Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВЕТСКОЕ СЛЕДСТВИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1941 - 1959 ГГ.)
Д.О. СЕРОВ, А.В. ФЕДОРОВ
В годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные десятилетия органы следствия СССР развивались в рамках прокурорской и административной моделей, окончательно сложившихся в 1930-е годы <1>. Осуществленная в период войны перестройка государственного аппарата на военный лад не затронула ни построение органов следствия, ни процессуальный статус следователя. Заметно изменился разве что персональный состав следственных подразделений: ушедших на фронт мужчин заменили женщины.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в предвоенный период (1930 - 1941 гг.) // Российский следователь. 2015. N 20. С. 58 - 64.
С началом войны кто-то из следователей попал в органы военной юстиции, кто-то - в строевые части Красной армии, кто-то - в партизанские отряды. Ряд следователей пали смертью храбрых на полях сражений. Так, в 1941 году в боях под Москвой погибли народный следователь прокуратуры Еврейского района А. Махин, народный следователь прокуратуры Родниковского района Актюбинской области Казахской ССР А. Ерсеитов. Следователь военной прокуратуры майор Б.Н. Крыжановский в августе 1941 года принял участие в отражении танковой атаки немцев под Харьковом, затем участвовал в обороне Москвы, был трижды ранен <2>.
--------------------------------
<2> Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. XX век. 1937 - 1953 гг. М., 2001. С. 219, 220, 306.
Основные изменения, происходившие в годы Великой Отечественной войны в рамках административной модели построения органов следствия, были связаны с реорганизациями органов внутренних дел и государственной безопасности. Вскоре после начала войны, 20 июля 1941 года народные комиссариаты государственной безопасности и внутренних дел (разделенные в феврале 1941 г.) были вновь объединены в единый Наркомат внутренних дел СССР, который возглавил Л.П. Берия. В рамках этой реорганизации были учреждены либо воссозданы следственные отделения и группы в составе Контрразведывательного, Секретно-политического, Экономического и Транспортного управлений, а также Оперативного отдела Главного управления лагерей НКВД.
Наряду с этим в центральном аппарате Наркомата было создано обособленное следственное подразделение - Следственная часть по особо важным делам <3>. Сохранились следственные подразделения и в органах Главного управления милиции. В августе 1941 года следственная часть появилась также в структуре Управления особых отделов НКВД СССР <4> (военной контрразведке).
--------------------------------
<3> Лубянка: органы ВЧК - КГБ. 1917 - 1991. Справочник / Сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. М., 2003. С. 74.
<4> Смерш. Исторические очерки и архивные документы / Под ред. А.Г. Безверхнего. 2-е изд. М., 2005. С. 26.
Первым руководителем Следственной части по особо важным делам НКВД СССР стал Л.Е. Влодзимирский, 1905 г.р. Согласно документам рассекреченного архивно-следственного дела Лев Влодзимирский являлся уроженцем Барнаула, с 1919 года служил в рядах Красной армии (в целях поступления на военную службу прибавил себе два года возраста), а в 1920 - 1925 годах - на Черноморском флоте. С 1927 года работал в органах уголовного розыска на Северном Кавказе, с 1930 г. - в органах государственной безопасности, с мая 1937 г. - в центральном аппарате НКВД СССР. В сентябре 1939 - июле 1940 года занимал должности заместителя начальника, а затем начальника следственной части Главного экономического управления НКВД. В феврале - июле 1941 года - начальник следственной части Наркомата государственной безопасности <5>.
--------------------------------
<5> Сухомлинов А.В. Кто вы, Лаврентий Берия? Неизвестные страницы уголовного дела. М., 2003. С. 204 - 206.
Следующая значительная реорганизация органов внутренних дел и государственной безопасности произошла на исходе второго года войны, в апреле 1943 года. В рамках этой реорганизации из состава Наркомата внутренних дел (как и в феврале 1941-го) в самостоятельное ведомство был выделен Наркомат государственной безопасности СССР. Одновременно кардинальному реформированию подверглась военная контрразведка: Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19.04.1943 N 415-138сс Управление особых отделов НКВД СССР было преобразовано в органы контрразведки "Смерш" Наркоматов обороны, внутренних дел и военно-морского флота СССР. Следственная часть по особо важным делам перешла из НКВД в структуру Наркомата государственной безопасности (Л.Е. Влодзимирский остался ее начальником и в новом наркомате) <6>.
--------------------------------
<6> Лубянка: органы ВЧК - КГБ. 1917 - 1991. С. 138, 139.
Следственные подразделения были предусмотрены во всех органах контрразведки "Смерш". Наиболее разветвленным следственным аппаратом располагало Главное управление контрразведки "Смерш" Наркомата обороны (начальником которого стал бывший начальник Управления особых отделов НКВД В.С. Абакумов). Согласно ст. 1 разд. V Положения о Главном управлении контрразведки Народного комиссариата обороны ("Смерш") и его органах на местах, утвержденного Постановлением Государственного Комитета Обороны от 21.04.1943 N 32222сс/ов, в структуре Главного управления контрразведки НКО учреждался следственный (шестой) отдел <7>. Соответственно, в структуре Управления контрразведки фронта был предусмотрен следственный (четвертый) отдел, а в структуре Отдела контрразведки армии - следственное отделение <8>. 29 апреля 1943 года начальником следственного отдела ГУКР "Смерш" был назначен подполковник А.Г. Леонов <9>.
--------------------------------
<7> Там же. С. 625.
<8> Смерш. С. 69 - 71. Примечательно, что в 1943 - 1945 гг. следователем, а затем старшим следователем отдела контрразведки "Смерш" Архангельского военного округа служил Ф.А. Абрамов, будущий известный советский писатель (Там же. С. 80).
<9> Там же. С. 72.
В свою очередь, в системе НКВД СССР был создан отдел контрразведки "Смерш", в структуре которого было предусмотрено следственное (пятое) отделение. В Наркомате военно-морского флота было организовано Управление контрразведки "Смерш", в структуре которого была учреждена следственная часть <10>. Охарактеризованная конструкция органов следствия сохранилась в НКВД, НКГБ и ГУКР "Смерш" до окончания Великой Отечественной войны.
--------------------------------
<10> Там же. С. 260, 295.
Что касается следственных подразделений в органах прокуратуры СССР в период Великой Отечественной войны, то прежде всего необходимо отметить Указ Верховного Совета СССР от 16.09.1943 "Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры" <11>. Согласно указу следственные должности соответствовали следующим классным чинам: следователи участков железных дорог, водных бассейнов и лагерей - младший юрист (соответствовал воинскому званию младшего лейтенанта); народный следователь - юрист 3 класса (лейтенант); старшие следователи лагерей - юрист 2 класса (старший лейтенант); старшие следователи прокуратур железных дорог и водных бассейнов - юрист 1 класса (капитан); старшие следователи прокуратур автономных республик, краев и областей - младший советник юстиции (майор); следователи по важнейшим делам прокуратур союзных республик - советник юстиции (подполковник); следователи по важнейшим делам Прокуратуры СССР - старший советник юстиции (полковник).
--------------------------------
<11> Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. N 39.
Параллельно было издано Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 16.09.1943 N 1002 "О введении форменной одежды для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры СССР" <12>. Первые классные чины были присвоены в 1943 году сотрудникам центрального аппарата Прокуратуры СССР, в том числе: начальнику следственного отдела Л.Р. Шейнину - государственного советника юстиции 2 класса (соответствовал воинскому званию генерал-лейтенанта), начальнику 1 отделения следственного отдела П.И. Тарасову-Родионову, а также семи следователям по важнейшим делам - старшего советника юстиции <13>.
--------------------------------
<12> Советская прокуратура: Сб. документов / Сост. И.Н. Ширяева, Г.А. Метелкина. М., 1981. С. 133.
<13> Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Указ. соч. С. 482, 483.
Об объеме работы органов следствия в годы Великой Отечественной войны свидетельствуют следующие рассекреченные цифры: только в РСФСР судами общей юрисдикции за все виды преступлений было осуждено: в 1941 г. - 903799 человек, в 1943 г. - 592147 человек, в 1944 г. - 685246 человек, в 1945 г. - 554881 человек <14>. Военные трибуналы осудили: в 1941 г. - 216142 человека, в 1942 г. - 686582 человека, в 1943 г. - 727207 человек, в 1944 г. - 543745 человек, в 1945 г. - 357007 человек <15>. Примечательно, что, несмотря на обстоятельства военного времени, число осужденных за "контрреволюционные" преступления было ниже, чем в 1930-е гг.: в 1941 г. - 111384 человека, в 1942 г. - 119445 человек, в 1943 г. - 96809 человек, в 1944 г. - 82425 человек, в 1945 г. - 91526 человек <16>.
--------------------------------
<14> Там же. С. 531.
<15> Звягинцев В.Е. Война на весах Фемиды. Война 1941 - 1945 гг. в материалах судебно-следственных дел. М., 2006. С. 736.
<16> Земсков В.Н. Масштаб политических репрессий в СССР (правда и домыслы) // Труды Института российской истории. М., 2012. Вып. 10. С. 306.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в мае 1946 года, последовала новая реорганизация органов государственной безопасности. В ходе этой реорганизации органы контрразведки "Смерш" Министерства вооруженных сил (бывшего Наркомата обороны) и Министерства военно-морского флота (бывшего НКВМФ) были включены в состав Министерства государственной безопасности СССР, образовав в его структуре 3 Главное управление <17>. В свою очередь, бывший начальник ГУКР "Смерш" МВС генерал-полковник В.С. Абакумов стал министром государственной безопасности. Следственная часть по особо важным делам сохранилась в структуре МГБ на правах управления.
--------------------------------
<17> Отдел контрразведки "Смерш" НКВД СССР был в апреле 1946 г. преобразован в Отдел контрразведки МВД СССР, просуществовавший до 1953 г. (Смерш. С. 310).
Руководителем Следственной части вместо Л.Е. Влодзимирского <18> в мае 1946 года стал бывший начальник следственного отдела ГУКР "Смерш" А.Г. Леонов, пробывший на этой должности до июля 1951 года, когда он был арестован по делу В.С. Абакумова <19>. Остается добавить, что Постановлением Совета Министров СССР от 13.10.1949 N 4723-1815сс из системы МВД в МГБ было передано Главное управление милиции <20> - вместе с имевшимися в его органах следственными подразделениями.
--------------------------------
<18> Л.Е. Влодзимирский был в августе 1946 г. назначен и.о. начальника Управления МГБ по Горьковской области, а в январе 1947 г. уволен в запас. В 1947 - 1950 гг. он являлся начальником управления кадров Главного управления советским имуществом за границей (Сухомлинов А.В. Указ. соч. С. 206, 208).
<19> Лубянка: органы ВЧК - КГБ. 1917 - 1991. С. 139, 140, 144. Проведя длительное время под следствием, А.Г. Леонов был в 1954 г. предан суду Военной коллегии Верховного суда СССР по обвинению в многочисленных фальсификациях уголовных дел. 19 декабря 1954 г. осужден к расстрелу, приговор приведен в исполнение в тот же день. Не реабилитирован.
<20> Там же. С. 98.
Очередное преобразование органов внутренних дел и государственной безопасности состоялось в 1953 - 1954 годах. Для начала 5 марта 1953 года, непосредственно в день смерти И.В. Сталина, на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР было принято решение о слиянии Министерства государственной безопасности и Министерства внутренних дел в единое ведомство - МВД СССР. Министром объединенного ведомства назначался Л.П. Берия.
Приказом МВД СССР от 14.03.1953 N 002 была утверждена новая структура министерства, в которой сохранилась Следственная часть по особо важным делам. Начальником Следственной части вновь стал генерал-лейтенант Л.Е. Влодзимирский <21>. На этой должности он пробыл, однако, лишь до июля 1953 года, когда был арестован по делу Л.П. Берии <22>.
--------------------------------
<21> Там же. С. 110, 111.
<22> Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР Л.Е. Влодзимирский был изобличен в многочисленных эпизодах фальсификации уголовных дел, в пытках подследственных и в участии в физическом уничтожении ряда советских граждан по указанию Л.П. Берии. 23 декабря 1953 г. осужден к смертной казни, расстрелян в тот же день. Не реабилитирован (Сухомлинов А.В. Указ. соч. С. 207 - 220, 433).
13 марта 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Это было последнее за советский период разделение органов государственной безопасности и внутренних дел. В ходе этой реорганизации Следственная часть по особо важным делам подверглась ликвидации.
В структуре КГБ СССР, утвержденной 18 марта 1954 года, было предусмотрено Следственное управление. В центральном аппарате МВД СССР какого-либо обособленного следственного подразделения создано тогда не было. Приказом МВД СССР от 24.11.1958 N 0068 следственный отдел был предусмотрен в структуре Главного управления милиции <23>.
--------------------------------
<23> Лубянка: органы ВЧК - КГБ. 1917 - 1991. С. 119, 130, 149, 150.
Что касается развития следственных подразделений органов прокуратуры в послевоенный период, то здесь необходимо отметить Приказ Генерального прокурора СССР от 28.07.1949 N 131 "О введении участковой системы работы следователей" <24>. Согласно данному Приказу с 1 октября 1949 года в городских и районных прокуратурах, в штатах которых имелось более одного следователя, предусматривалось создание следственных участков. По существу это явилось воспроизведением системы следственных участков, существовавших в 1860 - 1917 годах в Российской империи <25>, а затем, в 1920 - 1928 годах, в Советской России.
--------------------------------
<24> Советская прокуратура. С. 137, 138.
<25> Подробнее см.: Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие от Александра II до Николая II: участковые судебные следователи (1866 - 1917 гг.) // Российский следователь. 2015. N 16. С. 50 - 55.
Примечательно, что никакого раздела, посвященного следственным подразделениям прокуратуры, не было внесено в Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.05.1955 <26>. Правда, в ст. 52 Положения оговаривалось, что на должности прокуроров и следователей могут назначаться только лица, имеющие высшее юридическое образование, причем лишь после прохождения ими годичной стажировки на должностях следователя районной (городской) прокуратуры или помощника районного (городского) прокурора. Приведенные нормы весьма напоминали требования, закрепленные для должностей прокуроров и следователей в ст. ст. 202, 205 и 408 "Учреждения судебных установлений" от 20.11.1864 <27> (с той оговоркой, что в царское время высшее юридическое образование и прохождение стажировки в качестве "кандидата на судебные должности" являлось обязательным и для судей судов общей юрисдикции).
--------------------------------
<26> Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. N 9. Ст. 222.
<27> Судебные Уставы 20 ноября 1864 года. СПб., 1864. С. 27, 28, 57.
Рассмотренное выше создание и функционирование следственных подразделений в органах НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ (равно как и в органах "Смерш") никак не регламентировалось на законодательном уровне, а оформлялось исключительно ведомственными актами. В "оттепельном" 1957 году эта ситуация впервые подверглась публичной критике. В статье, опубликованной в журнале "Социалистическая законность", член-корреспондент АН СССР М.С. Строгович высказал мнение, что следователи милиции являются "незаконным институтом" и что ведение предварительного следствия - "это функция юстиции, а не милиции, и она не может быть сосредоточена в органе, ведущем оперативно-розыскную деятельность" <28>. Появление статьи М.С. Строговича было неслучайным. Дело в том, что в 1957-м многолетнее параллельное функционирование следственных подразделений в органах прокуратуры, госбезопасности и милиции вызвало примечательную дискуссию.
--------------------------------
<28> Строгович М.С. О дознании и предварительном следствии и о "едином следственном аппарате" // Социалистическая законность. 1957. N 5. С. 21, 23. Что касается следователей органов государственной безопасности, то объявить их "незаконным институтом" было не вполне уместно и в 1957 г. Поэтому касательно функционирования следственных подразделений КГБ М.С. Строгович высказался как о допустимом исключении из общего правила (Там же. С. 25).
Все началось с того, что в ходе работы шестой сессии Верховного Совета СССР IV созыва - на заседании 9 февраля 1957 года - избранный от Эстонской ССР депутат Э.К. Пусэп выступил с предложением упорядочить деятельность органов следствия. По мнению депутата, разделение следствия между прокуратурой и милицией утратило смысл, и потому целесообразно сосредоточить расследование уголовных дел "в одном едином следственном органе" <29> (о необходимости упразднить следователей КГБ речь, естественно, не заходила). Практически одновременно в февральском номере журнала "Советское государство и право" за 1957 год была опубликована статья тогдашнего начальника Главного управления милиции МВД СССР М.В. Барсукова, в которой автор высказался за создание объединенного органа следствия (предложив, правда, включить его в структуру МВД) <30>.
--------------------------------
<29> Заседания Верховного Совета СССР четвертого созыва. Шестая сессия: стенографический отчет. М., 1957. С. 472. Подобное выступление со стороны Э.К. Пусэпа (Endel Puusep) было тем более странным, что он не имел отношения ни к юриспруденции, ни к правоохранительным органам, а являлся прославленным боевым и полярным летчиком, Героем Советского Союза.
<30> Барсуков М.В. За дальнейшее совершенствование организации и деятельности советской милиции // Советское государство и право. 1957. N 2. С. 42.
Странным образом синхронизированные выступления эстонского депутата и начальника Главного управления милиции всколыхнули юридическую общественность. На протяжении полугода на страницах юридической периодики и газеты "Известия" появилось восемь статей и "передовица", посвященные проблеме организации предварительного следствия <31>. Единодушно согласившись с тезисом о необходимости образования единого следственного органа, авторы статей разошлись во мнениях касательно его ведомственной принадлежности.
--------------------------------
<31> Подробнее см.: Аверченко А.К., Серов Д.О. Вневедомственный следственный аппарат России: замыслы и реальность // Журнал российского права. 2005. N 10. С. 162 - 164.
Большая часть авторов (основной трибуной для которых стал журнал "Социалистическая законность") выступили за сосредоточение предварительного следствия в органах прокуратуры. Судьи Верховного Суда РСФСР С.В. Бородин и А.Я. Грун предложили (в духе 1920-х) сосредоточить следственный аппарат в органах Министерства юстиции. Наконец, И.Д. Перлов и М.Ю. Рагинский привели доводы в пользу передачи следователей в подведомственность как Минюста, так и МВД <32>. Характерно, однако, что отмеченные авторы не вышли в своих рассуждениях за рамки существовавших на тот период моделей построения органов следствия.
--------------------------------
<32> Бородин С.В., Грун А.Я. К вопросу о реформе судебного управления и следственного аппарата в СССР // Советское государство и право. 1957. N 7. С. 89 - 98; Перлов И.Д., Рагинский М.Ю. Назревшие вопросы дознания и предварительного следствия // Советское государство и право. 1957. N 4. С. 115 - 121.
А вот среди откликов на дискуссию, поступивших в редакцию журнала "Советское государство и право", мелькнуло более оригинальное предложение. Автор письма, представленный редакцией как "заместитель транспортного прокурора Калининской железной дороги тов. Голишников", высказался за создание "самостоятельного органа по расследованию всех уголовных дел". Кроме того, анонимное мнение об основании Следственного управления при Верховном Совете СССР мимоходом подверглось критике в статье Ф. Бердичевского и О.И. Чистякова <33>.
--------------------------------
<33> К вопросу о реформе предварительного следствия // Советское государство и право. 1957. N 8. С. 127; Бердичевский Ф., Чистяков О.И. О реорганизации предварительного следствия // Социалистическая законность. 1957. N 7. С. 23.
Аналогично негативно о подобном замысле высказался тогда и М.С. Строгович. Рассматривая в отмеченной статье 1957 года различные варианты ведомственной "привязки" органов следствия, ученый эмоционально отметил: "Ведь не создавать же Министерство предварительного следствия!" <34>. Как бы то ни было, пусть и преимущественно в негативном контексте, речь зашла об учреждении в нашей стране - впервые со времен "майорских" канцелярий Петра I <35> - ведомственно самостоятельного органа следствия.
--------------------------------
<34> Строгович М.С. Указ. соч. С. 22.
<35> О "майорских" канцеляриях подробнее см.: Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие при Петре I: образование "майорских" канцелярий и зарождение стадии предварительного расследования // Российский следователь. 2015. N 4. С. 53 - 56.
Между тем столь активно развернувшееся на страницах печати обсуждение проблем организации предварительного следствия угасло столь же внезапно, как и началось. Разумеется, подобная дискуссия не могла возникнуть спонтанно (как наивно полагать, что депутат Э.К. Пусэп и комиссар милиции М.В. Барсуков могли по собственной инициативе озвучить мысль о едином следственном органе). Судя по всему, в условиях проводившейся в те годы масштабной административной реформы и начавшей разворачиваться реформы судебной <36> в каких-то высоких кабинетах в самом деле начала вызревать идея о соединении следственных подразделений прокуратуры и МВД.
--------------------------------
<36> Подробнее см.: Серов Д.О. Забытая страница истории государства и права СССР: судебная реформа 1956 - 1964 годов // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. "Право". 2006. Т. 2. Вып. 2. С. 43 - 53.
Кто персонально в руководстве страны взялся "продвигать" эту идею, установить сейчас вряд ли возможно. Несомненно другое: поддержки в Президиуме ЦК КПСС данная инициатива, в конце концов, не получила, и вопрос был снят с повестки дня. В итоге в конце 1950-х - начале 1960-х годов в СССР были де-юре закреплены прокурорская и административная модели построения органов следствия.
Согласно ст. 28 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года, осуществление предварительного следствия возлагалось на следователей прокуратуры, а по специальной категории дел - на следователей Комитета государственной безопасности <37>. Следственные подразделения в органах внутренних дел законом не предусматривались. Как в связи с этим на обсуждении проекта Основ на заседании Верховного Совета СССР 25 декабря 1958 года высказался Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко, "освобождение милиции от несвойственной ей функции предварительного следствия, которую она сейчас фактически выполняет, позволит ей направить свои усилия на предупреждение преступлений, принятие необходимых оперативно-розыскных мер для раскрытия преступлений и розыска преступников и ведение дознания" <38>.
--------------------------------
<37> Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. Ст. 12.
<38> Заседания Верховного Совета СССР пятого созыва. Вторая сессия: стенографический отчет. М., 1959. С. 520 - 521.
В Основах оказались достаточно четко разделены две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание, причем замена предварительного следствия дознанием не допускалась. Наряду с этим Основы впервые на законодательном уровне закрепили в качестве принципа процессуальную самостоятельность и независимость следователя (ст. 30) и ввели гарантии соблюдения этого принципа. Новую главу в историю российского следствия предстояло вписать Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР 1960 года.
Литература
1. Аверченко А.К., Серов Д.О. Вневедомственный следственный аппарат России: замыслы и реальность // Журнал российского права. 2005. N 10. С. 122 - 127.
2. Барсуков М.В. За дальнейшее совершенствование организации и деятельности советской милиции // Советское государство и право. 1957. N 2. С. 33 - 43.
3. Бердичевский Ф., Чистяков О.И. О реорганизации предварительного следствия // Социалистическая законность. 1957. N 7. С. 21 - 25.
4. Бородин С.В., Грун А.Я. К вопросу о реформе судебного управления и следственного аппарата в СССР // Советское государство и право. 1957. N 7. С. 89 - 98.
5. Заседания Верховного Совета СССР четвертого созыва. Шестая сессия: стенографический отчет. М.: Издание Верховного Совета СССР, 1957. 757 с.
6. Заседания Верховного Совета СССР пятого созыва. Вторая сессия: стенографический отчет. М.: Издание Верховного Совета СССР, 1959. 711 с.
7. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. XX век. 1937 - 1953 гг. М.: РОССПЭН, 2001. 536 с.
8. Звягинцев В.Е. Война на весах Фемиды. Война 1941 - 1945 гг. в материалах судебно-следственных дел. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2006. 768 с.
9. Земсков В.Н. Масштаб политических репрессий в СССР (правда и домыслы) // Труды Института российской истории. М.: ИРИ РАН, 2012. Вып. 10. С. 303 - 318.
10. Лубянка: органы ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ. 1917 - 1991. Справочник / Сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. М.: МФД, 2003. 768 с.
11. Перлов И.Д., Рагинский М.Ю. Назревшие вопросы дознания и предварительного следствия // Советское государство и право. 1957. N 4. С. 115 - 121.
12. Серов Д.О. Забытая страница истории государства и права СССР: судебная реформа 1956 - 1964 годов // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. "Право". 2006. Т. 2. Вып. 2. С. 43 - 53.
13. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие при Петре I: образование "майорских" канцелярий и зарождение стадии предварительного расследования // Российский следователь. 2015. N 4. С. 53 - 56.
14. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие от Александра II до Николая II: участковые судебные следователи (1866 - 1917 гг.) // Российский следователь. 2015. N 16. С. 50 - 55.
15. Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в предвоенный период (1930 - 1941 гг.) // Российский следователь. 2015. N 20. С. 58 - 64.
16. Смерш. Исторические очерки и архивные документы / Под ред. А.Г. Безверхнего. 2-е изд., исправл. и дополн. М.: Изд. Главархива Москвы, 2005. 343 с.
17. Советская прокуратура: Сб. документов / Сост. И.Н. Ширяева, Г.А. Метелкина. М.: Юридическая литература, 1981. 288 с.
18. Строгович М.С. О дознании и предварительном следствии и о "едином следственном аппарате" // Социалистическая законность. 1957. N 5. С. 19 - 26.
19. Сухомлинов А.В. Кто вы, Лаврентий Берия? Неизвестные страницы уголовного дела. М.: Детектив-Пресс, 2003. 464 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.