Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Р.М. АКУТАЕВ
Анализ показывает, что значительное большинство дел, рассмотренных органами конституционной юстиции субъектов Российской Федерации, связано с отстаиванием своих конституционных прав, прежде всего социально-экономических, со стороны муниципальных служащих. Так уж случилось, что ряд решений последнего времени, принятых Конституционным судом Республики Дагестан (далее - КС РД, Суд), пришлись на эту категорию дел. Справедливости ради надо отметить, что не во всех случаях КС РД признал оспариваемые заявителями положения нормативных правовых актов не соответствующими Конституции Республики. Тем не менее и в этих случаях, на наш взгляд, имеет место защита конституционных прав указанной категории лиц, поскольку, с одной стороны, заявители не могут подменить собой весь контингент муниципальных служащих, а с другой - и это, наверное, самое главное - решения принимались на основе принципа конституционной законности и в строгом соответствии с закрепленными в Основном Законе России правами и свободами человека и гражданина, что, по сути, является высшим проявлением правовой гарантии их защиты.
Вкратце изложим содержание двух принятых решений, примечательных тем, что оба касаются одной и той же категории муниципальных служащих, представляющих систему муниципального образования, одного и того же нормативного акта, в то время как решения по ним - диаметрально противоположны.
Так, КС РД рассмотрел дело о проверке конституционности абзаца второго подпункта 1 пункта 15 Порядка осуществления денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, в части, не предусматривающей оказание мер социальной поддержки в виде компенсации расходов за оплату жилья отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в случае найма жилого помещения в частном жилищном фонде.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Н.А. Ханмагомедова на нарушение его конституционных прав и свобод оспариваемым положением правительственного Постановления. Заявитель - педагог муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности. Он считает, что оспариваемое нормативное положение, согласно которому педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, компенсируются расходы по оплате жилья только в случае, если они являются нанимателями жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, нарушает конституционные права этой категории педагогических работников, которые нанимают жилье в частном жилищном фонде.
Исследованные Судом документы свидетельствуют о том, что гражданин Н.А. Ханмагомедов проживает в селе Акка муниципального образования "Табасаранский район" Республики Дагестан. С 1986 года работает учителем в селе Хучни, расположенном на расстоянии более трех километров от места его постоянного жительства. До 2011 года заявитель добирался на работу и обратно пешком. После перенесенного в 2011 году заболевания он обратился в органы местного самоуправления с просьбой предоставить ему жилье по месту работы. В связи с отсутствием свободного жилья в государственном и муниципальном жилых фондах в данном поселении просьба его не была удовлетворена. С 1 ноября 2012 года заявитель нанимает жилье в селе Хучни у частного лица. Управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании "Табасаранский район" в выплате компенсации расходов, связанных с наймом жилого помещения по договору с частным лицом, ему отказано. Обосновывалось это тем, что Порядок осуществления денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, не предусматривает компенсацию расходов на оплату жилья нанимателям жилых помещений в частном жилищном фонде.
Табасаранский районный суд, рассмотревший гражданское дело по заявлению Н.А. Ханмагомедова, отказал в удовлетворении его требований. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан данное решение оставила в силе.
Исследуя нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, Конституционный суд Российской Федерации и Конституционный суд Республики Дагестан неоднократно приходили к выводу о том, что такие меры социальной поддержки вводились в целях стимулирования закрепления в сельской местности специалистов, необходимых для решения задач, связанных с вопросами местного значения, к числу которых относится организация функционирования муниципальных учреждений, обеспечивающих условия для реализации конституционных прав граждан, в том числе в области образования, охраны здоровья и благоприятной среды обитания и в других социально значимых сферах.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации изменение законодателем ранее установленных правил должно быть осуществлено таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П; Определения от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, от 2 апреля 2009 года N 553-О-П).
Изложенная правовая позиция четко определяет, что государственные и муниципальные органы не вправе произвольно изменять условия предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе и в зависимости от того, к какому жилищному фонду относится нанимаемое ими жилье. Государство взяло на себя обязательство обеспечить сельских педагогов бесплатным жильем с отоплением и освещением. В условиях недостаточности государственного или муниципального жилищного фонда потребности граждан в жилье, занятых в социально значимых сферах, должны решаться в том числе посредством его найма в частном жилищном фонде. Иное означало бы ограничение их социальных прав, социальное неравенство одной и той же категории граждан в зависимости от формальных обстоятельств.
В результате, руководствуясь положениями Конституции Республики Дагестан, федерального и республиканского законодательства о мерах социальной поддержки соответствующей категории лиц, принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, КС РД признал оспариваемое заявителем положение в части, не предусматривающей оказание мер социальной поддержки в виде компенсации расходов за оплату жилья отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в случае найма жилого помещения в частном жилищном фонде, не соответствующим Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащееся в нем нормативное положение в условиях отсутствия государственного или муниципального жилищного фонда для обеспечения педагогических работников по месту их работы в сельской местности и поселках городского типа по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда ограничивает права указанной категории граждан и ухудшает уровень их социальной защиты.
Поводом к рассмотрению второго дела явилась жалоба гражданки М.И. Муртузалиевой на нарушение ее конституционных прав и свобод оспариваемыми ею положениями пункта 1 статьи 3 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и абзаца второго пункта 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, в той части, в какой в них не предусмотрено сохранение мер социальной поддержки педагогам-пенсионерам, проработавшим в образовательных учреждениях сельской местности не менее 10 лет, в случае их переезда на постоянное место жительства в город.
Из представленных в КС РД документов следовало, что гражданка заявительница более трех десятков лет проработала педагогом в сельской местности и ей предоставлялись меры социальной поддержки, которые были сохранены за ней и после выхода на пенсию. Однако с 2011 года органы социальной защиты населения прекратили оказание мер социальной поддержки заявительнице, обосновывая это тем, что положения нормативных правовых актов Республики Дагестан не предусматривают предоставление таких мер в случае переезда педагога-пенсионера в город.
В соответствии с положениями федерального законодательства, предусматривающими меры социальной поддержки определенной категории лиц, включая и педагогов-пенсионеров, проработавших в образовательных учреждениях в сельской местности или в поселках городского типа не менее 10 лет, принят Закон Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа". Пунктом 1 статьи 3 данного Закона предусмотрено, что педагогические работники имеют право на компенсацию им расходов за оплату жилых помещений, отопления и освещения. Право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохраняется за педагогическими работниками - пенсионерами, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, если общий стаж работы педагогических работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, составляет не менее 10 лет и на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки.
Во исполнение приведенного республиканского Закона было принято Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", абзацем вторым пункта 15 которого предусмотрено аналогичное положение.
Проанализировав положения федерального и республиканского законодательства в сфере оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, КС РД пришел к выводу, что законодательство Российской Федерации и Республики Дагестан и ранее не предусматривало оказание мер социальной поддержки педагогам-пенсионерам в случае их переезда на постоянное место жительства в город. Право на сохранение мер социальной поддержки, которыми пользовался педагогический работник после его выхода на пенсию, законодатель всегда увязывал с обязательным условием - проживанием в сельской местности. С учетом этого КС РД не может согласиться с утверждением заявительницы о том, что оспариваемые ею положения нормативных правовых актов отменяют социальные льготы педагогам-пенсионерам, которые долгое время проработали в сельской местности и переехали на постоянное место жительства в город, приводят к снижению уровня социальной защиты указанной категории работников.
Вопросы конституционности и законности предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (в том числе педагогам-пенсионерам), работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и Конституционного суда Республики Дагестан.
Правовая позиция указанных судов едина. Из нее следует, что субъекты Российской Федерации в рамках реализации полномочий совместного ведения по регулированию вопросов, связанных с оказанием мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в образовательных учреждениях сельской местности и поселках городского типа, не могут допустить ухудшения достигнутого уровня их социальной защиты. В то же время органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельной категории граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, от 15 ноября 2011 г. N 24-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 4 апреля 2006 года N 89-О, от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 4 декабря 2007 г. N 958-О-О, от 4 декабря 2007 г. N 959-О-О, от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, от 2 апреля 2009 г. N 553-О-П, от 1 марта 2010 г. N 240-О-О; Определения Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2006 г. N 51-Г06-23, от 24 января 2007 г. N 71-Г06-36, от 1 апреля 2009 г. N 59-Г09-3; Постановление Конституционного суда Республики Дагестан от 2 октября 2013 г. N 2-П). Однако Закон Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" не признал за педагогами-пенсионерами, которые долгое время (не менее 10 лет) проработали в сельской местности и переехали на постоянное место жительства в город, право на меры социальной поддержки. Очевидно, дотационный республиканский бюджет не позволяет законодателю пойти на такой шаг.
Учитывая изложенное и руководствуясь Конституцией Республики Дагестан, КС РД признал оспариваемые гражданкой М.И. Муртузалиевой взаимосвязанные положения Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, в той части, в какой в них не предусмотрено сохранение мер социальной поддержки педагогам-пенсионерам, проработавшим в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет, в случае их переезда на постоянное место жительства в город, не противоречащими Конституции Республики Дагестан, поскольку установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан является не обязанностью, а правом законодателя Республики Дагестан, которое должно быть осуществлено за счет средств республиканского бюджета.
В заключение хотелось бы отметить, что приведенные примеры из практики отправления правосудия КС РД могут служить наглядным свидетельством того, как органы конституционной юстиции могут стоять на защите и отстаивать конституционные права и свободы граждан, в том числе и муниципальных служащих.
Литература
1. Постановление Конституционного суда Республики Дагестан от 2 октября 2013 года "По делу о проверке конституционности абзаца второго подпункта 1 пункта 15 Порядка осуществления денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, в связи с жалобой гражданина Н.А. Ханмагомедова" // Архивные материалы КС РД за 2013 год.
2. Постановление Конституционного суда Республики Дагестан от 6 ноября 2013 года "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и абзаца второго пункта 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 20, в связи с жалобой гражданки М.И. Муртузалиевой" // Архивные материалы КС РД за 2013 год.
3. Доронина О.Н. Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Муниципальное право: правовые вопросы. 2011. N 1. С. 17 - 21.
4. Шамарова Г.М. Правовой статус муниципального служащего // Муниципальная службы: правовые вопросы. 2014. N 3. С. 7 - 10.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.