Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДОКТРИНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИ И МЕСТА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
А.А. КИРИЛЛОВЫХ
Современное образовательное законодательство в России имеет сравнительно недолгую историю своего развития и окончательно пока не сформировалось. В связи с этим возникает научный интерес в изучении форм и источников образовательного права в целях оптимизации правового регулирования соответствующих правоотношений на современном этапе и на долгосрочную перспективу. В современной научной литературе данный аспект исследован незначительно и представляет собой выводы отдельных ученых-юристов, отражающих субъективное представление об элементах образовательного законодательства и его источниках.
Достаточно широкий взгляд на источники образовательного права изложен Е.С. Кананыкиной, которая предлагает рассматривать в качестве таковых формализованные источники по вопросам образования. При этом под источниками образовательного права автор считает целесообразным понимать источники права, в которых либо прямо или опосредованно воплощена и в определенной форме внешне выражена государственная воля, направленная на упорядочение отношений, складывающихся непосредственно по поводу деятельности по обучению и воспитанию обучающихся, а также отношений, возникающих в связи с необходимостью обеспечения качественного и эффективного обучения и воспитания, либо такие отношения признаны государственной властью в силу их многовекового существования, либо они облечены в форму индивидуальных решений, актов договорного характера по делам, связанным с воспитанием и обучением, которым государственная власть придает общеобязательные значение и формы <1>. В последнем случае фактически речь идет об обычаях в образовательной сфере, а также нормативных договорах, регулирующих образовательные отношения, и судебной практике.
--------------------------------
<1> Кананыкина Е.С. Источники образовательного права в системе источников права // Юридическое образование и наука. 2007. N 2.
Нормы международного права, как известно, являются частью правовой системы Российской Федерации, а значит, международные акты по вопросам регулирования образования также входят в число источников отечественного образовательного законодательства.
В литературе отмечается, что в рамках источников международного образовательного права доминирующее место занимает нормативный договор. В то же время обращается внимание на то, что положения образовательных доктрин находят отражение в региональных договорах и соглашениях <2>.
--------------------------------
<2> Кананыкина Е.С. Международное образовательное право: документы по вопросам образования международных и региональных организаций // Юридическое образование и наука. 2013. N 4. С. 24 - 29.
Как известно, образование является социальной функцией современного государства, имеющей сервисный характер. В целом можно сказать, что образовательная доктрина является в узком смысле частью более широкого понятия - социальной доктрины. Подобного рода доктрины, принимаемые на государственном уровне, отражают направления общественного развития и сущность самого государства.
Под социальной доктриной (в управленческом смысле) понимается основной (исходный) государственно-управленческий политический и нормативный документ, задающий формирование и содержание государственной социальной политики, программ ее реализации, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения <3>.
--------------------------------
<3> Колесник И.Ю. Доктрина как правовой инструмент решения проблем гуманитарного образования // Конституция и доктрины России современным взглядом: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009. С. 90.
В свою очередь, образовательно-правовая доктрина, закрепляющая государственные воззрения на вопросы воспитания и обучения, является и политическим, и правовым документом. Образовательные (образовательно-правовые) доктрины отражают общие принципы новой государственной модели образования. Основные направления развития устанавливаются на основе ценностей и политических взглядов и соответствуют ожиданиям общества для реализации поставленных общегосударственных (национальных) целей в системе образования. Смена политических взглядов, ценностей и целей общества приводит к смене направлений развития образования <4>.
--------------------------------
<4> Кананыкина Е.С. Источники образовательного права в системе источников права.
Формулирование в национальных нормативных актах максим образования, по сути, является поиском национальной идеи. В то же время национальная идея не может стать панацеей от всех бед и тем более основой идеологии образования. Корни идеологии глубже.
В правовых основах образовательной политики, являющейся, кстати, составной частью государственной политики, ключевую роль играют идеологическая и организационная ее основы. Идеологической основой образовательной политики Российской Федерации на современном этапе можно было считать Национальную доктрину образования в Российской Федерации на период до 2025 г. <5>. В ней определены основные направления образовательной отрасли и ожидаемые результаты их реализации. Целевая составляющая любого нормативного акта опирается на основные направления государственной политики, в известной степени отражающей интересы и приоритеты развития государства и общества в определенной сфере.
--------------------------------
<5> См.: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 "О Национальной доктрине образования в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4089.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина <6>, помимо прочего, определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Одним из важнейших принципов, которые закреплял указанный документ, - запрет принятия нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования.
--------------------------------
<6> Утратила силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1636.
Образовательные доктрины могут носить не только общий, но и специальный узко предметный характер, предполагающий целевое решение проблем в отдельных сферах и видах образования. В качестве примера можно привести юридическое образование, о проблемах развития которого сегодня много говорится на страницах периодических изданий. Так, в числе документов программного характера, призванных определить направления совершенствования образования в обозначенной сфере, явилась Межведомственная программа "Развитие юридического образования в Российской Федерации на 2001 - 2005 годы". Оценивая сложившуюся на начало XXI в. ситуацию в сфере развития юридического образования в России и обращая внимание на негативные процессы, касающиеся деятельности всех образовательных учреждений, Программа определила конкретные формы и уровни организации и дальнейшего развития юридического образования в стране как системного образовательного комплекса, построенного прежде всего на принципах:
- непрерывности и системности юридического образования;
- качества профессионального юридического образования;
- его доступности;
- повышения эффективности управления в сфере юридического образования <7>.
--------------------------------
<7> Побежимова Н.И. Межведомственная программа "Развитие юридического образования в Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" и проблемы дальнейшего развития юридического образования в России // Юридическое образование и наука. 2005. N 4.
В то же время на смену доктрине развития образования приходят другие документы программно-целевого характера. В числе подобных документов можно назвать Федеральную целевую программу развития образования на 2011 - 2015 гг. <8>, предусматривающую ряд мероприятий по созданию условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, а также принятую в ее развитие Федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 гг. <9>.
--------------------------------
<8> См.: Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" (в ред. от 28 января 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1377.
<9> См.: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2015. N 22. Ст. 3232.
Как отмечается в документе, использование ФЦП развития образования на 2011 - 2015 гг. в качестве основного инструмента программно-целевого управления сделало возможным адресную целевую поддержку инициатив, направленных на инновационное развитие системы образования, внедрение новых образовательных технологий, обеспечение развития кадрового потенциала системы образования в рамках реализации скоординированных задач федеральной государственной образовательной политики.
Реализация ФЦП развития образования на 2016 - 2020 гг. <10> будет происходить в условиях структурных и институциональных изменений экономики страны, нового этапа технологического развития глобальной экономики, характеризующегося наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. В свою очередь, реализация Программы должна предусматривать вариативность сценариев развития социально-экономической ситуации в стране и сохранить в приоритете долгосрочные цели.
--------------------------------
<10> Федеральная целевая программа развития образования является не только этим инструментом, но и важнейшим средством координации действий Правительства РФ в сфере образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций. Гибкость программно-целевого инструмента управления в виде федеральной целевой программы позволяет своевременно менять акценты в планируемых и реализуемых проектах с учетом установок и требований, предъявляемых всеми органами государственной власти и управления в рамках декларируемых государственных приоритетов.
Стоит отметить, что сформулированные в рамках в ФЦП развития образования на 2016 - 2020 гг. программные предложения рассматриваются как организационно-управленческий механизм обеспечения преемственности в реализации государственной политики в сфере образования, инструмент обеспечения непрерывности и эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы <11>, одновременно служащий важнейшим условием для поддержания антикризисных мер Правительства РФ в области обеспечения стабильности социальной политики, и, наконец, определяющий фактор, обеспечивающий инновационное развитие экономики Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
--------------------------------
<11> См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2014. N 17. Ст. 2058.
В качестве некоторых направлений развития отмечается курс на повышение заработных плат педагогическим работникам, что требует необходимой слаженной работы всей системы образования, каждого уровня - от федерального до образовательной организации. Это связано с особенностями закрепления полномочий по организации и финансовому обеспечению различных уровней образования. Федеральный уровень - это высшее образование; региональный - среднее профессиональное, дополнительное образование детей; органы местного самоуправления - дошкольное, общее и (преимущественно) дополнительное образование детей.
Одно из условий реализации данных целей - выход педагогических работников на эффективный контракт, являющийся механизмом "увязки" заработной платы с качеством и результатами педагогической работы.
Ведя речь об образовательных доктринах, стоит обратить внимание на зарубежный опыт восприятия подобных регуляторов в соответствующей сфере общественных отношений. Образовательные доктрины ряда государств, входящих в число стран с англосаксонской системой права, основаны именно на восприятии концептуальных научных подходов в регулировании образовательных отношений. Не последнее место в такой характеристике доктрины играет элемент "судебного прецедента", опирающегося, как известно, на более широкое восприятие правовой действительности правоприменителем (да и законодателем), нежели на "сухой язык" формальной логики закона. Между тем подобное представление о месте образовательной доктрины в правовой системе стран общего права нисколько не умаляет ее функциональное значение как нормативного регулятора образовательных отношений, выражающего одновременно общий "дух" текущего образовательного законодательства, систему взглядов и ценностей в образовательной сфере.
Следует обратить внимание на особенности правового регулирования образования в странах, где основным источником права является судебный прецедент. Прецедентное право не регулирует непосредственно образовательные отношения в системе стран общего права. В сфере образования Великобритании, равно как и во многих других странах (таких как Россия, Франция, США), сегодня возросла роль делегированного законодательства, или ведомственного нормативного регулирования, осуществляемого правительством и исполнительными органами власти на основе полномочий, переданных парламентом <12>. Система профессионального образования Великобритании функционирует в рамках проекта "Национальная профессиональная квалификация".
--------------------------------
<12> Кананыкина Е.С. Делегированное и локальное нормотворчество Великобритании в сфере образования // Юридическое образование и наука. 2010. N 4. С. 20 - 23.
В то же время страны прецедентного права постепенно формируют образовательные доктрины, представляющие собой некоторую совокупность последовательно принятых нормативных актов, регулирующих развитие какой-то определенной узкой сферы образовательных отношений (например, вопросы обучения одаренных детей и детей со средним уровнем развития) <13>.
--------------------------------
<13> Кананыкина Е.С. Источники права об образовании Великобритании: образовательные доктрины первой четверти XX века // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 44 - 48.
Современная федеральная законотворческая деятельность США в области образования проявляет себя достаточно интенсивно. В стране был принят целый ряд законов, регулирующих развитие образования в национальном масштабе <14>. В частности, детальное обоснование цели школьного обучения нашли в Докладе комиссии по реорганизации среднего образования "Основные принципы среднего образования" 1918 г. и Докладе комиссии по определению школьной политики "Цели образования в американской демократии" 1938 г. <15>.
--------------------------------
<14> Среди них - Закон об образовании в целях национальной обороны 1958 г., Закон о развитии высшего образования 1963 г., Закон о профессиональном образовании 1963 г., Закон о развитии элементарного и среднего образования 1965 г., Закон о совершенствовании подготовки кадров 1967 г., Закон об обучении одаренных детей 1978 г., Закон о консолидации и совершенствовании образования 1981 г., Закон о профессиональном обучении 1983 г., Закон о поддержке семьи 1988 г., Закон о предупреждении насилия над детьми 1989 г., Закон о национальных целях образования 1990 г., Закон о гражданских правах 1991 г., Закон о равных возможностях 1995 г. См.: Кананыкина Е.С. Децентрализация и вопросы школьного обучения в нормативных актах американских штатов // Административное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 47 - 56.
<15> Graduals Principles of Secondary School. Wash. D.C., 1978; The Purposes of Education in American Democraticy. Wash. D.C., 1938. P. 78, 79.
По мнению Е.С. Кананыкиной, национальные правовые системы мира постоянно реформируются и не являются основами доктрин современного образования. Но в любом случае идеология образования не может существовать вне государственной идеологии. Например, в США в Доктрине образования "Америка-2000", основанной на трактате "Высокие умения или низкая зарплата", определена четкая взаимосвязь образования и труда <16>.
--------------------------------
<16> Кананыкина Е.С. Идеология и политика образования в современном политико-правовом пространстве // Юридическое образование и наука. 2008. N 1.
Примечательно, что ученые отмечают в качестве одной из характерных черт развития народного образования в странах, принадлежащих к религиозным правовым системам, наличие системы планирования развития образования, несмотря на различный уровень развития политических и экономических систем. Плановая политика является основой деятельности национальных министерств образования, структуру которых составляют государственные органы по планированию <17>.
--------------------------------
<17> Нофаль М. Развивающиеся страны: экономическая независимость и образование. М.: Прогресс, 1985.
Судебный прецедент и правовой обычай не являются источниками образовательного права в традиционном смысле слова, особенно в странах, где образовательное право сформировалось как отрасль права, но образовательные (не правовые) доктрины оказывают значительное влияние на образовательную политику страны и находят разнообразное закрепление в нормативных правовых актах государственных органов. Как отмечает Е.С. Кананыкина, идеологическая составляющая образовательных доктрин не имеет определенной связи с видом правовой системы общества, но имеет непосредственное отношение к политическому режиму, господствующему в стране, и философским основам образования, установившимся с древних времен, если это допускает господствующая философская идеология <18>.
--------------------------------
<18> Баранников А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. N 2.
Этапы развития законодательства об образовании во всех странах совпадают с этапами развития государственной политики в этой области, начиная от выработки основных (декларативных) положений народного образования, принятия закона об образовании и заканчивая реализацией государственных программ развития образования и национальных доктрин образования <19>.
--------------------------------
<19> Кананыкина Е.С. Идеология и политика образования в современном политико-правовом пространстве.
Модернизация отечественного образовательного законодательства в рамках проводимой государством политики совершенствования российской системы образования осуществлялась в свете положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" <20>, которым, в частности, Правительству РФ в рамках обеспечения реализации мероприятий в области образования предписывалось разработать и внести в июле 2012 г. в Государственную Думу проект Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
--------------------------------
<20> СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2336.
Как известно, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 7 мая 2013 г.) <21> содержится только одна статья (ст. 4), посвященная вопросам правового регулирования образовательных отношений. В ее нормах, в частности, определены цели правового регулирования отношений в сфере образования: установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования; создание условий развития системы образования; защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
--------------------------------
<21> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.
Для выполнения указанных целей в законодательстве должен быть решен ряд самостоятельных задач как определенных перспективных ориентиров. Согласно пункту 3 ст. 4 Закона N 273-ФЗ основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
- создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
- определение правового положения участников отношений в сфере образования;
- создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
К сожалению, в статье 4 Закона об образовании, предметно посвященной правовому регулированию отношений в данной сфере, образовательная доктрина как один из источников образовательного законодательства отражения не нашла.
Определяя роль и значение нового федерального образовательного законодательства, В.В. Гаврищук справедливо подчеркивает: "Федеральный закон - стратегический акт, по сути, образовательный кодекс, закрепляющий конкретные "правила игры" на десятилетия вперед, в нашем случае - положения, регламентирующие функционирование отечественной системы образования" <22>. Как известно, любой закон базируется на концепции, определяющей направления, цели и необходимые инструменты для их достижения, причем такая концепция должна логично отражать действующую государственную политику.
--------------------------------
<22> Гаврищук В.В. Новый закон об образовании и законотворческие перспективы // Право и образование. 2013. N 5. С. 11.
В силу региональных и национально-культурных особенностей и традиций отдельных территорий вопросы образования, как известно, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим неслучайно в литературе обращается внимание на то, что "огромное значение будет иметь не только то, как разработанные положения будут реализовываться на практике, но и какое законодательство об образовании будет принято субъектами Российской Федерации" <23>.
--------------------------------
<23> Мацкевич И.М. Проблемы становления законодательства субъектов Российской Федерации об образовании (на примере города Москвы) // Юридическое образование и наука. 2014. N 1. С. 3 - 7.
В то же время большинство ученых высказывается за придание подобного рода документу статуса официального нормативного правового акта <24>.
--------------------------------
<24> Кананыкина Е.С. Нормативные договоры и образовательные доктрины как источники образовательного права в романо-германской системе права // Юридическое образование и наука. 2005. N 3; Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие. М.: Владос, 2008; Каткова Л.В. Политика современного Российского государства в сфере регулирования образования // Юридическое образование и наука. 2010. N 2. С. 22 - 27; Щербак Е.Н. О национальной доктрине управления высшим образованием в условиях рыночной экономики // Юридический мир. 2012. N 1. С. 67 - 70.
Хочется надеяться, что постепенно отечественный законодатель придет к осознанию особой роли образовательных доктрин в системе источников правового регулирования образования и придаст им главенствующую роль, как это уже сделано в ряде европейских государств (например, в Великобритании).
Ведя речь о доктрине образования в России, как правило, под ней подразумевают основные направления развития в соответствующей сфере. Как полагает Е.С. Кананыкина, основные направления развития определены в Конституции РФ, общие цели - в законах, а частные цели - в специальных инструкциях и указах, которые впоследствии используются в практической деятельности местными властями или конкретными учебными заведениями. Все они имеют различные временные параметры: от долгосрочных, как доктрина (основные направления развития) систем, до краткосрочных - таких как специфические цели и задачи <25>.
--------------------------------
<25> Кананыкина Е.С. Нормативные договоры и образовательные доктрины как источники образовательного права в романо-германской системе права.
Однако между направлениями развития и общими и специфическими целями имеется известная корреляция, обусловленная иерархическими свойствами системы отечественного образовательного законодательства.
На основе проведенного анализа роли и места доктрины как источника правового регулирования образовательных отношений можно сделать, на наш взгляд, ряд выводов, отражающих суть данного регулятивного инструмента.
Итак, в нашем представлении образовательная доктрина - это система идей, взглядов и ценностей, отражающих в рамках программно-целевого ориентира стратегические направления развития отношений в образовательной сфере, взаимоувязанного с концепцией социально-экономического развития Российской Федерации. Образовательная доктрина как элемент нормативно-концептуального характера может существовать в качестве отдельного формализованного стратегического юридического документа либо быть вплетена в систему целевых ориентиров и задач и текстуально размещена непосредственно в рамках образовательного закона.
С учетом того что вопросы образования находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, региональная образовательная политика должна быть выдержана в русле парадигмы развития общефедеральной системы образования и одновременно отвечать национально-территориальным интересам конкретного субъекта Федерации.
В связи с этим в рамках проведения единой государственной образовательной политики уполномоченные органы государственного управления субъектов Федерации определяют собственные особенности развития системы образования в рамках региональных образовательных доктрин. При этом должно соблюдаться иерархическое соподчинение норм федерального и регионального уровней, не допускающее юридических противоречий и конфликтов нормативных предписаний между ними.
Библиография
Баранников А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. N 2.
Гаврищук В.В. Новый закон об образовании и законотворческие перспективы // Право и образование. 2013. N 5.
Кананыкина Е.С. Делегированное и локальное нормотворчество Великобритании в сфере образования // Юридическое образование и наука. 2010. N 4.
Кананыкина Е.С. Идеология и политика образования в современном политико-правовом пространстве // Юридическое образование и наука. 2008. N 1.
Кананыкина Е.С. Источники образовательного права в системе источников права // Юридическое образование и наука. 2007. N 2.
Кананыкина Е.С. Источники права об образовании Великобритании: образовательные доктрины первой четверти XX века // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4.
Кананыкина Е.С. Международное образовательное право: документы по вопросам образования международных и региональных организаций // Юридическое образование и наука. 2013. N 4.
Кананыкина Е.С. Нормативные договоры и образовательные доктрины как источники образовательного права в романо-германской системе права // Юридическое образование и наука. 2005. N 3.
Каткова Л.В. Политика современного Российского государства в сфере регулирования образования // Юридическое образование и наука. 2010. N 2.
Колесник И.Ю. Доктрина как правовой инструмент решения проблем гуманитарного образования // Конституция и доктрины России современным взглядом: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009.
Мацкевич И.М. Проблемы становления законодательства субъектов Российской Федерации об образовании (на примере города Москвы) // Юридическое образование и наука. 2014. N 1.
Нофаль М. Развивающиеся страны: экономическая независимость и образование. М.: Прогресс, 1985.
Побежимова Н.И. Межведомственная программа "Развитие юридического образования в Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" и проблемы дальнейшего развития юридического образования в России // Юридическое образование и наука. 2005. N 4.
Чинков В.Р., Пискунов М.С. Проблемы и перспективы развития образовательных систем европейских стран // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. N 3.
Щербак Е.Н. О национальной доктрине управления высшим образованием в условиях рыночной экономики // Юридический мир. 2012. N 1.
Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие. М.: Владос, 2008.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.