Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЛИТИГАЦИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
В.А. МАЙБОРОДА
Строительная деятельность, как и любой другой вид деятельности, является объектом правовой регламентации, ненадлежащее исполнение которой служит основанием к возникновению судебных споров. Споры, связанные с правоотношениями в сфере строительства, обладают некоторой спецификой, которую необходимо учитывать для целей их правильного, своевременного и законного разрешения. Такие особенности условно можно разделить на две группы: материально-правового характера и процессуально-правового характера. Особенности материально-правового характера обусловлены межотраслевым характером регулирования правоотношений в сфере строительства. Само по себе создание нового объекта недвижимости либо реконструкция существующего являются подрядными обязательствами, в силу которых подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Данная норма закреплена в части 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации и по своей природе, применяемым методам регулирования и положению сторон в обязательстве подряда является гражданско-правовой нормой.
В то же время правоотношения по началу строительства и его завершению регламентированы нормами градостроительного законодательства: соответственно ст. ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отношения разрешительного характера, соблюдение административной процедуры являются публичными и по своей природе, применяемым методам регулирования и положению сторон являются административными.
Таким образом, применительно к одним и тем же субъектам - застройщику и подрядчику (возможно совмещение функций в одном лице) подлежат применению нормы как гражданского законодательства, так и административного. Подобное сочетание нормативной регламентации всегда вызывало правоприменительные сложности, и высшие судебные инстанции (до их слияния) неоднократно прибегали к различным формам разъяснений, преследуя в конечном счете цели некоторой унификации гражданского и административного регулирования. Верховным Судом Российской Федерации утвержден Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости <1>. Высший Арбитражный Суд неоднократно издавал соответствующие информационные письма: Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве <2> и Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда <3>.
--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 3.
<2> Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2003. N 11 (ч. 2).
<3> Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.
Стоит отдельно отметить, что физические лица имели и имеют некоторые преференции в административной регламентации разрешений на строительство. Ранее им не требовалось разрешение на строительство, не превышающее 1500 кв. м (то есть жилого дома в разумных параметрах строительных объемов). В настоящее время п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации освобождает физическое лицо от необходимости получения разрешения на строительство гаража (для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства. Конечно, применительно к позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что дачный и садовый домики могут являться жилыми объектами, такая конструкция нормы представляется не вполне удачной, однако с позиции наличия у физических лиц возможности судебной защиты прав, включающих права человека в Европейском суде по правам человека, такая норма представляется необходимой <4>.
--------------------------------
<4> Бутовецкий А.И. "Прописка" для садоводов: пути реализации постановлений Конституционного Суда Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 2. С. 77 - 91.
Попытку разрешить изложенное противоречие в нормативной регламентации имплементацией в гражданское законодательство института эмфитевзиса, т.е. объединить в одном цивильном институте и административно-разрешительную регламентацию, и подрядные правоотношения, очевидно, следует признать несостоявшейся <5>.
--------------------------------
<5> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
Вторая группа особенностей строительных споров связана с процессуальным законодательством. Арбитражное судопроизводство относит к своей подведомственности споры между юридическими лицами и споры между юридическими и физическими лицами при осуществлении экономической деятельности. Суды общей юрисдикции рассматривают споры из строительных правоотношений в случае участия в них физических лиц. При этом подведомственная неопределенность позволяет время от времени одной системе судопроизводства рассматривать споры, отнесенные к компетенции другой системы судопроизводства. Примечательным в этой связи являлась позиция Высшего Арбитражного Суда по унификации судебной практики с участием физических лиц в строительных правоотношениях через призму административных полномочий Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Судебная реформа 2014 года, объединившая две высшие судебные инстанции в Верховный Суд Российской Федерации, призвана ликвидировать подобные манипуляции с вопросами подведомственности. При этом в литературе, посвященной данному вопросу, по-прежнему отмечаются отдельные недостатки процессуальной регламентации в вопросах подведомственности <6>.
--------------------------------
<6> Нахова Е.А., Гордополов Ю.В. Проблемы подведомственности дел арбитражным судам // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 4. С. 13 - 17; Пономаренко В.А. О соотношении гражданского и арбитражного процессов: судопроизводственный, судоустройственный, системно-законодательный и теоретико-правовой аспекты // Юрист. 2013. N 16. С. 9 - 14.
С 15 сентября 2015 года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства, приводя тем самым формы судопроизводства в Российской Федерации в соответствие с положениями части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции следующих категорий дел: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; дела о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации; о прекращении деятельности средств массовой информации; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение; о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке.
То есть применительно к рассматриваемой проблеме в сферу административного судопроизводства вовлечены строительные споры с участием:
- физических лиц;
- некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
Строительные споры с участием физических лиц являются традиционной для судов общей юрисдикции категорией споров, проблемы в качественном рассмотрении которых разрешаются средствами ординарного судебного оспаривания. В рамках гражданского процессуального законодательства категории споров о реализации публичных полномочий саморегулируемых организаций не имеется.
В области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства гл. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет саморегулируемые организации правами выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и на прекращение такого права.
Перечень работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлен разделом III Приказа Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 <7>, т.е. нормативным правовым актом, правовая природа которого является ведомственной и традиционно нерассматриваемой судами общей юрисдикции в качестве нормативного правового акта, имеющего равноценное значение закону.
--------------------------------
<7> Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" // Российская газета. 2010. 26 апр. N 88.
Такого рода процессуальная новация, включающая в подведомственность судов общей юрисдикции рассмотрение споров, требующих по крайней мере некоторой подготовки в сфере строительства и навыков работы с архитектурной, проектной и строительной документацией, носящей специальный и весьма отличный характер от документации, регулирующей обязательственные отношения (договоры, сметы, акты и проч.), в настоящее время не вынесена в повестку дня подготовки судейских кадров для судебной работы в судах общей юрисдикции.
Очевидно, предполагается использование метода формирования правоприменительной практики, синонимичного формированию правоприменительной практики в отношениях, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков по основаниям превышения кадастровой стоимости рыночной. Широко известными являются факты колоссальной нагрузки судов общей юрисдикции по данной категории споров, обусловленных, с одной стороны, несовершенством алгоритма кадастровой оценки, - использование метода массовой оценки для определения кадастровой стоимости и индивидуальной оценки для определения рыночной стоимости. И с другой стороны, - наличием нормативной неопределенности в вопросе даты включения оспоренной оценки в государственные информационные ресурсы - государственный кадастровый учет - и в Единый государственный реестр регистрации прав на объекты недвижимого имущества <8>. С даты вступления в законную силу решения суда либо с даты налогового учета, поскольку стоимость объекта недвижимости - земельного участка - выступает объектом обложения налогом на землю для земель, находящихся в частной собственности, либо для определения размера арендной платы, для земель, находящихся в публичной собственности и предоставленных в аренду.
--------------------------------
<8> Майборода В.А., Майборода Э.Т. Государственная кадастровая оценка земель как правовой мем // Власть. 2014. N 4. С. 108 - 113.
Следует отметить, что в названной категории споров в отношении кадастровой стоимости уже имеется накопленный положительный правоприменительный опыт, непосредственно кодифицированный в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации. Пункт 5 ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязывает административного истца приложить к административному иску положительное экспертное заключение о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки.
В отношении же категории споров, отнесенных к административной подведомственности п. 3 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, т.е. об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций, никаких норм-помощников для судьи, рассматривающего дело, не имеется.
Представляется, что указанная категория споров, связанная с реализацией саморегулируемыми организациями публичных полномочий, должна рассматриваться с участием прокурора, действующего в публичном интересе в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, либо иного уполномоченного законом государственного органа, должностного лица действовать в публичном интересе. Однако названые лица являются лицами государственного управления и так же, как и суд, не обладают специальными знаниями в области архитектуры и строительства и навыками работы с архитектурной, проектной и строительной документацией. Процессуальное восполнение специальных знаний реализуется процессуальным институтом экспертизы в соответствии со ст. 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Но процессуального средства восполнения отсутствия навыков работы с архитектурной, проектной и иной технической документацией не имеется.
Кодекс административного судопроизводства впервые в современной истории процессуального регулирования института представительства делает его профессиональным. Часть 1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указывает, что представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. При этом смысл нормы позволяет распространить ее действие как на обязательность профессионального представительства в интересах физических лиц, так и на обязательность профессионального юридического представительства в интересах юридических лиц. Применительно к рассматриваемому вопросу представителем в суде общей юрисдикции саморегулируемой организации, выдающей специальное разрешение на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и прекращающей действие такого разрешения, может выступать только профессиональный юрист.
Изложенное позволяет заключить, что одна из достаточно сложных категорий споров, связанных с реализацией публичных полномочий саморегулируемых организаций в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта в скором будущем будет рассматриваться исключительно профессиональными юристами, ограничивая участие архитекторов и строителей в его рассмотрении ролями экспертов, специалистов либо третьих лиц.
Подобное положение является требованием закона и подлежит исполнению. Таким образом, для целей надлежащей реализации приведенных положений законодательства следует:
- во-первых, Российскому университету правосудия, реализующему образовательные программы подготовки впервые назначенных судей и повышения квалификации судей, включить в них подготовку впервые назначенных судей и судей, повышающих квалификацию по направлениям архитектурного дела строительных отношений;
- во-вторых, судам общей юрисдикции предпринять меры общей подготовки судей, рассматривающих строительные споры с работой с технической строительной документацией;
- в-третьих, юридическому сообществу в целом включить в процесс юридического образования и юридической практики общее знакомство с основами архитектуры и строительным делом будущих и практикующих юристов.
Реализация названных предложений позволит судам общей юрисдикции рассматривать подведомственные им строительные споры с сохранением высокого качества работы и неукоснительной реализацией принципов административного судопроизводства.
Литература
1. Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 3 (март).
2. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2003. N 11 (ч. 2).
3. Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3 (март).
4. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" // Российская газета. 2010. 26 апр. N 88.
5. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
6. Бутовецкий А.И. "Прописка" для садоводов: пути реализации постановлений Конституционного Суда Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 2. С. 77 - 91.
7. Майборода В.А., Майборода Э.Т. Государственная кадастровая оценка земель как правовой мем // Власть. 2014. N 4. С. 108 - 113.
8. Нахова Е.А., Гордополов Ю.В. Проблемы подведомственности дел арбитражным судам // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 4. С. 13 - 17.
9. Пономаренко В.А. О соотношении гражданского и арбитражного процессов: судопроизводственный, судоустройственный, системно-законодательный и теоретико-правовой аспекты // Юрист. 2013. N 16. С. 9 - 14.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.