфина РФ от 02.08.2011 N 03-07-15/72).
10. Приказ ФТС РФ от 18.12.2006 N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" (ред. от 25.12.2009) (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02.2007 N 8903).
11. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
12. Дмитриева А.Б. Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД // Таможенное дело. 2015. N 1. С. 12 - 16.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.