Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ
Э.Р. ИСЛАМОВА, Г.А. ВАФИНА
Правовые гарантии социальной защиты участников Великой Отечественной войны установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"). К ним относятся льготы по пенсионному обеспечению, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере 50% коммунальных услуг, внеочередная установка квартирного телефона и другие.
При реализации указанных гарантий зачастую возникают проблемы, связанные с несовершенством законодательного регулирования, одной из наиболее актуальных является проблема обеспечения участников Великой Отечественной войны жильем.
Следует отметить, что законодательство в этой части несовершенно. Положения Федерального закона "О ветеранах", предусматривая в ст. ст. 14, 15 в качестве меры социальной поддержки обеспечение участников и инвалидов Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, не регламентируют единый порядок ее реализации. Первоочередное обеспечение указанной мерой социальной поддержки законом не предусмотрено. Согласно ст. 23.2 этого Закона Российской Федерацией полномочия по предоставлению мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Федерации, которыми разработаны свои порядки их реализации.
Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах", уточнен подзаконным нормативным правовым актом - Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (далее - Указ N 714), которым предписано завершить обеспечение жильем граждан названных категорий.
Однако этим Указом в перечень граждан, подлежащих обеспечению жильем, не включена такая категория, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, которые, согласно ч. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, приравнены по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, что подтверждается и судебной практикой <1>. В то же время такое приравнивание не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа N 714. Кроме того, подп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" не предусматривает выделение субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации для обеспечения жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. В связи с этим отказы органов государственной власти субъектов Федерации в обеспечении их мерой поддержки по предоставлению жилья с 2012 г. признаются судами обоснованными <2>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Определение Верховного Суда РФ от 11 октября 2013 г. N 1-КГ13-5.
<2> См., напр.: Определение Верховного Суда РФ от 20 июля 2012 г. N 18-КГ12-26.
В связи с этим совершенно обоснованно высказанное еще в 2012 г. мнение Уполномоченного по правам человека в РФ, согласно которому "дух и буква Закона, а также простой здравый смысл подсказывают, что несовершеннолетние узники фашизма должны обеспечиваться жильем на равных основаниях с ветеранами Великой Отечественной войны" <3>.
--------------------------------
<3> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 6 марта 2012 г. "Закон сильнее власти". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70044926/ (дата обращения: 01.04.2015).
Представляется, что для однозначного решения указанной проблемы необходимо внесение изменений в ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" путем включения бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в перечень ветеранов Великой Отечественной войны, а также в ст. 23.2 названного Закона и Указ N 714.
К сожалению, проблемы, связанные с законодательным регулированием, решаются спустя длительное время. Так, лишь Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 426-ФЗ после вынесения Постановления Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2014 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова" устранена несправедливость, связанная с вопросом обеспечения мерами социальной поддержки лиц, привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов до февраля 1944 года. Согласно Федеральному закону "О ветеранах" (в редакции от 2 января 2000 г.) такие лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период, не могли быть отнесены к инвалидам Великой Отечественной войны. Конституционный Суд РФ совершенно справедливо указал, что такое правовое регулирование, обусловленное лишь датой нормативного оформления уже проводившихся работ по сбору боеприпасов и военной техники, разминированию освобожденных территорий и объектов при соблюдении всех прочих равных условий, препятствует наделению граждан, привлекавшихся к этим работам и получивших повреждение здоровья, повлекшее инвалидность, в период до февраля 1944 года, правовым статусом ветеранов Великой Отечественной войны. Однако на протяжении четырнадцати лет граждане этой категории по причине несовершенства законодательства получали необоснованные отказы в предоставлении мер социальной поддержки. Представляется, что права таких граждан должны быть восстановлены, на что рекомендуется обратить внимание прокуроров.
Следует отметить, что проблемы реализации мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны связаны не только с ненадлежащим законодательным регулированием, но и с ненадлежащим исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления. При этом большая часть нарушений также связана с обеспечением участников Великой Отечественной войны жильем. Зачастую должностные лица формально относятся к решению вопроса об обеспечении мерами социальной поддержки ветеранов, не выясняют все необходимые для их предоставления обстоятельства.
В связи с этим деятельность по надзору за соблюдением законодательства о социальной защите участников Великой Отечественной войны продолжает оставаться приоритетной для прокуроров. Одними из наиболее эффективных мер прокурорского реагирования в целях восстановления нарушенных прав являются меры гражданско-правовой защиты. Генеральная прокуратура РФ ориентирует прокуроров сосредоточить внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения, поскольку они по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав <4>.
--------------------------------
<4> См., напр.: Квитко Н. Защита прокурором прав граждан в гражданском процессе // Законность. 2014. N 11. С. 12.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения установлены Жилищным кодексом РФ.
Зачастую должностные лица неправильно толкуют нормы жилищного законодательства. В связи с этим представляется необходимым проверять каждое решение органа местного самоуправления об отказе в постановке ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и снятии его с такого учета.
При этом следует устанавливать, обоснован ли вывод органа местного самоуправления, органа государственной власти субъекта Федерации об обеспечении заявителя жилой площадью, соответствующей учетной норме или превышающей ее.
Например, постановлением администрации г. Минусинска от 17 сентября 2012 г. М., являющаяся вдовой ветерана Великой Отечественной войны, была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Однако решением комиссии Министерства социальной политики Красноярского края по решению вопросов обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. М. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем по причине того, что она проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности внучке, как член ее семьи, ее право пользования квартирой не ограничено, она обеспечена жилой площадью в размере, превышающем установленную в г. Минусинске учетную норму. При этом названная комиссия не учла положения ст. 31 ЖК, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с этим собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Следует иметь в виду, что п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для признания иных лиц (например, бабушки) членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Доказательств, свидетельствующих о том, что М. проживает с собственником квартиры единой семьей, была вселена как член семьи собственника, в Министерстве социальной политики края не было. Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления Минусинским межрайонным прокурором искового заявления в защиту интересов М., которое судом удовлетворено <5>.
--------------------------------
<5> Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. N 33-8951/2014.
Кроме того, прокурорам необходимо проверять, обоснован ли вывод органа местного самоуправления о соответствии жилья ветерана Великой Отечественной войны требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является ли оно пригодным для проживания.
Например, администрацией Нижнеудинского муниципального образования 28 апреля 2014 г. по результатам обследования межведомственной комиссией и признания пригодным для проживания жилого дома, в котором проживает вдова ветерана Великой Отечественной войны М., было вынесено постановление об отказе в принятии на учет М. в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом администрацией не проверены все основания для признания лица нуждающимся в жилом помещении, в частности изложенное в п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК (проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям). В акте обследования жилого дома 1960 г. постройки указано, что его износ составляет 40%, водоотведения нет, отопление - печное. В связи с этим с учетом п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, согласно которому жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение), помещение, в котором проживала М., является непригодным для проживания. Принимая во внимание эти обстоятельства, Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах М. с исковым заявлением о признании постановления администрации муниципального образования об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении М. незаконным и необоснованным и о признании за М. права на предоставление жилого благоустроенного помещения в соответствии с Указом N 714.
Также прокурорам следует устанавливать, обоснован ли вывод органа местного самоуправления либо органа государственной власти субъекта Федерации о намеренном ухудшении ветераном своих жилищных условий.
К примеру, прокурор г. Шелехова обратился в суд с исковым заявлением в защиту жилищных прав вдовы участника Великой Отечественной войны Ч., которая трижды обращалась в администрацию сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку жить в частном доме не могла. В силу преклонного возраста Ч. вынуждена была переехать к внуку Ж., но у внука прожила недолго, снова вернулась в свой дом. Администрация, отказывая в признании Ч. нуждающейся в улучшении жилищных условий, сначала указывала, что ее дом является пригодным для проживания, площадь жилого помещения соответствует учетной норме. На третье заявление администрация ответила отказом в связи с якобы имеющимся намеренным ухудшением Ч. своих жилищных условий, поскольку она прописалась у внука. Однако администрацией не учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, согласно которой ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств возникшей ситуации. Обстоятельства переезда Ч. к внуку были обусловлены тем, что она является одиноким престарелым человеком, нуждается в постоянном постороннем уходе, дальнейшее ее проживание в частном доме одной невозможно, необходимо улучшение ее жилищных условий. В связи с этим не было оснований полагать, что Ч. преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, что нашло подтверждение и в судебном заседании, в котором иск прокурора был удовлетворен.
Пристатейный библиографический список
1. Квитко Н. Защита прокурором прав граждан в гражданском процессе // Законность. 2014. N 11.
2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 6 марта 2012 г. "Закон сильнее власти". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70044926/.
3. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященной итогам работы в 2014 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2015 г. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-674756/.
4. Приветственное слово Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на торжественном собрании, посвященном 293-й годовщине прокуратуры России. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-547640/.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.