Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГЕНЕЗИС ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Д.Н. ФЕДОРЕНКО
Проблема коррупции (от лат. corruptio - порча, подкуп) так же стара, как и само государство. Коррупция латентна, и победить ее не удалось ни в одном государстве, и вряд ли удастся, поэтому противодействие коррупции постоянное состояние любого государства.
Проблема повышения эффективности противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации <1> (далее - РФ) обусловлена крайне высокой степенью общественной опасности данного социального явления, прежде всего с учетом места Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России как в сфере наполнения бюджета, так и борьбы с различными таможенными правонарушениями <2> в условиях функционирования Таможенного союза, вступления во Всемирную торговую организацию, процесса формирования Единого экономического пространства и с 2015 г. Евразийского экономического союза.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Федоренко Д.Н. Оперативный эксперимент как основное средство противодействия взяточничеству в таможенных органах России // Таможенное дело. 2013. N 1. С. 38 - 40; Он же. Противодействие коррупционным преступлениям в таможенных органах России: современное состояние и перспективы // Таможенное дело. 2014. N 2. С. 24 - 26; Он же. О взаимодействии подразделений по противодействию коррупции таможенных органов со следственными подразделениями Следственного комитета России // Административное право и процесс. 2014. N 1. С. 79 - 80.
<2> За 2013 г. ФТС России перечислила в бюджет 6565,4 млрд. рублей, что составило более 51% от доходов федерального бюджета. Таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1917 уголовных дел. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 31.06.2014).
В рекомендациях международного сообщества придается большое значение учету исторических и национальных особенностей организации борьбы с коррупцией <3>.
--------------------------------
<3> См.: Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI - XX веков: развитие системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 4.
Возникновение таможенного дела в России восходит к древнейшим временам российской истории и напрямую связано с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства. С укреплением централизованного государства институты сбора пошлин совершенствовались: выделялись специально уполномоченные лица, которым придавались различные по численности вооруженные формирования. Здесь же просматриваются отдельные элементы сыскной деятельности.
На делах первой половины XVII века уже встречаются краткие указания, что воеводы, к ведению которых относились и таможенные вопросы, допрашивали виновных "очи на очи", или "на один"; эти беглые замечания определенно указывают, что уже и в то время желание вести подобного рода дела скрытно, окружать их особой тайной существовало в правительственной практике <4>.
--------------------------------
<4> См.: Кошель П.А. История российского сыска. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 6.
Предшественницей таможенной реформы, а также зарождения таможенных органов России принято считать издание Соборного уложения, утвержденное в январе 1649 г. Указом Государя "всея Руси" А.М. Романовым.
Развитие российского законодательства в дальнейшем шло по пути ужесточения мер, направленных на борьбу с различными злоупотреблениями со стороны лиц, взимающих таможенные пошлины и контрабандой.
25 октября 1653 г. в исторических хрониках России считается днем зарождения таможенной службы. Именно в этот день в стране впервые появился единый документ, регламентирующий деятельность таможенников, - Именной указ, подписанный Государем "всея Руси" А.М. Романовым, "о взимании таможенной пошлины в Москве и городах российских".
Так как Указ 1653 г. в целом ряде случаев бездействовал, то 30 апреля 1654 г. подписана дополнительная уставная грамота "О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов". На этом развитие законодательства не остановилось. 28 февраля 1677 г. подписан Именной указ "О взыскании таможенных недоборов на Головах и целовальниках, об избрании к тем сборам людей добрых, о награждении оных за прибыль казны жалованьем и о наказании Воеводами Голов и приказных людей за взятки". Так, впервые проблема взяточничества в таможенной сфере вынесена в название государственного правового акта.
В Именных указах от 11 июля 1681 г. и от 21 мая 1693 г. предусматривались еще более жесткие наказания за ущерб, связанный с недобором пошлин, "утаивание товаров", ложные доносы и различные злоупотребления должностными полномочиями со стороны таможенных чинов.
Дальнейшее развитие законодательства в этой сфере продолжалось и в XVIII в. Указ от 17 марта 1714 г. ввел в России систему фискалов. Предполагалось, что новые чиновники, независимые от администрации центральных и местных учреждений и подотчетные только Сенату, будут осуществлять функции контроля вне влияния окружающей бюрократической среды.
Первой организационно-штатной структурой, прототипом современных таможенных органов можно считать созданную в 1723 г. Указом Петром I для борьбы с таможенными правонарушениями государственную структуру - "форпостные команды" из числа военных формирований, а в дальнейшем после их расформирования - институт таможенных объездчиков. Созданным таможенным формированиям в качестве одного из информационных ресурсов было рекомендовано использовать институты "земских фискалов" и осведомителей (доносителей). С появлением "земских фискалов" положено начало создания сыскных (оперативно-розыскных) подразделений таможенных органов, основной задачей которых являлось обеспечение экономической безопасности государства тайными методами. "Земские фискалы" явились прообразом нового вида пограничной службы - "разведыванием через донос" (1819 г.).
В дальнейшем, при императрице Елизавете Петровне (1741 - 1761 гг.), в процессе различных реформ закрывались границы, ликвидировались внутренние таможни, формировались специальные и мощные корпуса таможенной стражи, совершенствовалась система доносительства, содержались за счет государственной казны многочисленные агенты, организовывались специальные фонды за счет реализации конфискованных товаров для поощрения отличившихся таможенников, проводились контролируемые поставки <5>.
--------------------------------
<5> См.: Новиков Ю.А., Карганова Б.Г. Ответственность за преступления в таможенной сфере: историко-правовой аспект. М., 2003. С. 12.
Попытка создать систему, способную противостоять массовым злоупотреблениям в таможнях, была предпринята в Указе Екатерины II (1762 - 1796 гг.) от 10 октября 1782 г. "Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров", который вводил "особую таможенную цепь и стражу", а таможенных объездчиков и таможенных пограничных надзирателей после года службы было предписано переводить в другое место <6>.
--------------------------------
<6> См.: Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 41 - 42.
В России в XVIII в. появился прообраз подразделений по противодействию коррупции таможенных органов. В обязанности советника таможенных дел Казенной палаты, осуществлявшей управление вопросами таможенной деятельности, входило, наряду с другими функциями, "выявлять в таможнях непорядки и преступления, допущенные лицами таможенной службы, последних привлекать к суду и наказывать без послабления" <7>. В существующей в тот исторический период нормативной базе, имелись положения, предписывающие таможенным чинам иметь источники информации из числа местных жителей и граждан, осуществляющих внешнеэкономической деятельности.
--------------------------------
<7> См.: Гутин Б.М. Проблемы обеспечения по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации: Монография. М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2008. С. 17.
В 1811 г. к охране российских границ стали привлекаться казаки, которые, к сожалению, нередко сами злоупотребляли служебным положением, потворствовали контрабанде или занимались незаконным провозом товаров через границу <8>. Спустя 11 лет таможенная стража была упразднена, а из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, создана пограничная таможенная стража. Однако практика охраны границы указанным способом показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывали своего назначения, они сближались с контрабандистами и потворствовали им.
--------------------------------
<8> См.: Пограничник. 1908. N 30. С. 664.
Ввиду этого в 1827 г. была учреждена новая "Таможенная пограничная стража" на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована и получила название "Пограничной стражи", а с 1835 г. ее основными задачами стала охрана границы в экономическом отношении, то есть борьба с контрабандой и осуществление пограничного надзора. Практически пограничная стража считалась специальным полицейским формированием, которое непосредственно на местах подчинялось таможенным округам, а в центре - Департаменту таможенных сборов <9>.
--------------------------------
<9> См.: Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 47 - 49.
В этот же период в таможенных органах появились первые подразделения, одной из функций которых было выявление должностных злоупотреблений таможенников, то есть прародитель подразделений по противодействию коррупции, так называемые подвижные колонны, создаваемые из резерва воинских частей, численностью от 6 до 10 человек во главе с запасным офицером округа.
Российским государством в период с 1849 г. по 1885 г. огромное значение придавалось оперативной работе и организации розыска. Во все таможенные округа направлялись изданные типографским способом списки контрабандистов, которые регулярно обновлялись, уточнялись и пересылались в подчиненные таможни. Регулярно выделялись средства на агентурную работу для организации выявления намерений контрабандистов и изучения номенклатуры товаров, ввозимых контрабандным способом <10>. Так, только на агентурную работу в 1879 г. была ассигнована немалая по тем временам сумма в 8 тыс. руб. <11>.
--------------------------------
<10> См.: Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 59.
<11> См.: Военно-исторический архив. Оп. 1. Т. 1. Л. 117.
После 1917 г. противодействие контрабанде и коррупционным проявлениям в таможенных органах осуществлялось по остаточному принципу. Система общегосударственных мер по противодействию этим противоправным явлениям была разрушена вместе с создавшим ее государственным механизмом: пограничную охрану передали в действующую армию, а учреждения Департамента таможенных сборов - в подчинение Наркомату торговли и промышленности. Сыскная (оперативно-розыскная) деятельность таможенных органов была прекращена, а полученный практический и наработанный теоретический опыт был утерян.
Однако переход к новой экономической политике потребовал кардинальной корректировки системы мер по обеспечению экономической безопасности, в том числе и в таможенной сфере. В 1921 г. Совнаркомом был утвержден Декрет о борьбе с контрабандой, на основании которого была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, а на местах - аналогичные комиссии при особых отделах ВЧК, занимавшиеся оперативным обеспечением охраны границы. В январе 1922 г. на Государственное политическое управление (далее - ГПУ) возложены задачи по охране границ, борьбе с контрабандой и с должностными преступлениями. В конце сентября этого же года постановлением Совета труда и обороны была создана межведомственная комиссия, которая выработала необходимые меры по борьбе с контрабандным ввозом и вывозом товаров.
Учитывая, что роль таможенных органов в связи с расширением внешнеэкономических связей постепенно возрастала, в октябре 1922 г. Совнарком принял новое Постановление "О борьбе с контрабандой". Согласно этому Постановлению при Таможенном управлении учреждалась Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством представителя Наркомата внешней торговли, а п. 9 того же Постановления гласил: "Воспретить органам ГПУ вмешательство в сферу деятельности таможен" <12>. В октябре 1927 г. практически было завершено создание в СССР общегосударственной системы по обеспечению экономической безопасности страны. Постановлением СНК СССР Центральная и местные комиссии по борьбе с контрабандой были упразднены, организация борьбы с контрабандой возлагалась на погранохрану ОГПУ и таможенные органы <13>.
--------------------------------
<12> См.: В.И. Ленин и охрана Государственной границы СССР: Сборник документов и статей. М., 1970. С. 144.
<13> См.: Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. М., 1995. С. 152 - 153.
Первые предпосылки для возвращения задач оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) таможенным органам появились во время перестройки (1984 - 1991 гг.). В этот период в России четко обозначилась тенденция сращивания преступных структур с коммерческими банками, корпорациями и фирмами, а также с представителями государственного аппарата, в том числе таможенных и иных правоохранительных органов.
Созданной 25 октября 1991 г. таможенной службе России пришлось противостоять организованной преступности, хорошо технически и финансово оснащенной, рекрутировавшей в свои ряды опытных профессионалов из числа бывших сотрудников спецслужб, сохранивших связи в правоохранительных органах, которая не без помощи и преступного содействия со стороны коррумпированных сотрудников таможенных органов, организовала устойчивые каналы контрабандного перемещения товаров и получала многомиллионные прибыли.
1 апреля 1994 г. в Государственном таможенном комитете России создана Служба собственной безопасности. 18 ноября 1994 г. после реорганизации Службы на ее базе было создано Управление собственной безопасности ГТК России, которое с 18 июня 1996 г. наделено правом ведения ОРД. После наделения подразделений собственной безопасности оперативно-розыскными полномочиями стала прослеживаться устойчивая тенденция роста выявления фактов взяточничества в таможенных органах (если в 2005 г. было выявлено 39 преступлений, по которым возбуждались уголовные дела по ст. 290 УК РФ, то в 2010 г. их было выявлено уже 70).
8 августа 2011 г. было принято решение о ликвидации Управления собственной безопасности ФТС России и создании Управления по противодействию коррупции ФТС России <14>, которое фактически продолжило выполнять те же основные функции с незначительной их корректировкой по значимости <15>.
--------------------------------
<14> Приказ ФТС РФ от 1 августа 2011 г. N 1573 "О проведении организационно-штатных мероприятий в центральном аппарате ФТС РФ".
<15> По материалам УПК ФТС России в 2013 г. возбуждено 247 (159 - в 2012 г.) уголовных дел.
Анализ результатов деятельности подразделений собственной безопасности и подразделений по противодействию коррупции подтверждает правильность наделения таможенных органов России правом ведения ОРД, так как с каждым годом прослеживается тенденция на повышение эффективности этих подразделений.
Ретроспективный анализ противодействия коррупционным проявлениям в таможенных органах с использованием сыскной (оперативно-розыскной) деятельности позволяет выделить четыре основных этапа:
1-й этап - XVII - XVIII вв. - в этот период были сформированы правовые и организационные основы сыскной работы таможенных органов по выявлению коррупционных преступлений.
2-й этап - начало XIX в. - 1917 г. - в данный период происходило совершенствование системы оперативно-розыскных мер по борьбе с коррупционными проявлениями в сфере таможенного дела, организация сыскной деятельности приобретает современный характер.
3-й этап - 1918 - 1991 гг. - характеризовался полным прекращением оперативно-розыскной деятельности таможенных органов России.
4-й этап - с 1991 г. по настоящее время - в этот период были сформированы предпосылки, а затем таможенным органам было возвращено право осуществления ОРД, в том числе и для противодействия коррупции.
С июля 2010 г. начался международный подэтап современного этапа и оперативно-розыскная деятельность подразделений по противодействию коррупции осуществляется в рамках Таможенного союза.
Литература
1. Федоренко Д.Н. Оперативный эксперимент как основное средство противодействия взяточничеству в таможенных органах России // Таможенное дело. 2013. N 1. С. 38 - 40.
2. Федоренко Д.Н. Противодействие коррупционным преступлениям в таможенных органах России: современное состояние и перспективы // Таможенное дело. 2014. N 2. С. 24 - 26.
3. Федоренко Д.Н. О взаимодействии подразделений по противодействию коррупции таможенных органов со следственными подразделениями Следственного комитета России // Административное право и процесс. 2014. N 1. С. 79 - 80.
4. URL: http://www.customs.ru.
5. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI - XX веков: развитие системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 4.
6. Кошель П.А. История российского сыска. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 6.
7. Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. М., 1992. С. 65 - 66.
8. Новиков Ю.А., Карганова Б.Г. Ответственность за преступления в таможенной сфере: историко-правовой аспект. М., 2003. С. 12.
9. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 41 - 42, 47 - 49, 59.
10. Гутин Б.М. Проблемы обеспечения по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации: Монография / Предисл. А.С. Подшибякина; под общ. ред. Н.Е. Симонова. М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2008. С. 17.
11. Пограничник. 1908. N 30. С. 664.
12. Военно-исторический архив. Оп. 1. Т. 1. Л. 117.
13. В.И. Ленин и охрана Государственной границы СССР: Сборник документов и статей. М., 1970. С. 144.
14. Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. М., 1995. С. 152 - 153.
15. Приказ ФТС России от 1 августа 2011 г. N 1573 "О проведении организационно-штатных мероприятий в центральном аппарате ФТС России" // СПС "КонсультантПлюс-ПРОФИ".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.