Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ С ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
М.М. МАКАРЕНКО
Материальную основу легализации (отмывания) преступных доходов в Российской Федерации среди прочих составляют и доходы, полученные в результате похищения и торговли людьми, а также связанной с этим иной незаконной деятельности. Пройдя легализацию, они способствуют созданию соответствующей базы для воспроизводства организованной преступности.
В целях борьбы с указанным видом преступной деятельности в России действует система нормативно-правовых актов, центральное место в которой занимает Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Он направлен прежде всего на решение следующих вопросов:
- создание национальной системы предупреждения легализации (отмывания) преступных доходов;
- установление обязанностей финансовых учреждений и иных лиц, совершающих финансовые операции, в целях предупреждения указанных действий;
- определение основных задач, функций и полномочий национального подразделения финансовой разведки, в том числе в части взаимодействия с финансовыми учреждениями и органами государственной власти;
- регулирование международного сотрудничества в данной сфере, включая обмен информацией с компетентными органами иностранных государств и оказание взаимной правовой помощи.
Указанные вопросы имеют ключевое значение для создания и обеспечения функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
В то же время, чтобы отвечать международным стандартам, национальная система ПОД/ФТ должна включать и другие важнейшие компоненты:
- уголовное преследование по деяниям, связанным с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма;
- предоставление уполномоченному органу сведений, составляющих банковскую тайну, и ответственность за их незаконное разглашение;
- надзор за исполнением соответствующих требований финансовыми учреждениями и иными лицами и применение мер административной ответственности за его нарушение.
Все указанные вопросы в той или иной степени затрагиваются в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, но их непосредственное регулирование осуществляется и в рамках иных федеральных законов. Лица, виновные в нарушении данного Закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 11 июня 2005 г. N Пр-984 принята и реализуется Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма призвана обеспечить проведение единой государственной политики в данной сфере. Она состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу, особенностями правового регулирования и решаемыми задачами: правоохранительный блок и финансовый мониторинг.
При этом финансовый мониторинг можно, в свою очередь, разделить по тем же признакам на два основных уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.
Субъектами правоохранительного блока национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма считаются правоохранительные органы, в компетенцию которых входит расследование данных преступлений (МВД России, ФСБ России, ФСКН России и органы прокуратуры).
Отношения в подсистеме регулируются в основном нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательств, а также федеральными законами, определяющими права и обязанности этих органов. Главной задачей правоохранительных органов в рамках этой подсистемы является выявление, пресечение и расследование преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, в том числе полученных от торговли людьми, а также финансированием терроризма, борьба с этими видами преступлений.
Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. В обязанности этих организаций входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), подведомственной Министерству финансов России. Именно на данном уровне национальной системы должна решаться задача предупреждения легализации преступных доходов, полученных в том числе от торговли людьми. Росфинмониторинг обеспечивает контроль над финансовыми операциями на основании информации, получаемой от указанных выше субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и при наличии достаточных оснований - передачу информации и материалов правоохранительным органам.
Росфинмониторинг, являясь ключевым элементом национальной системы ПОД/ФТ, обеспечивает через механизмы межведомственной координации согласованное взаимодействие всех субъектов правоохранительного блока и финансового мониторинга в целях решения задачи противодействия легализации преступных доходов, полученных в том числе и от торговли людьми, включая международное сотрудничество в данной сфере.
Вся подсистема финансового мониторинга, включая отношения между ее субъектами, а также между этими субъектами и потребителями финансовых услуг, регулируется в основном положениями финансового и административного права.
Понятие "финансовые расследования" выходит за рамки общей схемы финансового контроля. Данное отличие связано с тем, что перед финансовыми расследованиями не ставятся задачи охватить всю совокупность финансовых потоков на предмет соблюдения установленных норм. Перед финансовыми расследованиями стоит значительно более узкая и сложная задача - выявить финансовый поток, связанный с преступлением, зафиксировать путем проведения экономического исследования его необходимые финансовые характеристики, которые отличаются от отклонений, входящих в предмет контроля, особой сложностью, умыслом на совершение и сокрытием следов противоправной деятельности.
Исходными данными для проведения соответствующих финансовых расследований Росфинмониторингом являются:
- результаты первичного отбора информации из поступающих сообщений финансовых и иных организаций и из базы данных Росфинмониторинга;
- информационные запросы от российских правоохранительных органов в отношении фигурантов уголовных дел и оперативных материалов, проверяемых по преступлениям корыстной направленности;
- информационные запросы иностранных ПФР.
Весь поток сообщений, поступающих в базу данных, с помощью специального программного обеспечения подвергается первичному анализу. Цель такого анализа - получить полную картину подозрительных финансовых операций физического или юридического лица с тем, чтобы выявить всю цепь звеньев операций (сделок) и соединить воедино фрагменты информации в соответствующую схему.
Информационное взаимодействие с российскими правоохранительными органами и подразделениями финансовых разведок зарубежных государств осуществляется Росфинмониторингом и в ходе проводимых финансовых расследований. В целях финансового анализа и расследований используются и иные внешние информационные ресурсы - базы данных регистрационных, лицензирующих и правоохранительных органов, публикации СМИ и др.
По результатам таких финансовых расследований при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операции (сделки) связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией направляются соответствующие информационные материалы, которые при этом сопровождаются развернутыми схемами легализации преступных доходов.
Решение о наличии достаточных оснований для их передачи в правоохранительные органы принимается Экспертным советом Росфинмониторинга под председательством руководителя Службы. Финансовые аналитики - разработчики конкретных материалов докладывают Совету свои выводы и предложения по завершенным финансовым расследованиям. Наряду с постоянными членами Экспертного совета на отдельные заседания приглашаются представители соответствующих правоохранительных органов, которые могут подтвердить наличие оснований для возбуждения уголовного дела.
После передачи таких материалов в правоохранительные органы сотрудники Росфинмониторинга осуществляют их дальнейшее сопровождение, включая получение из российских или зарубежных источников дополнительной информации. Правоохранительные органы информируют Росфинмониторинг о результатах рассмотрения поступивших от него материалов.
Необходимо отметить недопустимость смешивания понятий "финансовые расследования" и "процесс выявления и расследования преступлений", в том числе предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ. Не вызывает сомнений, что финансовые расследования являются ключевым компонентом данной деятельности, однако не подменяют ее в целом.
В процессе выявления и расследования интеллектуальных преступлений этой категории участвует не абстрактный сотрудник правоохранительного органа, а несколько лиц, осуществляющих достаточно разнообразную деятельность, лишь частично сводимую к специализированному финансовому анализу. Как правило, в данном процессе задействованы несколько участников.
Сотрудники подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперуполномоченные), и работники отделов (управлений) документальных проверок и ревизий действуют в рамках оперативно-розыскной деятельности и доследственной проверки с целью выявления и первичного документирования признаков преступлений. Их деятельность нацелена на сбор информации о деяниях, содержащих признаки преступной деятельности, и регламентируется Законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О милиции", а также Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.
Практика свидетельствует о том, что в этой работе анализ финансовой информации, сконцентрированный на выявлении теневых денежных и материальных потоков, крайне важен и необходим. При этом доминантными являются анализ соотношений в финансовой отчетности и выявление сомнительных участков финансово-хозяйственной деятельности для дальнейшей глубокой проработки в рамках уже возбужденного уголовного дела.
Однако исключительно к финансовым расследованиям эту стадию сводить нельзя. Ее основа - получение и оценка оперативной информации путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, внедрение и т.п.), в том числе негласными методами.
Стадия выявления признаков преступления в случае их фактического обнаружения в действиях конкретных лиц перерастает в уголовное судопроизводство. Здесь ключевыми участниками являются следователь и эксперт-экономист. Их деятельность регламентируется УПК РФ. Задача следователя состоит в сборе, проверке и оценке доказательств, содержащих фактические данные, входящие в предмет доказывания. Для этого следователю уголовно-процессуальным законодательством предоставляется инструментарий, состоящий из четко закрепленного набора процессуальных действий (осмотр, обыск, выемка, допрос, очная ставка, назначение судебной экспертизы и т.д.). Эксперт-экономист вовлекается в производство по конкретному уголовному делу с момента вынесения постановления о назначении судебно-экономической экспертизы.
При обобщении вопросов, ставящихся на разрешение экспертов-экономистов, суть этой работы сводится к проведению финансового анализа ранее выявленных финансовых и хозяйственных операций и описанию на его основе экономических характеристик действий лиц, контролирующих теневые финансовые потоки, и связанных с ними организаций. Эти сведения впоследствии используются следователем для формирования предмета доказывания по уголовному делу.
Следователь (лицо, которое осуществляет уголовное расследование) не проводит углубленный специализированный финансовый анализ. Несмотря на это, для того чтобы понимать смысл своей деятельности и эффективно управлять процессом расследования, следователь такой методикой владеть обязан. Необходимо заметить, что у следователя существует несколько иное направление деятельности, которое состоит в юридической оценке собираемых фактов, в том числе установленных финансовым расследованием экономических характеристик преступления.
Таким образом, оперуполномоченный и следователь представляют юридическую сторону процесса выявления и расследования преступлений, а ревизор и эксперт-экономист - экономическую. Специфический финансовый анализ по указанной категории уголовных дел осуществляют ревизоры и эксперты-экономисты при проведении проверок и судебно-экономических экспертиз, а также отчасти оперуполномоченные и следователи - при экспресс-анализе фактов финансово-хозяйственной деятельности и содержательной оценке актов проверки и заключений экспертов-экономистов.
В заключение следует отметить, что финансовые расследования не подменяют собой процессуальную деятельность правоохранительных органов, а наоборот, формируют базу для обобщения и анализа экономической стороны процесса выявления и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми. Сложный состав данных преступных деяний, носящих порой транснациональный характер, позволяет говорить о том, что их предупреждение и пресечение может быть обеспечено только сочетанием уголовно-правовых методов с комплексом превентивных мер в рамках финансового сектора.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.