Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ
А.В. БЕЗРУКОВ
Важнейшим условием эффективного обеспечения правопорядка органами государственной власти является слаженная и скоординированная работа правоохранительных органов, которые непосредственно обеспечивают правопорядок и защиту прав и свобод граждан. Соответственно, такие органы должны согласованно функционировать и взаимодействовать как между собой, так и с другими органами публичной власти. Правовой основой для этого является Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью", который определил как примерный перечень правоохранительных органов, так и основные направления координационной деятельности таких органов.
Важнейшей формой координационной деятельности правоохранительных органов являются координационные совещания, созываемые под руководством соответствующих прокуроров (ч. 1 ст. 8 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"). Законом установлено, что деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор России и подчиненные ему прокуроры <1>.
--------------------------------
<1> Например, 25 ноября 2015 г. в Генеральной прокуратуре РФ состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное вопросам исполнения Национального плана по борьбе с коррупцией на 2014 - 2015 гг., 24 июня 2015 г. - совещание по профилактике правонарушений и преступлений. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-972030 (дата обращения: 27 ноября 2015 г.).
Координация правоохранительных органов не влечет подчинение других правоохранительных структур прокуратуре. Каждый правоохранительный орган действует в рамках собственных полномочий, но исходя из согласованно принятых решений и планируемых мероприятий. Такая совместная согласованная работа правоохранителей осуществляется на основе принципов законности, открытости (в пределах допустимого законом), паритета и равенства, самостоятельности и ответственности каждого правоохранительного органа за качественное и эффективное выполнение согласованных решений.
Анализ законодательства, практики и доктринальных источников позволяет выделить следующие основные формы такой координации:
- организация и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
- разработка планов координационной деятельности как при расследовании отдельных преступлений, так и при проведении отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- обмен информацией и проведение совместных проверок, оказание помощи подразделениям;
- изучение и распространение положительного опыта по вопросам обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью;
- создание следственно-оперативных групп для расследования преступлений;
- проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению;
- издание совместных приказов, инструкций, рекомендаций по вопросам обеспечения правопорядка и противодействия преступности <2>.
--------------------------------
<2> Сыдорук И.И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в Российской Федерации: Монография. М., 2003. С. 172 - 173.
Выбор той или иной формы совместной деятельности определяется состоянием правопорядка и уровнем преступности в том или ином регионе, сложившейся оперативной обстановкой и практикой совместной деятельности. Основной планово-регулярной формой является проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов под председательством прокурора.
Таким образом, прокуратура является ведущим в механизме обеспечения правопорядка правоохранительным органом, который осуществляет надзор за законностью деятельности правоохранительных органов и координацию их деятельности, включая сферу обеспечения правопорядка.
Конституция РФ обособляет органы прокуратуры в общей системе государственных органов и одновременно обозначает некоторые ориентиры для определения их функциональных задач, что отражается в совместном участии Совета Федерации и Президента России в процедуре назначения Генерального прокурора России и его заместителей (ст. ст. 83, 102, 129); закреплении за Генеральным прокурором полномочия по инициированию лишения парламентского иммунитета парламентария (ч. 2 ст. 98); взаимосвязи прокуратуры и правосудия в рамках их совместного фиксирования в главе 7 Конституции РФ при сохранении самостоятельности и независимости судебной власти (ст. 118) <3>.
--------------------------------
<3> См. подр.: Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 5. С. 15.
Конституционно-правовой статус прокуратуры модернизирован в обновленной главе 7 Конституции РФ "Судебная власть и прокуратура", где законодатель на первое место поставил определение полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры федеральным законом и отказался от характеристики прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, регламентировал порядок назначения Генерального прокурора России и подчиненных ему прокуроров (ст. 129 Конституции РФ).
Между тем законодатель сохранил прежние конституционные характеристики российской прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура России определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России, что предопределяет главные задачи прокуратуры.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет и иные функции (надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; участие в судебных процессах и правотворчестве и др.).
Значимость прокуратуры в механизме обеспечения правопорядка заметно проявляется в роли Генерального прокурора России, который в установленном законом порядке принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ и вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Также это выражается и в подотчетности Генерального прокурора РФ, который ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту России доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению <4>.
--------------------------------
<4> См., напр.: Доклад Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федерации Федерального Собрания России 29 апреля 2015 г. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-972030 (дата обращения: 27 ноября 2015 г.).
Следовательно, приоритетными направлениями прокурорского надзора являются обеспечение конституционной законности, правопорядка и защита прав и свобод человека и гражданина. Особо значим надзор за законностью в деятельности правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание и участвующих в обеспечении правопорядка, что расширяет горизонты их сотрудничества и взаимодействия.
Эффективным средством обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений являются меры прокурорского реагирования на нарушения законности и совершение правонарушений. Мерами прокурорского реагирования законодатель определяет предостережение о недопустимости нарушения закона, представление, протест (ст. ст. 23 - 25, 25.1 Закона о прокуратуре). Основная цель таких мер заключается в пресечении (прекращении), предупреждении, недопущении противоправных деяний и, соответственно, укреплении правопорядка в целом.
Законодательно закрепленные статусные характеристики подвергаются периодической корректировке, продолжаются научные дискуссии относительно обособленного статуса прокуратуры, исключения из компетенции прокурора полномочий по процессуальному руководству следствием <5> и др.
--------------------------------
<5> См., напр.: Гаврилов Б.Я. Перераспределение процессуальных и надзорных полномочий между прокурором и руководителем следственного органа: объективная необходимость или волюнтаризм в праве? // Уголовное судопроизводство. 2009. N 4; Махов В.Н. Роль прокурора в уголовном преследовании в России и зарубежных государствах // Законность. 2014. N 8; Ткачев И.В. О необходимости расширения полномочий по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета // Российская юстиция. 2014. N 9.
В конституционной доктрине периодически выдвигаются предложения о возможности правового регулирования статуса прокуратуры в отдельной главе Конституции РФ и федеральным конституционным законом <6>, что на современном этапе представляется преждевременным. Вместе с тем наделение Генерального прокурора РФ правом законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) и включение его в число субъектов, уполномоченных обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), необходимо произвести в обозримой перспективе. Тем более что Конституционным Судом РФ подтверждена возможность Генпрокурора РФ обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия федеральной Конституции учредительных актов субъектов Российской Федерации <7>, а в п. 6 ст. 35 ФЗ о прокуратуре предусмотрено его право обращаться в указанный суд по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
--------------------------------
<6> См., напр.: Шобухин В.Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса российской прокуратуры // Российское право: образование, практика, наука. 2015. N 4. С. 74 - 75.
<7> Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: (дата обращения: 30 июня 2015 г.).
В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к различным аспектам организации и деятельности прокуратуры <8>, сформулировал определенные правовые позиции, уточняющие конституционно-правовой статус прокуратуры. В одном из своих решений Суд сделал особый акцент на том, что при определении статусных характеристик прокуратуры законодатель должен учитывать конституционно-правовую природу этого государственно-властного института. Возложенные на прокуратуру публичные функции по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнению законов могут рассматриваться как характеризующие основы конституционно-правового статуса прокуратуры, который тесно связан с конституционными ценностями верховенства закона, единства правового пространства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина <9>.
--------------------------------
<8> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. N 17-П // СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6364; Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. N 13-П // СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3160; Определения Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. N 191-О, от 3 октября 2002 г. N 233-О, от 20 февраля 2003 г. N 86-О // Архив КС РФ. 2000, 2002, 2003; и др.
<9> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 9. Ст. 1389. Также см.: Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 5. С. 16 - 17.
Упомянутое дело особо значимо в плане обеспечения конституционного правопорядка при организации и проведении прокурорских проверок в отношении некоммерческих организаций. Конституционный Суд России выявил ряд законодательных дефектов, связанных с тем, что ФЗ "О прокуратуре" не устанавливает ни общий (предельный) срок проведения проверки, ни срок исполнения обращенных к таким организациям требований прокурора. Исправление таких недостатков, свидетельствующих о нарушении конституционного принципа формальной определенности закона, Суд адресовал законодателю <10>, тем самым способствуя полноценному и формально-правовому регулированию деятельности прокуратуры в механизме обеспечения правопорядка.
--------------------------------
<10> Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Указ. соч. С. 22 - 23.
Таким образом, деятельность органов прокуратуры в системе обеспечения конституционного правопорядка весьма значима и многогранна. Функционируя в рамках своей компетенции, органы прокуратуры, осуществляя надзор за конституционной законностью и обеспечением прав и свобод граждан, организуя координацию правоохранительных органов, консолидируются с ними в достижении единой цели - укреплении конституционного правопорядка в Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере: Учебник / Под ред. проф. В.В. Гордиенко. М., 2014. Ч. 2.
2. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 5. С. 15.
3. Гаврилов Б.Я. Перераспределение процессуальных и надзорных полномочий между прокурором и руководителем следственного органа: объективная необходимость или волюнтаризм в праве? // Уголовное судопроизводство. 2009. N 4.
4. Махов В.Н. Роль прокурора в уголовном преследовании в России и зарубежных государствах // Законность. 2014. N 8.
5. Сыдорук И.И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в Российской Федерации: Монография. М., 2003.
6. Ткачев И.В. О необходимости расширения полномочий по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета // Российская юстиция. 2014. N 9.
7. Шобухин В.Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса российской прокуратуры // Российское право: образование, практика, наука. 2015. N 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.