Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭТОТ ОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕАЛИЗУЕТ КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА
Ю.П. ХОХЛОВ
Проблема противодействия экстремизму и терроризму остается сегодня одной из наиболее актуальных не только в Российской Федерации, но и во всем мировом пространстве. Несмотря на принимаемые меры, на территории России продолжается активная деятельность международных объединений, целью которых является совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера, дестабилизация общественно-политической ситуации в отдельных регионах государства. В этой связи реализация прокурором полномочий по запрету экстремистских и террористических организаций, предусмотренных Федеральными законами "О противодействии экстремистской деятельности" и "О противодействии терроризму", является одним из важнейших направлений деятельности.
Во всех субъектах Российской Федерации по-прежнему остро обозначена проблема защищенности объектов потенциальных террористических угроз, прежде всего мест массового пребывания людей, объектов образования, здравоохранения, а также топливно-энергетического комплекса. При этом состояние законности и правопорядка в сфере противодействия экстремистской деятельности и терроризму определяется ростом международной террористической активности (создание международной террористической организации "Исламское государство"), популяризации экстремистской и террористической идеологии через сеть Интернет и другими факторами.
Особую опасность вызывает связь бандподполья с международными террористическими организациями и участие жителей России в вооруженном конфликте на территории Сирийской Арабской Республики. С начала вооруженного конфликта в Сирию из Российской Федерации выехали более 1,5 тыс. человек. В ряде случаев эти лица, получив опыт ведения боевых действий и обладая связями с международными террористическими организациями, по возвращении в Россию примыкают к действующему бандподполью. Высока вероятность их участия в распространении радикальной идеологии, вербовке новых членов и создании подпольных экстремистских ячеек, подготовке и совершении террористических актов.
Деятельность сообществ, создаваемых приверженцами радикальных взглядов для совершения преступлений экстремистской направленности и террористического характера, и сейчас продолжает оставаться одним из дестабилизирующих факторов на территории Российской Федерации.
Члены деструктивных организаций активно используют информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности. Под воздействием экстремистской пропаганды, прежде всего в сети Интернет, молодежь из разных регионов России приобщается к участию в так называемом джихаде. Для целей террористических групп широко используются коммуникационные возможности социальных сетей "ВКонтакте" и "Одноклассники", "Фейсбук" и "Твиттер", где создается большое количество страниц и сообществ в целях пополнения рядов незаконных вооруженных формирований (НВФ) и их пособников, разворачивается активная пропагандистская работа. При этом преобладает и имеет тенденцию к росту количество преступлений, совершенных с использованием сети Интернет. Удельный вес таких деяний в структуре экстремистской преступности в настоящее время составляет практически две трети.
Таким образом, преступность в указанной сфере характеризуется активной деятельностью объединений, разделяющих радикальные идеологии, вовлечением молодежи в неформальные объединения радикальной направленности, в том числе за счет распространения через сеть Интернет информационных материалов, направленных на разжигание национальной и религиозной нетерпимости.
Законодательством о противодействии экстремизму прокурорам предоставлены полномочия по направлению в суд заявлений о признании экстремистскими информационных материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающих ее осуществление. Прокуроры всех субъектов Российской Федерации активно используют эти полномочия. С момента введения этой процедуры в 2002 году судами по заявлениям прокуроров признано экстремистскими 2,8 тыс. информационных материалов.
К ним относятся книги и брошюры, аудио- и видеоматериалы, формирующие общественное мнение в сторону нетерпимости к другим нациям и религиям. Среди них труды Гитлера и Геббельса, публикации идеологов террористических организаций "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и "Нурджулар", агитационные материалы национал-социалистических партий "Русское национальное единство" и "Формат-18" видеообращения участников незаконных вооруженных формирований.
Многочисленные нарушения законов в сети Интернет и их общественная опасность вызвали необходимость внесудебного ограничения доступа к негативной информации.
С 1 февраля прошлого года вступили в силу дополнения в законодательство об информации, предоставляющие Генеральной прокуратуре Российской Федерации право направления в Роскомнадзор требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам экстремистского характера.
По 211 требованиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации более чем с 4500 интернет-страниц удалена информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
В подавляющем большинстве случаев данные меры реагирования были направлены на нейтрализацию призывов к осуществлению экстремистской деятельности.
Так, заблокированы такие сайты, как "Кавказ-центр", "Имарат Кавказ" и другие, которые осуществляли информационное обеспечение деятельности участников бандформирований Северно-Кавказского региона, подробно освещали совершаемые ими убийства сотрудников правоохранительных органов и нападения на здания органов власти. Посредством этих сайтов также распространялись идеи радикального ислама и призывы к террористическим актам.
Кроме того, по требованиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации Роскомнадзором в сети Интернет выявлено и заблокировано 160 веб-ресурсов, созданных для сбора денежных средств на поддержку НВФ в Сирийской Арабской Республике, на которых размещались текстовые и аудиовизуальные материалы, связанные с деятельностью международных террористических организаций, содержались призывы оказывать финансовую помощь террористическим группам с указанием номеров мобильных телефонов, QIWI-кошелька и иных платежных реквизитов.
Основные усилия деятельности правоохранительных органов в настоящее время направлены на дальнейшее обеспечение профилактики экстремизма и терроризма, противодействие организованным формам преступности (экстремистским и террористическим сообществам и организациям), пресечение каналов их финансирования, а также воспрепятствование пропаганде преступных идеологий, в том числе осуществляемой с использованием телекоммуникационных сетей.
На сегодняшний день в Российской Федерации запрещена деятельность 67 организаций, в том числе в связи с признанием экстремистскими 43 организаций, включая международные ("Нурджулар", "Ат-Такфир Валь-Хиджра", "Таблиги Джамаат"), а также террористическими 23 организаций и 1 сообщества, при этом подавляющее большинство из них иностранные организации.
Так, 18 февраля 2015 года Московским городским судом удовлетворено заявление Генерального прокурора Российской Федерации о признании террористическим всероссийского общественного движения "Народное ополчение им. К. Минина и Д. Пожарского". Решение в законную силу не вступило в связи с обжалованием в Верховный Суд Российской Федерации.
В сложившихся условиях необходимо предотвратить возникновение предпосылок для осуществления иностранными и международными организациями на территории Российской Федерации деятельности, представляющей угрозу основополагающим ценностям Российского государства.
С 3 июня 2015 года вступил в законную силу Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает основания и порядок признания нежелательной деятельности иностранной или международной неправительственной организации на территории Российской Федерации.
Решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с указанным Федеральным законом работа над подготовкой такого рода решений начата.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" 28 июля 2015 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Малиновским В.В. подписано решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной неправительственной организации "Национальный фонд в поддержку демократии" (National Endowment for Democracy).
Учитывая общую направленность деятельности Фонда, указанная организация представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства. В соответствии с требованиями закона данное решение направлено в Министерство юстиции Российской Федерации для включения организации в соответствующий перечень.
С учетом актуальности вопросов надзора в указанной сфере управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации запланировано выработать и реализовать дополнительные меры по обеспечению межведомственного взаимодействия, обмена оперативно значимыми сведениями о террористических и экстремистских угрозах, в том числе в молодежной среде, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений указанных категорий.
Прорабатывается вопрос о необходимости законодательного установления внесудебного порядка ограничения доступа к информации, содержащей публичное оправдание терроризма, пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности или отношения к религии либо направленной на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.