Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ КАК НОВЫЙ ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
А.В. ПЕТРОВ, Г.Г. МИНАШКИН
Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ в КоАП РФ введен новый вид административного наказания в виде обязательных работ, который может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.
Полномочия по исполнению постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ возложены на Федеральную службу судебных приставов.
Понятие "обязательные работы" для современного российского права не является новым. Это одно из наказаний, предусмотренных в УК РФ, однако для административного законодательства России это наказание новое, не имеющее аналогов в рамках этой отрасли.
Законодательные условия применения обязательных работ и ограничения их применения схожи как в уголовном, так и административном праве.
Обязательные работы, согласно КоАП, заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Такое наказание может быть назначено только судьей, устанавливается на срок от 20 до 200 час. и отбывается не более 4 час. в день.
Назначение этого наказания содержит законодательные ограничения. В КоАП предусмотрено, что обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Введение этого вида наказания в законодательство об административных правонарушениях, конечно, не случайно.
Идея об использовании обязательных работ в качестве административного наказания неоднократно высказывалась многими отечественными учеными. В частности, Н. Васильев предлагал установить обязательные общественные работы в качестве административного наказания в случае неуплаты административного штрафа <1>. Схожее предложение выдвигал и А. Жильцов <2>. Административное наказание в виде обязательных работ за некоторые правонарушения в отношении несовершеннолетних предложила ввести в КоАП Т. Смагина <3>. К числу мер административной ответственности относил обязательные работы, заключающиеся в выполнении лицом, признанным виновным в совершении административного проступка, бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учебы время, и А. Стуканов <4>.
--------------------------------
<1> См.: Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
<2> См.: Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы административной ответственности" // Административное право и процесс. 2009. N 3.
<3> См.: Смагина Т.А. Административно-правовое регулирование прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.
<4> См.: Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000. С. 74.
Возбуждение исполнительного производства на основании постановления судьи о назначении административного наказания в виде обязательных работ производится в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", без установления срока на добровольное исполнение.
Одновременно с возбуждением исполнительного производства лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняется право обратиться к судебному приставу с мотивированным ходатайством об изменении вида обязательных работ и (или) объекта, определенного для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели.
Анализ исполнительных производств рассматриваемой категории свидетельствует о том, что случаев замены вида работ, уменьшения срока отбывания наказания, а также освобождения судами от отбывания обязательных работ не было <5>.
--------------------------------
<5> Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
Вместе с тем в Карачаевском районном отделе судебных приставов управления ФССП России по Брянской области при исполнении исполнительного производства в отношении Ш. была произведена замена организации, в которую должник направлялся для отбывания наказания. Это стало возможным в связи с отсутствием вакансии согласно штатному расписанию организации. Во взаимодействии с администрацией Карачаевского района Брянской области судебный пристав-исполнитель направил должника в другую организацию <6>.
--------------------------------
<6> Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Брянской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
Предусмотренный ч. 3 ст. 32.13 КоАП 10-дневный срок, в течение которого виновное лицо привлекается к отбыванию обязательных работ, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве подготовительного этапа, в ходе которого судебный пристав-исполнитель решает организационные вопросы, связанные с исполнением наказания.
Совершение указанных действий позволит выявить объективные причины, по которым исполнение рассматриваемого наказания станет невозможным.
К примеру, мировым судьей по Серышевскому районному судебному участку N 2 Амурской области при рассмотрении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП, составленного должностным лицом органа полиции того же района, вынесено постановление о назначении обязательных работ К., на основании которого судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство. При опросе должника установлено, что в судебном заседании по делу об административном правонарушении он не участвовал, кроме того, является инвалидом II группы, что не было предварительно выяснено и препятствовало применению к нему наказания в виде обязательных работ согласно законодательному запрету, предусмотренному ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ <7>.
--------------------------------
<7> Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Амурской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
В назначенный день (но не позднее 10 суток с момента возбуждения исполнительного производства) лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, должно явиться в организацию, указанную в направлении, выданном судебным приставом-исполнителем.
Как правило, это муниципальные учреждения и предприятия: медицинские учреждения, образовательные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, коммерческие организации. Администрации сельских поселений в большинстве случаев устанавливают, что привлеченные к административной ответственности граждане будут отбывать наказание, работая непосредственно при самих администрациях, что объясняется малым количеством организаций и предприятий, расположенных в районах. Основные виды обязательных работ - как правило, благоустройство и озеленение территорий, производство ремонтных работ, уборка и т.п.
Контроль за поведением лица, отбывающего обязательные работы, соблюдением им условий отбывания обязательных работ осуществляет судебный пристав-исполнитель.
Следует отметить, что организация, где лицо фактически выполняет обязательные работы, не наделена правом вести суммарный учет отработанного времени в целях исполнения наказания.
При выявлении факта уклонения должника от отбывания обязательных работ судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП.
По общему правилу судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство после полной отработки лицом, привлеченным к административной ответственности, часов, определенных исполнительным документом.
В некоторых случаях лицо, привлеченное к указанному виду административной ответственности, имеет право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ, к примеру, в случае признания его инвалидом I или II группы, при наступлении беременности, а также в случае тяжелой болезни, что препятствует отбыванию наказания в виде обязательных работ.
Анализ результатов деятельности территориальных органов ФССП России показал, что в 2013 г. случаев освобождения судами привлеченных к административной ответственности лиц от отбывания обязательных работ не было <8>.
--------------------------------
<8> Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
Стоит отметить, что право на освобождение лица от дальнейшего отбывания обязательных работ не предоставляется судебному приставу-исполнителю. При решении указанного вопроса судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении обязательных работ, что служит основанием для прекращения исполнительного производства по п. 6 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве.
Представляется, что вопрос о правомерности введения в КоАП рассматриваемого наказания будет выноситься на обсуждение еще не раз, однако можно однозначно заключить, что применение обязательных работ как вида административного наказания позволяет избежать проблемы, связанной с невозможностью взыскания административных штрафов с должников, у которых нет имущества, либо с должников, ведущих аморальный образ жизни.
Предметом прокурорского надзора здесь должна быть законность привлечения лица к административной ответственности, назначения наказания и его исполнения, для чего необходимо принятие своевременных и эффективных мер. Не должны оставаться вне поля зрения прокурора деятельность судебных приставов-исполнителей по исполнению решения суда, обоснованность и своевременность окончания исполнительного производства.
Пристатейный библиографический список
1. Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
2. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы административной ответственности" // Административное право и процесс. 2009. N 3.
3. Смагина Т.А. Административно-правовое регулирование прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.
4. Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000.
5. Чанов С.Е. Применение административного наказания в виде обязательных работ: возможные проблемы // Административное право и процесс. 2013. N 10.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.