Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА УЧАСТНИКОВ КОРПОРАЦИИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О КОРПОРАЦИИ И ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛИЯХ РОССИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Т.В. УВАКИНА
В последние годы наблюдается значительная правотворческая активность в сфере построения в России информационного общества, предпринимаются шаги в рамках уточнения и реализации Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (в редакции от 21.02.2015) <1>. Применительно к тематике настоящей статьи важнейшей задачей ближайшего десятилетия в рамках реализации Программы является улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе.
--------------------------------
<1> В последней действующей редакции: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (в редакции от 21.02.2015), опубликовано: www.pravo.gov.ru - 27.02.2015.
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом, государственными органами <2> во взаимодействии друг с другом. Для успешного построения такой модели общества необходимо обеспечить возможность внедрения технологий и создания совершенной правовой базы их использования при надлежащем уровне обеспечения информационной безопасности. Важнейшей особенностью информационного общества является постепенный отказ от бумажных документов, введение электронного документооборота на всех уровнях взаимодействия. Для полноценного внедрения и задействования механизмов информационного общества в сфере частного права вообще и корпоративного права как его подотрасли в частности необходимо решить ряд проблем, которые на настоящий момент, очевидно, тормозят развитие данного процесса. В качестве основных можно выделить следующие проблемы:
--------------------------------
<2> Арутюнова Л.Б. Организационно-правовые проблемы построения информационного общества в Российской Федерации // Информационное право. 2013. N 2.
- необходимость обеспечения доступа всех сторон корпоративных отношений к информационно-коммуникационным технологиям, обеспечивающим режим защиты информации;
- создание условий, при которых взаимодействие с помощью электронных документов имело бы ряд практических преимуществ перед традиционным бумажным документооборотом;
- поиски возможностей облегчения режима использования электронной подписи - постепенное сужение перечня оснований использования усиленной квалифицированной электронной подписи.
В современном российском законодательстве право участников корпорации на получение информации о ее деятельности заложено в статье 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее "ГК РФ") <3> и статьях 89 - 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее "ФЗ об АО") <4>. Именно они в настоящее время служат основой реализации права участников корпорации на получение информации о ее деятельности. По данному вопросу, помимо упомянутых общих норм, разработано также специальное законодательство. Прежде всего, это указание Банка России от 22.09.2014 N 3388-У "О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", и порядку предоставления копий таких документов" <5> (далее "указание N 3388-У"). Помимо этого, имеется также разъяснение судебной власти по данному вопросу, - это письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" (далее "информационное письмо Президиума ВАС") <6>.
--------------------------------
<3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 05.05.2014. Первоначальная редакция опубликована в "Российской газете" 08.12.1994. N 238 - 239. Изменения опубликованы в "Российской газете" 07.05.2014. N 101.
<4> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Российская газета. 29.12.1995. N 248.
<5> Указание Банка России от 22.09.2014 N 3388-У "О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", и порядку предоставления копий таких документов" // Вестник Банка России. 10.12.2014. N 10.
<6> Письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" // Вестник ВАС РФ. 2011. Март. N 3.
В соответствии с приведенными нормативными документами корпорация обязана предоставлять своим участникам информацию о себе и своей деятельности. Существуют и иные категории лиц, помимо участников корпорации, которые имеют право на получение такой информации, это: доверительный управляющий акциями общества, осуществляющий доверительное управление на основании договора; лица, акции которых были выкуплены в порядке, предусмотренном статьями 76, 84.7 или 84.8 ФЗ об АО; лица, ставшие акционерами в результате реорганизации (если записи о размещении или конвертации ценных бумаг при реорганизации еще не внесены в реестр акционеров).
В рамках темы настоящей статьи интересны дозволения, содержащиеся в вышеприведенных нормативных актах, обусловливающие возможность перевести документооборот между обществом и лицами, имеющими право на подачу требований о предоставлении информации, в электронно-цифровой вид, сконструировать такую систему электронного документооборота, которая дала бы возможность отправлять запросы на получение информации и получать запрошенные материалы дистанционно с использованием защищенных каналов связи.
Начнем с требований на предоставление информации: в соответствии с п. 8 указания N 3388-У, помимо стандартных способов, требование может быть предъявлено "иным способом (в том числе электрической связью, включая средства факсимильной и телеграфной связи, электронной почтой с использованием электронной подписи), если это предусмотрено уставом или иным внутренним документом акционерного общества". К требованию обязательно должен быть приложен документ, подтверждающий наличие у лица, по инициативе которого запрашивается информация, статуса, заявленного в требовании (п. 13 информационного письма Президиума ВАС). В соответствии с тем же указанием N 3388-У, в требовании должен быть указан способ получения запрошенных материалов, среди прочих предусмотренных способов упомянута также электронная почта и иные способы, предусмотренные уставом или иными внутренними нормативными актами общества. Применительно к вопросу подачи требования большую важность представляет способ определения момента предъявления требования: применительно к требованиям, поданным интересующим нас способом, предусмотренным последним абзацем п. 8 указания N 3388-У, - эта дата определяется уставом или иным внутренним документом акционерного общества. Таким образом, законодатель предоставляет возможность подачи требования с использованием телекоммуникационных каналов связи и отдает в ведение самой корпорации вопрос конструирования такой системы с обязательным указанием в уставе общества отдельных аспектов ее функционирования.
Следующим рассматриваемым в рамках настоящей статьи этапом процесса запроса и предоставления информации о корпорации является, собственно, предоставление корпорацией информации на основании полученного требования. Так, в соответствии с п. 12 информационного письма Президиума ВАС, участник корпорации вправе требовать, чтобы изготовленные копии документов были направлены ему по почте или иным способом. Если общество ведет бухгалтерский учет с использованием специальных компьютерных программ, оно обязано обеспечить доступ участников к информации в компьютерных файлах, а также скопировать ее на электронный носитель (в общераспространенном формате текстового компьютерного файла) и (или) перенести на бумажный носитель. Подлинность копий данных документов, записанных на компьютерные носители, может быть удостоверена электронной подписью. Если у общества нет электронной подписи, оно может предоставить участнику информацию в электронном виде без соответствующего удостоверения подписи (п. 17 указания N 3388-У и п. 9 информационного письма Президиума ВАС). Конкретную форму предоставления информации выбирает участник, однако возможность его выбора может быть ограничена уставом общества. При этом право требовать предоставления документов не обусловлено предписанной законодательством необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения общества и ознакомиться с документами (п. 7 информационного письма Президиума ВАС). Существуют ограничения на предоставление информации, содержащей коммерческую тайну, иную охраняемую законом тайну или персональные данные.
Таким образом, можно сделать вывод, что существуют все законодательные предпосылки для электронизации процесса подачи участником корпорации требования на предоставление информации о корпорации и о ее деятельности и получения пакета запрошенных документов. Следующим этапом становится конструирование удобной и безопасной электронной системы для такой коммуникации между корпорацией и ее участником.
Электронное взаимодействие с лицами, имеющими право запрашивать и получать информацию о корпорации и о ее деятельности имеет целый ряд практических преимуществ для всех сторон взаимодействия. Для них отпадает необходимость подстраиваться друг под друга, выбирать время для ознакомления с документами, обществу не нужно будет ксерокопировать документы, отвлекать сотрудника для организации ознакомления с документами, а у заинтересованного лица - оплачивать расходы на изготовление документов. Вместе с тем, очевидно, что конструирование "с нуля" системы электронного документооборота только лишь в целях осуществления электронного взаимодействия с лицами, имеющими право запрашивать информацию, для каждой конкретной корпорации в настоящий момент крайне дорого и нецелесообразно.
По мнению автора, для построения надежных механизмов реализации данной задачи, полностью лежащих в рамках действующего законодательства, стоит обратиться к практике, выработанной на настоящий момент профессиональными участниками рынка ценных бумаг и, в частности, регистраторами, являющимися носителями специальной правоспособности и руководствующимися в своей деятельности лицензионными требованиями. Дело в том, что процесс электронизации документооборота на рынке ценных бумаг был запущен 5 лет назад - с изданием Приказа ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н (в ред. от 19.07.2012) "Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам" <7>. Документ определил основные принципы организации информационного обмена электронными документами с электронной подписью между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и Федеральной службой по финансовым рынкам. Вслед за этим, буквально через полгода, были утверждены новые лицензионные требования для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг <8>. Теперь и для самих участников рынка ценных бумаг для обмена документами и информацией между собой была введена обязанность обеспечения возможности обмена документами в электронно-цифровой форме с электронной подписью. При этом выработка технических стандартов обмена документами в электронной форме была возложена на саморегулируемую организацию профессиональных участников рынка ценных бумаг по согласованию с лицензирующим органом. Таким образом, начиная с 2010 года до настоящего времени строилась система обязательного электронного взаимодействия на рынке ценных бумаг - между профессиональными участниками рынка и регулятором, а также во взаимоотношениях самих профучастников между собой.
--------------------------------
<7> Приказ ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н (в ред. от 19.07.2012) "Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 23.08.2010. N 34.
<8> Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.07.2010 N 10-49/пз-н "Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" (в редакции от 23.07.2013) // Бюллетень парламентских актов федеральных органов исполнительной власти. 20.09.2010. N 38.
Законодатель уделил большое внимание электронной безопасности во взаимоотношениях между вышеуказанными субъектами электронного документооборота, ведь ее уровень должен быть максимально высоким при организации электронного документооборота на рынке ценных бумаг. Несмотря на то что в приведенных выше документах речь идет о необходимости подписания электронных документов электронной подписью, что может создать иллюзию возможности использования простой электронной подписи, Федеральный закон "Об электронной подписи" <9> в п. 3 статьи 19 содержит оговорку, согласно которой в случаях, когда федеральные законы или иные нормативные акты, вступившие в силу до 01.07.2013, предусматривают использование электронной цифровой подписи, использованию подлежит усиленная квалифицированная электронная подпись. Таким образом, основной массив нормативно-правовых актов, регулирующих электронный документооборот на рынке ценных бумаг, подпадает под требование использования усиленной квалифицированной электронной подписи.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в редакции от 28.06.2014) // Российская газета. 08.04.2011. N 75.
В ходе электронизации своих процедур документооборота правоприменители - участники рынка ценных бумаг столкнулись с необходимостью разграничения случаев использования электронной подписи юридическими лицами для внутренних целей - в корпоративных информационных системах, и для обмена информацией и документами с государственными органами и юридическими лицами, не подключенными к той же корпоративной информационной системе. В целях такого разграничения Минкомсвязи России, в ответ на полученный запрос, выпустило письмо "По вопросу использования видов электронной подписи в корпоративных информационных системах" <10>, предусматривающее со ссылкой на п. 1 статьи 3 ФЗ "Об электронной подписи", что порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором данной системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней, если иное не установлено федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Таким образом, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют возможность использования простой электронной подписи в своих внутренних корпоративных системах, а также в системах электронного обмена информацией и документами между профессиональными участником рынка ценных бумаг и их клиентами. Такие системы, по сути, являются расширенным вариантом корпоративной информационной системы, доступ в которую невозможен для сторонних лиц.
--------------------------------
<10> Письмо Минкомсвязи России от 24.04.2013 N П8-1-01-4802 "По вопросу использования видов электронной подписи в корпоративных информационных системах" // Экономика и жизнь (бухгалтерское приложение). 25.05.2013. N 20. Документ не носит нормативный характер, является разъяснительным по конкретному вопросу.
Данный подход вполне применим к отношениям между обществом-эмитентом и акционером в вопросах предоставления последнему информации об обществе. Ведь удобные и безопасные сервисы электронного документооборота востребованы не только крупными корпорациями, чьи акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг, но и рядовыми обществами и их акционерами.
С учетом нынешнего состояния отрасли предоставления регистраторских услуг, когда крупные передовые регистраторы разработали и внедрили системы электронного взаимодействия с эмитентами и создали так называемые "личные кабинеты эмитента", именно регистраторы становятся центром корпоративной жизни для акционерных обществ - эмитентов и для их акционеров. Как видно из вышеприведенного материала, на настоящий момент не существует законодательных ограничений для того, чтобы именно регистратор взял на себя организацию электронного взаимодействия между обществом-эмитентом и акционером по вопросу предоставления информации об эмитенте в рамках работы "личного кабинета эмитента". Тогда акционер, посредством полученного в обществе кода доступа в "личный кабинет эмитента", смог бы не выходя из дома знакомиться с подобранными по его запросу документами в электронном виде.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 05.05.2014. Первоначальная редакция опубликована в "Российской газете" 08.12.1994. N 238 - 239. Изменения опубликованы в "Российской газете" 07.05.2014. N 101.
2. Арутюнова Л.Б. Организационно-правовые проблемы построения информационного общества в Российской Федерации // Информационное право. 2013. N 2.
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (в редакции от 21.02.2015), опубликовано: www.pravo.gov.ru - 27.02.2015.
4. Письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" // Вестник ВАС РФ. 2011. Март. N 3.
5. Приказ ФСФР России от 25.03.2010 N 10-21/пз-н "Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам" (в ред. от 19.07.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 23.08.2010. N 34.
6. Письмо Минкомсвязи России от 24.04.2013 N П8-1-01-4802 "По вопросу использования видов электронной подписи в корпоративных информационных системах" // Экономика и жизнь (бухгалтерское приложение). 25.05.2013. N 20. Документ не носит нормативный характер, является разъяснительным по конкретному вопросу.
7. Приказ ФСФР от 20.07.2010 N 10-49/пз-н "Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" (в редакции от 23.07.2013) // Бюллетень парламентских актов федеральных органов исполнительной власти. 20.09.2010. N 38.
8. Указание Банка России от 22.09.2014 N 3388-У "О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", и порядку предоставления копий таких документов" // Вестник Банка России. 10.12.2014. N 10.
9. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Российская газета. 29.12.1995. N 248.
10. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в редакции от 28.06.2014) // Российская газета. 08.04.2011. N 75.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.