Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
К.Ю. ЧУГУНОВА
--------------------------------
<*> Данная статья подготовлена в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений МГЮА имени О.Е. Кутафина; НИР "Правовые основы обеспечения национальной безопасности РФ".
Если прошлый XX в. прозвали "веком атома и кибернетики", то век сегодняшний смело можно назвать информационным. Информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества и оказывает влияние на такие важнейшие сферы его деятельности, как политическая, экономическая, оборонная и другие составляющие безопасности РФ. Государство стремится обеспечить информационную безопасность, то есть обеспечить состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся не только интересами государства, но также личности и общества. В Доктрине информационной безопасности РФ <1>, утвержденной Президентом РФ в августе 2000 г., отмечено, что анализ состояния информационной безопасности РФ показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства, что, несомненно, отрицательно сказывается не только на информационной сфере, но и на всех сферах функционирования общества, с которыми так или иначе связана информационная безопасность.
--------------------------------
<1> Доктрина информационной безопасности РФ (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Российская газета. 2000. 28 сент.
Современные технологии достигли такого уровня, что процессы распространения, получения и обработки информации фактически стали непрерывными и охватывающими огромные территории, кроме того, возрос уровень информационной культуры и образования. Страны теперь предпочитают приобретать превосходство друг над другом не с помощью участия в кровопролитных войнах, а при помощи ведения войн информационных. Информационные технологии в наше время делают возможным "управление" при минимальном насилии и кровопролитии, в особенности при достижении желаемого результата при фактически минимальных ресурсных затратах. Однако такая ситуация весьма опасна в силу того, что информационное оружие способно разрушительно влиять как на технические и технологические системы, так и на людей. Кроме того, в отличие от привычного оружия, информационное оружие достаточно сложно вычислить, оно может долгое время оказывать поражающее воздействие на объект и так и не быть обнаруженным. В последнее время, чтобы подчеркнуть возросшую угрозу информационного оружия, в некоторых научных публикациях по отношению к информационному оружию стал применяться термин "оружие массовых разрушений".
Полковник ВВС США Р. Шафрански утверждал, что уже сейчас имеются средства, позволяющие создавать информационное оружие, и так как информационное оружие является весьма мощным оружием, войска и гражданское население должны быть защищены от него <2>. В Доктрине информационной безопасности РФ угрозы информационной безопасности подразделяются на внешние и внутренние. В качестве одного из источников внешних угроз информационной безопасности выделяется разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. В данной Доктрине говорится о возросшей угрозе применения информационного оружия против информационной инфраструктуры РФ. Связано это, прежде всего, с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем с международными информационными системами. Законодательного определения информационного оружия нет. Но в целом его можно определить как средства уничтожения, искажения или хищения информации; средства преодоления систем защиты; средства ограничения допуска законных пользователей; средства дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем <3>. Таким образом, понятие информационного оружия - весьма широкое, им могут являться не только всевозможные технические средства, но и люди, которые принимают, изменяют, распространяют информацию. Даже средства массовой культуры и искусства могут являться информационным оружием. В связи с возросшей ролью информационного оружия и опасности, которую оно представляет для РФ, необходимо совершенствование правового регулирования в данной сфере.
--------------------------------
<2> См.: Теория информационного оружия. Полковник ВВС США Р. Шафрански (Theory of Information Warfare. Preparing For 2020 by Colonel Richard Szafranski, USAF). URL: http://www.iwar.org.uk/iwar/resources/airchronicles/szfran.htm.
<3> См.: Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1999. С. 56.
К основным "информационным правам", закрепленным Конституцией РФ как нормативно-правовым актам, обладающим высшей юридической силой, можно отнести:
1) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Применительно к информационной сфере это означает свободу получения и распространения информации, получение и распространение которой не запрещено законом;
2) неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита чести и доброго имени (п. 1 ст. 23) - предполагает обеспечение сохранности и нераспространения сведений о лице, которые само лицо желает сохранить в тайне. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (п. 2 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (п. 1 ст. 24);
3) свобода совести и вероисповедания, распространения религиозных и иных убеждений - то есть опять же речь идет о свободном распространении информации (ст. 28);
4) свобода мысли и слова, свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Недопустимость ограничения свободы доступа к информации иначе, чем федеральным законом (ст. 29).
Гарантия и защита "информационных прав" подчеркивает значимость развития информационной сферы, что находит отражение в нормативных правовых актах, составляющих основу обеспечения информационной безопасности.
В Федеральном законе от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" <4> содержится законодательное определение понятия "оружие" - это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Упоминания о существовании информационного оружия мы в данном акте не встретим. Что же понимается под "поражением", законодатель не разъясняет. С одной стороны, информационное оружие полностью не подпадает ни под один из видов оружия, перечисленных в законе. Но, с другой стороны, разве информационное оружие не поражает цель, будь то техническое средство, технологическая система или человек? Представляется, что с учетом динамики развития общества и требований актуализации законодательства в настоящее время целесообразно указание в данном Законе об оружии на такой вид оружия, как информационное.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" <5> также не содержит упоминания об информационном оружии, однако ст. 16 Закона посвящена защите информации.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31. Ст. 3448.
Поскольку информационное оружие предназначено для подрыва информационной и, как следствие, национальной безопасности через воздействие на информацию и ее носители, из данной статьи можно вывести признаки информационного оружия: а) осуществляет неправомерный доступ, уничтожение, модифицирование, блокирование, копирование, предоставление, распространение и иные неправомерные действия в отношении информации; б) нарушает порядок доступа к информации и в целом оказывает неблагоприятное воздействие на информацию; в) воздействует на средства обработки информации.
Среди принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации закреплено обеспечение безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации.
В Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 г. <6> отмечена вероятность рецидива односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречий между основными участниками мировой политики, угрозы применения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, совершенствования форм противоправной деятельности в кибернетической области, а также усиления глобального информационного противоборства. В современном мире информационное оружие вполне можно назвать оружием массового уничтожения. Информационные угрозы национальной безопасности можно увидеть фактически в ключевых сферах функционирования общества: оборона - разработка и системная реализация комплекса информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора, информационные и другие высокотехнологичные средства ведения вооруженной борьбы являются угрозой военной безопасности; экономика - государственная политика направлена на развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения и др.
--------------------------------
<6> Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
Как большинство актов в сфере информационной безопасности, Доктрина информационной безопасности РФ, пожалуй, основной акт в этой области, не имеет статуса федерального закона. Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ. Трудно представить, как можно обеспечить информационную безопасность "совокупностью взглядов", помимо взглядов должны быть предприняты конкретные действия. В Доктрине дано понятие информационной безопасности как состоянию защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Доктрина также определяет методы обеспечения информационной безопасности. К методам защиты от информационного оружия можно отнести следующие: разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения; создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи; выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи.
Совершенствование правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности государства - актуальная задача законодателя. В 2013 г. был разработан проект Концепции Стратегии кибербезопасности РФ <7>. Проект этот неоднозначен, о чем свидетельствует уже его название "концепция стратегии". В нем отмечен недостаток существующего правового регулирования киберпространства как элемент, "принимая во внимание комплексный характер проблемы и ее масштаб", усматривают необходимость создания не нормативно-правового акта в этой области, а некоего "специального документа" с не совсем понятным правовым статусом (такая тенденция характерна для всей правовой базы в сфере информационной безопасности, поскольку большинство актов в этой области не имеют статуса закона). Подчеркивая важность безопасности киберпространства для обеспечения информационной безопасности, а как следствие, и национальной безопасности РФ, авторы проекта изложили всю концепцию стратегии кибербезопасности на 10 листах. Чтобы понять, безопасность какой системы стоит обеспечить, в проекте дается определение киберпространству как сфере деятельности в информационном пространстве, образованной совокупностью коммуникационных каналов Интернета и других телекоммуникационных сетей, технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства). Кибербезопасность, в свою очередь, определяется как совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями. Как отмечено в самом проекте, он связан с другими актами в области информационной безопасности, в частности с Доктриной информационной безопасности РФ. Поскольку кибербезопасность является составной частью информационной безопасности, то связь этих документов должна быть особенно тесной. Но уже при первом прочтении обоих актов обнаруживаются некоторые противоречия. В частности, в Доктрине информационной безопасности отмечается защита интересов личности, общества и государства. В проекте же интересы общества теряются, но зато появляются интересы организаций. Каких конкретно организаций, авторы не уточняют. В проекте также указаны первоочередные действия, которые необходимо реализовать в целях обеспечения кибербезопасности. Но, в сущности, никаких конкретных действий не отмечено, авторы ограничились "развитием", "совершенствованием", "разработкой" и "наращиванием". Каким образом планируется реализация данных действий, опять же, не раскрывается. В проекте также указано на значение международного сотрудничества в области кибербезопасности и некоторое влияние международного опыта на создание данного проекта (к слову, в США национальная Стратегия безопасности в киберпространстве была принята еще в 2003 г.). С одной стороны, нельзя не отметить попытки российского законодателя идти в ногу со временем, уделяя внимание угрозам информационной безопасности, в частности кибербезопасности, и защите от этих угроз. Но пока попытки эти весьма робкие, до определенной степени еще не продуманные, поэтому не могут принести положительного результата.
--------------------------------
<7> Проект Концепции Стратегии кибербезопасности РФ. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf/.
Следует обратить внимание и на такой весьма интересный проект Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности" <8>. В нем раскрывается понятие информационно-психологической безопасности, но понятие это составлено некорректно, в связи с чем теряется его истинный смысл. "Информационно-психологическая безопасность - состояние защищенности, отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере". Даже если проигнорировать пунктуационную ошибку, из определения непонятно, с чем связаны жизненно важные интересы личности, общества и государства - с состоянием защищенности или с негативным информационно-психологическим воздействием? На наш взгляд, жизненно важные интересы на то и жизненно важные, что ни от чего не зависят и ни с чем не связаны, а обусловлены самой человеческой жизнью. В данном проекте нет упоминания об информационном оружии, но есть понятие "средства воздействия", что, в сущности, одно и то же. Под средствами воздействия понимаются технические и программные средства, используемые для негативного информационно-психологического воздействия на человека или группу лиц. Опять же, нельзя согласиться с данным определением в силу его неполноты. Мы уже выяснили, что в качестве информационного оружия (средства воздействия) могут использоваться не только технические и программные средства, но и сам человек может быть средством воздействия на других лиц, и даже массовое искусство и культура могут являться мощным информационным оружием. Если ранее, исходя из положений Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", мы выводили признаки информационного оружия через его воздействие на технические и технологические системы, то из содержания проекта можно выделить признаки информационного оружия через его воздействие на человека. Можно указать следующие признаки информационного оружия: причиняет вред здоровью человека; блокирует на неосознаваемом уровне свободу волеизъявления человека, искусственно прививает ему синдром зависимости; ведет к утрате способности к политической, культурной, нравственной самоидентификации человека; манипулирует общественным сознанием; разрушает единое информационное и духовное пространство РФ, традиционные устои общества и общественной нравственности, а также нарушает иные жизненно важные интересы личности, общества и государства. Несмотря на то что информационное оружие является крайне опасным, что видно из признаков информационного оружия, законодатель допускает возможность применения в определенных случаях специальных средств и методов информационно-психологического воздействия органами и организациями, входящими в государственную систему обеспечения информационно-психологической безопасности. В частности, с согласия лица допускается применение средств и методов воздействия в следующих случаях: с научными целями, при проведении исследований в области психики; при подготовке специалистов, использующих средства и методы воздействия на психику; при подготовке специалистов, чья деятельность связана с экстремальными и чрезвычайными ситуациями; при подготовке специалистов по проведению антитеррористических операций; при подготовке специалистов в области информационной безопасности. Но законом предусмотрена возможность применения такого воздействия и без согласия лица: во-первых, в чрезвычайных ситуациях, возникающих во время катастроф природного, техногенного и антропогенного происхождения с целью локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; во-вторых, при проведении антитеррористических и миротворческих операций, в ходе военных действий при отражении внешней агрессии по отношению к государству. Если со всеми предыдущими пунктами еще можно согласиться, то последний пункт вызывает серьезные опасения. Что понимать под миротворческими операциями или отражением внешней агрессии? В связи с последними событиями являются ли действия России на территории Украины миротворческой операцией по защите русскоязычного населения, а действия США и ряда других стран проявлением внешней агрессии по отношению к России? И дают ли все эти события право России применять информационное оружие (специальные средства и методы воздействия, если следовать букве закона) по отношению к населению без согласия самих лиц, под такое воздействие попадающих? Но пока все это лишь дает почву для размышлений. С одной стороны, это только проект, данный федеральный закон не принят, и положения, в нем содержащиеся, применяться не могут, но, с другой стороны, отсутствие полноценно нормативно-правовой базы в области обеспечения информационной безопасности создает угрозу бесконтрольного и безнаказанного применения информационного оружия. Настораживает также тот факт, что данный законопроект был внесен в Государственную Думу еще в 1999 г. и мог вступить в силу после его принятия в 2001 г., но в том же 2001 г. законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы. Между тем значение данного проекта, будь он продуман, грамотно теоретически проработан и принят, могло быть колоссальным. Поскольку информационно-психологическое воздействие есть не что иное, как воздействие информационного оружия. Это мог бы быть первый законодательный акт, не только признававший существование информационного оружия, но и предусматривающий способы борьбы с ним и меры обеспечения информационной безопасности в связи с применением информационного оружия.
--------------------------------
<8> Проект Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности" // СПС "КонсультантПлюс".
Информационная безопасность является составной частью национальной безопасности РФ. Информационные технологии в современном мире развиваются с необычайной скоростью, а информационные системы все чаще подвергаются воздействию информационного оружия, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования средств и методов обеспечения информационной безопасности. Следует признать, что если информационной безопасности РФ в рамках обеспечения национальной безопасности уделяется определенное внимание, хотя, по нашему мнению, недостаточное, о чем свидетельствует статус принимаемых в этой области актов (концепция, стратегия, доктрина и т.д.), то проблема использования информационного оружия по вине законодателя остается вне рамок правового регулирования. Национальная безопасность РФ, как отмечено в Стратегии информационной безопасности, существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. В связи с чем Россия больше не может игнорировать вопросы применения информационного оружия и защиты национальных интересов в этой сфере.
Библиография:
1. Козориз Н.Л. Информационная безопасность в глобальном информационном пространстве // Право и государство. 2013. N 7. С. 146 - 150.
2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учеб. пособие. М.: Вуз. учебник, 2009. 432 с.
3. Марков А.А. Некоторые аспекты информационной безопасности в контексте национальной безопасности // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1. С. 26 - 35.
4. Правовое обеспечение информационной безопасности: Учеб. пособие / Под ред. С.Я. Казанцева. 3-е изд. М.: Академия, 2008. 240 с.
5. Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1999. 416 с.
6. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности. Теоретические и методологические основы / Под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002. 86 с.
References (transliteration):
1. Kozoriz N.L. Informacionnaja bezopasnost' v global'nom informacionnom prostranstve // Pravo i gosudarstvo. 2013. N 7. S. 146 - 150.
2. Logunov A.B. Regional'naja i nacional'naja bezopasnost': Ucheb. posobie. M.: Vuz. uchebnik, 2009. 432 s.
3. Markov A.A. Nekotorye aspekty informacionnoj bezopasnosti v kontekste nacional'noj bezopasnosti // Vestnik SPbGU. Ser. 12. 2011. Vyp. I. S. 26 - 35.
4. Pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti: Ucheb. posobie / Pod red. S.Ja. Kazanceva. 3-e izd. M.: Akademija, 2008. 240 s.
5. Rastorguev S.P. Informacionnaja vojna. M.: Radio i svjaz', 1999. 416 s.
6. Strel'cov A.A. Obespechenie informacionnoj bezopasnosti. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy / Pod red. V.A. Sadovnichego i V.P. Sherstjuka. M.: MCNMO, 2002. 86 s.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.