Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО (ГОРОДСКОГО) САМОУПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
О.Н. ВАНЕЕВ
Крупные российские города стали точками экономического роста не только для своих регионов, но и для всей России. Во многих из них появляются не только филиалы и представительства общенациональных российских компаний, но и ТНК. Крупный и средний бизнес не только становится реальным игроком в экономике городов, но и влияет на дизайн местной (городской) власти <1>.
--------------------------------
<1> Бычкова О., Гельман В. Экономические акторы и локальные режимы в крупных городах России // Неприкосновенный запас. 2010. N 2 (70). С. 73 - 82.
Принципиальный момент для развития муниципальных образований - "наладить конфликтный диалог бизнеса, публичной власти и граждан по поводу использования общественных ресурсов" <2>. Главными ресурсами российских городов являются земельные участки, муниципальные финансы, собственность и муниципальные заказы. Кроме того, растущий потребительский рынок товаров и услуг крупных российских городов привлекает повышенный интерес бизнес-структур национального и международного масштаба. Один из принципов экономического развития городов гласит, что "муниципальные власти должны осознавать ведущую роль своих городов в экономических переменах и развитии и, соответственно, считать свои города экономическими организациями для производства, распределения, обмена и потребления" <3>.
--------------------------------
<2> Алейников А.В. Бизнес и власть в современном российском обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... докт. филос. наук. СПб., 2010. С. 3.
<3> The European Urban Charter II (2008). URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1200191&Site=Congress&BackColorInternet/ (дата обращения: 24.09.2009).
На современном этапе развития российских городов становится актуальным выстраивание принципиально новых взаимоотношений между властью и бизнесом <4>. Европейская хартия городов II (2008 г.) закрепила, что "сотрудничество между частным и публичным секторами является важным компонентом в городском экономическом развитии" <5>.
--------------------------------
<4> Трунцевский Ю.В. О проблемах правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса // Юридический мир. 2011. N 4 [Электронный ресурс]: справ.-правовая система "КонсультантПлюс" (дата обращения: 19.04.2014).
<5> The European Urban Charter II (2008). URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1200191&Site=Congress&BackColorInternet/ (дата обращения: 24.09.2009).
Процесс управления городом (urban governance) предполагает расширение числа субъектов, участвующих в управлении и развитии города, - могут быть "разнообразные партнерства" <6>. В том числе бизнес, некоммерческие организации и СМИ. Как правило, от качества городского управления зависит качество жизни горожан, комфортная среда их проживания.
--------------------------------
<6> Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 333.
Органы городского самоуправления должны найти баланс между потребностями бизнеса и общественным (городским) интересом. Тем более что к вопросам местного значения городских округов (крупных городов) относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.
В статье 11 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" закреплены полномочия органов местного самоуправления в данной сфере, в том числе: "1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления" <7>. Можно утверждать, что федеральный законодатель установил уровень взаимодействия между органами городского самоуправления и малого, среднего бизнеса как минимум на уровне диалога.
--------------------------------
<7> Обзор правовых актов подготовлен с использованием электронного ресурса - справ.-правовой системы "КонсультантПлюс - Регионы" (дата обращения: 28.04.2014).
Диалог может быть либо широким, либо в духе сотрудничества. Широкий диалог - многостороннее взаимодействие, построенное на взаимных интересах и потенциально общих задачах для обеспечения функционирования территории. Диалог в духе сотрудничества строится на совместной стратегии, формировании климата доверия между властью и бизнесом для развития территории. К сожалению, диалог между муниципальной властью и малым, средним бизнесом зачастую строится на принципах директивного управления и административной опеки. Хотя в каждом городском округе принимаются программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, например, в городе Новосибирске принято Постановление мэрии города от 25 декабря 2013 г. N 12290 (в ред. от 30.06.2014) "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства города Новосибирска на 2014 - 2016 годы".
В соответствии с данной программой основными направлениями по поддержке предпринимателей в городе Новосибирске являются: оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки; оказание учебно-методической поддержки, в том числе в сфере повышения производительности и качества труда; формирование перечня муниципального имущества для оказания имущественной поддержки; развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе информационно-консультационных пунктов по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в районах города Новосибирска, бизнес-инкубаторов и промышленных (индустриальных) парков. Однако эффективность указанных программ достаточно невысока в связи с нехваткой средств у органов местного самоуправления.
Многочисленные предпринимательские организации часто заняты постоянной защитой интересов своих членов от бюрократических преград либо приглашаются к диалогу только на имиджевые мероприятия, которые проводят органы власти, имитируя поддержку предпринимательства.
Интересы крупного и среднего бизнеса порой противоречат интересам населения, и часто на их защиту становятся должностные лица органов местного самоуправления, что порождает коррупцию и ущемление интересов городского сообщества. На повестке дня российских городов можно выделить следующие общественные интересы: защита историко-культурного наследия (Санкт-Петербург, Москва и др.); экологическое благополучие (Красноярск, Химки, Сасово); сбалансированная застройка городской территории и формирование благоприятной среды проживания, личная безопасность и защита от преступных посягательств, в том числе от преступлений на этнической почве.
Хотя трудно не согласиться с мнением, что "незаконные действия служащих публичной власти в отношении субъектов экономической деятельности... препятствуют развитию хозяйственной инициативы, отпугивают потенциальных инвесторов от финансовых вложений в российскую экономику, негативно влияют на реализацию... программ в сфере экономики, формируют основу для коррупционных отношений... и такое поведение служащих стало почти нормой" <8>.
--------------------------------
<8> Бочкарев И.Е. О некоторых недостатках законодательного регулирования судебного контроля за действиями (решениями) государственных и муниципальных служащих в отношении субъектов экономической деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 10 [Электронный ресурс]: справ.-правовая система "КонсультантПлюс" (дата обращения: 19.04.2014).
По мнению экспертов, "преобладающей моделью городского управления в России является бюрократическая модель" <9>. Поэтому со стороны бизнес-сообщества, особенно крупного бизнеса, внедряются новые подходы по взаимодействию с городскими органами власти.
--------------------------------
<9> Косарева Н.Б., Пузанов А.С. Российские города после кризиса: новые возможности или старые ограничения? // Городской альманах: вып. 5 / науч. ред. Г.Ю. Ветров. М.: Институт экономики города, 2012. С. 7.
К первому подходу можно отнести "поход во власть" представителей бизнеса, как правило руководителей бизнес-структур, которые избираются в представительные органы местного самоуправления. По мнению В.Ф. Гараева, "в числе основных мотивов, побуждающих крупный бизнес проталкивать "своих людей" в депутаты, прежде всего стремление оказывать влияние на распределение бюджетных средств и внебюджетных фондов, а также налоговый режим в регионе... доступ к информации о планируемых властных решениях..." <10>. Кроме того, экспертами отмечается "кадровая экспансия бизнеса в исполнительную власть муниципалитетов... установлено, что около половины руководителей исполнительной власти муниципалитетов в областных столицах Центрального федерального округа непосредственно связано с бизнесом..." <11>.
--------------------------------
<10> Гараев В.Ф. Бизнес на выборах в органы местного самоуправления в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2011. N 4 (16). С. 149.
<11> Расторгуев С.В. Взаимоотношения политической власти и бизнеса в современной России: модели и тенденции достижения баланса: автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 2014. С. 30.
Можно констатировать, что идет борьба за общественные (городские) ресурсы, их использование в интересах бизнеса. Данная тенденция становится пугающей для городского сообщества. Так как "смычка" крупного бизнеса и муниципальной бюрократии в российских условиях всегда ведет к нарушению общественных (городских) интересов, прав горожан на благоприятную среду проживания. Хотя общепризнанным является то, что "соучастие заинтересованных групп граждан и бизнеса в развитии города снижает общий уровень социального напряжения, дает возможность в конструктивных формах выразить более многомерное видение вариантов развития, а также разрешать конфликтные ситуации..." <12>.
--------------------------------
<12> Мартьянов В.С., Руденко В.Н. Российские мегаполисы: от индустриальных городов к стратегии многофункциональных агломераций // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. С. 327.
Ко второму подходу относится технология "GR-деятельности", так называемое налаживание отношений с органами власти. Во многих общероссийских компаниях создаются подразделения, отвечающие за взаимодействие с органами власти, так называемые GR-департаменты. Задачами деятельности GR-департаментов являются: "налаживание коммуникаций с органами власти... формирование и поддержание открытых коммуникационных взаимодействий... осуществление информационно-аналитического управления и маркетинговых мероприятий... мониторинг деятельности органов власти и СМИ... подготовка и представление экспертной информации..." <13>. К функциям GR-департаментов относят постоянный и направленный сбор информации о текущей деятельности органов власти, о проблемах и вопросах, стоящих на повестке дня; о готовящихся программах, проектах, нормативных актах в области деятельности организации; об отношении к кадровым изменениям в органах власти. GR-деятельность направлена на создание для бизнеса выгодных конкурентных условий во внешней среде, формирование и поддержку имиджа компании во внешнем мире, снижение рисков и повышение прибыльности на основе организации системных взаимодействий с властью.
--------------------------------
<13> GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учебное пособие / под ред. Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой. М.: РОССПЭН. 2012. С. 219 - 220.
Для органов местного самоуправления появление GR-специалистов в бизнес-структурах является новым вызовом, требующим адекватного реагирования. Тем более что основными принципами деятельности органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности органов власти; достоверность указанной информации, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов власти. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (в ред. от 1 декабря 2014 г.) заложил правовые основы информационного взаимодействия между органами власти, бизнеса и городского сообщества.
Муниципальный служащий должен быть готов к пристальному взгляду на его деятельность со стороны бизнес-структур, необходимости экспертной оценки принимаемых решений. Кроме того, муниципальный служащий обязан соблюдать антикоррупционное законодательство, не допускать конфликта интересов в управленческой деятельности по отношению к функционированию бизнес-структур на территории муниципальных образований.
Хотя, по мнению муниципальных служащих, процесс управления основывается на тезисе о том, что чиновник всегда знает точно, как сделать лучше. В действительности растущий объем информации, отсутствие достаточного ресурса времени, комплексность проблем позволяют экспертам заявить, что "профессионалы не обладают монополией на информацию или знания" <14>. Тем более что крупный российский город как объект управления является одной из сложнейших социальных систем, и нахождение баланса между деятельностью органов городского самоуправления в интересах городского сообщества и развитием бизнеса является важной предпосылкой в разрешении современного экономического кризиса.
--------------------------------
<14> Новек Б. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию - сильнее, а граждан - влиятельнее / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. С. 55.
Литература
1. Алейников А.В. Бизнес и власть в современном российском обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... докт. филос. наук. СПб., 2010.
2. Бочкарев И.Е. О некоторых недостатках законодательного регулирования судебного контроля за действиями (решениями) государственных и муниципальных служащих в отношении субъектов экономической деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 10 [Электронный ресурс]: справ.-правовая система "КонсультантПлюс".
3. Бычкова О., Гельман В. Экономические акторы и локальные режимы в крупных городах России // Неприкосновенный запас. 2010. N 2 (70) С. 73 - 82.
4. Гараев В.Ф. Бизнес на выборах в органы местного самоуправления в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2011. N 4 (16).
5. Косарева Н.Б., Пузанов А.С. Российские города после кризиса: новые возможности или старые ограничения? // Городской альманах. Вып. 5 / науч. ред. Г.Ю. Ветров. М.: Институт экономики города, 2012.
6. Мартьянов В.С., Руденко В.Н. Российские мегаполисы: от индустриальных городов к стратегии многофункциональных агломераций // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12.
7. Новек Б. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию - сильнее, а граждан - влиятельнее / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012.
8. Расторгуев С.В. Взаимоотношения политической власти и бизнеса в современной России: модели и тенденции достижения баланса: автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 2014.
9. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
10. Трунцевский Ю.В. О проблемах правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса // Юридический мир. 2011. N 4 [Электронный ресурс]: справ.-правовая система "КонсультантПлюс".
11. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учебное пособие / под ред. Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой. М.: РОССПЭН. 2012.
12. The European Urban Charter II (2008). URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1200191&Site=Congress&BackColorInternet/.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.