Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Я.А. БЛАЖЕЕВ
Значение эколого-правового регулирования нефтегазового комплекса России связано с многочисленными отрицательными последствиями воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду при добыче нефти и газа, поскольку "российский энергетический сектор - один из основных источников загрязнения окружающей среды, и на его долю приходится более 50 процентов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и более 20 процентов сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, а также более 70 процентов суммарной эмиссии парниковых газов в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 г." // Собрание законодательства РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.
Вместе с тем, по данным Минэнерго России, "в 2013 году добыча нефтяного сырья в России составила 523,3 млн т, что на 1,3 млн т выше "максимального варианта", обозначенного в Генсхеме-2020. Это было обеспечено благодаря существенному росту добычи нефти на месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока. Аналогичные тенденции прослеживаются и в газовой отрасли" <2>. Указанные тенденции свидетельствуют о потенциальной возможности увеличения антропогенной нагрузки и загрязнения окружающей среды, в том числе и за счет добычи нефти и газа в таких новых регионах, как Восточная Сибирь и Дальний Восток.
--------------------------------
<2> Энергетический Бюллетень. 2014. Вып. N 19. С. 11.
Таким образом, можно констатировать, что возрастает потребность в эколого-правовом регулировании нефтегазового комплекса, под которым следует понимать обобщенное название группы отраслей экономики, в совокупности обеспечивающих единый технологический цикл по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа, а также связанных с ними сервисных услуг ("нефтегазовый сервис").
Сложившееся в теории права понятие "правовое регулирование" также является базовым для понимания сущности и особенностей эколого-правового регулирования нефтегазового комплекса.
В научной литературе понятие правового регулирования в основном сводится к воздействию на поведение субъектов права и общественные отношения с помощью юридических средств. Например, "правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств" <3>. С позиции М.И. Абдулаева: "Правовое регулирование - это осуществляемая с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития" <4>. В юридической энциклопедии М.Ю. Тихомирова: "Правовое регулирование - государственное регулирование общественных отношений путем установления норм права, направляющих поведение субъектов права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества" <5>. С точки зрения Н.И. Матузова и А.В. Малько, "правовое регулирование осуществляется главным образом через механизм субъективных прав и юридических обязанностей... Указанные права и обязанности, корреспондируя друг другу в рамках определенного правоотношения, выступают его юридическим содержанием" <6>. У С.С. Алексеева: "Правовое регулирование - это осуществление при помощи права, всей системы правовых средств воздействия на общественные отношения, на поведение людей" <7>. По мнению М.Н. Марченко, это одна из форм "воздействия права на общественные отношения - воздействие при помощи специфических правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации" <8>. Анализируя приведенные цитаты, следует отметить, что дефиниция понятия "правовое регулирование" включает в себя воздействие на поведение людей с помощью норм права в целях упорядочения общественных отношений, то есть это осуществление при помощи права всей системы правовых средств воздействия на общественные отношения. В процессе такого воздействия устанавливаются конкретные права и обязанности, которые реализуются через правоотношения.
--------------------------------
<3> Правовое регулирование и его механизм. URL: http://www.e-ng.ru/drugoe/pravovoe_regulirovanie_i_ego_mexanizm.html (дата посещения: 30.10.2014).
<4> Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Магистр-Пресс. 2004 // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Юридическая энциклопедия / под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр, 2006. С. 673.
<6> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004 // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Алексеев С.С. Государство и право. М.: Юрид. лит., 1993. С. 70.
<8> Общая теория государства и права. Т. 2: Теория права / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2000. С. 436.
Понятие "эколого-правовое регулирование" как составной элемент правового регулирования, хотя и используется в многочисленных научных исследованиях, остается мало изученным в российской юридической науке.
В настоящее время сложилось определенное понимание термина "эколого-правовое регулирование" как синонима термина "правовое регулирование общественных экологических отношений" <9>, однако в науке экологического права встречаются и иные определения данного термина применительно к отдельным сферам хозяйственной деятельности.
--------------------------------
<9> См.: Щепанский И.С. Эколого-правовые проблемы обеспечения энергетической безопасности России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Редникова Т.В. Эколого-правовое регулирование производства и оборота продукции в ЕС: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Гирусов Ф.Э. Эколого-правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами: Сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005; Хлуденева Н.И. Дефекты в экологическом праве: понятие и виды // Журнал российского права. 2014. N 11. С. 85 - 95; Рафалюк Е.Е., Власенко В.Н. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2014. N 9. С. 150 - 153; Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Теоретические проблемы формирования концепции природоресурсного законодательства // Lex Russica. 2013. N 1. С. 25 - 33; Кичигин Н.В., Пуляева Е.В., Хлуденева Н.И., Черепанова Е.В., Чертков А.Н. Прогнозирование развития эколого-правового регулирования // Журнал российского права. 2010. N 9. С. 5 - 3.
Так, по мнению Н.И. Хлуденевой, "правовое регулирование охраны окружающей среды (далее также - эколого-правовое регулирование) является перманентной составляющей позитивного правового регулирования в целом и в самом общем виде может быть определено как регулирование, осуществляемое экологическим правом" <10>.
--------------------------------
<10> Хлуденева Н.И. Границы правового регулирования охраны окружающей среды // Экологическое право. 2011. N 6. С. 20.
По мнению Е.С. Болтановой, "эколого-правовое регулирование системы общественных отношений, возникающих и динамично развивающихся при строительстве зданий, сооружений, в том числе в части требований о проведении экологической экспертизы, направлено на обеспечение рационального использования и воспроизводства природных объектов, природных ресурсов, экологической безопасности, поддержание и восстановление качества окружающей среды" <11>.
--------------------------------
<11> Болтанова Е.С. Значение норм об экспертизе проектной документации в системе требований по обеспечению охраны окружающей среды // Современное право. 2014. N 7. С. 14.
В свою очередь, И.В. Чечельницкий отмечает, что "в основе эколого-правового регулирования использования и охраны объектов окружающей среды лежат специфические публичные экологические интересы" <12>.
--------------------------------
<12> Чечельницкий И.В. Публично-правовые ограничения природопользования по экологическому законодательству // Юридический мир. 2013. N 8. С. 44.
Б.Н. Ерофеев неразрывно связывает термин "эколого-правовое регулирование" с проблемами экологического кризиса в России, обосновывая необходимость перехода от природоресурсового к эколого-правовому регулированию взаимодействия общества и природы <13>.
--------------------------------
<13> Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учебник. 3-е изд., перераб. М.: Юрайт, 2006. С. 41.
Таким образом, в доктрине экологического права, а также в экологическом законодательстве единого понимания эколого-правового регулирования до настоящего времени не сформировалось.
В условиях отсутствия единого теоретического подхода к сущности данного термина в российской эколого-правовой науке для целей настоящего исследования под эколого-правовым регулированием следует понимать целенаправленное воздействие государства в лице уполномоченных органов и органов местного самоуправления на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, в том числе в сфере охраны окружающей среды, защиты и гарантии экологических прав и общественных интересов личности, в освещении рационального природопользования и охраны природных объектов и компонентов окружающей среды.
В свою очередь, целенаправленное воздействие государства в первую очередь должно обеспечиваться адекватной государственно-экологической политикой. Так, по мнению В.Б. Агафонова, "такая политика должна исходить из доминанты экологических требований перед экономическими, заключающейся в:
- переходе на новую систему технологического нормирования, основанную на принципах наилучших доступных технологий;
- предупреждении (профилактике) и планировании долгосрочных потенциальных негативных экологических последствий посредством управления экологическими, промышленными и техногенными рисками;
- восстановлении нарушенных естественных экологических систем, в том числе ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью в сфере недропользования" <14>.
--------------------------------
<14> Агафонов В.Б. Правовое регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 6.
В целом эколого-правовое регулирование складывается в рамках предмета экологического права как самостоятельной отрасли российского права и включает "в состав интегрированные нормы, направленные на охрану окружающей среды как экосистемы, дифференцированные (поресурсные) нормы, направленные на охрану отдельных природных ресурсов, а также экологизированные нормы других отраслей права" <15>.
--------------------------------
<15> Экологическое право: учебник для бакалавров / под ред. Н.Г. Жаворонковой, И.О. Красновой. М.: Проспект, 2014. С. 49.
Применительно к сфере эколого-правового регулирования нефтегазового комплекса интегрированные нормы содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральном законе от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе".
Дифференцированные нормы содержатся в базовых нормативных правовых актах природоресурсного законодательства: ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, ЛК РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ, а также Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Экологизированные нормы других отраслей права содержатся в таких специальных законах энергетического законодательства, как Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ", Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса", Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" <16>.
--------------------------------
<16> Более подробно см.: Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма: Инфра-М, 2014.
Так, например, Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" к основным принципам государственной политики в области газоснабжения в РФ относит такие принципы, как "государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики РФ с учетом промышленной и экологической безопасности", а также "государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение".
В свою очередь, согласно ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" одними из базовых принципов правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, а также использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Несмотря на наличие ряда базовых экологоориентированных принципов, закрепленных в данных Законах, тем не менее следует отметить, что проблемы охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования регулируются специальным Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Из данного вывода следует, что эколого-правовое регулирование нефтегазового комплекса России осуществляется не только через его непосредственное правовое обеспечение, но и через дальнейшую экологизацию хозяйственной деятельности, поскольку данные общественные отношения носят комплексный характер и присутствуют на всех этапах экономического процесса, начиная с добычи полезных ископаемых и заканчивая переработкой, транспортировкой и доведением до конечного потребителя.
Библиография
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Магистр-Пресс, 2004 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Агафонов В.Б. Правовое регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 54 с.
3. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Юрид. лит., 1993. 176 с.
4. Болтанова Е.С. Значение норм об экспертизе проектной документации в системе требований по обеспечению охраны окружающей среды // Современное право. 2014. N 7. С. 14 - 19.
5. Гирусов Ф.Э. Эколого-правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами: Сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 25 с.
6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учебник. 3-е изд., перераб. М.: Юрайт, 2006. 656 с.
7. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Теоретические проблемы формирования концепции природоресурсного законодательства // Lex Russica. 2013. N 1. С. 25 - 33.
8. Кичигин Н.В., Пуляева Е.В., Хлуденева Н.И., Черепанова Е.В., Чертков А.Н. Прогнозирование развития эколого-правового регулирования // Журнал российского права. 2010. N 9. С. 5 - 13.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004 // СПС "КонсультантПлюс".
10. Общая теория государства и права. Т. 2: Теория права / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2000. 639 с.
11. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 160 с.
12. Рафалюк Е.Е., Власенко В.Н. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2014. N 9. С. 150 - 153.
13. Редникова Т.В. Эколого-правовое регулирование производства и оборота продукции в ЕС: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 25 с.
14. Хлуденева Н.И. Границы правового регулирования охраны окружающей среды // Экологическое право. 2011. N 6. С. 20 - 24.
15. Хлуденева Н.И. Дефекты в экологическом праве: понятие и виды // Журнал российского права. 2014. N 11. С. 85 - 95.
16. Чечельницкий И.В. Публично-правовые ограничения природопользования по экологическому законодательству // Юридический мир. 2013. N 8. С. 44 - 47.
17. Щепанский И.С. Эколого-правовые проблемы обеспечения энергетической безопасности России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 29 с.
18. Экологическое право: учебник для бакалавров / под ред. Н.Г. Жаворонковой, И.О. Красновой. М.: Проспект, 2014. 376 с.
References (transliteration)
1. Abdulaev M.I. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik dlja vuzov. M.: Magistr-Press, 2004 // SPS "Konsul'tantPljus".
2. Agafonov V.B. Pravovoe regulirovanie ohrany okruzhajushhej sredy i obespechenija jekologicheskoj bezopasnosti pri pol'zovanii nedrami: teorija i praktika: avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2014. 54 s.
3. Alekseev S.S. Gosudarstvo i pravo. M.: Jurid. lit., 1993. 176 s.
4. Boltanova E.S. Znachenie norm ob jekspertize proektnoj dokumentacii v sisteme trebovanij po obespecheniju ohrany okruzhajushhej sredy // Sovremennoe pravo. 2014. N 7. S. 14 - 19.
5. Girusov F.Je. Jekologo-pravovoe regulirovanie obrashhenija s radioaktivnymi othodami: Sravnitel'no-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2005. 25 s.
6. Erofeev B.V. Jekologicheskoe pravo Rossii: uchebnik. 3-e izd., pererab. M.: Jurajt, 2006. 656 s.
7. Zhavoronkova N.G., Agafonov V.B. Teoreticheskie problemy formirovanija koncepcii prirodoresursnogo zakonodatel'stva // Lex Russica. 2013. N 1. S. 25 - 33.
8. Kichigin N.V., Puljaeva E.V., Hludeneva N.I., Cherepanova E.V., Chertkov A.N. Prognozirovanie razvitija jekologo-pravovogo regulirovanija // Zhurnal rossijskogo prava. 2010. N 9. S. 5 - 13.
9. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik. M.: Jurist', 2004 // SPS "Konsul'tantPljus".
10. Obshhaja teorija gosudarstva i prava. T. 2: Teorija prava / otv. red. M.N. Marchenko. M.: Zercalo, 2000. 639 s.
11. Prirodoresursnoe zakonodatel'stvo v uslovijah modernizacii jekonomiki Rossii: sovremennye problemy razvitija: monografija / pod red. N.G. Zhavoronkovoj. M.: Norma, Infra-M, 2014. 160 s.
12. Rafaljuk E.E., Vlasenko V.N. Defekty pravovogo regulirovanija ohrany okruzhajushhej sredy // Zhurnal rossijskogo prava. 2014. N 9. S. 150 - 153.
13. Rednikova T.V. Jekologo-pravovoe regulirovanie proizvodstva i oborota produkcii v ES: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2009. 25 s.
14. Hludeneva N.I. Granicy pravovogo regulirovanija ohrany okruzhajushhej sredy // Jekologicheskoe pravo. 2011. N 6. S. 20 - 24.
15. Hludeneva N.I. Defekty v jekologicheskom prave: ponjatie i vidy // Zhurnal rossijskogo prava. 2014. N 11. S. 85 - 95.
16. Chechel'nickij I.V. Publichno-pravovye ogranichenija prirodopol'zovanija po jekologicheskomu zakonodatel'stvu // Juridicheskij mir. 2013. N 8. S. 44 - 47.
17. Shhepanskij I.S. Jekologo-pravovye problemy obespechenija jenergeticheskoj bezopasnosti Rossii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2013. 29 s.
18. Jekologicheskoe pravo: uchebnik dlja bakalavrov / pod red. N.G. Zhavoronkovoj, I.O. Krasnovoj. M.: Prospekt, 2014. 376 s.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.