Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОГРАНИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Н. ХОЛОПОВА, А.Г. ГРИГОРЬЕВ
Правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды в современных условиях характеризуется преимущественно государственно-правовой направленностью. Совокупный характер актуальных проблем и комплексный характер правовых отношений данной сферы правового регулирования обусловливают необходимость использования системного подхода к изучению природоохранной деятельности пограничных органов и путей ее совершенствования.
Так, обострение проблем охраны окружающей среды оценивается как угроза национальной безопасности Российской Федерации <1>. Внешние угрозы национальной безопасности характеризуются развитием тренда по вытеснению Российской Федерации из источников водных биологических ресурсов конвенционных районов Мирового океана. При этом внутренние угрозы характеризуются утратой биологического разнообразия вследствие: уничтожения, разрушения и загрязнения местообитаний; чрезмерного изъятия и истребления природных популяций животных и растений <2>. Как отмечает С.В. Королев, "в современных условиях развития общества происходит антагонистическое взаимодействие личных и публичных интересов, зачастую выражающихся в неразумном отношении к окружающей среде, когда субъект, рационально максимизирующий личную выгоду, не в состоянии минимизировать их негативное воздействие на окружающую среду и другие субъекты" <3>.
--------------------------------
<1> Статья 10 Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
<2> См.: часть 2 распоряжения Правительства РФ от 17.02.2014 N 212-р "Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.11.2015).
<3> См. подробнее: Королев С.В. Экологический императив sine qua non цивилистики XXI в. // Экологическое право. 2010. N 2. С. 33 - 35.
Местообитания основных запасов водных биологических ресурсов сосредоточены во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Пограничные органы являются одним из органов исполнительной власти, который уполномочен осуществлять некоторые функции управления в сфере охраны водных и биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Именно они в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <4> наделены рядом полномочий, реализация которых связана с природоохранной деятельностью или охраной окружающей среды.
--------------------------------
<4> См.: СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Предмет данной деятельности может иметь как экономические, так и другие цели, взаимосвязанные между собой. В современных условиях функции по охране окружающей среды пограничными органами реализуются: при осуществлении защиты государственной границы (в форме взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления); при охране государственной границы (в форме охраны окружающей среды при реализации пограничных мер); при защите и охране экономических и иных интересов (в формах координации деятельности и организации взаимодействия с органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды).
Охрана окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности направлена на обеспечение национальной безопасности в целях создания благоприятных условий для формирования стратегических запасов водных и биологических ресурсов, поддержания биологического разнообразия, сохранения редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений. Содержание природоохранной деятельности пограничных органов включает: деятельность по защите Государственной границы Российской Федерации, осуществляемой совместно с федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами; охрану окружающей среды в процессе осуществления оперативно-служебной и иной (производственной, хозяйственной) деятельности органов безопасности; деятельность по охране морских биологических ресурсов <5>.
--------------------------------
<5> См. подробнее: Холопова Е.Н., Григорьев А.Г. Правовая характеристика охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности // Юридический мир. 2014. N 10. С. 40 - 44.
Объем полномочий пограничных органов в рассматриваемой сфере правового регулирования не позволяет им единолично решать все стоящие перед ними задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации. В то же время необходимость участия в такой деятельности субъектов, находящихся на одном уровне в иерархии органов государственной власти, зачастую не приводит к получению ожидаемого результата. Попытки организовать эффективное взаимодействие в сфере охраны морских биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны континентального шельфа между ведомствами в настоящее время не обеспечивают их сохранение, поскольку, даже несмотря на наличие общей цели, управленческие связи между ними характеризуются как функциональные (реализующие управленческие функции координации и взаимодействия).
Природоохранная деятельность включает два направления координации: координация деятельности и взаимодействие при защите и охране Государственной границы Российской Федерации; координация деятельности и взаимодействие при защите и охране экономических и иных интересов Российской Федерации на приграничной территории, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. По результатам проведенного исследования, лишь 2,6% экспертов, имеющих опыт пограничной деятельности, оценивают уровень данных направлений координации как высокий.
Под координацией охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности следует понимать совместное решение, осуществляемое на принципах взаимодействия уполномоченных субъектов и коллегиальности принимаемых решений по: охране морских биологических ресурсов; охране среды обитания водных биологических ресурсов; поддержанию биологического разнообразия, сохранению редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений.
К основным направлениям координации деятельности уполномоченных субъектов при реализации компетенции пограничных органов в сфере обеспечения национальной безопасности при охране морских биологических ресурсов можно отнести: установление правил рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна; регулирование добычи (вылова) анадромных видов рыб; определение границ рыбопромысловых участков; установление перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, для каждого рыбохозяйственного бассейна и др.
В то же время выявленные пробелы правового регулирования координации и взаимодействия не позволяют использовать весь правовой потенциал компетенции пограничных органов по реализации как экономической, так и других функций. Так, по направлению совершенствования правового регулирования координации требуется закрепление обратных управленческих связей с координируемыми субъектами в сфере охраны окружающей среды, что должно способствовать повышению результативности и эффективности их совместной деятельности в общегосударственных интересах.
К одному из способов закрепления правовых средств координации в рассматриваемой сфере можно отнести дополнение и изменение Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" [5]. Следует дополнить п. п. 5.2.25.49, 5.2.25.58, 5.2.25.59, 5.2.25.61, 5.2.25.62, 5.2.25.64, 5.5.31, 5.5.32 словами - "по согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности, в пределах его компетенции". Данные изменения позволят пограничным органам в полной мере реализовать свою компетенцию в сфере координации охраны внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов <6>, охраны исключительной экономической зоны <7>, охраны континентального шельфа <8>.
--------------------------------
<6> См.: пункт 3 ст. 39 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изм. по сост. на 27 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.
<7> См.: пункт 2 ст. 35 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.11.2015).
<8> См.: статья 42 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (с изм. по сост. на 27 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
Поскольку для каждого отдельно взятого государственного органа возможности по защите национальных интересов нашей страны в процессе осуществления природоохранной деятельности будут различными, необходимым фактором обеспечения безопасности Российской Федерации являются совместные согласованные действия всех субъектов, осуществляющих полномочия в выделенной сфере.
Исходя из основных задач, стоящих перед пограничными органами, целями взаимодействия с органами исполнительной власти Российской Федерации по защите национальных интересов в сфере охраны окружающей среды являются: повышение эффективности природоохранной деятельности; обеспечение комплексного, эффективного и дифференцированного использования сил и средств органов исполнительной власти при осуществлении природоохранной деятельности; исключение дублирования функций взаимодействующих подразделений органов исполнительной власти при осуществлении ими природоохранной деятельности.
В практике правоохранительных органов межведомственное взаимодействие может осуществляться различными способами. По мнению экспертов, взаимодействие по вопросам охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности преимущественно должно реализовываться в следующих формах (в порядке убывания): планирование и проведение совместных действий; обмен информацией; совместный анализ обстановки и обмен аналитическим материалом; совместная разработка и принятие нормативных правовых актов.
Деятельность пограничных органов по охране окружающей среды является одним из видов деятельности по обеспечению безопасности России в общей системе государственной безопасности. Ее эффективность определяется уровнем противодействия всему спектру существующих угроз безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. Результаты такой деятельности представляют собой итоги, объективно отражающиеся в приказах на защиту и охрану государственной границы, директивах, распоряжениях, итоговых документах. Конечные общественно значимые результаты этой деятельности проявляются в снижении экологического, экономического, социального и других видов ущерба России от реализации угроз в сфере охраны водных биологических ресурсов.
Оценка результативности и эффективности деятельности является одной из основных функций управления, позволяющих соотнести цели с полученными результатами и оценить затраты на их реализацию. Такая оценка охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности на основе лишь статистических показателей служебной деятельности подразделений пограничных органов затруднительна, поскольку получаемые оценки в большей степени характеризуют изменение количественных показателей. Поэтому совершенствование методик оценки деятельности по охране окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности должно быть направлено на учет основных негативных воздействий от нарушений в области охраны окружающей среды.
По результатам экспертного опроса ответы респондентов показали высокую корреляцию с образованием и опытом. Это свидетельствует о необходимости повышения уровня теоретической подготовленности должностных лиц пограничных органов по направлению защиты и охраны экономических интересов Российской Федерации, а также организации их практики.
Содержание подготовки должно включать не только вопросы организации деятельности по охране морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в данной сфере, но и вопросы организации охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности, их координации и взаимодействия с другими органами государственной власти.
Системному совершенствованию правового регулирования охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности и ее организации будут способствовать изменения в нормативных правовых актах, которые по степени общности правовых норм можно условно разделить на две группы:
- внесение изменений в нормы общего действия, выраженные в нормативных правовых актах органов исполнительной власти Российской Федерации, касающихся природоохранной деятельности, с целью максимального учета стратегических целей обеспечения национальной безопасности по сохранению окружающей природной среды и обеспечения ее защиты;
- совершенствование нормативных предписаний, установленных нормативными правовыми актами ФСБ России, касающимися: организации природоохранной деятельности при защите и охране экономических и иных законных интересов Российской Федерации пограничными органами; координации деятельности и организации взаимодействия по вопросам охраны окружающей среды; совершенствования методики оценки результативности и эффективности охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности.
Литература
1. Васильева М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. N 2 - 3. С. 56 - 57.
2. Вербицкий В.В. Национальная безопасность Российской Федерации в экологической сфере как категория // Экологическое право. 2013. N 4. С. 2 - 7.
3. Королев С.В. Экологический императив sine qua non цивилистики XXI в. // Экологическое право. 2010. N 2. С. 33 - 35.
4. Свининых О.Ю. Актуальные вопросы административно-правового регулирования полномочий пограничных органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности в морском пограничном пространстве // Право и политика. 2008. N 6. С. 1369.
5. Холопова Е.Н., Григорьев А.Г. Правовая характеристика охраны окружающей среды при осуществлении пограничной деятельности // Юридический мир. 2014. N 10. С. 40 - 44.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.