Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О СОЗДАНИИ БАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ СИТУАЦИЙ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
С.И. ДАВЫДОВ
Одним из центральных структурно-содержательных элементов частной (конкретной) оперативно-розыскной методики раскрытия преступлений является типовой комплекс рекомендаций по разрешению исходных оперативно-розыскных ситуаций, возникающих в процессе раскрытия преступлений.
Источником формирования таких рекомендаций является оперативно-розыскная практика. Анализ и обобщение эмпирического материала разработчиками ситуационно ориентированных частных методик должны быть направлены на выявление типичных оперативно-розыскных ситуаций, возникающих в процессе раскрытия преступлений определенного вида, и применяемых в таких ситуациях наиболее эффективных методов раскрытия преступлений.
Как писал Р.С. Белкин, типичные следственные ситуации имеют большое значение при определении задач и направлений работы на соответствующем этапе расследования, его программирования, определения круга, объема и последовательности оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, необходимых для раскрытия и расследования преступлений. Они же определяют задачи и характер взаимодействия членов следственно-оперативной группы <1>.
--------------------------------
<1> См.: Белкин Р.С. Понятие и структура следственной ситуации // Криминалистика социалистических стран. М.: Юр. лит., 1986. С. 69.
Понятно, что в рекомендациях невозможно предусмотреть и описать даже малую часть мероприятий и действий по разрешению реальных ситуаций, которые находятся в непрерывном развитии и изменении. Поэтому в содержании рекомендаций могут быть представлены лишь типовые, стандартные комплексы действий, исполняющие роль образца, эталона, на которые практикам следует ориентироваться при разрешении аналогичных ситуаций.
Таким образом, комплекс рекомендаций по разрешению ситуаций в системе частной методики можно представить как систему упорядоченных типовых решений, правил, методов и т.д. в целях их многократного использования при решении повторяющихся задач в деятельности по раскрытию преступлений.
Разработка и реализация на практике рекомендаций по разрешению оперативно-розыскных ситуаций позволяют:
экономить силы, средства оперативно-розыскной деятельности, используемые в раскрытии преступлений;
определять оптимальные тактические приемы проведения оперативно-розыскных мероприятий;
обеспечивать эффективный контроль за деятельностью по раскрытию преступлений;
выработать единые подходы к оценке деятельности по раскрытию преступлений;
обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
достичь взаимопонимания между лицами, вовлеченными в процесс раскрытия преступлений (через применяемые стандартизированные термины, трактовки понятий; единые нормы, правила деятельности и др.).
Как нам представляется, формированию комплекса рекомендаций по разрешению ситуаций в системе какой-либо частной методики раскрытия отдельных видов преступлений должно предшествовать создание типовой модели рекомендаций по разрешению ситуаций, отражающих в обобщенном виде состояние раскрытия преступлений безотносительно к их видам. Общий, универсальный характер таких рекомендаций позволил бы использовать их в качестве основы при разработке комплексов действий по разрешению ситуаций в системе частных методик.
В этом смысле мы солидарны с Ю.П. Гармаевым, который в своей докторской диссертации вполне обоснованно приходит к выводу, что, прежде чем сформировать конкретные методики, должна быть сформирована общая, универсальная модель, на базе которой только и можно создавать частные (конкретные) методики расследования. Такую методику он называет базовой <2>.
--------------------------------
<2> См.: Гармаев Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений: Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2003.
Полагаем, что формирование базового комплекса рекомендаций по разрешению оперативно-розыскных ситуаций раскрытия преступлений в полном объеме является сложной задачей, которую целесообразно решать в рамках самостоятельных исследований.
Определенным вкладом в ее решение является разработка нами комплекса рекомендаций универсального характера по разрешению трех исходных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе раскрытия неочевидных преступлений:
1-я ситуация - имеются данные о событии преступления, но отсутствуют какие-либо сведения о лице, его совершившем;
2-я ситуация - личность преступника не установлена, но имеется информация о его приметах либо иные характеризующие его сведения;
3-я ситуация - имеются сведения о личности преступника, но его местонахождение неизвестно.
С точки зрения методического обеспечения деятельности по раскрытию преступлений указанные ситуации заслуживают пристального внимания, поскольку:
во-первых, они типичны для первоначального этапа раскрытия любого неочевидного преступления;
во-вторых, они наиболее полно отражают ту обстановку, в которой оказывается оперативный сотрудник, начиная работу по раскрытию преступления;
в-третьих, именно первоначальному этапу раскрытия преступлений присуща наибольшая информационная неопределенность. Для него характерно полное отсутствие информации или наличие минимальной информации об обстоятельствах преступления и о лице, его совершившем. При этом мероприятия по раскрытию преступления должны осуществляться быстро, в условиях ограниченного времени и невозможности применения всего арсенала сил, средств и методов ОРД. На этом этапе накапливаются сведения, определяющие дальнейшее развитие оперативно-розыскных ситуаций;
в-четвертых, многие из указанных ситуаций не изменяются по своей сути и на последующем этапе раскрытия преступления.
Предлагаемый комплекс рекомендаций типизированного характера по разрешению ситуаций первоначального этапа раскрытия преступлений разработан на основе изучения значительного количества дел оперативного учета, результатов опроса оперативных сотрудников, следователей, а также изучения многочисленной учебно-методической и научной литературы по проблемам раскрытия преступлений.
Типовые ситуации первоначального этапа раскрытия преступления и комплекс действий по их разрешению.
1-я ситуация - имеются данные о событии преступления, но отсутствуют какие-либо сведения о лице, его совершившем.
В ситуации данного типа содержание мероприятий по раскрытию преступления определяется задачей обнаружения каких-либо источников информации, имеющих значение для установления преступника: 1) материальных следов; документов, предметов, оставленных на месте преступления; похищенного имущества и т.п., либо 2) лиц, располагающих информацией об обстоятельствах преступления, а также о других связанных с ним фактах.
Решение этой задачи осуществляется оперативным сотрудником посредством самостоятельного сбора информации на месте происшествия, имеющей значение для установления преступника. При этом ему важно постоянно взаимодействовать со следователем, другими участниками осмотра места происшествия.
Определение круга предполагаемых носителей информации и мест их нахождения возможно на основе мысленного моделирования механизма развития криминальной ситуации и действий преступника после совершения преступлений. На основе элементов моделируемой криминальной ситуации, сведения о которых имеются, наполняются предположительным содержанием элементы криминальной ситуации, фактические данные о которых отсутствуют. Это способствует поиску и обнаружению материально фиксированных следов, орудий преступления, выявлению очевидцев преступного события, а также лиц, с которыми преступник вступал в контакт до или после совершения преступления. Однако сведения о возможных носителях информации, имеющей значение для раскрытия преступления, формируются не только на основе моделирования криминальной ситуации и анализа окружающей обстановки, но и путем использования характеристик сходных событий и ситуаций, с которыми ранее сталкивался оперативный сотрудник, а также имеющихся у него профессиональных знаний и практического опыта.
Комплекс мероприятий по обнаружению источников информации о преступнике и тактика их проведения определяются в каждой конкретной ситуации оперативным сотрудником самостоятельно. Вместе с тем результаты проведенного нами исследования позволяют определить следующий перечень основных мероприятий, осуществляемых в анализируемой ситуации:
- анализ и оценка информации, получаемой в процессе осмотра места происшествия;
- опрос потерпевших;
- проведение разведывательных опросов граждан, сообщивших о преступлении или оказавшихся вблизи места преступления;
- ориентирование личного состава подразделений и служб органов внутренних дел об обстоятельствах преступления;
- обследование (оперативный осмотр) местности, прилегающей к месту происшествия;
- проведение подворных, поквартирных обходов с целью выявления возможных очевидцев, свидетелей преступления;
- проведение заградительных мероприятий с целью преследования и задержания преступника (погони, оцепление местности, прочесывание лесных массивов и т.д.);
- информирование через средства массовой информации населения о совершенном преступлении и привлечение его к оказанию помощи в установлении и задержании лиц, его совершивших;
- внеочередные встречи с негласными сотрудниками и определение им заданий по добыванию информации о лицах, причастных к преступлению;
- организация поисковых мероприятий в местах возможного сбыта похищенного имущества;
- установление и опросы водителей и пассажиров транспортных средств, курсирующих в районе совершения преступления, с целью получения информации о подозреваемых лицах, передвигавшихся на этом транспорте;
- проверка по месту жительства лиц, состоящих на учете и склонных к совершению преступлений;
- применение служебно-розыскной собаки для поиска преступника по оставленным следам.
2-я ситуация - личность преступника не установлена, но имеется информация о его приметах либо иные характеризующие его сведения.
Значительная часть таких ситуаций возникает в результате поступившей от потерпевших и свидетелей информации о признаках внешности преступника; его кличке; имени; о принадлежащем ему транспортном средстве; об имеющихся у него предметах; о наличии на нем или его одежде следов борьбы; о знакомстве его с потерпевшим; о его психических отклонениях или физических недостатках и т.д.
В условиях этой ситуации перед оперативным сотрудником стоят две основные задачи: 1) реализовать имеющиеся данные для установления места нахождения и задержания преступника и 2) продолжить проведение комплекса мероприятий по установлению личности преступника. Указанные задачи необходимо решать параллельно, однако с методической точки зрения важно выделить комплексы мероприятий по решению каждой из указанных задач в отдельности.
Решение задачи установления места нахождения и задержания преступника возможно посредством проведения комплекса значительной части мероприятий, относящихся к первой ситуации и описанных нами выше. Однако эти мероприятия носят более целенаправленный характер с учетом имеющейся информации о преступнике.
Информация о его приметах должна найти отражение в ориентировках, в обращениях к населению, должна быть доведена до негласных сотрудников. В розыскных целях необходимо изготовить и размножить субъективный портрет преступника.
Выявление его места нахождения и задержание возможны также в результате:
- проведения поисковых мероприятий личным сыском и силами оперативно-поисковых подразделений в местах концентрации преступного элемента;
- патрулирования с потерпевшим или свидетелями в местах возможного появления преступника;
- проведения рейдов, операций в районе совершения преступления;
- выставления заслонов, постов наблюдения в пунктах возможного передвижения преступника (на вокзалах, остановках транспорта и т.д.);
- организации патрулирования сотрудников оперативных подразделений и иных служб (в гражданской одежде) в микрорайонах, где совершаются аналогичные преступления;
- проверки транспортных средств на постах ГИБДД при выезде из населенных пунктов;
- организации оперативной проверки всех лиц, доставленных в дежурные части, в том числе с использованием агентуры;
- проверки медицинских учреждений, в которые мог обращаться преступник в связи с причинением ему телесных повреждений лицом, в отношении которого он совершил преступление.
Выявлению места нахождения преступника может способствовать анализ обстоятельств ранее совершенных нераскрытых преступлений, где фигурировали лица с аналогичными признаками внешности.
В случае похищения преступником сотового телефона проводятся мероприятия по установлению его местонахождения с привлечением сотрудников оперативно-технических подразделений.
При использовании преступником автомобиля необходимо установить его марку, приметы, государственный номер, сообщить в дежурную часть ОВД его поисковые признаки для дополнительного ориентирования служб и подразделений, сделать выборку по учетам ГИБДД автомобилей, имеющих сходные признаки с разыскиваемым.
Комплекс действий по решению второй задачи, вытекающей из данной ситуации, - установления личности преступника зависит от имеющейся исходной информации. Типичным для исходных ситуаций первоначального этапа раскрытия преступлений является наличие информации о признаках его внешности (пол, возраст, рост, телосложение, одежда, особые приметы и т.д.). Эта информация может быть использована:
- для подготовки запросов о производстве выборки лиц, схожих по приметам и состоящих на учетах в органах внутренних дел;
- при организации оперативно-розыскного мероприятия "отождествление личности" с помощью фото-, видеоучетов, к которому привлекаются потерпевшие, очевидцы преступления;
- при подготовке обращений к населению о помощи в установлении личности преступника.
3-я ситуация - имеются сведения о личности преступника, но его местонахождение неизвестно.
Данная ситуация может сформироваться сразу же по прибытии оперативного сотрудника на место происшествия и опроса потерпевшего и очевидцев, которые укажут на преступника, либо в результате проведения комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, изложенных применительно к первым трем ситуациям.
Особенностью этой ситуации является высокая степень ее информационной определенности относительно лица, совершившего преступление. Под сведениями о его личности следует понимать полные или частичные персональные данные: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, позволяющие индивидуализировать конкретного человека.
Содержание мероприятий, которые необходимо проводить в данной ситуации, обусловлено решением задачи установления места нахождения и задержания преступника. Комплекс мероприятий по ее решению совпадает с комплексом мероприятий, которые осуществляются с целью установления и задержания преступника, рассмотренным по второй ситуации, однако тактика их проведения обусловлена наличием уточненных сведений о признаках его внешности и персональных данных.
К основным мероприятиям по разрешению данной ситуации необходимо отнести следующие:
- сбор полных сведений о месте жительства преступника;
- опросы соседей о возможном его местонахождении;
- выявление и опрос лиц, находящихся с преступником в родственных связях;
- выявление и опрос лиц из числа окружения (знакомых, сослуживцев и др.) преступника;
- дополнительное ориентирование служб и подразделений ОВД, информирование населения о разыскиваемом преступнике с приложением его фотографии;
- организация засад в местах возможного появления преступника;
- проверка его возможного выезда в другой регион железнодорожным или авиатранспортом;
- дача заданий негласным сотрудникам из окружения преступника на установление его местонахождения.
Предлагаемая система мероприятий по разрешению ситуаций может выступать в качестве базовой при разработке методических рекомендаций по разрешению ситуаций в рамках частных методик раскрытия преступлений.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.