Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ В IX - XIX ВВ.: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Т.М. СУЛЕЙМАНОВ
Проблема коррупции для современной России является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических и политических задач, мешающих нормальному развитию общества. Так, Президент России Д.А. Медведев на совещании по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г. сказал: "Коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы должны противопоставить системный ответ" <1>.
--------------------------------
<1> Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru.
Обращаясь к этимологическому словарю, необходимо отметить, что термин "коррупция" в переводе с латинского (corruptio) означает "подкуп", "порча", "упадок" <2>. Ее принято рассматривать в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Многообразие подходов к исследованию коррупции обусловливает отсутствие удовлетворяющего всех однозначного определения этого явления. При этом к признакам коррупции обычно относятся: непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы); незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных); использование государственными служащими своего статуса вопреки интересам государственной службы; наличие у государственного служащего умысла на совершение действий (бездействия), объективно причиняющим ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; наличием у государственного служащего корыстной или иной личной заинтересованности <3>.
--------------------------------
<2> Толковый словарь иностранных слов / Сост. Н.Л. Шестернина. М., 1998. С. 157.
<3> Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. С. 43 - 44.
Интересно определение коррупции, используемое в документах ООН и Совета Европы: коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп <4>.
--------------------------------
<4> Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: тезисы доклада // Государство и право. 2000. N 4. С. 101.
Несмотря на то что термин "коррупция" не употреблялся в российском законодательстве и не был введен в научный оборот вплоть до начала XX в., однако и до этого периода существовали корыстные злоупотребления должностных лиц, трактуемые современным правом как коррупция.
Появление коррупции как явления на Руси тесно связано с традициями общества в период становления государственности в IX - X вв., когда представители государственной власти обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства (так называемый институт "кормления"). Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в Русской Правде в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было сделано указание на размеры этого обеспечения общиной <5>.
--------------------------------
<5> См.: Российское законодательство X - XX веков. Т. 1. М., 1984. С. 88, 108.
В русском языке коррупция и взяточничество как одна из ее форм исторически обозначались терминами "лихоимство" и "мздоимство". В толковом словаре В.И. Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества: "мздоимствовать - брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие - сильное расположение к взяточничеству. Взятка - срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец - жадный вымогатель, взяточник" <6>.
--------------------------------
<6> Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2000. С. 121, 387.
Мздоимство впервые упоминается в русских летописях XIII в. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных вопросов. Мздоимство упоминается и в русских летописях XIV в., например в Двинской уставной грамоте 1397 г. в ст. 6: "А самосуда четыре рубли, а самосуд то: кто изыснав татя с поличным, да отпустит, а собе посул возьмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд, а опричь того самосуда нет". Там же, в ст. 8: "...а черес поруку не ковати, а посула в железех не просити; а что в железех посул, то не в посул" <7>. В договоре Новгорода с князем Борисом Александровичем тверским 1446 - 1447 гг.: "А приведут тферитина с поличним к новгорочкому посаднику или новоторскому, судите его по хрестному челованью, а посула не взятии с обе половине" <8>.
--------------------------------
<7> ААЭ. Т. 1. N 13; Грамоты Великого Новгорода и Пскова.
<8> ССГД. Т. 1. N 18. С. 24; ГНП. N 20. С. 37 (грамоты Великого Новгорода и Пскова).
Ряд исследователей истории российского законодательства полагают, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской судной грамоты, которая имела особую статью "о посулах" (ст. 48) <9>.
--------------------------------
<9> Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2006. С. 339; Максимов С.В. Коррупция в России. Уфа: Уфимский филиал Академии налоговой полиции ФСНП РФ, 2000.
Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. В качестве уголовного преступления мздоимство было окончательно признано в период царствования Ивана IV по Судебнику 1550 г. и Судной грамоте 1561 г. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде временного и бессрочного тюремного заключения, а также смертной казни <10>.
--------------------------------
<10> Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. 2001. N 3. С. 31.
Следует заметить, что уголовное право в XVII в. развивалось в условиях резкого обострения классовых противоречий. Заметным стимулом его развития, расширения круга деяний, подлежащих уголовному преследованию, появлению новых видов преступлений, послужили события начала XVII в. и восстания 30 - 40-х годов XVII в. Уголовное законодательство в связи с этим приняло более карательный характер. Это получило свое воплощение в Уложении 1649 г. Уложение впервые дает определенную классификацию преступлений. Были выделены специальные подгруппы преступлений - государственные (политические) и против порядка управления. Собственно уголовные преступления можно подразделить на две подгруппы - должностные и против прав и жизни частных лиц. О них говорится главным образом в XXI и отчасти в XXII главе <11>.
--------------------------------
<11> Маньков А.Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России. С. 218.
Первую группу составляли преимущественно преступления должностных лиц судебных органов. Основной вид преступлений здесь составлял неправый суд за взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды. Мотив о посуле как служебном преступлении является одним из доминирующих в Уложении в части приказного и воеводского управления и судопроизводства, свидетельствуя о процветании коррупции и произвола среди феодальной администрации. При неправом суде истцов иск обращался против судей любого звания, повинных в этом, причем в тройном размере. С них же взыскивались судебные пошлины, пересуд и правый десяток, которые шли в пользу казны. Судьи снимались с должностей, думные чины лишались чести, а недумные подвергались торговой казни (X, 5, 6.15) <12>. Аналогичная кара за те же преступления предусматривалась и в отношении судей патриаршего двора, а также городовых воевод и дьяков.
--------------------------------
<12> Там же. С. 218.
Определяя строгие меры для судий за посул и неправое решение дела, Уложение предусматривало возможные обходные пути таких нарушений закона - получение посула не самим судьей, а его родственниками. Если посул взят родственником судьи без его ведома, то судья не нес ответственности (X, 7) <13>.
--------------------------------
<13> Там же. С. 218.
Наказывались и нерадивое отношение к судейским обязанностям, волокита, изменение текста судного списка при его переписке набело подьячим по собственному усмотрению или по велению дьяка, вынос судебного дела из приказа "для хитрости" и т.п. В случае пропажи дела при выносе его из приказа с дьяка взыскивались истцов иск и государевы пошлины, сверх того, дьяк и подьячий подвергались наказанию кнутом и устранялись от должности. Закон предусматривал возможность окончательного оформления дела подьячим по велению дьяка, получившего посул, не в том виде, как было при судоговорении. За это назначалось суровое наказание: дьяку торговая казнь и лишение должности, а подьячему - отсечение руки (X, 128, 129) <14>. Наказывалось кнутом и неисправное ведение записи судебных дел и сбора судебных пошлин, а при рецидиве - торговая казнь и лишение должности (X, 128, 129) <15>.
--------------------------------
<14> Там же. С. 218.
<15> Там же. С. 219.
В случае ложных обвинений в их адрес виновным назначалось "таковое же наказание, что указано дьяком и подъячим" (X, 15, 16) <16>. Словом, закон брал под защиту судебные органы от наветов.
--------------------------------
<16> Там же. С. 219.
За должностные преступления определялись наказания и для низового аппарата - приставов, недельщиков, губных целовальщиков. Запрещали брать поборы и повторные проступки наказывались кнутом и лишением должности.
В 1714 г. Петр I издал Указ "О воспрещении взяток и посулов" <17>, которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено им денежное жалованье. Была введена должность генерал-губернатора. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, должен был бороться с судебной волокитой, имел право приостановить исполнение судебного решения. Только при Петре I впервые был установлен твердый оклад жалованья губернатора, было окончательно покончено с системой кормлений, что, конечно, отнюдь не исключало незаконных поборов и прочее лихоимство.
--------------------------------
<17> См.: ПСЗ. Собр. 1. Т. V. N 2871.
Семнадцатого марта 1714 г. был издан Указ о фискалах и о их должности и действии. Наиболее важный критерий, положенный в основу определения их компетенции, - "взыскание всех бесгласных дел" <18>. Статья вменяла фискалам в обязанность принятие мер по борьбе с взяточничеством и казнокрадством. На практике фискалы не всегда выполняли поставленные перед ними задачи, ибо они сами были частью бюрократического чиновничьего аппарата. С этой же целью в 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора ("ока государева"). Генерал-прокурору были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых они были учреждены и осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената.
--------------------------------
<18> Законодательство периода становления абсолютизма. Т. 4. С. 177.
В Воинских артикулах 1715 г. описаны должностные преступления: злоупотребление властью в корыстных целях (арт. 194), взяточничество (арт. 184). Среди преступлений против порядка управления и суда в Артикуле особо выделены подделка денег (арт. 199), печатей и документов (арт. 201), срывание указов (арт. 203), принесение лжеприсяги (арт. 196), лжесвидетельство (арт. 198). Все эти преступления наказывались чрезвычайно жестоко - смертной казнью, телесными наказаниями, тюрьмой.
Очень четко формулируются составы растраты, присвоения и использования в своих интересах денег государственных с совершением подлога в отчетности.
Указ 1722 г. был также направлен на борьбу с казнокрадством, взятками и другими злоупотреблениями должностных лиц. В свойственной ему манере Петр I обращается к подданным: "понеже всуе законы писать, когда их не хранить" <19>.
--------------------------------
<19> Там же. С. 188.
Следует отметить, что при Петре I впервые стали бороться с коррупцией системно. Так, не только были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путем установления стабильного жалованья всем чиновникам и созданием четкой и определенной структуры, численностью и компетенцией органов государственного управления. Правовой статус чиновников государственного аппарата был закреплен в 1722 г. в "Табели о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако же, воинские чины выше прочих, хотя бы и старее кто в том классе пожалован был" <20>. Позднее политика Петра была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей. Так, и при Екатерине II имена взяточников и лихоимцев, наказанных по суду, публиковались для всеобщего сведения, причем этой каре подвергались многие лица из высшей губернской администрации <21>.
--------------------------------
<20> ПСЗ. Т. VI. N 3890.
<21> Голованова Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI - XIX вв.: Историко-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. С. 20.
В царствование Николая I правительство подтвердило свое негативное отношение к фактам преподнесения подарков чиновникам от частных лиц и различного рода обществ. По воле императора Сенат в 1832 г. издал Указ "О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества" <22>, считая, что подарки или какие-либо приношения чиновникам не должны иметь место в системе государственного управления.
--------------------------------
<22> ПСЗ. Собр. 1. Т. XXII. N 25028.
Стремясь усилить и упорядочить меры борьбы с коррупцией, правительство приняло меры по упорядочению дисциплинарных взысканий, направленных на повышение ответственности гражданских служащих, что нашло отражение в таких нормативных документах того времени, как Свод законов Российской империи 1832 г. и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., в котором была введена специальная глава "О мздоимстве и лихоимстве". В этой главе взяточничество квалифицировалось как преступное деяние и подразделялось на "мздоимство" и "лихоимство". Согласно Уложению, в случае принятия взятки без нарушения служебных обязанностей и законов по службе чиновник подвергался наказанию в виде штрафа в сумме двойной цены подарка или снятию с должности. Взяточничество, сопряженное с нарушением государственных законов и служебных обязанностей, квалифицировалось как злоупотребление властью и наказывалось в уголовном порядке <23>. Субъектом данных правонарушений являлось должностное лицо, однако определения самого понятия должностного лица в Уложении также нет. Оно не имело даже определенного термина, и называлось либо должностное лицо, либо виновный, чиновник, лицо, состоящее на службе государственной или общественной, и др. В судебной практике и юридической литературе должностными признавались лица, обозначенные в таком качестве в законодательстве или приравненные к ним "в силу характера отправляемых ими обязанностей".
--------------------------------
<23> Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. Ч. 1. М., 2000. С. 125.
В Уложении 1845 г. была установлена ответственность как для взяткополучателей, так и для взяткодателей (ст. ст. 411 - 413). Однако уже в редакции 1866 г. на основании утвержденного императором мнения Государственного совета от 27 декабря 1865 г. постановления о лиходателях в ст. ст. 411 и 412 были исключены. Так, в Уложении закреплялись следующие виды коррупционных правонарушений: неприведение в исполнение именных или объявляемых в установленном порядке высочайших указов и повелений, неприведение в исполнение указов Правительствующего сената, других присутственных мест, необъявление поступавших к чиновникам или рассылаемых для обнародования указов и постановлений, превышение и бездействие власти, присвоение и растрата, подлог, неправосудие, мздоимство и лихоимство. Система наказаний включала как уголовные, так и исправительные виды и колебалась от строгого выговора до ссылки в каторжные работы в зависимости от тяжести совершенного преступления и тяжести наступавших последствий. Также были предусмотрены меры материального возмещения причиненного вреда.
В Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и последующих его редакциях все возможные факты злоупотреблений должностными лицами были включены и облагались различного рода наказаниями <24>.
--------------------------------
<24> Голованова Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI - XIX вв.: историко-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. С. 24.
В качестве объекта должностных преступлений в первой половине XIX в. большинство юристов усматривали служебный долг. Однако во второй половине столетия взгляды на объект посягательства существенно изменились и считалось, что объектом должностных преступлений будут те правовые блага, распоряжаться которыми должностное лицо может в силу предоставленной ему законом компетенции.
В конце хотелось бы отметить, что проблема коррупции появилась наряду со становлением государственности на Руси: ни системный подход к этой проблеме Петра I, ни расширение количества субъектов коррупционных преступлений в XIX в. не привели к искоренению лихоимства и мздоимства. И в настоящее время коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем развития гражданского общества и становления правового государства в Российской Федерации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.