Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО ГЛАВ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ И СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
М.В. ДЕМИДОВ, Е.И. СОКОЛОВА
Особое место при реализации функции государства по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, осуществляемых государством через государственно-правовые институты, занимает нотариат. Он выступает в качестве связующего звена между гражданским обществом и государством и функционирует на стыке публичного и частного права.
Ныне действующие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 1) определяют: "Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации" <1>. Однако такая защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий осуществляется не только нотариусами. К их числу Основы о нотариате относят глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления (ст. 37), а также должностных лиц консульских учреждений, которые совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации за пределами России (ст. 38).
--------------------------------
<1> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 30.03.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
В то же время, если исходить из буквального смысла Основ о нотариате, под нотариатом следует понимать лишь сообщество нотариусов, которые на профессиональном уровне осуществляют нотариальную деятельность. Такой же подход лежит и в основе новых проектов Закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" <2>. В них нотариат определяется как профессиональное сообщество нотариусов, действующих на единой организационной основе. Таким образом, на наш взгляд, понятие нотариата можно рассматривать как в узком смысле (профессиональное сообщество нотариусов), так и в более широком. Во втором случае следовало бы его рассматривать как совокупность уполномоченных государством совершать нотариальные действия нотариусов и должностных лиц (нотариусы, главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления, должностные лица консульских учреждений).
--------------------------------
<2> См., например: проект Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета (интернет-версия). URL: http://www.rg.ru/2011/11/18/notariat-site-dok.html.
Совершение отдельных нотариальных действий органами местной власти было изначально закреплено в Основах законодательства о нотариате. Так, статья 37 "Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов исполнительной власти" определяла, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают следующие нотариальные действия:
1) удостоверяют завещания;
2) удостоверяют доверенности;
3) принимают меры к охране наследственного имущества;
4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствуют подлинность подписи на документах.
В этой же статье предусматривалось, что законодательными актами Российской Федерации на вышеуказанных должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий. Таким образом, законодатель не исключил возможность дальнейшего расширения перечня нотариальных действий, которые могли бы осуществляться должностными лицами органов исполнительной власти на местах.
Стремление к обеспечению доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах обширной страны, безусловно, имело положительное значение. К тому же нужно иметь в виду, что указанный перечень нотариальных действий, отнесенный к введению органов исполнительной власти на местах, не требовал особых профессиональных знаний и высокой квалификации должностных лиц.
Следует заметить, что в Федеральном законе от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отсутствовала какая-либо норма, предусматривающая осуществление органами и должностными лицами местного самоуправления отдельных нотариальных действий. Это несмотря на то, что указанный Закон был принят спустя более чем два года после принятия Основ законодательства о нотариате.
Поскольку Основы о нотариате не регламентировали тогда и не регламентируют сейчас порядок совершения нотариальных действий уполномоченными на то должностными лицами, то основным нормативным актом в этой сфере вплоть до начала 2008 года стала Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденная Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 1996 года <3>. Она определяла, что совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти (или распоряжением его руководителя) на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти только в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
--------------------------------
<3> Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996) (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. N 6.
Указанные должностные лица при совершении нотариальных действий в своей деятельности должны были руководствоваться Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Методическое руководство по совершению должностными лицами нотариальных действий возлагалось на органы юстиции субъектов Федерации.
В начале 2000-х годов в целях дальнейшего развития местного самоуправления и повышения эффективности его функционирования возникла необходимость принятия нового федерального закона о местном самоуправлении. По мнению ряда исследователей в области муниципального права, существенные корректировки в отношении властной природы местного самоуправления, необходимости его повсеместного создания, особенно на уровне сельских поселений, уточнения круга вопросов местного значения, развития демократических институтов на муниципальном уровне, взаимоотношений с органами государственной власти потребовали принятия нового федерального закона <4>. Таким нормативным правовым актом стал Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <5>.
--------------------------------
<4> Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин [и др.]. / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2011. С. 135.
<5> Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
В соответствии с новым Законом была проведена масштабная и системная территориальная реорганизация местного самоуправления, в результате которой количество муниципальных образований увеличилось почти вдвое. Муниципалитетами стали все города и право быть муниципальными образованиями обрели сельские поселения.
В связи с принятием Закона от 6 октября 2003 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" <6> была скорректирована статья 37 Основ о нотариате. В новой редакции она была изложена как "Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений".
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" // СЗ РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 21.
Одновременно Закон об общих принципах организации местного самоуправления был дополнен статьей 14.1 "Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений". Пунктом 3 части первой указанной статьи законодатель наделил органы местного самоуправления поселений правом совершать нотариальные действия, предусмотренные законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. В последующем Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 165-ФЗ часть 1 статьи 15.1 "Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов" указанного Закона также была дополнена пунктом 12 следующего содержания: "Совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса" <7>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 23.06.2014 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. 1). Ст. 3371.
Таким образом, в качестве составной части правомочий органов местного самоуправления законодатель юридически закрепил совершение нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления. Следовательно, принимая во внимание, что совершение указанными лицами нотариальных действий не отнесено к вопросам местного значения, а нотариальные действия, как нами уже отмечалось выше, носят публичный характер, поскольку совершаются от имени Российской Федерации, то вполне определенно можно сказать, что они являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления.
На основании части третьей статьи 39 Основ законодательства о нотариате Приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. N 256 была утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений <8>, которая была введена в действие с 15 января 2008 года и действует по сегодняшний день. Начиная с этой даты органы местного самоуправления поселений, на территории которых отсутствует нотариус, приобрели право совершать отдельные нотариальные действия. При этом граждане сами самостоятельно решают, к кому им обратиться за совершением таких действий - в местную администрацию или к нотариусу.
--------------------------------
<8> Приказ Минюста РФ от 27.12.2007 N 256 (ред. от 03.08.2009) "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов" (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2007 N 10832) // Российская газета. 2008. N 3. 11 января.
Согласно указанной Инструкции глава местной администрации в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса имеет право совершать нотариальные действия по должности. Его решением совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления. Данные полномочия отражаются в Уставах муниципальных образований.
Должностные лица местного самоуправления, как и нотариусы, обязаны оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Нотариальное делопроизводство ими осуществляется в соответствии с правилами нотариального делопроизводства, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Нотариальные действия совершаются при предъявлении всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины.
Таким образом, процессуально совершение нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления ничем не отличается от действий, совершаемых нотариусами, и удостоверенные ими документы имеют такую же юридическую значимость, что и оформленные нотариусами. В связи с этим представляется, что порядок совершения главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий также должен быть прописан в законе, а не регламентироваться подзаконным актом в виде инструкции Министерства юстиции РФ. Это придало бы большее доверие и значимость документам, удостоверенным должностными лицами местного самоуправления.
Начиная с 2011 года наблюдается последовательное расширение перечня нотариальных действий, которые в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, имеют право совершать соответственно главы местных администраций поселений и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселений или главы местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления муниципальных районов. Так, Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 386-ФЗ <9> названным должностным лицам было предоставлено право удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 165-ФЗ <10> к имеющимся 6 видам нотариальных действий было добавлено еще 6. Таковыми являются:
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 03.12.2011 N 386-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7064.
<10> Федеральный закон от 23.06.2014 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // 2014. N 26 (ч. 1). Ст. 3371.
- удостоверение факта нахождения гражданина в живых;
- удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;
- удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
- удостоверение времени предъявления документов;
- удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе;
- удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.
Последнее существенное дополнение в указанный перечень было внесено Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 267-ФЗ <11>. Оно предоставило главам местных администраций и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления право удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 21.07.2014 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4268.
Таким образом, на сегодняшний день при соответствующем обращении граждан главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления обязаны совершать 13 видов нотариальных действий (всего их в соответствии со статьей 35 Основ о нотариате предусмотрено 29). При этом, по нашему мнению, расширяя перечень совершаемых указанными лицами нотариальных действий, законодатель не в полной мере учел такие важные факторы, как их распространенность и сложность совершения. К тому же следует заметить, что данный перечень не носит исчерпывающий характер. Основами предусмотрена возможность предоставления главам местных администраций и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления законодательными актами Российской Федерации права на совершение иных нотариальных действий.
В данном случае вполне объяснимо желание законодателя еще больше расширить доступность нотариальной помощи для граждан и организаций. Однако здесь должны быть, как нам представляется, соблюдены разумные пределы. Расширяя правомочия глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления в сфере осуществления нотариальных действий, как нам кажется, в настоящее время законодатель не в полной мере учитывает уровень их профессиональной подготовки, состояние материально-технического и методического обеспечения местных администраций поселений, а также уровень автоматизации рабочих мест должностных лиц, который не всегда им позволяет исполнять в должной мере обязательства, возложенные на них законодательством по совершению нотариальных действий.
Остались, по нашему мнению, неурегулированными и некоторые другие вопросы, связанные с совершением главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий, что не может в последующем не повлечь определенные негативные последствия. К примеру, нотариус, занимающийся частной практикой, в соответствии с Основами о нотариате несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине, а также за вред, виновно причиненный его работниками или лицом, временно замещающим нотариуса, при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением нотариальной деятельности, имуществу гражданина или юридического лица (ст. 17). В этих целях он обязан заключить договор страхования гражданской ответственности нотариуса. К тому же в качестве дополнительной гарантии нотариальная палата субъекта Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов - членов нотариальной палаты также заключает договор страхования их ответственности.
В то же время на сегодняшний день отсутствует правовой механизм имущественной ответственности органов местного самоуправления за вред, причиненный по вине глав местных администраций или специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления. Такой правовой пробел, несомненно, в первую очередь коснется интересов граждан.
Другая актуальная проблема, которая характерна практически для всех субъектов Российской Федерации, - реализация в полном объеме положений главы VII.1 Основ о нотариате "Единая информационная система нотариата", которая была введена Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 379-ФЗ <12>. Единая информационная система нотариата (ЕИС) включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры: нотариальных действий, наследственных дел, уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам, и иные сведения, в том числе сведения справочно-аналитического характера, которые касаются деятельности не только нотариусов, но и органов местного самоуправления. Требования к содержанию реестров ЕИС и Порядок их ведения определены Приказами Минюста России от 17 июня 2014 года N 128 и 129.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6699.
Согласно части 3 статьи 37 Основ о нотариате сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Минюстом России, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий ЕИС нотариата. Нотариальная палата, в свою очередь, вносит такие сведения в реестр нотариальных действий ЕИС нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.
Однако, как показывает практика, реализация требований законодательства по внесению работниками нотариальных палат в ЕИС сведений об удостоверении или отмене завещаний или доверенностей главами местных администраций или специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления стала проблемой, неразрешимой нотариальными палатами. Главная причина такого положения заключается в неподготовленности администраций поселений как технически, так и профессионально к исполнению возложенных на них частью 3 статьи 37 Основ обязанностей.
Для подтверждения обоснованности такого вывода приведем результаты проведенного нотариальной палатой Чувашской Республики анализа реализации указанных положений. Так, за период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года в нотариальную палату республики поступили сведения относительно 1266 совершенных главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий (в т.ч. о 76 завещаниях и 1190 доверенностях), в то время как всего за 2014 год названными лицами удостоверено 2142 завещания и 24871 доверенность.
В период с 1 января 2015 года по 31 марта 2015 года количество поступивших в нотариальную палату республики сведений составило 752. Из них 46 завещаний и 706 доверенностей. Из поступивших в 2015 году сведений о 752 совершенных нотариальных действиях 212 были совершены еще в 2014 году. Сведения, поступившие в нотариальную палату, как правило, направлялись в виде скан-образа документа посредством электронной почты, не подписанные квалифицированной подписью, и дублировались частично на бумажном носителе почтовым отправлением в виде простого письма. Направление по электронной почте не подписанных квалифицированной подписью документов, содержащих как сведения, представляющие охраняемую законом нотариальную тайну, так и персональные данные, нарушает положения Основ законодательства о нотариате и Федерального закона от 27 июля 2006 года "О персональных данных".
Также следует отметить, что представляемые в нотариальную палату документы содержат множество орфографических ошибок, опечаток, заведомо недостоверных сведений. В них нередко указываются наименования учреждений, которые в настоящее время отсутствуют или уже переименованы. В отдельных документах нет данных о лице, совершившем нотариальное действие, не указываются вид нотариального действия, срок доверенности, данные поверенного, сведения о размере взысканной госпошлины, причины ее уменьшения или освобождения от уплаты. Сведения зачастую выполнены не на бланке администрации. Отсутствуют также подпись и оттиск печати главы местной администрации, нередко за одним реестровым номером зарегистрированы несколько нотариальных действий и т.д.
Приказами Минюста России от 29 июня 2015 года N 156 <13>, N 158 и N 159 был утвержден Порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, а также внесены изменения в документы, регулирующие вопросы, связанные с ведением ЕИС, которые вступили в силу 11 июля 2015 года. В связи с этим ситуация на местах еще более усугубилась. К примеру, с 11.07.2015 по 21.08.2015 в нотариальную палату Чувашской Республики для внесения в ЕИС из 283 администраций сельских поселений лишь 12 представили в установленной законом форме сведения всего о 33 нотариальных действиях по удостоверению завещаний и доверенностей.
--------------------------------
<13> Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 156 "Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2015 N 37828) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.
Приведенные выше примеры, бесспорно, свидетельствуют о различных нарушениях главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления положений законодательства, регулирующих вопросы как по совершению нотариальных действий, так и по представлению сведений в нотариальную палату. Такая ситуация практически не позволяет надлежащим образом реализовывать не только цель правовой нормы, направленной на формирование единого электронного реестра нотариальных действий, но и поставленную перед нотариатом задачу по защите конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в целом.
В целях оказания методической помощи по практической реализации требований части 3 статьи 37 Основ должностным лицам администраций поселений Управлением Министерства юстиции по Чувашской Республике с участием нотариальной палаты республики, Мининформполитики и Минюста Чувашии в июле-августе 2015 года были организованы специальные семинары, где прошли обучение представители администраций 109 поселений (из 283 администраций сельских поселений республики). В рамках семинаров до его участников доводилась информация о порядке направления сведений о совершенных нотариальных действиях в адрес нотариальной палаты Чувашской Республики.
Однако проведение таких методических мероприятий, как показывает практика, не дало еще должных результатов. Вопрос остается достаточно проблемным и труднореализуемым. Объективности ради следует отметить, что такая ситуация характерна не только для Чувашской Республики, но и практически для всех регионов Российской Федерации.
Таким образом, подводя некоторые итоги реализации положений статьи 37 Основ о нотариате, можно сделать вывод о том, что законодателю при расширении правомочий глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления по совершению нотариальных действий следует исходить не только из принципа обеспечения большей доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных местностях. Он прежде всего должен исходить из реальной возможности органов и должностных лиц местного самоуправления в силу своей профессиональной подготовленности, состояния технической оснащенности, а также их готовности нести ответственность, в том числе имущественную, за вред, причиненный по вине глав местных администраций или специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением нотариальной деятельности.
Также, по нашему мнению, следует более внимательно подходить к расширению перечня нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления. Особого внимания требуют те правомочия, для совершения которых необходимы специальные знания основ законодательства и информационных технологий.
Литература
1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 30.03.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
2. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" // СЗ РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 21.
4. Федеральный закон от 23.06.2014 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. 1). Ст. 3371.
5. Федеральный закон от 03.12.2011 N 386-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7064.
6. Федеральный закон от 23.06.2014 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // 2014. N 26 (ч. 1). Ст. 3371.
7. Федеральный закон от 21.07.2014 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4268.
8. Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6699.
9. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996) (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. N 6.
10. Приказ Минюста РФ от 27.12.2007 N 256 (ред. от 03.08.2009) "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов" (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2007 N 10832) // Российская газета. N 3. 2008. 11 января.
11. Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 156 "Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2015 N 37828) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.
12. Проект Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета (интернет-версия). URL: http://www.rg.ru/2011/11/18/notariat-site-dok.html.
13. Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин [и др.] / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2011. С. 135.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.