Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Л.С. ГАМИДУЛЛАЕВА
Одной из основных функций государственного управления является контрольная деятельность. Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор.
В Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ст. 1 определяется понятие "контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)", в ч. 1 ст. 65 - понятие "государственный экологический надзор".
Выделение в законодательстве, в т.ч. в области охраны окружающей среды и природопользования, значения и роли административного надзора как специфической разновидности государственного контроля связано с преобразованиями системы государственного управления, проводимыми в рамках административной реформы в Российской Федерации <1>, мероприятий по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных и муниципальных услуг <2> и реформированием отраслевого законодательства (законодательства о градостроительной деятельности, земельного, водного, лесного, об обращении с радиоактивными отходами, о техническом регулировании и т.д.).
--------------------------------
<1> См.: О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25 окт. 2005 г. N 1789-р (в ред. от 10.03.2009). URL: http://www.pravo.gov.ru.
<2> См.: Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции: распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р (в ред. от 28.08.2012). URL: http://www.pravo.gov.ru.
Ранее (до 2011 г.) основным видом контрольной деятельности в области охраны окружающей среды в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" определялся экологический контроль, его задачи и виды: государственный, производственный, муниципальный и общественный. В рамках противоречивой политики централизации/децентрализации полномочий органов государственной власти статус и содержание видов экологического контроля постоянно менялись, в силу чего их содержание, правовое регулирование и организация имели существенные недостатки.
С вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <3> положения предыдущего Федерального закона - "Об охране окружающей среды", устанавливающие правовые основы экологического контроля и его видов, утратили свою законную силу.
--------------------------------
<3> См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ (в ред. от 29.06.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru.
Вместо государственного экологического контроля установлен государственный экологический надзор, с сохранением федерального и регионального уровня осуществления его как вида контрольной деятельности. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды остались, однако их статус и содержание изменились.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) как вид контрольной деятельности в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" не называется. Однако в природоохранном законодательстве присутствует муниципальный контроль в области использования и охраны природных ресурсов: муниципальный земельный; муниципальный лесной; муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Проблемных дискуссий по законодательным изменениям, устанавливающим организационно-правовые основы контрольной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, очень много. На этой основе, собственно говоря, и определяется задача повышения эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровне.
Оценивая состояние эффективности государственного экологического надзора, прежде всего следует указать на недостатки в его нормативно-правовом регулировании. Например, объединение в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 65) в понятии "государственный экологический надзор" различных видов надзора природоресурсного и природоохранного характера создает сложности в определении предметов каждого из них.
В ч. 2 ст. 65 вышеуказанного Закона определяется общий перечень видов государственного экологического контроля, однако виды регионального государственного экологического надзора при этом отдельно не выделяются. Их приходится "выискивать" в других федеральных законах, регулирующих природоохранные отношения. Сложности этого поиска сопряжены и с тем, что государственный экологический надзор в большинстве случаев определяют как "государственный надзор" (11 видов), а в меньшинстве - как "федеральный государственный надзор" (4). В то же время в рамках других федеральных законов, регулирующих природоохранные отношения, определяется только пять видов регионального государственного экологического надзора.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на базе которого в основном осуществляется контрольно-надзорная деятельность органов государственного надзора, типовой механизм (порядок) согласования совместных проверок между ними не установлен. В Законе (ст. 13) отсутствует однозначное понимание времени проведения проверок. Имеются противоречия между положениями Закона и Правилами подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <4>, касающихся указания даты начала проведения каждой плановой проверки.
--------------------------------
<4> См.: Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 (в ред. от 27.12.2012). URL: http://www.pravo.gov.ru.
Положение, устанавливающее порядок осуществления федерального экологического надзора, вступило в силу с 30 июня 2015 года <5>. Иными словами, несмотря на вступление в силу ФЗ N 242-ФЗ с 1 августа 2011 г., Правила осуществления государственного экологического контроля, хотя и в редакции 2013 г. <6>, продолжали действовать еще на протяжении четырех лет.
--------------------------------
<5> См.: О федеральном государственном экологическом надзоре (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре): Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<6> См.: Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (вместе с Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)): Постановление Правительства РФ от 27 янв. 2009 г. N 53 (в ред. от 05.06.2013) (утратило силу). URL: http://www.pravo.gov.ru.
На региональном уровне порядок осуществления регионального государственного экологического надзора утвержден не более чем в 25% субъектов РФ (например, Вологодская, Псковская обл., Республика Карелия, Ростовская обл. и др.).
При этом отдельные субъекты РФ пошли по пути утверждения административных регламентов исполнения государственной функции по организации и осуществлению регионального государственного экологического надзора на своей территории либо в целом (например, Республика Башкортостан), либо в части организации и осуществления отдельных его видов (например, Ленинградская обл.).
Период подготовки и утверждения большей части из этих нормативных правовых актов приходится на 2011 - 2012 гг., и с изменением законодательства многие из них устарели и нуждаются в пересмотре.
Например, Порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Ростовской обл. (утв. Постановлением Правительства Ростовской обл. от 26.04.2012 N 331) <7> в числе иных установленных в природоохранном законодательстве видов определяет "региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".
--------------------------------
<7> См.: Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Ростовской области: Постановление Правительства Ростовской области от 26 апр. 2012 г. N 331 (в ред. от 10.06.2014). URL: http://base.consultant.ru (регион. вып.).
В то же время согласно действующей редакции п. 6 ст. 25 Водного кодекса РФ органы государственной власти субъектов РФ в области водных отношений в настоящее время осуществляют "региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной".
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства содержание отдельных видов государственного экологического надзора также регламентируется в подзаконных нормативных актах. Однако это правовое регулирование также является несовершенным. Например, норма о том, что государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, была прописана в ст. 71 Земельного кодекса РФ Федеральным законом N 242-ФЗ. Тем не менее Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле" <8> (в ред. от 05.06.2013, т.е. с заменой слова "контроль" на слово "надзор") фактически действовало до 2015 г. <9>.
--------------------------------
<8> См.: О государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 (в ред. от 05.06.2013) (утратило силу). URL: http://www.pravo.gov.ru.
<9> См.: Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 2 янв. 2015 г. N 1. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Наиболее предметно порядок осуществления различных видов государственного экологического надзора устанавливается в административных регламентах. Однако положения отдельных административных регламентов в плане повышения эффективности государственного экологического надзора также являются спорными.
Например, должностные лица органов Росприроднадзора при осуществлении контрольно-надзорных полномочий руководствуются п. 71 Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 <10>, согласно которому предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в области охраны окружающей среды выдается отдельно на каждое нарушение. Вместе с тем названные нормы не соответствуют целям и задачам Федерального закона "О защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
--------------------------------
<10> См.: Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора: Приказ Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 29 июня 2012 г. N 191. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Многообразие видов государственного экологического надзора требует существенной мобилизации сил и средств государственных органов и их должностных лиц, его осуществляющих, оптимизации методов и регламентов их работы. В связи с этим следует отметить, что наряду с правовыми недостатками правового регулирования значительное количество проблем присуще и системе организации государственного экологического надзора в целом.
В частности, важным вопросом повышения эффективности государственного экологического надзора является оптимизация полномочий органов государственной власти, его осуществляющих. Полномочия и функции Роспотребнадзора, например, определены не только в Положении о службе, но и еще более чем в 30 нормативных правовых актах. Кроме того, наряду с исполнением контрольно-надзорных полномочий Росприроднадзор выполняет множество других функций, связанных с административной деятельностью в области охраны окружающей среды и с ее обеспечением. При этом, несмотря на сокращение финансирования и численности службы, на нее постоянно возлагаются новые функции.
Применительно к проблеме разграничения полномочий, например, можно отметить, что согласно п. 5.1.1 Положения о службе Росприроднадзор осуществляет "федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" <11>, а Ростехнадзор согласно п. 5.3.1.7 своего Положения о службе - "контроль и надзор" "за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами" <12>.
--------------------------------
<11> См.: Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 (в ред. от 16.04.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru.
<12> См.: О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 (в ред. от 17.01.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru.
Согласно п. 3 Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.02.2010 N 39) государственный горный надзор осуществляется Ростехнадзором и его территориальными органами, являющимися органами государственного горного надзора, во взаимодействии с Росприроднадзором и его территориальными органами при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Однако четкое разграничение полномочий органов государственной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, в данном Положении также отсутствует <13>.
--------------------------------
<13> См.: Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр: Постановление Правительства РФ от 2 февр. 2010 г. N 39 (в ред. от 05.06.2013). URL: http://www.pravo.gov.ru.
Полномочия территориальных органов Росприроднадзора межрегионального <14> и регионального <15> уровня по осуществлению государственного экологического надзора в положениях об указанных органах также четко не выделяются и "смешиваются" с их иными контрольно-надзорными полномочиями.
--------------------------------
<14> См., напр.: Об утверждении Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 июня 2011 г. N 493. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<15> См., напр.: Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Псковской области: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июня 2011 г. N 445. URL: http://www.pravo.gov.ru.
"Чистых" отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора в рамках переданных полномочий Российской Федерации, в субъектах РФ очень мало. В основном региональный государственный экологический надзор осуществляется государственными органами исполнительной власти в области природных ресурсов и экологии (их структурными подразделениями и/или должностными лицами).
Разграничение федерального государственного экологического и регионального экологического надзора происходит по надзорным объектам. Теоретически (в рамках закона) объекты, подлежащие федеральному государственному и региональному государственному надзору, разграничены. Однако реально такое разграничение не достигнуто. В частности, объекты природоресурсного (водного, лесного, земельного и геологического) надзора, отнесенные к объектам федерального государственного экологического надзора, на практике как объекты хозяйственной деятельности в большей степени являются объектами регионального надзора.
Объектами надзора признаются лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели, а объекты хозяйственной деятельности и имущественные комплексы, находящиеся у них в собственности, нет. Проблемным остается государственный экологический надзор в отношении субъектов предпринимательской деятельности, подпадающих одновременно под несколько различных видов федерального и регионального государственного экологического надзора.
С вступлением в силу Положения о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426), предыдущее Постановление <16> утратило законную силу. Критерии, на основании которых должен определяться перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, Правительством РФ пока не установлены. С мая по декабрь 2014 г. переутверждения объектов по субъектам РФ не производилось. Поскольку прежние перечни объектов стали терять свою актуальность, с января 2015 г. эта работа была продолжена, однако устанавливаемые в данном случае перечни являются временными.
--------------------------------
<16> См.: О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю: Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 (утратило силу). URL: http://www.pravo.gov.ru.
Актуальность перечней объектов надзора является важнейшим условием качественного планирования федерального государственного экологического надзора, прежде всего с целью исключения из них предприятий, прекративших свою деятельность, и добавления новых объектов хозяйственной деятельности.
Присутствуют на практике и трудности, связанные с применением отдельных положений Правил подготовки органами ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (например, предусматривающих возможность корректировки сформированного и опубликованного на сайте Генпрокуратуры России ежегодного плана проверок; положений, связанных с определением возможности проведения проверочных мероприятий при реорганизации юридического лица или прекращением им деятельности и др.).
Установленное ФЗ N 294-ФЗ требование о проведении плановых проверок не чаще чем один раз в три года, учитывая, что для устранения серьезных нарушений природоохранного законодательства необходим постоянный контроль, также до недавнего времени ограничивало эффективность и результативность государственного экологического надзора. Практика применения введенного в середине 2015 г. риск-ориентированного подхода при организации государственного экологического надзора еще в полной мере не сложилась.
Какие именно мероприятия являются природоохранными и их перечень на сегодняшний день законодательство не определяет. Письмом от 30.11.2009 N 73/3-201-09 Генпрокуратурой России одобрено проведение так называемых рейдовых мероприятий. Однако легального определения данный вид контрольно-надзорной деятельности не имеет; требования к документальному оформлению ее результатов, в т.ч. являющиеся основанием для возбуждения административного производства, не установлены. Проведение рейдовых мероприятий осуществляется посредством отвлечения финансовых средств от других необходимых направлений работы. Неслучайно в связи с этим в научной литературе присутствует мнение, что проведение рейдовых мероприятий является практикой обхода требований ФЗ N 294-ФЗ, подменой плановых и внеплановых мероприятий <17>. Проблемным также является проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов под видом проверки договорных условий.
--------------------------------
<17> См.: Солдатенков О.О. Государственный экологический надзор: некоторые вопросы теории и практики // Юрид. мир. 2014. N 8. С. 43 - 47 [электрон. ресурс]. URL: http://base.consultant.ru.
Также на сегодняшний день законодательством не установлены требования по обязательному экологическому страхованию и экологическому аудиту, что не позволяет правоприменителю обязать природопользователей уделять решению экологических проблем больше внимания.
Повышению федерального государственного экологического надзора не способствует и то, что на Росприроднадзор возложены объемные полномочия по администрированию (более 52 видов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Повысить эффективность государственного экологического надзора смогло бы и введение в действующее законодательство положения об обязательности целевого расходования хотя бы части средств от штрафов, по искам и в виде платежей, поступающих по результатам деятельности органов государственного экологического надзора: в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, на природоохранные мероприятия и программы.
В связи с наличием проблем финансирования органов государственного экологического надзора, а также постоянным возложением на них новых функций возникает проблема увеличения средней нагрузки на одного работника (государственного инспектора) по исполнению функций контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Методика определения данной нагрузки в законодательстве отсутствует.
Согласно данным доклада Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об осуществлении и эффективности государственного контроля (надзора) в 2014 г. центральный аппарат и территориальные органы Росприроднадзора участвовали в 7565 судебных делах, по 1147 (15%) из которых решения приняты не в пользу службы. Типовыми основаниями для удовлетворения исков являются процессуальные нарушения норм КоАП РФ и Федерального закона "О защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при производстве дел об административных правонарушениях и при проведении проверок, а также проблемы правоприменительной практики.
В рамках реализации государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы <18> все фактические достигнутые значения показателей государственного экологического надзора, как правило, превышают плановые по всему перечню установленных прогнозных показателей. Так, например, фактические достигнутые значения показателей по такому наиболее важному для Росприроднадзора показателю, как "Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды" составили в 2014 г. 84,8% при плане не менее 70% (2013 г. - 84 и 57% соответственно).
--------------------------------
<18> См.: Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. N 326. URL: http://www.pravo.gov.ru.
При этом согласно данному докладу службы нестопроцентное устранение нарушений объективно обусловлено:
- неувеличивающимся финансовым обеспечением деятельности службы;
- отсутствием системы профессиональной подготовки государственных инспекторов;
- недостаточным материально-техническим и информационно-аналитическим обеспечением службы;
- несовершенством, недостаточностью и противоречивостью действующей нормативно-правовой базы;
- низким уровнем экологического образования и сознания граждан;
- условиями сырьевой экономики и износом основных производственных фондов, сокращением источников и объема финансирования природоохранной деятельности;
- частыми реорганизационными мероприятиями;
- различным характером работы по надзору на огромной территории страны;
- сложным составом и разнообразием объектов надзора;
- множеством критериев для выделения объектов федерального государственного экологического надзора;
- несогласованностью разрешительных документов и договоров на уровне различных органов надзора;
- особенностями судебной работы по регионам;
- проблемой набора и подготовки кадров в отдаленных регионах страны.
Все изложенное в комплексе свидетельствует о том, что для повышения эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровне необходимо:
1) законодательно определить новые подходы к разграничению объектов надзора, например исходя из уровней их негативного воздействия на окружающую среду;
2) рассмотреть возможность законодательного разграничения государственного экологического надзора на государственный природоохранный надзор и государственный природоресурсный надзор, что позволит конкретизировать предмет, виды и объекты каждого отдельного вида надзора;
3) нормативно обеспечить систему организации государственного надзора, правовую природу всех его составных элементов и порядок их функционирования.
Список литературы
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ (в ред. от 29.06.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 (в ред. от 26.11.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru.
3. О федеральном государственном экологическом надзоре (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре): Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426. URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (вместе с Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)): Постановление Правительства РФ от 27 янв. 2009 N 53 (в ред. от 05.06.2013) (утратило силу). URL: http://www.pravo.gov.ru.
5. Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Ростовской области: Постановление Правительства Ростовской области от 26 апр. 2012 г. N 331 (в ред. от 10.06.2014). URL: http://base.consultant.ru (регион. вып.).
6. О государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 (в ред. от 05.06.2013) (утратило силу). URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 2 янв. 2015 г. N 1. URL: http://www.pravo.gov.ru.
8. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 (в ред. от 16.04.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru.
9. О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 (в ред. от 17.01.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru.
10. Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр: Постановление Правительства РФ от 2 февр. 2010 г. N 39 (в ред. от 05.06.2013). URL: http://www.pravo.gov.ru.
11. О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю: Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 (утратило силу). URL: http://www.pravo.gov.ru.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. N 326. URL: http://www.pravo.gov.ru.
13. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25 окт. 2005 г. N 1789-р (в ред. от 10.03.2009). URL: http://www.pravo.gov.ru.
14. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции: распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р (в ред. от 28.08.2012). URL: http://www.pravo.gov.ru.
15. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 июня 2012 г. N 191. URL: http://www.pravo.gov.ru.
16. Об утверждении Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 июня 2011 г. N 493. URL: http://www.pravo.gov.ru.
17. Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Псковской области: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июня 2011 г. N 445. URL: http://www.pravo.gov.ru.
18. Солдатенков О.О. Государственный экологический надзор: некоторые вопросы теории и практики // Юридический мир. 2014. N 8. С. 43 - 47 [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.