Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДОГОВОР ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ
А.С. БЕЛОВ
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <1> (далее - Закон о платежных агентах) запрещает осуществление деятельности по приему денежных средств от физического лица без заключения договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (часть 11 ст. 4). Операторы по приему платежей заключают договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками, а платежные субагенты - с операторами по приему платежей.
--------------------------------
<1> СЗ. 2009. N 23. Ст. 2758.
Иными словами, договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц является обязательным условием ведения деятельности по приему платежей физических лиц.
Закон о платежных агентах предусматривает две модели правоотношений по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц: от имени платежного агента или от имени поставщика (оператора по приему платежей), но всегда за счет поставщика (оператора по приему платежей). Указанные действия платежного агента традиционно характеризуются как действия в чужом интересе. В Гражданском кодексе РФ описанной схеме отношений соответствует модель агентского договора. Неслучайно лицо, оказывающее поставщику услуги по приему платежей физических лиц, названо агентом. Согласно ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Если в соответствии с условиями договора агент действует за счет принципала, но от собственного имени, указанные отношения соответствуют модели договора комиссии. Если агент действует от имени и за счет принципала, указанные отношения строятся по модели договора поручения. Соответственно, к отношениям сторон агентского договора субсидиарно применяются положения Гражданского кодекса РФ о договоре комиссии и договоре поручения.
В юридической литературе квалифицирующими признаками агентского договора называются:
- систематический и более или менее продолжительный характер деятельности агента;
- неопределенное количество юридических и фактических действий посреднического характера, поручаемых агенту <2>.
--------------------------------
<2> Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: Монография. М., 2013. С. 427.
Применительно к договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц указанные признаки раскрываются в следующем. Указанным договором поставщик наделяет платежного агента правом принимать адресуемые ему платежи физических лиц. Закон о платежных агентах не устанавливает срок, на который может заключаться рассматриваемый договор, следовательно, в соответствии с пунктом 3 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ он может заключаться на определенный срок или без указания срока действия. Как правило, деятельность платежного агента по данному договору носит систематический продолжительный характер.
Кроме того, особенностью договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц является тот факт, что он предполагает обращение к платежному агенту не одного, а многих плательщиков, количество которых обычно неизвестно на момент заключения указанного договора, так как и сами обязательства, во исполнение которых платежный агент должен принимать платежи, могут еще не возникнуть. Следовательно, можно говорить о неопределенном количестве юридических и фактических действий посреднического характера, поручаемых платежному агенту поставщиком по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Поручаемые поставщиком платежному агенту по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц действия можно разделить на следующие группы.
Во-первых, платежный агент принимает денежные средства плательщика.
Во-вторых, платежный агент зачисляет полученные от плательщика денежные средства на специальный банковский счет.
В-третьих, платежный агент выдает кредитной организации распоряжение на перевод денежных средств со своего специального банковского счета на специальный банковский счет поставщика.
Таким образом, в действиях платежного агента можно выделить три этапа, причем если на первом этапе платежных действий агент взаимодействует с плательщиком, то на втором и третьем этапе - с кредитной организацией, в которой у него открыт специальный банковский счет.
Наряду с указанными действиями, непосредственно связанными с "доставкой" денежных средств от плательщика к поставщику, платежный агент выполняет также иные юридические и фактические действия, сопутствующие реализации основной функции платежного агента. Так, платежный агент может размещать рекламу поставщика и/или продаваемых им товаров (работ, услуг). Он также формирует реестр платежей и/или составляет отчеты поставщику об исполнении плательщиками денежных обязательств перед поставщиком.
Согласно буквальному толкованию используемых Законом о платежных агентах формулировок относительно целей приема платежными агентами платежей физических лиц можно заключить, что через платежного агента физические лица осуществляют расчеты по уже заключенным последними с поставщиком договорам на приобретение товаров (работ, услуг).
Вместе с тем существуют договоры, заключение которых возможно посредством оплаты покупателем (заказчиком) в адрес поставщика стоимости товаров (работ, услуг). Так, например, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) (пункт 2 ст. 497 Гражданского кодекса РФ). Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (пункт 1 ст. 494 Гражданского кодекса РФ).
Существенными условиями договора розничной купли-продажи являются предмет договора (определенный товар, его количество, ассортимент), а также цена. Непредоставление потребителю иной определенной законом информации о товаре является административным правонарушением (ст. 14.8 КоАП РФ), однако не приводит к тому, что предложение продавца теряет силу оферты <3>.
--------------------------------
<3> Волкова А. Интернет - магазин: заключение договора // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. N 24; СПС "КонсультантПлюс".
В настоящее время дистанционный способ продажи товаров является одним из наиболее динамично развивающихся сфер розничной торговли <4>.
--------------------------------
<4> По данным исследования, проведенного компанией J'son & Partners Consulting, объем рынка интернет-торговли в России по итогам 2014 года превысил 683 млрд. рублей и на протяжении последних 5 лет рос в среднем на 42,5% в год. При этом основным средством оплаты заказов в интернет-торговле остаются наличные (65%). См.: www.beznal.pro.
В соответствии со статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" <5> продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация:
--------------------------------
<5> СЗ. 1996. N 3. Ст. 140.
- об основных потребительских свойствах товара;
- об адресе (месте нахождения) продавца;
- о месте изготовления товара;
- о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
- о цене и об условиях приобретения товара;
- о его доставке, сроке службы;
- сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара;
- а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (см. также пункт 13 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 <6>).
--------------------------------
<6> СЗ. 2007. N 41. Ст. 4894.
На основании изложенного можно сделать вывод, что продавец товара, выбравший дистанционный способ заключения с ним договора розничной купли-продажи товара может предусмотреть для любых заинтересованных в приобретении товара лиц возможность посредством оплаты через указанных им платежных агентов заключить с ним соответствующий договор. С этой целью продавец должен предварительно заключить с платежными агентами договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусматривающие обязанности платежных агентов принимать от обратившихся к ним физических лиц денежные средства в счет оплаты приобретаемых ими у данного продавца заранее определенных товаров, наименование которых должно быть указано в кассовом чеке, выдаваемом платежным агентом плательщику в соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 5 Закона о платежных агентах.
Как в этом случае должно происходить заключение договора розничной купли-продажи товара? Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании (пункт 12 указанных Правил). Хотя договор розничной купли-продажи представляет собой двустороннюю сделку, заключаемую в письменной форме, в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 160 и пунктами 2 и 3 статьи 434 Гражданского кодекса РФ такая сделка может быть заключена путем совершения лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п. - иными словами акцепта), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Указанные действия, направленные на выполнение условий оферты, принято называть конклюдентными действиями.
Определяющее значение для установления места и времени заключения договора имеет момент, в который договор признается заключенным <7>. По правилам, установленным пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Согласно статье 493 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
--------------------------------
<7> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М., 1997. С. 156.
Поскольку в ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" законодатель приравнял внесение денежных средств платежному агенту (субагенту) к внесению денежных средств самому продавцу (исполнителю), получение плательщиком от платежного агента (субагента) кассового чека, подтверждающего внесение соответствующей суммы, может считаться подтверждением возникшего обязательства поставщика перед плательщиком по передаче ему товара (выполнению работ, оказанию услуг) на обозначенных в оферте поставщика условиях.
Согласно ст. 5 Закона о платежных агентах прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. При этом уточняется, что все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.
Таким образом, если потребитель решил заключить договор розничной купли-продажи с лицом, разместившим публичную оферту, в которой предусмотрел для всех желающих возможность заключить договор на приобретение указанного им товара по указанной цене посредством оплаты этой цены, в том числе через указанных им платежных агентов, он вправе внести указанную в оферте сумму платежному агенту, что станет подтверждением заключенного между плательщиком и продавцом договора розничной купли-продажи. Следовательно, через платежных агентов плательщиками могут не только исполняться, но и заключаться договоры по приобретению товаров (работ, услуг).
Закон о платежных агентах исчерпывающим образом определяет правоотношения, в рамках которых допускается прием платежей платежными агентами.
Первая группа является наиболее многочисленной и разнородной. К ней относится рынок товаров, работ и услуг, прежде всего, связанный с предоставлением услуг сотовой и цифровой телефонной связи, спутникового и кабельного телевидения, Интернета, услуг охранных систем по защите недвижимости и автомобилей, интернет-магазинов, справочных служб.
Исключение составляют а) услуги кредитных организаций, которые не могут оплачиваться через платежных агентов. Кроме того, б) в соответствии с Перечнем товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, через платежных агентов не может осуществляться прием лотерейных ставок, за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени; прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее; а также прием ставок для участия в азартных играх <8>.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства от 15.11.2010 N 920 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц" // СЗ. 2010. N 47. Ст. 6138.
Вторую группу правоотношений составляют отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом РФ <9>.
--------------------------------
<9> СЗ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.
Если поставщиком по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц является государственная корпорация, государственная компания, субъект естественных монополий, организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственное или муниципальное унитарное предприятие, автономное учреждение, хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; либо их дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным юридическим лицам; а также дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанному выше дочернему хозяйственному обществу, выбор платежного агента, а также требования к договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и способу его заключения должны соответствовать закупочной документации поставщика, отвечающей требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <10>.
--------------------------------
<10> СЗ. 2011. N 30 (часть 1). Ст. 4571.
И, наконец, третью группу правоотношений составляют платежи в адрес органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждения, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.
Выполнение органами исполнительной власти возложенных на них законодательством РФ функций допускает осуществление расчетов с физическими лицами. Так, физические лица уплачивают установленные законодательством РФ налоги и сборы. Однако, как неоднократно разъясняло Министерство финансов РФ, Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность уплаты предусмотренных им налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через банковских платежных агентов и платежных агентов (см. письмо Минфина РФ от 06.05.2010 N 03-02-07/1-220, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 09.04.2012 N 03-02-08/38 <11>).
--------------------------------
<11> СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии с подпунктами 1, 1.1, 3 пункта 3 и пунктом 8 статьи 45 части первой Налогового кодекса РФ <12> обязанность по уплате налога, сбора, соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, считается исполненной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Обязанность по уплате налога, сбора, соответствующих пеней и штрафа физическим лицом считается также исполненной с момента передачи этим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления, а также со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
--------------------------------
<12> СЗ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Таким образом, поскольку платежный агент и банковский платежный агент не являются банками, указанными в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, они не входят в число организаций, через которые Налоговый кодекс РФ допускает уплату соответствующих налогов, сборов, пеней и штрафов.
На основании приведенных положений можно заключить, что хотя Закон о платежных агентах и указывает на возможность осуществления физическими лицами расчетов с органами государственной власти через платежных агентов, нормы специального закона (Налогового кодекса РФ), определяющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, имеют приоритет над положениями Закона о платежных агентах и пока исключают возможность их уплаты через платежных агентов.
Для ликвидации сложившегося дуализма необходимо внести изменения в пункт 3 ст. 45 части первой Налогового кодекса РФ, признающие обязанность физических лиц по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполненной с момента их внесения платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах. Соответственно, обязанность налогоплательщика - физического лица по уплате налога не признается исполненной в случае возврата ему налоговым агентом наличных денежных средств, принятых им для перечисления в бюджетную систему РФ (пункт 4 ст. 45 части первой Налогового кодекса РФ).
Кроме того, следует внести изменения и в пункт 4 ст. 58 части первой Налогового кодекса РФ, позволяющие налогоплательщикам (налоговые агенты), являющимся физическими лицами, при отсутствии банка уплачивать налоги через платежного агента, осуществляющего деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах, с закреплением обязанности последних принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующий счет федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту), а также введением ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности.
Целесообразно также распространить действие ст. 60 части первой Налогового кодекса РФ об ответственности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и на случаи исполнения банком поручений платежных агентов на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков.
Кроме того, в п. 3 ст. 333.18 части второй Налогового кодекса РФ следует закрепить, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается в том числе кассовым чеком, выдаваемым плательщику платежным агентом, осуществляющим деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах.
Примером для законодателя могут служить положения части 3 статьи 32.2 действующей редакции Кодекса РФ об административных нарушениях, согласно которым сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Законом о платежных агентах. Таким образом, физические лица, привлекаемые к административной ответственности, например, за нарушение правил дорожного движения, нарушение правил пользования жилыми помещениями и т.п. имеют правовую возможность в настоящее время оплатить административный штраф через платежного агента (наличными или через терминал).
Следует также отметить, что пункт 1.3 Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утв. Приказом Федерального казначейства от 30.11.2012 N 19н, называет платежных агентов в числе участников Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) <13>.
--------------------------------
<13> ГИС ГМП представляет собой информационную систему, предназначенную для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами (статья 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ. 2010. N 31. Ст. 4179).
На основании изложенного можно заключить, что для реализации заложенной в Законе о платежных агентах возможности уплачивать установленные налоги и сборы через платежных агентов необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Список литературы
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М., 1997.
2. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. М., 2012.
3. Возмездное оказание услуг. Поручение. Действия без поручения. Комиссия. Агентирование: постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова (автор главы - Кротов М.В.). М., 2011.
4. Договоры в предпринимательской деятельности / Под ред. Е.А. Павлодского. М., 2008.
5. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: Монография. М., 2013.
6. Гуменюк Е.В. Договоры коммерческого посредничества в предпринимательской деятельности. Хабаровск, 2011.
7. Марчук М.А. Момент заключения договора продажи товара дистанционным способом // Юрист. 2009. N 3.
8. Орешкина О.В. Особенности дистанционного способа продаж товаров // Реклама и право. 2008. N 1.
9. Волкова А. Интернет - магазин: заключение договора // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. N 24.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.