Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ
Р.И. ЗАГИДУЛЛИН
В постсоветской России выстроилась четкая государственно-управленческая структура, которая отличается от предыдущих по принципиальным позициям. Перенесшей коренные изменения сферой в данной структуре представляется местное самоуправление.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации <1> органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и являются самостоятельными в рамках своих полномочий. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2> при реализации своих полномочий органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления могут принимать муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.
Обозначенные положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" призваны способствовать созданию единого правового пространства на территории Российской Федерации через сопряжение принимаемых муниципальных правовых актов с федеральным и региональным законодательством.
Однако, как показывает практика муниципального правотворчества, ввиду отсутствия достаточных материальных ресурсов и профессиональных кадров, прежде всего юридической специальности, в муниципальных образованиях зачастую принимаются акты, противоречащие действующему законодательству. Во избежание такой практики органы государственной власти оказывают помощь органам местного самоуправления при осуществлении последними правотворческой деятельности: разрабатывают модельные нормативные правовые акты, принимают методические рекомендации для реализации вопросов местного значения.
Безусловно, данная практика представляется нам положительной. Вместе с тем у данного института есть существенный недостаток: допущенные в модельном нормативном правовом акте, методических рекомендациях дефекты <3> могут найти отражение в муниципальном нормативном правовом акте, разработанном на его основе.
--------------------------------
<3> См., например: Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 8. С. 3 - 12; Лапина И.А. Дефекты законодательных актов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 21. С. 13 - 17; Матейкович М.С. Дефекты конституционно-правового регулирования в Российской Федерации // Государство и право. 2007. N 12. С. 15 - 21.
Например, Министерством экономического развития Российской Федерации утверждены Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций <4>. Приложением 8 к Методическим рекомендациям утверждено модельное положение "О публичных слушаниях в муниципальном образовании". В соответствии с п. 5 данного модельного положения публичные слушания, инициированные главой муниципального образования, назначаются исполнительным органом муниципального образования.
--------------------------------
<4> URL: http://www.economy.gov.ru.
Однако в соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания, проводимые по инициативе главы муниципального образования, назначаются главой муниципального образования.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования не всегда является главой местной администрации. Так, в случае если глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования, то он исполняет полномочия председателя в случае его избрания на муниципальных выборах, либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. При этом глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
Таким образом, в модельном акте наблюдается прямое противоречие федеральному законодательству.
Во исполнение пункта 1 перечня поручений Министра регионального развития Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 26 октября 2010 года Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований <5>. В данном документе рекомендуется: обязывать физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий (п. 8.2.1); организацию работ по очистке и уборке территории рынков и прилегающих к ним территорий возлагать на администрации рынков в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами торговли на рынках (8.2.17); физическим и юридическим лицам осуществлять организацию содержания элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях (8.5.1.1); физическим и юридическим лицам, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обеспечивать содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях (8.6.2) и т.д.
--------------------------------
<5> Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. N 3.
Данными положениями устанавливается обязанность владельцев земельных участков и иных объектов, независимо от организационно-правовой формы, осуществлять мероприятия по благоустройству не только собственного имущества, но и территории, прилегающей к ней. Они в дальнейшем вошли в перечень правил благоустройства территорий, утвержденных органами местного самоуправления <6>.
--------------------------------
<6> См., например, решение Собрания представителей г. Кузнецка Пензенской области от 4 апреля 2013 года N 33-62/5 "Об утверждении Правил благоустройства города Кузнецка Пензенской области" // Вестник Собрания представителей города Кузнецка. 2013. N 3 (часть 2); решение Совета депутатов Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 24 мая 2013 года N 53 "Об утверждении Правил благоустройства территории Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" // Текст постановления размещен на официальном сайте Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (http://torbeevo.e-mordovia.ru).
Следует отметить, что правила благоустройства, принятые до утверждения методических рекомендаций, также содержат положения, возлагающие на владельцев недвижимого имущества обязанности по содержанию прилегающей территории. Более того, в ряде субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи органам местного самоуправления принимались модельные акты о благоустройстве территорий муниципальных образований, которые также содержали аналогичные положения <7>.
--------------------------------
<7> См., например, Постановление Администрации Брянской области от 26 марта 2008 года N 268 "О Модельных правилах благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании Брянской области" // Официальная Брянщина. 2008. N 7; Постановление Губернатора Владимирской области от 8 июня 2010 года N 672 "Об утверждении модельного муниципального правового акта "Правила по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории (наименование муниципального образования), надлежащему содержанию расположенных на них объектов" // Владимирские ведомости. 2010. N 160 (3883).
Вместе с тем положения правил благоустройства, предусматривающие обязанность собственников имущества содержать в надлежащем состоянии прилетающую территорию, признаются судами противоречащими федеральному законодательству <8>.
--------------------------------
<8> См., например, Определение Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2012 года по делу N 33-1971-12 // Правовая система "Консультант Плюс"; Апелляционное определение Кировского областного суда от 22 марта 2012 года по делу N 33-715 "Об отмене решения Советского районного суда Кировской области от 18.01.2012 и признании недействующей статьи 2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования "Советское городское поселение", утвержденных решением Думы города Советска от 15.02.2011 N 2, в части слов "и прилегающих территорий" // СПС "КонсультантПлюс".
Например, Определением Свердловского областного суда от 4 апреля 2013 г. по делу N 33-3145/2013 оставлено без изменений решение Березовского городского суда Свердловской области в части признания противоречащими федеральному законодательству отдельных положений правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Березовского городского округа, утвержденных решением Думы Березовского городского округа от 17 сентября 2012 года N 324, которыми на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание земельных участков и иных объектов, возложена обязанность осуществлять содержание прилегающей территории, бремя содержания имущества (территории), в отношении которого у них отсутствуют какие-либо права.
Важно отметить, при вынесении решения Судом не учтены доводы представителя Березовского городского округа о том, что данные Правила разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 613. В частности, Суд указал, что Приказ не является законом, определяющим несение дополнительного бремени содержания физическими и юридическими лицами имущества, не принадлежащего им на праве собственности или ином вещном праве, которым в силу положений пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации является Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ними иные федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также необходимо указать, что лица, осуществляющие эксплуатацию и содержание земельных участков и иных объектов, из-за неисполнения предписания правил благоустройства по содержанию прилегающей территории могли быть привлечены к административной и гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, принимая правила благоустройства территорий, органы местного самоуправления фактически "подставились", используя при разработке нормативного правового акта за основу Методические рекомендации Министерства регионального развития Российской Федерации. В результате были нарушены права и свободы неограниченного круга лиц.
Вместе с тем в настоящее время разработчики подобных методических рекомендаций, модельных нормативных правовых актов фактически никакой ответственности за свои действия не несут. Причина проста: механизмы проведения проверки на соответствие действующему законодательству модельных нормативных правовых актов, методических рекомендаций, подготавливаемых органами государственной власти, не разработаны.
Все вышесказанное, безусловно, свидетельствует о необходимости правового регулирования данных общественных отношений, в том числе с установлением ответственности для должностных лиц, разработавших противоречащие законодательству, нарушающие права и свободы граждан модельные акты и методические рекомендации.
В качестве первого шага, направленного на решение данной проблемы, нам видится закрепление обязательной правовой и антикоррупционной экспертизы модельных нормативных правовых актов и методических рекомендаций. В связи с этим целесообразно дополнить полномочия Министерства юстиции Российской Федерации полномочиями по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы подобных документов. В случае если методические рекомендации или модельные акты разрабатываются для применения органами местного самоуправления, необходимо их согласовывать с Единым общероссийским объединением муниципальных образований. В случае нарушения прав и свобод граждан нормативным правовым актом, продублировавшим положения методических рекомендаций или модельного акта, важно установить механизм привлечения к ответственности должностных лиц, разработавших подобный акт или согласовавших его принятие.
Аналогичный механизм применим к модельным нормативным правовым актам и методическим рекомендациям, разрабатываемым региональными органами государственной власти.
Литература
1. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 8. С. 3 - 12.
2. Лапина И.А. Дефекты законодательных актов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 21. С. 13 - 17.
3. Матейкович М.С. Дефекты конституционно-правового регулирования в Российской Федерации // Государство и право. 2007. N 12. С. 15 - 21.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.