Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА: К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ДОХОДОВ <1>
Д.Л. КОМЯГИН
--------------------------------
<1> Статья подготовлена в рамках научного проекта 15-01-0030 "Мобилизация неналоговых доходов бюджетов Российской Федерации: унификация правового регулирования", выполненного при поддержке Программы "Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в 2015 - 2016 гг.
Эволюция взглядов на чрезвычайные доходы
Рассмотрение исторического аспекта темы чрезвычайных доходов бюджета показывает, что понимание чрезвычайных доходов менялось по мере эволюции государственного хозяйства.
Широко известно то обстоятельство, что в античном мире налогообложение граждан являлось чрезвычайной мерой. Для обозначения такого чрезвычайного сбора в античных греческих полисах употреблялся термин "эйсфора" <2>. По всей видимости, эйсфора, в отличие от постоянных платежей за пользование общественной землей, союзных взносов <3> и платежей с подчиненных народов, распространялась на граждан города-государства. В Древнем Риме (республике и империи) аналогичный платеж именовался термином "трибут". Данная практика продолжалась и в Восточной Римской империи (Византии) <4>. Эти платежи носили безвозмездный и поголовный характер, вводились решением высшего органа власти (в Афинской республике - народным собранием) <5>, что характерно для налогов.
--------------------------------
<2> Гензель П.П. Очерки по истории финансов // Реформы и право. 2014. N 2.
<3> Речь идет об Афинском союзе.
<4> Елинский А.В. Из истории налогообложения зарубежных стран: от Древних времен до XVIII века // Финансовое право. 2006. N 5.
<5> Верещагин С.Г. Правовые формы легализации политики налогов в Древней Греции и Древнем Риме // Право и политика. 2007. N 5.
Воззрение на налоги с граждан как на чрезвычайный источник дохода государства соответствует идеям экономической школы меркантилистов. С точки зрения известных ученых, относящихся к этой школе, основой государственного хозяйства должны быть домены (публичное имущество), а прибегать к сбору налогов нужно только в исключительных случаях <6>.
--------------------------------
<6> Боженок С.Я. Взгляды некоторых меркантилистов XVI в. на государственные финансы // История государства и права. 2010. N 21.
По прошествии времени, "по мере того, как денежное хозяйство вообще вытесняет натуральное и государственные потребности расширяются в такой степени, что доходов с собственных имуществ государя или государства оказывается весьма недостаточно... налоги, считавшиеся прежде чрезвычайным источником государственных доходов, выступают мало-помалу на первый план, а доход с казенных имуществ приобретает второстепенное значение" <7>.
--------------------------------
<7> Ходский Л.В. Государственное хозяйство и финансовая наука. Основные принципы и особенности государственного хозяйства и классификация государственных доходов // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2013. N 2.
Сегодня налог выступает не только обыкновенным (ординарным), но и основным источником покрытия публичных расходов.
Аналогичную картину можно наблюдать и в отношении публичного кредита, который еще до начала XIX века считался чрезвычайным, крайним средством пополнения государственного бюджета <8>. Сегодня "из чрезвычайного источника доходов он давно уже превратился в обычный, регулярный источник пополнения... публичных денежных фондов. Как источник финансирования различных правительственных программ, государственные займы стали альтернативой налогообложению" <9>.
--------------------------------
<8> См. об этом, например: Исаев А.А. Государственный кредит // Финансы и налоги: очерки теории и политики. М.: Статут, 2004. С. 389 - 392; Орлов М.Ф. О государственном кредите // У истоков финансового права / Золотые страницы финансового права России. Т. 1. М.: Статут, 1998; Сперанский М.М. План финансов // У истоков финансового права / Золотые страницы финансового права России. Т. 1. М.: Статут, 1998; Озеров И.Х. Государственный кредит: Конспект лекций по финансовому праву. М., 1901 и т.д.
<9> Козырин А.Н. Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования // Финансовое право. 2006. N 2.
Близкая к отношениям по государственному кредиту практика выпуска бумажных денег без "права требовать размена их на звонкую монету", получившая широкое распространение в XIX в., первоначально была также связана с получением чрезвычайного дохода <10>. Сегодня и речи не может идти о золотом или ином обеспечении денежной эмиссии, этот инструмент включен в ряд ординарных источников обеспечения платежного баланса государства.
--------------------------------
<10> Кучеров И.И. Историко-правовые аспекты возникновения денег и денежных повинностей // История государства и права. 2011. N 17.
Продажа публичного имущества наряду с государственными займами первоначально также выступала как чрезвычайный источник доходов, использование которого могло быть оправдано только решением чрезвычайных задач (например, для создания сети железных дорог, ведения войны) <11>. В этих и подобных случаях допускалась "продажа государственных доменов, отчуждение их в частную собственность" <12>. Или, другими словами, "при планомерном ведении хозяйства следует покрывать обыкновенные, то есть регулярно повторяющиеся и постоянные, расходы только такими доходами, на постоянное и регулярное поступление которых можно вполне уверенно рассчитывать; между тем как для нерегулярно появляющихся чрезвычайных расходов должно изыскивать в конкретных случаях особые, соответствующие природе и размерам чрезвычайных расходов средства покрытия (продажа государственного имущества, заключение займов)" <13>.
--------------------------------
<11> Мильгаузен Ф.Б. Финансовое право (извлечения) // Реформы и право. 2011. N 1; см. также: Исаев А.А. Государственный кредит // Финансы и налоги. Очерки теории и политики / Золотые страницы финансового права. М., 2004. Т. 4. С. 389 - 392.
<12> Там же.
<13> Эеберг К.Т. Курс финансовой науки. СПб., 1913. С. 58.
Сегодня продажа публичного имущества не выделяется среди прочих неналоговых доходов бюджета, а доходы от продажи материальных и нематериальных активов являются единой для всех бюджетов подгруппой бюджетной классификации доходов <14>. Приватизация выступает в качестве инструмента экономической политики и используется для оптимизации структуры отраслей экономики, решения иных задач <15>.
--------------------------------
<14> Ст. 20, 23.1, 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<15> В настоящее время появились информационные сообщения о том, что для решения задачи обслуживания своего внешнего долга Греческая Республика распродает острова // Официальный сайт информационного агентства "Росбизнесконсалтинг" (дата обращения 22.08.2015).
Таким образом, в разное время характер чрезвычайного источника дохода носили такие значимые источники поступлений в бюджет, как налоги, государственные займы, денежная эмиссия и продажа публичного имущества. С течением времени точка зрения на характер таких доходов изменилась: сегодня они воспринимаются уже как обыкновенные (ординарные) доходы.
Учет чрезвычайных доходов в организациях
Чрезвычайные доходы в имперский период истории России выступали как один из самостоятельных разделов государственной росписи доходов и расходов. В частности, согласно Законам от 4 июня 1894 г., 15 декабря 1897 г. и 22 мая 1900 г. было установлено разделение государственных доходов и расходов на обыкновенные и чрезвычайные <16>. Одновременно обыкновенные и чрезвычайные государственные доходы (займы) изучались как составные части науки о финансах <17>.
--------------------------------
<16> См.: Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900 - 1902 гг. М., 2007. С. 388; Ялбулганов А.А. Эволюция правового регулирования неналоговых доходов в России // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 1. М., 2006. С. 118; Палозян О.А. Государственные доходы и расходы Российской империи // Финансовое право. 2012. N 11; Истомина Н.А. Правовая регламентация государственного финансового планирования в Российской империи в связи с реформой 1862 года // История государства и права. 2012. N 17.
<17> Мильгаузен Ф.Б. Указ. соч.
Следует, однако, заметить, что чрезвычайные доходы могут и не отражаться в публичной отчетности. Такое положение вещей является нарушением принципов единства и полноты бюджета <18>, но существовало на практике. Например, известно о существовании гигантского чрезвычайного бюджета Наполеона, который был сформирован за счет военной добычи. Эти доходы не отражались в официальных отчетах и расходовались им лично <19>.
--------------------------------
<18> Ст. 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Доступ из СПС "КонсультантПлюс". О принципе единства бюджета см. подробнее: Казна и бюджет. М., 2014. С. 167 - 188.
<19> Штурм Р. Бюджет. СПб., 1907. С. 188.
В нормативных правовых актах Российской Федерации упоминается о чрезвычайных доходах бюджетов только в связи с правилами бухгалтерского учета и бюджетного учета.
В частности, Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н в первоначальной редакции содержало упоминание о чрезвычайных доходах организации. Действующая редакция ПБУ 9/99 выделяет только доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы, но среди прочих доходов упоминает поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов <20>.
--------------------------------
<20> Действие ПБУ распространяется на коммерческие организации, то есть связано с доходами бюджета.
Согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету доходов и расходов деятельности сельскохозяйственных и других организаций АПК, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 31.01.2003 N 28, доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) операционные доходы;
в) внереализационные доходы;
г) чрезвычайные доходы.
Согласно указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на подстатью 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) относятся операции, отражающие финансовый результат от операций по списанию в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности, нереальной к взысканию (по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам), а также списание с балансового учета задолженности по принятым обязательствам, невостребованной кредиторами.
Четвертая директива N 78/660/ЕЭС Совета Европейских сообществ "Основывающаяся на статье 54 (3) "g" Договора, о годовой отчетности некоторых типов хозяйственных обществ", принятая в г. Брюсселе 25 июля 1978 года (утратила силу) для целей представления отчета о прибылях и убытках, а также для целей бухгалтерской отчетности, выделяет отдельно чрезвычайные доходы и чрезвычайные расходы.
Таким образом, в бухгалтерском учете (в отношении организаций) сегодня чрезвычайными доходами признаются:
- стоимость материальных ценностей, остающихся после их списания вследствие стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.;
- положительный финансовый результат после списания безнадежной дебиторской задолженности;
- положительный финансовый результат после списания невостребованной кредиторской задолженности.
Очевидно, что такие доходы не связаны с каким-то особенным источником, а выделяются исключительно как непланируемые поступления, возникшие в результате расходной бухгалтерской операции.
Понятие чрезвычайных доходов
Как указано выше, многие ординарные сегодня виды доходов бюджета первоначально носили экстраординарный (чрезвычайный) характер.
В силу этого выделение критерия, позволяющего отделить обыкновенные доходы бюджета от чрезвычайных и дать определение чрезвычайным доходам, не является элементарной задачей.
Начать следует с того, что существует по крайней мере два подхода для определения чрезвычайных доходов.
Во-первых, чрезвычайные, или, более точно, экстраординарные, доходы понимаются как противоположность доходам обыкновенным или ординарным. Такие доходы можно также именовать случайными, внеплановыми, например выморочное имущество, пожертвования в пользу государства, военная контрибуция и иные.
Анализ Федерального закона о федеральном бюджете дает в качестве примера несколько видов доходов, подпадающих под приведенное выше определение <21>:
--------------------------------
<21> Приложение 6 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
- различные денежные взыскания (штрафы) за нарушение действующего законодательства;
- поступления взысканных с перевозчика сумм, неосновательно сбереженных вследствие неисполнения им обязанности по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
- поступления сумм в возмещение ущерба в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственного контракта;
- денежные средства, вырученные от реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;
- поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба;
- денежные взыскания с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";
- возмещение убытков, причиненных арбитражными управляющими вследствие ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей;
- средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу).
Во-вторых, чрезвычайные доходы могут быть связаны с необходимостью покрытия чрезвычайных расходов. В этом случае речь идет об использовании таких особых источников доходов, к которым не прибегают в обычное время. Такая ситуация наиболее вероятна в связи с военными или чрезвычайными обстоятельствами. В числе таких источников доходов можно назвать чрезвычайный налог, конфискацию, национализацию, продажу золотого запаса и публичного имущества, а также внутренние и внешние государственные займы и денежную эмиссию.
Данный подход связан с понятием чрезвычайного бюджета, который определяется Рене Штурмом как бюджет, дающий средства на покрытие чрезвычайных расходов вне рамок обычного бюджета <22>. Практика принятия чрезвычайного бюджета существовала во Франции, и в этом случае чрезвычайные доходы непосредственно связаны с чрезвычайными расходами.
--------------------------------
<22> Штурм Р. Указ. соч. С. 196.
В то же время чрезвычайные доходы (связанные с чрезвычайными задачами) могут существовать и в рамках обыкновенного бюджета как в качестве зарезервированных за какими-либо расходами, так и наоборот. Вообще обстоятельства, связанные с мобилизацией чрезвычайных доходов, могут быть очень разнообразными.
Типичным примером чрезвычайных налогов называют налоги на организацию и проведение крестовых походов в западноевропейских государствах в период с X по XII вв. <23>.
--------------------------------
<23> Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск, 2006.
В России многократно проходили сборы пятинных, десятинных, двадцатинных "денег" <24>. Для подобных целей был создан даже специальный Приказ сбора пятинных и запросных денег <25>. После окончания Смуты в 1614 - 1619 гг., когда значительная часть служилых людей была разорена, а их крестьяне разбежались, собирали пятинные деньги, как правило, идущие "ратным людям на жалованье". В 1632 г. в связи с начавшейся Смоленской войной (1632 - 1634) Земский собор опять решил собирать "пятую деньгу", т.е. 20% "с животов и промыслов" на жалованье ратным людям. В 1650 - 1680-е гг., когда шли продолжительные войны с Речью Посполитой, Швецией, Турцией и Крымом, неоднократно собирались добровольные сборы: один раз взимались двадцатая деньга (5%) и пятнадцатая деньга (6,7%), два раза - пятая деньга, пять раз - десятая деньга (10%). Делались и займы у населения, которые назывались запросными деньгами <26>.
--------------------------------
<24> Толстая А.И. История государства и права России: Учебник для вузов. М., 2010.
<25> Кодан С.В. Административное право в системе российского права: формирование и основные направления развития (XV - первая половина XVII века) // Российский юридический журнал. 2012. N 4.
<26> См.: Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т. 3. С. 235; Козлов С.А., Дмитриева З.В. Налоги в России до XIX в. СПб., 1999. С. 70 - 71; Комягин Д.Л., Лебедев С.К., Лукоянов И.В., Ходяков М.В. Военный бюджет России: историко-правовое исследование // Публично-правовые исследования. М., 2008.
В СССР уже в 1921 году был введен единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая в 1921 г., а через несколько месяцев, в 1922 г., - единовременный общегражданский налог, целью взимания которого была помощь в преодолении последствий голода. Вообще эти платежи именовались "обязательные платежи населения в государственный бюджет, вводимые в связи с чрезвычайными обстоятельствами", но применялись не только в военное, но и в мирное время <27>.
--------------------------------
<27> Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций. М., 2009; Гензель П.П. Система налогов Советской России. М. - Л., 1924. С. 80 - 81.
Относительно недавно, в 1977 году, в качестве чрезвычайного налога в Испании был установлен налог на накопленное имущество <28>. В Республике Беларусь чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС действовал еще до 2007 года.
--------------------------------
<28> Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества. М., 2011.
Анализ Федерального закона о федеральном бюджете бюджетной системы Российской Федерации дает в качестве примера платежи, связанные с легализацией нарушений экологической безопасности (государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; государственная пошлина за выдачу разрешений на вывоз или ввоз на территорию Российской Федерации животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; плата за негативное воздействие на окружающую среду) <29>.
--------------------------------
<29> Приложение 6 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Допустимые и недопустимые доходы
После изложения двух известных подходов к понятию чрезвычайных доходов бюджета предлагается еще один, авторский вариант их определения. Он основан на том, что критерий, связанный с пониманием чрезвычайных доходов, находится за рамками права, вытекает из моральных воззрений общества. И именно с этой точки зрения выделение чрезвычайных доходов как форма реализации государственной политики и охранительная мера будет сегодня иметь смысл, принесет пользу. Суть идеи в том, что чрезвычайные доходы можно понимать скорее не как экстраординарные, а как доходы из недопустимых источников. В частности, государство без риска для внутренней безопасности не может использовать доходы от продажи алкоголя. Не могут рассматриваться в качестве обыкновенных, нормальных доходы от военной добычи, поступления, связанные с конфискацией частного имущества <30>. Очевидно, что экономическая деятельность, запрещенная правовыми нормами (работорговля <31>, производство и сбыт наркотических веществ <32>), не должна рассматриваться как источник публичных доходов.
--------------------------------
<30> Конфискация имущества богатых граждан известна давно. Широко известны списки - проскрипции в правление в Риме Суллы Счастливого (I в. до Р.Х.). Всякий, кто убивал или выдавал людей из такого списка, получал награду. Имущество лиц, попавших в проскрипции, конфисковывалось в казну, а рабы освобождались. Кровавый след в истории оставили продразверстка и конфискации первых лет советской власти в России.
<31> Как исключение в России известны выкупные платежи в казну, которые некоторое время платили крестьяне для выхода из "крепости" (полностью были отменены в 1907 г.).
<32> Оборот наркотиков запрещен повсеместно, формально - даже в Нидерландах (употребление "легких" наркотиков является там ненаказуемым проступком).
Граница допущения тех или иных публичных доходов отражает систему моральных воззрений общества. Например, отношение к публичным доходам от производства и оборота алкогольной продукции в России не первое столетие колеблется между двумя полюсами - требованием полного запрета продажи алкоголя (сухой закон) и фискальным интересом, связанным с получением значительного объема акцизов или иных доходов от производства и оборота алкогольной продукции <33>. Низкая себестоимость и высокий уровень потребления алкоголя издавна порождали идеи государственной монополии на продажу алкоголя. Л.Н. Яснопольский заметил, что "ведро водки само по себе стоит не дороже как 1 руб. 15 коп. - 1 руб. 20 коп, а казна продает его за 8 руб. Стало быть, кто выпьет 6 - 7 стаканчиков, платит за самую водку только за первый стакан, а за остальное казна с него собирает уже чистый налог" <34>.
--------------------------------
<33> См.: Фридман М.И. Винная монополия. СПб., 1914.
<34> Яснопольский Л.Н. Государственные доходы и расходы. СПб., 1907. С. 9.
Аналогичная ситуация имеет место и с доходами, связанными с производством и реализацией табачной продукции, которые также могут служить источником пополнения бюджета <35>. Еще один пример связан с доходами от азартных игр. Законодательством Российской Федерации не предусматривается создание государственных и муниципальных игорных заведений, а ограничения игорного бизнеса в основном касаются только месторасположения игорных заведений. Тем не менее существует налог на игорный бизнес, что означает легальность в Российской Федерации такого рода деятельности <36>. Игорный бизнес разрешен не во всех странах. Например, в Турции, Мексике, Израиле, а среди европейских стран - также в Сан-Марино, Лихтенштейне и Республике Кипр создание игорных заведений в любой форме собственности законом не допускается <37>.
--------------------------------
<35> На сегодняшний день в Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 N 2128-р, зафиксированы следующие цели: снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни. Во исполнение данной Концепции принят ряд нормативных правовых актов, существенно сокращающих оборот алкогольной продукции (запрет ночной торговли, ужесточение требований к местам продажи, повышение минимальной цены и т.д.). Комплекс мер, направленных на сокращение потребления табака, установлен Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // СЗ РФ. 25.02.2013. N 8. Ст. 721.
<36> После введения Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" запрета на азартную деятельность игорный бизнес в России был ограничен, а с 1 июля 2009 г. его осуществление разрешено только в четырех специально отведенных игорных зонах (в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также Калининградской области). На остальной территории страны проведение азартных игр запрещено. Исключения составляют букмекерские конторы, тотализаторы, лотереи и спортивные покер-клубы.
<37> Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (постатейный) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Отдельно следует сказать о доходах от войны. Такие доходы напрямую не предусматриваются национальным законодательством, не планируются в бюджете государства. Существует значительное количество международных соглашений о недопущении войн, и не изобретено лучшего средства для недопущения войны, чем дипломатия. Однако военные расходы являются исторически первыми публичными расходами и с тех пор непрерывно растут <38>. Несмотря на политическую риторику, постоянно появляется все более совершенное вооружение. Отсюда можно сделать вывод, что война является выгодным делом <39>. Возможно, есть и другие объяснения росту расходов на войну, проблема войны и мира относится к глобальным проблемам человеческой цивилизации и не может быть разрешена в настоящем исследовании. Можно лишь вполне определенно сказать, что планирование бюджета, исходя из возможных выгод от военной экспансии, противоречит принципам не только национального, но и международного права.
--------------------------------
<38> Рост государственных расходов на национальную оборону имеет универсальный характер, наблюдается как в экономически развитых странах, так и в развивающихся странах. В 2006 году совокупные мировые военные расходы выросли на 3,5% в постоянных ценах и составили 1 158 млрд долларов. Неофициальные данные на 2013 год превосходят указанные цифры на порядок. Уже после окончания "холодной войны" за период правления Дж. Буша-мл. военные расходы США выросли более чем в два раза. Базовый бюджет министерства обороны в 2009 финансовом году увеличился на 7,5% (не считая сумм на операции в Ираке и Афганистане). По данным Стокгольмского института изучения мира, за период с 1996 по 2005 год Китай стал ассигновать на оборону на 165% больше средств, Саудовская Аравия - на 94%, Индия - на 82%. На 15 государств мира приходится 83% совокупных военных расходов человечества, при этом на долю только США - около 46%.
<39> Авторитетный по вопросам истории Рима Т. Моомзен замечает, что дань, получаемая от покоренного Карфагена, некоторый период являлась основным доходом Римской республики. Римская история, изложенная по Моомзену Н.Д. Чечулиным. П., 1914.
Итак, доходы, связанные с реализацией алкоголя (винной монополией), табака, азартных игр, военной добычи и подобные им, не могут считаться нормальными и должны быть отнесены к отдельной категории доходов бюджета, которую уместно назвать чрезвычайными. Получение таких доходов, как правило, имеет обратный негативный социальный и экономический эффект, имеет отрицательное влияние на здоровье населения и производительные силы экономики.
Подводя итог изложенному, следует повторить следующее. В целом понимание чрезвычайных (экстраординарных) источников бюджетных доходов эволюционировало на протяжении времени вместе с изменением социальной и экономической обстановки, при этом большинство современных бюджетных доходов первоначально считались чрезвычайными. Сложилось два подхода к определению чрезвычайных доходов: это доходы случайные, незапланированные или доходы, мобилизация которых связана с необходимостью покрытия чрезвычайных расходов.
Предлагается и третий подход к выделению чрезвычайных доходов, который можно применить для современного бюджетного планирования и учета: определение чрезвычайных доходов как доходов из недопустимых источников. Мобилизация таких доходов может нести в себе существенные риски для внутренней или внешней безопасности государства, отражаться на социальной или экономической стабильности. В качестве актуальных примеров можно назвать доходы, связанные с производством табака и алкогольной продукцией, азартными играми. Не должны планироваться в бюджете доходы, связанные с оборотом наркотиков, иными запрещенными видами деятельности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.