Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА ИНСТИТУТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
И. МАРИНО
Школа конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ стала формироваться в 1930-е гг. Ее основателем был Г.С. Гурвич, один из создателей Конституции РСФСР 1918 г., участвовавший в разработке Конституций СССР 1924 и 1936 гг., автор многих фундаментальных трудов по истории конституционного развития и теории советского конституционализма <1>. Конституционно-правовые исследования продолжил один из его учеников и последователей, крупнейший советский теоретик права А.И. Денисов. Он был руководителем авторского коллектива Института по подготовке первого учебника по советскому государственному праву. Его значение не ограничивалось изложением содержания учебной дисциплины. В нем были раскрыты многие вопросы общей теории конституции, системы категорий и институтов государственного права.
--------------------------------
<1> См., например: История советской Конституции / [Г.С. Гурвич]. М., 1957; История советской Конституции в декретах и постановлениях советского правительства. 1917 - 1936 / [Г.С. Гурвич]. М., 1936; Основы советской Конституции / [Г.С. Гурвич]. М., 1923.
Ведущие позиции в отечественной науке конституционного права Институт сохранил и позднее благодаря фундаментальным трудам М.Г. Кириченко, И.С. Самощенко, В.А. Пертцика, А.В. Мицкевича, Д.А. Ковачева и других ученых Института, многие из которых приняли участие в создании Конституции СССР 1977 г. На рубеже двух тысячелетий традиции конституционно-правовой школы Института продолжили такие известные ученые, как Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, В.И. Васильев, Б.С. Крылов, А.Е. Постников, В.Е. Чиркин, В.И. Лафитский, Л.В. Андриченко, В.А. Масленников, Н.М. Колосова.
Ученые Института активно участвовали в конституционном процессе, развернувшемся в России в 1990-е гг. Не стала исключением и Конституция РФ 1993 г. Членами Конституционного совещания РФ были А.В. Мицкевич, Р.М. Цивилев, Т.Г. Морщакова, О.И. Тиунов. В.И. Лафитский был членом рабочей группы Конституционной комиссии РФ по разработке проекта Конституции <2>. В подготовке и обсуждении поправок к проекту Конституции РФ принимали участие В.И. Васильев, А.Е. Постников, Ю.А. Тихомиров.
--------------------------------
<2> См.: Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.): В 6 т. / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2007 - 2008. Это научное издание, посвященное деятельности Конституционной комиссии в 1990 - 1993 гг., включает архивные документы, стенограммы, воспоминания членов, экспертов и сотрудников Комиссии. В.И. Лафитский является членом редакционного совета и одним из авторов этого издательского проекта.
В развитии конституционно-правовой школы, сформировавшейся в Институте, видны следующие значимые направления: разработка теории конституции и ее толкования; анализ конституционно-правовых институтов и норм; сравнительно-правовые исследования конституционного развития современного мира.
Одним из направлений научной деятельности Института, воспринявшим теоретические традиции, заложенные Г.С. Гурвичем, А.И. Денисовым, М.Г. Кириченко и В.А. Пертциком и получившим признание в науке конституционного права, стала разработка основ теории конституции. В этой области выделяется фундаментальное монографическое исследование "Теория современной конституции" Т.Я. Хабриевой и В.Е. Чиркина, выдержавшее несколько изданий, в том числе за рубежом <3>. В данной работе было сформулировано понятие модели конституции, выявлены закономерности ее эволюции, предложены научные подходы по обновлению текстов конституции, а также дополнения Конституции РФ 1993 г. Система изложения теории конституции, ее основные положения были восприняты авторами многих учебников по конституционному праву России.
--------------------------------
<3> См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005, 2006; Хабриева Т., Чиркин В. Теория на съвременната конституция. София, 2009 (на болг. яз.).
Безусловно, заметным научным событием стало издание в 2013 г. монографии "Конституция Российской Федерации. От образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России)" (отв. ред. Т.Я. Хабриева). В этой работе теоретически раскрывается потенциал Конституции Российской Федерации; исследуются ее воздействие на различные сферы организации публичной власти, качественные изменения в правовой системе страны, обусловленные реализацией современных конституционных принципов; формулируются подходы к определению феномена конституционной доктрины Российской Федерации. Востребованность этого исследования связана и с тем, что в нем много внимания уделяется поиску новых механизмов развития правового и социального государства, укреплению демократических и федеративных основ российской государственности, совершенствованию практики правоприменения конституционных норм.
Важным направлением конституционно-правовых исследований в Институте являлось изучение механизма конституционно-правового регулирования и особенно действия конституции. В рамках этого направления разрабатывались идеи телеологического толкования и правовой охраны конституции, конституционализации законодательства и правоприменительной практики как продолжающегося процесса освоения конституционных ценностей и норм <4>. Обосновывалась система институтов конституционного права и ее значение для построения и совершенствования системы конституционного законодательства <5>. В связи с этим несомненно актуальными стали исследования таких универсальных категорий в науке конституционного права, как система конституционного права <6>, метод конституционного права <7>, ответственность в конституционном праве <8> и др.
--------------------------------
<4> См., например: Хабриева (Насырова) Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона: понятие, содержание, роль в юридической практике: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1985; Хабриева Т.Я. Правовая охрана конституции. М., 1995; Хабриева Т.Я. Конституционные идеалы и современное законодательство // Вопросы правоведения. 2013. N 5; Хабриева Т.Я. Этапы и основные направления конституционализации современного российского законодательства // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 6.
<5> См.: Институты конституционного права / Под ред. А.Е. Постникова, Л.В. Андриченко. М., 2011.
<6> См.: Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995; Конституционное законодательство России. М., 1999.
<7> См.: Постников А.Е. О конституционно-правовом методе регулирования // Журнал российского права. 2012. N 12.
<8> См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000.
И для ученых-правоведов, и для практических работников неизменный интерес представляли выработанные в Институте теоретические идеи и конкретные предложения, связанные с определением перспектив и анализом текущей динамики развития конституционного законодательства, изложенные в периодически издаваемых концепциях развития конституционного законодательства <9>. Практическую востребованность имели и подготовленные в Институте комментарии к Конституции Российской Федерации <10> и федеральным законам, действующим в сфере конституционно-правового регулирования <11>.
--------------------------------
<9> Концепции развития российского законодательства издавались в 1994, 1995, 1998, 2004, 2010 и 2014 гг.
<10> Комментарии к Конституции Российской Федерации издавались в 1994, 1996 и 2002 гг.
<11> См., например: Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1999; Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 1996; Комментарий к Федеральному закону "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" / Отв. ред. Б.С. Крылов. М., 1999.
Профиль Института как государственного научного учреждения, обеспечивающего правовую экспертизу законопроектов, в значительной мере определил тот факт, что в ИЗиСП большое внимание всегда уделялось правовому регулированию отдельных институтов конституционного права. Работы представителей школы конституционного права охватывали практически весь спектр конституционно-правовой материи.
Существенное внимание уделялось вопросам регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина. Интерес к этой теме прошел через всю творческую жизнь М.Г. Кириченко <12> и С.А. Пяткиной <13>. После принятия Конституции РФ существенно возросла самостоятельность законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, ставшей особым предметом конституционно-правовых исследований Института, в том числе по вопросам законодательного обеспечения прав и свобод граждан на уровне субъектов РФ <14>. Широкий круг работ был посвящен институтам гражданского общества (политическим партиям, общественным объединениям, иным формам самоорганизации граждан) <15>.
--------------------------------
<12> См.: Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985.
<13> См.: Международное право и национальное законодательство. М., 2009.
<14> В 1999 г. авторским коллективом Института, в который вошли Н.М. Колосова и С.А. Пяткина, было издано научно-практическое пособие "Судебная защита прав и свобод граждан", посвященное вопросам сущности судебной защиты прав и особенностям защиты отдельных прав человека и гражданина. Рассматриваемые вопросы стали также темой исследования Н.М. Колосовой "Защита прав граждан конституционными и уставными судами" в монографии "Гражданин, закон и публичная власть", опубликованной в 2005 г.
<15> См.: Конституционное законодательство России. М., 1999; Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.
Начало исследований конституционно-правовой школы Института в сфере избирательного права связано с резким изменением вектора исторического развития нашей страны в конце 1980-х - начале 1990-х гг. <16>. В дальнейшем опыт правового регулирования новых избирательных институтов и правовых процедур, позволивших проводить выборы в условиях многопартийности, был исследован в книге "Выборы в Государственную Думу: правовые проблемы" (1995 г.). После этого в 1990-е гг. сотрудниками Института был издан цикл монографических и научно-практических изданий по различным аспектам избирательного права и избирательного процесса <17>.
--------------------------------
<16> В рамках данной тематики в 1993 г. вышла в свет монография "Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы". Дальнейшая практика показала, что предложенные в ней нормативные решения оказали серьезное влияние на развитие законодательства о выборах. В данном издании были опубликованы два варианта модельного закона о выборах депутатов высшего представительного органа государственной власти республики. Авторами одного проекта являлись В.И. Лафитский, В.К. Сладков, М.Ю. Тихомиров, другого - А.Е. Постников и В.Б. Пастухов.
<17> В их числе книги А.Е. Постникова "Избирательное право России" (1996), "Недействительность выборов: законодательство и судебная практика" (2001), "Путеводитель по избирательному праву" (2003), В.И. Васильева и А.Е. Постникова "Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы" (1995), В.В. Лапаевой "Право и многопартийность в современной России" (1999), В.И. Васильева и А.Е. Постникова "Путеводитель по избирательной кампании" (1999) и др.
Сотрудники отдела (В.И. Васильев, А.Е. Постников) оказали существенное влияние на разработку федерального и регионального законодательства о выборах. В тесном контакте с Центральной избирательной комиссией РФ они разработали концепции первых Законов "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", подготовили пять модельных законов субъектов РФ о выборах и референдумах.
Ключевая идея, проводившаяся в исследованиях по избирательному праву, заключалась в том, что детальное регулирование политических и личных прав и свобод человека, основанное на экспансии административно-правовых начал, способно нарушить установленный конституцией баланс интересов государства, гражданского общества и личности, поскольку оно нередко создает объективные сложности для реализации этих прав и свобод, препятствует развитию гражданской инициативы. Этот вывод подтверждается теми изменениями в избирательном законодательстве и практике проведения выборов, которые наблюдаются в последнее десятилетие.
Значительное место в конституционно-правовых исследованиях Института традиционно занимали и занимают вопросы укрепления государственности. Этой теме посвящены многие работы М.Г. Кириченко <18>, И.Н. Кузнецова <19>, В.И. Васильева, А.Е. Постникова, Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, В.И. Лафитского, Л.В. Андриченко, Л.А. Окунькова и Н.М. Колосовой <20>.
--------------------------------
<18> См.: Кириченко М.Г. Высшие органы государственной власти РСФСР. М., 1967.
<19> См.: Кузнецов И.Н. Компетенция Президиума Верховного Совета СССР и правовые проблемы ее регламентации. М., 1959; Компетенция высших органов власти и управления СССР / [И.Н. Кузнецов, Б.М. Лазарев]. М., 1969.
<20> См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М., 1996; Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. М., 2000; Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
Многочисленные труды Института были посвящены проблемам природы федерализма в СССР и РСФСР, соотношения его конституционных и договорных начал, разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Ученые Института (Д.А. Ковачев, В.И. Лафитский и др.) доказывали недопустимость преобразования СССР и Российской Федерации в конфедеративные государственные образования, лишенные устойчивости и необходимых ресурсов для их сохранения <21>. Одними из первых они выступили против концепций асимметричности федерации, доказывая необходимость закрепления равного статуса ее субъектов как необходимого условия сохранения ее единства, а также устойчивости политического и социально-экономического развития страны <22>.
--------------------------------
<21> См., например: Федерация в зарубежных странах. Общая характеристика и конституционное регулирование: Информационный обзор / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 1990; Лафитский В.И. Дорога, ведущая в тупик. О конфедеративной форме государственного устройства // Народный депутат. 1991. N 4; Федерация в зарубежных странах. М., 1995.
<22> См.: Лафитский В.И. О Конституции Республики Саха (Якутия) // Конституционный вестник. 1992. N 14. С. 34 - 39; Румянцев О.Г., Лафитский В.И. Форма правления и федерализм в двух проектах конституции (политико-правовой анализ) // Конституционный вестник. 1993. N 16; Лафитский В.И. Основные черты и тенденции развития федерации в зарубежных странах // Очерки конституционного права иностранных государств. М., 1999.
Конституционно-правовая школа Института последовательно отстаивала принцип верховенства конституции в регулировании отношений между федерацией и ее субъектами <23>, вместе с тем подчеркивая необходимость использования договорных механизмов согласования федеративных отношений. В связи с этим особого внимания заслуживают работы И.Н. Кузнецова <24>, Б.С. Крылова, Н.А. Михалевой, нашедшие отражение во многих положениях проекта Союзного договора.
--------------------------------
<23> См.: Правовой механизм реализации положений Федеративного договора. Сборник рекомендаций. М., 1993.
<24> См.: Кузнецов И.Н. Способы разграничения компетенции СССР и союзных республик. М., 1989; Кузнецов И.Н., Крылов Б.С., Михалева Н.А. Концепция союзного договора. М., 1990.
Формирование новых начал организации федеративного устройства России потребовало решения ряда научных проблем, в том числе определения статуса субъектов Российской Федерации <25>, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами и сохранения единства правового пространства страны <26>, единства основных начал и вариативности организации деятельности органов власти субъектов Федерации <27>.
--------------------------------
<25> См.: Концепция развития законодательства в области федеративных отношений // Концепции развития российского законодательства. М., 2004. С. 151 - 167; Андриченко Л.В. Разграничение полномочий между органами власти различных территориальных уровней: проблемы централизации и децентрализации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. N 4. С. 37 - 58.
<26> См.: Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.
<27> См.: Постников А.Е., Васильев В.И., Павлушкин А.В. Законодательные органы субъектов Российской Федерации. Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001.
Анализируя тенденции развития процесса разграничения полномочий, ученые-конституционалисты Института подчеркивали, что попытки разграничения предметов ведения и полномочий, предпринимавшиеся в первые годы после принятия российской Конституции, имели во многом разрозненный и противоречивый характер. Для совершенствования правового регулирования в этой сфере учеными Института были разработаны предложения по совершенствованию механизма разграничения полномочий, порядка их финансирования, взаимодействия федеральных и региональных органов в процессе их реализации, использования договоров как субсидиарного средства гармонизации федеративных отношений.
Особое значение в конституционно-правовых исследованиях придавалось изучению межнациональных отношений. Этому способствовало создание в 1989 г. в Институте научного отдела, специализирующегося на вопросах межнациональных отношений и федеративного устройства, руководителем которого был профессор Б.С. Крылов. В рамках отдела было подготовлено большое количество получивших признание исследований по вопросам суверенитета, развития правовых механизмов обеспечения межэтнического согласия, прав национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, статуса национального и государственного языков <28>.
--------------------------------
<28> См.: Проблемы суверенитета в Российской Федерации / [Л.В. Андриченко, Е.В. Белоусова, Б.С. Крылов, Н.А. Михалева и др.]. М., 1994; Субъекты Российской Федерации: правовое положение и полномочия. М., 1998; Правовой механизм реализации положений Федеративного договора. Сборник рекомендаций. М., 1993; Комментарий к Федеральному закону "О национально-культурной автономии" / [Б.С. Крылов, Л.В. Андриченко и др.]. М., 1997; Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. В помощь вынужденным переселенцам. М., 1999; Комментарий к Федеральному закону "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"/ [Б.С. Крылов, Л.В. Андриченко, Е.В. Белоусова]. М., 1999 и др.
В 2003 г. вышла в свет монография Т.Я. Хабриевой "Национально-культурная автономия в Российской Федерации", посвященная истории формирования и сравнительно-правовому анализу правовых и организационных основ существующих моделей национально-культурной автономии <29>. В ее следующей монографии "Современные проблемы самоопределения этносов" (М., 2010) получила развитие доктрина самоорганизации этносов, основная идея которой заключается в создании теоретической модели правового регулирования, обеспечивающего сохранение этнического самосознания, поддержку этнической свободы и самобытности, признание многообразия форм этнической самоорганизации и самоопределения при сохранении принципа равноправия и недискриминации личности.
--------------------------------
<29> См.: Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003; Хабриева Т.Я. Национальнокултурната автономия в Руската Федерация. София, 2007 (Национально-культурная автономия в Российской Федерации. 2-е изд., на болг. яз.).
Традиционно пристальное внимание уделялось в Институте исследованию законодательства о правах национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. Так, в работах Б.С. Крылова, Л.В. Андриченко, А.Е. Постникова был комплексно проанализирован механизм защиты прав и интересов национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в области недропользования, сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни, представительства в органах государственной власти, сохранения родного языка <30>.
--------------------------------
<30> См., например: Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005; Анализ федерального законодательства Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на предмет соответствия международным стандартам / Под ред. А.Е. Постникова, Л.В. Андриченко, Л.Е. Бандорина. М., 2007; Васильева Л.Н. Законодательное регулирование использования языков в Российской Федерации. М., 2005; Право и культура. М., 2009.
С середины 1990-х гг. получили развитие исследования в области миграционного законодательства. Формирование этого направления было предопределено стремительным развитием правового регулирования в данной сфере. Исследования касались разнообразных научных проблем, в том числе дифференциации правового статуса отдельных категорий мигрантов; определения уровней миграционной политики; оптимизации различных правовых режимов въезда и пребывания иностранных граждан; мер ответственности физических и юридических лиц за нарушение миграционного законодательства. Этим проблемам были посвящены многочисленные работы ученых Института <31>, концептуальные подходы которых в последующем нашли отражение в действующем законодательстве РФ <32>.
--------------------------------
<31> См., например: Хабриева Т.Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения // Миграционное право. 2006. N 1. С. 9 - 15; Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2006. N 7. С. 3 - 12; Хабриева Т.Я. О совершенствовании правовых основ противодействия незаконной миграции в России // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 4. С. 7 - 15; Хабриева Т.Я. Роль субъектов Российской Федерации в государственном управлении в сфере миграции // Журнал российского права. 2008. N 4. С. 3 - 16; Андриченко Л.В. Миграция и национальная безопасность: проблемы законодательного регулирования // Федерализм. 2004. N 3. С. 135 - 154; Андриченко Л.В. Проблемы государственно-правового регулирования миграции в контексте обеспечения национальной безопасности // Вестник Института Кеннана в России. 2007. Вып. 12. С. 106 - 119; Хабриева Т.Я. Миграционное право в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Lex russica. 2010. N 2. С. 250 - 259.
<32> Речь идет, в частности, об идеях, затрагивающих вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере адаптации и интеграции мигрантов; упрощения административных процедур в сфере трудовой миграции; привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов; обеспечения социальных прав различных категорий мигрантов и др.
Большое значение для развития правового регулирования в рассматриваемой сфере имело монографическое исследование Т.Я. Хабриевой "Миграционное право России: теория и практика" <33>, в котором миграция впервые рассматривалась как целостное социальное и правовое явление, что дало основание автору обосновать развитие миграционного права как самостоятельного структурного подразделения в системе российского права. В книге раскрывается структура и содержание данного комплексного правового явления (предмет, метод, субъекты миграционных правовых отношений), его взаимозависимости с другими правовыми институтами и отраслями права, воспринятые в дальнейшем при разработке современной концепции развития миграционного законодательства.
--------------------------------
<33> См.: Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. М., 2008.
Исследования муниципального права в качестве отдельного научного направления начали оформляться в Институте с приходом в 1974 г. в это учреждение доктора юридических наук, профессора В.А. Пертцика <34>, который дал обоснование необходимости введения в условиях СССР местного самоуправления, призванного значительно расширить права местных Советов депутатов трудящихся в решении вопросов местного значения.
--------------------------------
<34> В.А. Пертцик является автором более 250 научных работ, в том числе 10 монографий. Наиболее значимые из них: Основы советского строительства (Иркутск, 1974); Правовые основы автоматизации управления народным хозяйством СССР (М., 1979); Основы рациональной организации труда в местных Советах (М., 1985); Реализация законодательства местными Советами (М., 1985); Краевые, областные Советы народных депутатов и территориально-производственные комплексы в РСФСР (М., 1986).
Разработку проблем местного самоуправления продолжил доктор юридических наук, профессор В.И. Васильев. По его мнению, муниципальное право - это не комплексная отрасль права, состоящая из норм других отраслей, а подотрасль конституционного права, имеющая свой собственный предмет регулирования <35>.
--------------------------------
<35> См., например: Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999; Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2005.
Ведущие позиции конституционно-правовой школы Института в разработке проблем местного самоуправления подтвердило решение Всемирной организации "Объединенные города и местные власти" о назначении Т.Я. Хабриевой, а затем и Института координатором научных исследований развития местного управления в государствах Евразии. В поле зрения ученых находились вопросы территориальной и функциональной организации местного самоуправления, механизмы делегирования полномочий от центральных властей к местным, проблемы освоения средств бюджетного финансирования и др. Материалы проведенного сотрудниками Института исследования были включены в отдельную главу Всемирного доклада "Децентрализация и местная демократия в мире" <36>.
--------------------------------
<36> См.: Decentralization and Local Democracy in the World: First Global Report / United Cities and Local Governments; T. Khabrieva, Mustapha Adib, A. Brillantes etc.; under scientitic direction of Gerard Marcou. Barcelona, 2007. (Децентрализация и местная демократия в мире: Первый всемирный доклад / Объединенные города и местное самоуправление; Т. Хабриева, Мустафа Адиб, А. Бриллиантес и др.; Под ред. Ж. Марку. Барселона, 2007).
В 2008 г. Т.Я. Хабриева представила на президиуме Российской академии наук доклад "Проблемы и перспективы муниципальной реформы в Российской Федерации", в котором был проанализирован начальный этап муниципальной реформы и сформулированы предложения по совершенствованию механизмов ее проведения. Научные подходы и оценки муниципальной реформы были даны в коллективном исследовании <37>, посвященном практически всем ее направлениям: территориальным, компетенционным, организационным и экономическим. На основе глубокого анализа историко-теоретического наследия обосновывалась современная теоретическая модель местного самоуправления как самостоятельной деятельности населения в тесном взаимодействии с государственной властью, но без субординационных отношений с ней.
--------------------------------
<37> См.: Муниципальная реформа в Российской Федерации: Экономико-правовое исследование / [Л.В. Андриченко, И.С. Букина, Е.М. Бухвальд и др.]; Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010.
Следующее основное направление конституционно-правовой школы Института - изучение конституционно-правового развития современного мира и сравнительно-правовые исследования конституционных институтов и норм.
Традиции сравнительного конституционного правоведения были заложены Г.С. Гурвичем, автором ряда крупных исследований генезиса конституционного развития и политического строя ведущих государств первой половины XX в. <38>.
--------------------------------
<38> См., например: Гурвич Г. "Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915; Гурвич Г. Руссо и декларация прав. Идея неотъемлемых прав индивида. СПб., 1918; Гурвич Г.С. Нравственность и право. СПб., 1924; Гурвич Г.С. Политический строй современных государств. Англия. М., 1927; Гурвич Г.С. Политический строй современных государств. Соединенные Штаты Америки. М.; Л., 1928; Гурвич Г.С. Политический строй современных государств. Франция. М.; Л., 1929.
Заметный вклад в их развитие внесли профессор Н.Н. Полянский, сочетавший уголовно-правовые, конституционно-правовые и общетеоретические исследования <39>, и профессор А.И. Денисов, обобщивший опыт социалистического государственного строительства в первой половине XX в. <40>.
--------------------------------
<39> См.: Полянский Н.Н. Свобода стачек: История завоевания коалиционной свободы во Франции. М., 1900; Законы о политических и общественных преступлениях: Практ. коммент. / П.Н. Малянтович, Н.К. Муравьев; Сост. при ближайшем участии Н.Н. Полянского, А.Ю. Рапопорта и И.С. Урысона. СПб., 1910; Полянский Н.Н. Проспект лекций по общей теории права. Н. Новгород, 1916; Полянский Н.Н. Революция - торжество права. М., 1917.
<40> См.: Советское государственное право. М., 1940; Денисов А.И. Основы марксистско-ленинской теории государства и права. Курс лекций. М., 1948; Теория государства и права. М., 1948; Социалистическая революция и политическая организация общества. М., 1971.
В послевоенное время компаративистские исследования продолжили такие известные ученые Института, как Б.С. Крылов, И.Н. Кузнецов, Д.А. Ковачев, опубликовавшие ряд крупных работ по законодательному процессу и механизму правотворчества в социалистических странах <41>. Исследования в этом направлении получили развитие и были продолжены в сложные 1990-е гг. <42>.
--------------------------------
<41> См.: Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. М., 1966; Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. Вопросы теории. М., 1977.
<42> См., например: Федерация в зарубежных странах. М., 1993; Правительство, министерства и ведомства в зарубежных государствах. М., 1994; Парламент и президент: опыт зарубежных стран. М., 1995; Бюджетный процесс в зарубежных государствах. М., 1996; Государственная служба в зарубежных государствах. М., 1996; Очерки конституционного права иностранных государств. М., 1999; Пилипенко А.Н. Законодательство Франции об электронной обработке информации о гражданах в аспекте основных прав и свобод: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988; Колибаб А.К. Система высших органов государственной власти Итальянской Республики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987.
Расширение компаративистского направления изучения конституционного права происходит на рубеже двух тысячелетий. Институт публикует не имеющие аналогов в мире многотомные издания текстов конституций всех государств Европы, Азии и Америки с комментариями ведущих отечественных и зарубежных государствоведов <43> относительно основных конституционно-правовых институтов.
--------------------------------
<43> Конституции государств Европы: В 3 т. / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2001; Конституции государств Америки / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2006; Конституции государств Азии / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010.
Под редакцией В.И. Лафитского выходят в свет восемь томов серии "Современные избирательные системы", в которых представлены исследования избирательного законодательства более 30 государств современного мира <44>.
--------------------------------
<44> Серию публикует Российский центр обучения избирательным технологиям Центральной избирательной комиссии РФ.
Институт публикует значительное число монографических сравнительно-правовых исследований, посвященных федерализму и региональным автономиям, правовому статусу правительств, министерств и ведомств, законодательному и бюджетному процессам, системам государственной службы, организации деятельности счетных палат, статусу депутатов парламента, правам и свободам граждан, защите окружающей среды и т.д. <45>.
--------------------------------
<45> См., например: Институты конституционного права иностранных государств. М., 2002; Лафитский В.И. Выборы в Европейский Парламент. М., 2005; Чрезвычайный правовой режим в России и за рубежом. М., 2006; Децентрализация управления в зарубежных государствах / Под ред. А.Н. Пилипенко. М., 2009; Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов: Сравнительно-правовое исследование. М., 2010; Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М., 2011; Гуманитарное законодательство государств - участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития / Под ред. В.И. Лафитского. М., 2012; Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика / Под ред. И.Г. Тимошенко. М., 2015.
Впервые в мировой научно-правовой литературе предпринято исследование правового статуса и заключений Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы) <46>. В монографии 2014 г., отражающей результаты этого исследования, проводится обобщение материалов Венецианской комиссии, которые имеют рекомендательный характер, однако часто воспринимаются как "золотой стандарт" в решении многих спорных юридических вопросов. В книге раскрываются основные направления деятельности Венецианской комиссии, анализируются цели ее создания, состав, структура, формы сотрудничества с государствами, институтами Совета Европы и международными организациями; представлен обзор отдельных тематических исследований и докладов по конституционным вопросам, федерализму и регионализму, принципу разделения властей, защите прав и основных свобод человека, избирательному законодательству, судебной системе.
--------------------------------
<46> См.: Венецианская комиссия: сто шагов к демократии через право / Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.И. Лафитского. М., 2014.
Многие работы посвящены особенностям конституционно-правового развития ведущих современных государств: США, Франции, Великобритании, Германии, Италии <47>.
--------------------------------
<47> См.: США: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский. М., 1993; Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., 1994; Лафитский В.И. Конституционный строй США. М., 2007, 2011.
Признанием ведущих позиций конституционно-правовой школы Института, ее значительного вклада в развитие демократических основ отечественной государственности стало решение Президента РФ о назначении в 2013 г. Т.Я. Хабриевой представителем Российской Федерации и В.И. Лафитского заместителем представителя Российской Федерации в Венецианской комиссии Совета Европы.
В канун 90-летнего юбилея Институт планирует новые фундаментальные исследования, укрепляющие его позиции как ведущего центра российской науки конституционного права.
Конституционно-правовая школа Института наращивает свой потенциал, продолжая традиции творческого поиска и бережно храня свое конституционно-правовое научное наследие.
Библиографический список
Decentralization and Local Democracy in the World: First Global Report / United Cities and Local Governments; T. Khabrieva, Mustapha Adib, A. Brillantes etc.; under scientitic direction of Gerard Marcou. Barcelona, 2007. (Децентрализация и местная демократия в мире: Первый всемирный доклад / Объединенные города и местное самоуправление; Т. Хабриева, Мустафа Адиб, А. Бриллиантес и др.; Под ред. Ж. Марку. Барселона, 2007).
Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М., 2011.
Анализ федерального законодательства Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на предмет соответствия международным стандартам / Под ред. А.Е. Постникова, Л.В. Андриченко, Л.Е. Бандорина. М., 2007.
Андриченко Л.В. Проблемы государственно-правового регулирования миграции в контексте обеспечения национальной безопасности // Вестник Института Кеннана в России. 2007. Вып. 12.
Андриченко Л.В. Разграничение полномочий между органами власти различных территориальных уровней: проблемы централизации и децентрализации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. N 4.
Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005.
Андриченко Л.В. Миграция и национальная безопасность: проблемы законодательного регулирования // Федерализм. 2004. N 3.
Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. В помощь вынужденным переселенцам. М., 1999.
Бюджетный процесс в зарубежных государствах. М., 1996.
Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2005.
Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999.
Васильева Л.Н. Законодательное регулирование использования языков в Российской Федерации. М., 2005.
Венецианская комиссия: сто шагов к демократии через право / Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.И. Лафитского. М., 2014.
Государственная служба в зарубежных государствах. М., 1996.
Гуманитарное законодательство государств - участников СНГ: общая характеристика и тенденции развития / Под ред. В.И. Лафитского. М., 2012.
Гурвич Г. "Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915.
Гурвич Г. Руссо и декларация прав. Идея неотъемлемых прав индивида. СПб., 1918.
Гурвич Г.С. Нравственность и право. СПб., 1924.
Гурвич Г.С. Политический строй современных государств. Англия. М., 1927.
Гурвич Г.С. Политический строй современных государств. Соединенные Штаты Америки. М.; Л., 1928.
Гурвич Г.С. Политический строй современных государств. Франция. М.; Л., 1929.
Денисов А.И. Основы марксистско-ленинской теории государства и права. Курс лекций. М., 1948.
Децентрализация управления в зарубежных государствах / Под ред. А.Н. Пилипенко. М., 2009.
Законы о политических и общественных преступлениях: Практ. коммент. / П.Н. Малянтович, Н.К. Муравьев; Сост. при ближайшем участии Н.Н. Полянского, А.Ю. Рапопорта и И.С. Урысона. СПб., 1910.
Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.): В 6 т. / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2007 - 2008.
Институты конституционного права / Под ред. А.Е. Постникова, Л.В. Андриченко. М., 2011.
Институты конституционного права иностранных государств. М., 2002.
История советской Конституции / [Г.С. Гурвич]. М., 1957.
История советской Конституции в декретах и постановлениях советского правительства. 1917 - 1936 / [Г.С. Гурвич]. М., 1936.
Кириченко М.Г. Высшие органы государственной власти РСФСР. М., 1967.
Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985.
Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. М., 1966.
Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. Вопросы теории. М., 1977.
Колибаб А.К. Система высших органов государственной власти Итальянской Республики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987.
Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000.
Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства РФ. М., 2000.
Комментарий к Федеральному закону "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" / Отв. ред. Б.С. Крылов. М., 1999.
Комментарий к Федеральному закону "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" / [Б.С. Крылов, Л.В. Андриченко, Е.В. Белоусова]. М., 1999.
Комментарий к Федеральному закону "О национально-культурной автономии" / [Б.С. Крылов, Л.В. Андриченко и др.]. М., 1997.
Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 1996.
Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1999.
Компетенция высших органов власти и управления СССР / [И.Н. Кузнецов, Б.М. Лазарев]. М., 1969.
Конституции государств Азии / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010.
Конституции государств Америки / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2006.
Конституции государств Европы: В 3 т. / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2001.
Конституционное законодательство России. М., 1999.
Концепция развития законодательства в области федеративных отношений // Концепции развития российского законодательства. М., 2004.
Кузнецов И.Н. Способы разграничения компетенции СССР и союзных республик. М., 1989.
Кузнецов И.Н., Крылов Б.С., Михалева Н.А. Концепция союзного договора. М., 1990.
Кузнецов И.Н. Компетенция Президиума Верховного Совета СССР и правовые проблемы ее регламентации. М., 1959.
Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.
Лафитский В.И. Выборы в Европейский Парламент. М., 2005.
Лафитский В.И. Дорога, ведущая в тупик. О конфедеративной форме государственного устройства // Народный депутат. 1991. N 4.
Лафитский В.И. Конституционный строй США. М., 2007, 2011.
Лафитский В.И. О Конституции Республики Саха (Якутия) // Конституционный вестник. 1992. N 14.
Лафитский В.И. Основные черты и тенденции развития федерации в зарубежных странах // Очерки конституционного права иностранных государств. М., 1999.
Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., 1994.
Международное право и национальное законодательство. М., 2009.
Муниципальная реформа в Российской Федерации: Экономико-правовое исследование / [Л.В. Андриченко, И.С. Букина, Е.М. Бухвальд и др.]; Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010.
Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М., 1996.
Основы советской Конституции / [Г.С. Гурвич]. М., 1923.
Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика / Под ред. И.Г. Тимошенко. М., 2015.
Очерки конституционного права иностранных государств. М., 1999.
Парламент и президент: опыт зарубежных стран. М., 1995.
Пилипенко А.Н. Законодательство Франции об электронной обработке информации о гражданах в аспекте основных прав и свобод: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988.
Полянский Н.Н. Проспект лекций по общей теории права. Н. Новгород, 1916.
Полянский Н.Н. Революция - торжество права. М., 1917.
Полянский Н.Н. Свобода стачек: История завоевания коалиционной свободы во Франции. М., 1900.
Постников А.Е. О конституционно-правовом методе регулирования // Журнал российского права. 2012. N 12.
Постников А.Е., Васильев В.И., Павлушкин А.В. Законодательные органы субъектов Российской Федерации. Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001.
Правительство, министерства и ведомства в зарубежных государствах. М., 1994.
Право и культура. М., 2009.
Правовой механизм реализации положений Федеративного договора. Сборник рекомендаций. М., 1993.
Проблемы суверенитета в Российской Федерации / [Л.В. Андриченко, Е.В. Белоусова, Б.С. Крылов, Н.А. Михалева и др.]. М., 1994.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
Румянцев О.Г., Лафитский В.И. Форма правления и федерализм в двух проектах конституции (политико-правовой анализ) // Конституционный вестник. 1993. N 16.
Советское государственное право. М., 1940.
Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.
Социалистическая революция и политическая организация общества. М., 1971.
Субъекты Российской Федерации: правовое положение и полномочия. М., 1998.
США: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский. М., 1993.
Теория государства и права. М., 1948.
Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
Федерация в зарубежных странах. М., 1995.
Федерация в зарубежных странах. Общая характеристика и конституционное регулирование: Информационный обзор / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 1990.
Хабриева (Насырова) Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона: понятие, содержание, роль в юридической практике: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1985.
Хабриева Т.Я. Конституционные идеалы и современное законодательство // Вопросы правоведения. 2013. N 5.
Хабриева Т.Я. Миграционное право в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Lex russica. 2010. N 2.
Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. М., 2008.
Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2006. N 7.
Хабриева Т.Я. Национальнокултурната автономия в Руската Федерация. София, 2007 (Национально-культурная автономия в Российской Федерации. 2-е изд., на болг. яз.).
Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003.
Хабриева Т.Я. О совершенствовании правовых основ противодействия незаконной миграции в России // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 4.
Хабриева Т.Я. Правовая охрана конституции. М., 1995.
Хабриева Т.Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения // Миграционное право. 2006. N 1.
Хабриева Т.Я. Роль субъектов Российской Федерации в государственном управлении в сфере миграции // Журнал российского права. 2008. N 4.
Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов: Сравнительно-правовое исследование. М., 2010.
Хабриева Т.Я. Этапы и основные направления конституционализации современного российского законодательства // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 6.
Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005, 2006.
Хабриева Т., Чиркин В. Теория на съвременната конституция. София, 2009 (на болг. яз.).
Чрезвычайный правовой режим в России и за рубежом. М., 2006.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.