Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.Э. АРУТЮНЯН
Процесс создания и организации деятельности общественных палат и других органов общественного контроля в субъектах Российской Федерации опирается на многочисленные нормативные правовые акты, большая часть из которых относится к отрасли конституционного права.
Конституционное право Российской Федерации, являясь ведущей отраслью отечественного права, регулирует основные, базовые, наиболее важные группы общественных отношений, к которым, несомненно, относятся и общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля.
Исходя из федеративного устройства нашего государства в отечественной юридической науке выделяются две взаимосвязанные системы (подсистемы) законодательства: федеральное и региональное законодательство, образующие в своем единстве законодательство Российской Федерации <1>. "Региональное законодательство состоит из систем законодательства каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждая из которых отличается своеобразием как содержания, так и формы правового регулирования, своими специфическими чертами, - отмечал А.С. Пиголкин. - Вместе с тем такие системы качественно едины, обладают целым рядом одинаковых черт, что позволяет характеризовать их вместе как целостную совокупность - региональное законодательство". Более того, по его мнению, в настоящее время сформировалось такое единое, относительно самостоятельное юридическое явление, как "региональная правовая система", или "правовая система субъектов РФ" <2>. Другие авторы, соглашаясь с относительной самостоятельностью конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ, считают необоснованным говорить о конституционном праве субъектов РФ <3>.
--------------------------------
<1> Марьин А.Р. Конституция Российской Федерации и Всеобщая декларация прав человека как основа правовых гарантий прав и свобод личности: Материалы научно-практической конференции: В 2 ч. Ставрополь: Мысль, 2009. Ч. 2. С. 257.
<2> Конституционное право субъектов Российской Федерации. М., 2002. С. 130.
<3> Головань Л.А. Конституционно-правовое регулирование политического участия граждан в осуществлении государственной власти: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 258.
А.Р. Марьин под конституционным законодательством субъектов Российской Федерации предлагает понимать "совокупность законодательных актов субъектов РФ, регулирующих конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов РФ, систему органов государственной власти субъектов РФ, порядок формирования и организацию их деятельности, конституционные отношения между народом (населением) субъекта РФ и органами государственной власти субъекта РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ, отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ" <4>.
--------------------------------
<4> Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.1999 N 34-РЗ "О гарантиях прав ребенка в Кабардино-Балкарской республике" (ред. от 23.04.2014) // СПС "КонсультантПлюс".
Соглашаясь с этой точкой зрения в общем, рассмотрим значение конституционного (уставного) законодательства для процесса создания и организации деятельности общественных палат и других органов общественного контроля в субъектах Российской Федерации.
Основным элементом конституционного законодательства субъектов Российской Федерации являются конституции республик - субъектов Федерации и уставы других субъектов РФ.
В конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации закрепляется конституционно-правовой статус субъекта РФ, т.е. его фактическое положение в системе федеративных отношений Российского государства, гарантированное нормами права. Как правило, одна из первых глав конституции (устава) субъекта РФ как раз и посвящается его статусу. Так, например, глава Конституции Ингушетии посвящена основам конституционного строя Республики Ингушетия <5>, в которой содержатся основные принципы построения Ингушетии как демократического, правового, светского государства.
--------------------------------
<5> Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1994 (ред. от 08.05.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
В этой связи Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин отмечают, что "конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти" <6>.
--------------------------------
<6> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2011. С. 276.
В свою очередь, государственно-правовой статус других субъектов Российской Федерации определяется в главах уставов, посвященных общим положениям <7> или основным положениям, согласно нормам которых каждый из субъектов является равноправным субъектом Российской Федерации.
--------------------------------
<7> Закон Ставропольского края от 12.10.1994 N 6-кз "Устав (Основной закон) Ставропольского края" (в ред. Закона Ставропольского края 09.11.2015 N 115-кз) // СПС "КонсультантПлюс".
Обладание всей полнотой государственной власти на соответствующей территории позволяет органам государственной власти субъекта РФ формировать наиболее оптимальную систему не только органов власти, но и органов общественного контроля, таких как, например, общественные палаты.
Как правило, в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации не содержится конкретных указаний на возможность или обязательность создания органов общественного контроля. Но во всех конституциях (уставах) субъектов РФ закрепляются принципы равенства всех общественных объединений перед законом, свобода деятельности общественных объединений, а также запрет деятельности общественных объединений, как, например, в Республике Адыгея, "цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Адыгея и Российской Федерации, подрыв их безопасности, создание не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Адыгея, федеральными законами и законами Республики Адыгея структур власти, вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни, включая пропаганду исключительности и любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности" <8>.
--------------------------------
<8> Конституция Республики Адыгея (в редакции от 30.10.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
Конституционные отношения между народом (населением) субъекта Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ в общем виде закрепляются в конституции или уставе субъекта РФ и конкретизируются в законодательных актах субъекта РФ.
Необходимо добавить, что акты конституционного законодательства субъектов РФ, регламентирующие правоотношения между народом (населением) субъекта РФ и органами государственной власти субъекта РФ, можно рассматривать как "конституционное законодательство о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти" <9>.
--------------------------------
<9> Пиголкин А.С. Федеральные основы системы российского законодательства // Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2012. С. 350.
Особую группу законов субъектов Российской Федерации составляют законодательные акты об общественных палатах. Так, в 2007 году был разработан проект Закона Московской области "Об общественной палате Московской области", который впоследствии приобрел нормативную силу. Однако создание органов общественного контроля на основе специальных законодательных актов субъектов Российской Федерации является скорее исключением.
Гораздо более распространенными актами конституционного (уставного) законодательства субъектов Российской Федерации о создании и организации деятельности органов общественного контроля являются подзаконные нормативные правовые акты.
В частности, Постановлением председателя правительства Республики Карелия в 2001 г. был создан Совет представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при председателе правительства Республики Карелия <10>; Постановлением правительства города Москвы в 2007 г. утверждено Положение об Общественной палате по образованию в городе Москве и ее состава <11>; Постановлением правительства Республики Башкортостан в 2008 г. был утвержден порядок создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан <12>; Указом мэра города Москвы в 2008 г. был создан Общественный совет города Москвы; и др.
--------------------------------
<10> Постановление председателя правительства Республики Карелия от 22 июня 2001 г. N 154 "О Совете представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при Председателе Правительства Республики Карелия".
<11> Постановление правительства города Москвы от 14 августа 2007 г. N 691-ПП "Об утверждении Положения об Общественной палате по образованию в городе Москве и ее состава" (ред. от 01.12.2009).
<12> Постановление правительства Республики Башкортостан от 29 февраля 2008 г. N 52 "Об утверждении порядка создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан" (в ред. Закона Республики Башкортостан от 16.02.2015 N 35).
Таким образом, в процессе создания и организации деятельности органов общественного контроля в субъектах Российской Федерации ведущую роль играют акты конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ. При этом в конституциях и уставах субъектов РФ не содержится прямых указаний на возможность создания органов общественного контроля. Законодательных актов субъектов РФ об органах общественного контроля в субъектах РФ довольно небольшое количество, а основная масса нормативных актов субъектов РФ, регулирующих вопросы организации деятельности органов общественного контроля, является подзаконными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Авакьян С.А. Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании. М., 1999. С. 322.
2. Головань Л.А. Конституционно-правовое регулирование политического участия граждан в осуществлении государственной власти: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 258.
3. Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000. С. 157.
4. Конституционное право субъектов Российской Федерации. М., 2002. С. 130.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2011. С. 276.
6. Марьин А.Р. Конституция Российской Федерации и Всеобщая декларация прав человека как основа правовых гарантий прав и свобод личности: Материалы научно-практической конференции: В 2 ч. Ставрополь: Мысль, 2009. Ч. 2. С. 257.
7. Пиголкин А.С. Федеральные основы системы российского законодательства // Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2012. С. 350.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.