Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ДРУГИХ СТРАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
М.О. АКОПДЖАНОВА
Действующее российское законодательство провозгласило в качестве целей международного сотрудничества в сфере образования расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию; координацию взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования; совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.
Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции <1>.
--------------------------------
<1> См.: Евстигнеева И.С. Проблемы подготовки юристов в контексте участия России в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Юридическое образование и наука. 2013. N 3; Захарова М.В., Кашкин С.Ю. Институт признания образовательных квалификаций в сфере юриспруденции как элемент взаимодействия правовых систем современного мира и средство развития правовых отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом // Юридическое образование и наука. 2014. N 2. С. 18 - 21; Захарова М.В. Система оценки знаний юридических кадров во Франции // Юридическое образование и наука. 2013. N 1. С. 31 - 35; Павлова В.С., Чеботарев В.Е. Применение интенсивных педагогических технологий в обучении бакалавров по направлению подготовки "Юриспруденция" // Юридическое образование и наука. 2013. N 1. С. 19 - 23; Четвериков А.О. Правовое обеспечение признания иностранных ученых степеней и ученых званий в государствах - участниках Болонского процесса (на примере Швейцарии) // Юридическое образование и наука. 2014. N 2. С. 22 - 25 и др.
Организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в частности, по следующим направлениям:
1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;
3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;
5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.
Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется в целях обеспечения надлежащего признания юридической силы таких документов в иностранном государстве. Подтверждение документов об образовании и о квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Подтверждение документов об образовании и о квалификации путем проставления на них апостиля осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и о квалификации, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Порядок подтверждения документов об образовании и о квалификации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Признание в Российской Федерации образования и квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и иностранной квалификации, и законодательством Российской Федерации.
Под признанием в Российской Федерации иностранного образования и иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и законодательством Российской Федерации прав. Обладателям иностранного образования и иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.
В Российской Федерации признаются иностранное образование и иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и квалификации образованию и квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Критерии и порядок включения в указанный перечень иностранных образовательных организаций утверждаются Правительством Российской Федерации.
Признание иностранного образования и иностранной квалификации осуществляется в России федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит контроль и надзор в сфере образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, на основе экспертизы, в рамках которой проводятся оценка уровня образования и квалификации, определение равноценности академических и профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и квалификации, которые получены в Российской Федерации.
По результатам экспертизы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, принимается одно из следующих решений:
1) признание иностранного образования и иностранной квалификации, в том числе признание иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня, с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации;
2) отказ в признании иностранного образования и иностранной квалификации.
В случае признания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и иностранной квалификации их обладателю выдается свидетельство о признании иностранного образования и иностранной квалификации. Порядок выдачи свидетельства определяется законодательством России.
При подаче заявления о признании иностранного образования и иностранной квалификации в форме электронного документа оригиналы всех необходимых документов представляются заявителем либо лицом, выступающим в соответствии с гражданским законодательством в качестве его представителя, при получении оригинала свидетельства о признании иностранного образования и иностранной квалификации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании иностранного образования и иностранной квалификации, порядок и сроки проведения экспертизы иностранного образования и иностранной квалификации, а также форма свидетельства о признании иностранного образования и иностранной квалификации и технические требования к нему определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательные организации высшего образования России также вправе самостоятельно осуществлять в установленном ими порядке признание иностранного образования и иностранной квалификации в целях организации приема на обучение в эти организации, а также доступа к осуществлению в них профессиональной деятельности лиц, имеющих такие иностранное образование и иностранную квалификацию. Указанные образовательные организации высшего образования представляют в национальный информационный центр информацию об установленном ими порядке признания иностранного образования и иностранной квалификации.
Признание в Российской Федерации иностранного образования и иностранной квалификации не освобождает их обладателей от соблюдения установленных законодательством Российской Федерации общих требований к приему в образовательные организации или на работу.
Документы об иностранном образовании и иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Информационное обеспечение признания в Российской Федерации иностранного образования и иностранной квалификации осуществляется национальным информационным центром, функции которого выполняет организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации национальный информационный центр:
1) обеспечивает бесплатное консультирование граждан и организаций по вопросам признания иностранного образования и иностранной квалификации;
2) осуществляет размещение на своем сайте в сети Интернет:
а) описания установленных в Российской Федерации видов образования, уровней образования, перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, а также присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации;
б) описания документов об образовании и о квалификации установленного образца, выдаваемых или выдававшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации, РСФСР или СССР;
в) сведений о международных договорах о взаимном признании, в том числе перечня и образцов документов об иностранном образовании и иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации;
г) перечня иностранных образовательных организаций, а также перечня и образцов выдаваемых указанными иностранными образовательными организациями документов об иностранном образовании и иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации;
д) сведений о порядке признания иностранного образования и иностранной квалификации образовательными организациями высшего образования.
В настоящий момент Россией заключены многосторонние и двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере образования.
К числу многосторонних соглашений относятся: Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.); Соглашение о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 3 ноября 1995 г.); Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала государств - участников Содружества Независимых Государств для участия в операциях по поддержанию мира (Москва, 19 января 1996 г.); Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.); Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.); Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (Москва, 17 января 1997 г.); Соглашение о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров (Москва, 6 марта 1998 г.); Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения (Москва, 24 ноября 1998 г.); Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах - участниках Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. (Минск, 23 мая 2000 г.); Соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам (Минск, 30 ноября 2000 г.); Соглашение о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 29 ноября 2001 г.); Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 28 сентября 2001 г.); Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.); Соглашение об обеспечении гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений (Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 г.); решение о концепции развития образования взрослых в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Душанбе, 25 мая 2006 г.); Соглашение о координации работ в области информатизации систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств (Ашхабад, 22 ноября 2007 г.); Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государств - участников Содружества Независимых Государств (Ялта, 25 мая 2007 г.); Соглашение о подготовке кадров для органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Ялта, 25 мая 2007 г.); решение о концепции развития дистанционного обучения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Ашхабад, 22 ноября 2007 г.); Конвенция о техническом и профессиональном образовании (Париж, 10 ноября 1989 г.); Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединенных Наций (Москва, 25 июня 1993 г.); Рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании (Париж, 13 ноября 1993 г.); Конвенция N 140 об оплачиваемых учебных отпусках (Женева, 24 июня 1974 г.); Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования (Шанхай, 15 июня 2006 г.); "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты (Москва, 10 мая 2005 г.); Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (выдержки) (Корфу, 24 июня 1994 г.).
Двусторонние соглашения Российской Федерации с другими странами включают межправительственные и межведомственные соглашения, которые заключены Россией со странами СНГ, Европы (Великое Герцогство Люксембург, Королевство Бельгия, Венгерская Республика, Итальянская Республика, Королевство Дания, Королевство Испания, Республика Македония, Республика Польша, Румыния, Республика Сан-Марино, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Словацкая Республика, Республика Словения, Федеративная Республика Германия, Финляндская Республика, Французская Республика, Чешская Республика, Эстонская Республика), Азии (Социалистическая Республика Вьетнам, Китайская Народная Республика, Королевство Таиланд, Ливанская Республика, Султанат Оман), Америки (Республика Куба, Республика Никарагуа, Соединенные Штаты Америки, Республика Парагвай, Республика Перу), Африки (Республика Ботсвана).
Представляется необходимым отметить важную роль международного сотрудничества в сфере образования для России и зарубежных стран. Благодаря данному сотрудничеству укрепляются культурные связи между странами, интенсифицируется обмен кадрами и опытом, создается единое научно-образовательное пространство. Думается, дальнейшее развитие международного взаимодействия в рассматриваемой сфере, расширение и углубление системы международных договоров способствовало бы формированию стабильной основы для совместных научных исследований российских и зарубежных ученых.
Литература
1. Евстигнеева И.С. Проблемы подготовки юристов в контексте участия России в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Юридическое образование и наука. 2013. N 3.
2. Захарова М.В., Кашкин С.Ю. Институт признания образовательных квалификаций в сфере юриспруденции как элемент взаимодействия правовых систем современного мира и средство развития правовых отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом // Юридическое образование и наука. 2014. N 2. С. 18 - 21.
3. Захарова М.В. Система оценки знаний юридических кадров во Франции // Юридическое образование и наука. 2013. N 1. С. 31 - 35.
4. Павлова В.С., Чеботарев В.Е. Применение интенсивных педагогических технологий в обучении бакалавров по направлению подготовки "Юриспруденция" // Юридическое образование и наука. 2013. N 1. С. 19 - 23.
5. Четвериков А.О. Правовое обеспечение признания иностранных ученых степеней и ученых званий в государствах - участниках Болонского процесса (на примере Швейцарии) // Юридическое образование и наука. 2014. N 2. С. 22 - 25.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.