Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМИ ПОСЕЛЕНИЯМИ
С.А. ВАСИЛЬЕВ
Российская Федерация является самым большим по площади государством в мире с населением, по количеству уступающим некоторым странам. Управление таким большим по площади государством вызывает определенные трудности. Исходя из смысла ст. 5 и 12 Конституции РФ, управление государством осуществляется на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов РФ и местном, причем на местном уровне управление осуществляется гражданами самостоятельно.
Отметим, что территории, на которых осуществляется управление в субъектах РФ, определяется самой Российской Федерацией, а то, на каких территориях осуществляется местное самоуправление, определяется субъектами РФ <1>. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения <2>.
--------------------------------
<1> См.: Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2008.
<2> ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
По состоянию на 1 июля 2008 г. законами субъектов Российской Федерации установлены границы 24 144 муниципальных образований, из них:
- городских округов - 516;
- муниципальных районов - 1801;
- городских поселений - 1742;
- сельских поселений - 19 849;
- внутригородских муниципальных образований городов федерального значения - 236 <3>.
--------------------------------
<3> Бабичев И.В. Территории местного самоуправления и их юридические конструкции // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 10. С. 23 - 32.
Таким образом, на территории РФ сельских поселений функционирует абсолютное большинство, функционирование которых мы рассмотрим подробнее.
На сегодняшний день основным международным документом, регулирующим вопросы местного самоуправления, является Европейская хартия местного самоуправления.
Применительно к Российской Федерации организация и функционирование местного самоуправления закреплены в главе 8 Конституции РФ. Конкретнее же вопрос о правовом режиме сельских поселений регламентируется в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ), который определяет сельское поселение как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления <4>.
--------------------------------
<4> См.: ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Кроме того, отметим, что ФЗ N 131-ФЗ определяет: принципы территориальной организации сельского поселения, в состав которого могут входить два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав <5>. Исходя из этого, приходим к выводу о том, что в одно муниципальное образование могут входить несколько поселений, которые являются в совокупности единым публично-правовым образованием. Таким образом, организация управления в таких условиях вызывает определенные сложности.
--------------------------------
<5> ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Помимо ФЗ N 131-ФЗ некоторые вопросы сельских поселений регулируются Земельным, Градостроительным кодексами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании того же Закона любое муниципальное образование своим уставом формирует администрацию всего сельского поселения <6>. Чаще всего в отдаленных от центра населенных пунктах формируются территориальные органы местного самоуправления. Например, в ст. 31 Устава Балаковского муниципального образования Саратовской области говорится: "...в структуру администрации Балаковского муниципального образования входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Балаковского муниципального образования" <7>. Следовательно, руководство муниципального образования формирует администрацию в каждом населенном пункте, создавая для этого все необходимые условия: помещения, заработная плата муниципальным служащим, необходимая техника и т.д., тратя на это значительные средства местного бюджета.
--------------------------------
<6> См.: ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<7> URL: www.balakovo-saratov.ru.
На основании вышеизложенного приходим к выводу о том, что эффективность работы органов поселковой администрации требует определенных затрат и порождает вопросы своей эффективности функционирования, достаточно мало привлекает каждого отдельно взятого человека в общественную жизнь его населенного пункта, а также является очагом коррупции практически для всего населения.
Решение этой проблемы может пойти как минимум двумя путями. Первый - детальная регламентация организации органов местного самоуправления в каждом населенном пункте на территории Российской Федерации с учетом мнения населения или путем проведения выборов, схода или публичных слушаний, что представляется достаточно трудоемкой задачей, в то же время нарушающей основы самостоятельности местного самоуправления.
Второй путь разрешения данной проблемы заключается в организации в каждом населенном пункте территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) и делегировании ТОС органами государственной власти и местного самоуправления более широкого круга полномочий, ныне закрепленного в законодательстве.
ФЗ N 131-ФЗ определил ТОС как самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОС <8>.
--------------------------------
<8> ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Исходя из законодательно закрепленного понятия ТОС, следует, что по своей сути ТОС должен заменять органы местного самоуправления в населенном пункте, входящем в муниципальное образование. Например, граждане в сельском поселении организовывают ТОС и, взаимодействуя с органом местного самоуправления, на территории которого находятся, осуществляют свою деятельность. При этом получается следующая финансовая взаимосвязь: люди платят налоги в бюджет муниципального образования, из которого объективно необходимые денежные средства поступают в бюджет ТОС. После чего граждане - участники ТОС сами осуществляют управление финансовыми ресурсами, поступившими на обозначенные нужды, и осуществляют всю работу по улучшению материального благосостояния сельского поселения. В данном случае решается проблема трудового устройства нуждающихся граждан. Также возможно осуществлять такой механизм, при котором участники ТОС будут работать в своем же ТОС и получать заработную плату из средств бюджета ТОС.
Стоит отметить, что не многие граждане-участники смогут работать в ТОС, однако общее собрание граждан ТОС сможет определить самых нуждающихся или иными способами решить эту проблему.
Возникает вопрос о том, какую конкретно деятельность будут осуществлять лица, работающие в ТОС. Пункт 3 ч. 8 ст. 27 ФЗ N 131-ФЗ регламентировал: "Органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность" <9>. То есть собрание граждан - участников ТОС определяет направления деятельности, к выполнению которых и привлекает нуждающихся в оплачиваемой работе граждан.
--------------------------------
<9> ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Обозначенные выше механизмы можно закрепить в уставе ТОС и успешно реализовывать на практике, обеспечивая нуждающихся граждан оплачиваемой работой и решая хозяйственные вопросы ТОС.
В рамках ТОС на территории сельского поселения возможно также трудоустройство граждан в качестве сторожей сельскохозяйственных территорий, а также для охраны других объектов с назначением заработной платы из средств ТОС.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О безопасности" субъектами безопасности наряду с государственными органами являются граждане и общественные организации <10>. Соответственно, граждане могут самостоятельно или через создаваемые ими общественные организации (в данном случае ТОС) защищаться от правонарушителей, не нарушая законодательство РФ.
--------------------------------
<10> См.: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом отчасти решается вопрос об обеспечении безопасности поселения. Отметим, что будет играть важную роль тот психологический фактор, что лица охраняют себя, своих соседей, свое родное поселение, что может положительно отразиться на качестве и уровне обеспечения безопасности поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конкретнее данная норма Основного Закона РФ изложена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей <11>. Однако в сегодняшних условиях самовыражение граждан происходит с трудом ввиду целого ряда причин и общественной безразличности к результатам творческой деятельности отдельно взятого человека. В рамках функционирования ТОС возможно повышение общественной заинтересованности в продуктах самовыражения граждан и выставление их на общественное обозрение, что может сказаться на повышении культурно-образовательного уровня граждан - участников ТОС и мотивации к дальнейшему творчеству граждан.
--------------------------------
<11> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Что касается сельских поселений, то доступ к объектам культурного наследия каждого гражданина ограничен по объективным причинам. В процессе исполнения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. органы ТОС могли бы осуществлять формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.); обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями; развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры; проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот; содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений; создание механизмов реализации авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним <12>.
--------------------------------
<12> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс".
С точки зрения федерального законодательства невозможно обязать граждан вводить ТОС в каждом населенном пункте, однако это облегчило бы работу органов местного самоуправления, снизило бы затраты муниципального образования. Кроме того, по мнению Г. Маркаряна, ТОС следует относить к единственной в наше время сохранившейся форме прямой демократии, когда люди самостоятельно решают свои проблемы <13>.
--------------------------------
<13> Маркарян Г. Территориальное общественное самоуправление // Законность. 2005. N 6. С. 49 - 51.
Таким образом, с точки зрения основ народовластия введение обязанности организовывать ТОС в населенных пунктах, которые входят в состав муниципального образования, включающего в себя несколько поселений, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, приведет к экономии денежных средств местного бюджета, снижению уровня коррупции на местах, удобству в управлении сельским поселением в целом, а также явится ярким выражением демократии на пути построения правового государства в Российской Федерации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.