Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК РЕСУРС ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В.А. ХОЛОПОВ
Коррупционные явления - это дестабилизирующий фактор развития системы местного самоуправления в РФ, подрывающий основы легитимности осуществления муниципального управления. Они выражаются во взятках, в подношениях, дорогих подарках практически по любым поводам, отмывании бюджетных денег при реализации мероприятий и муниципальных программ. По данным проведенного в конце 2013 г. Институтом политики развития <1> социологического исследования, при устройстве на работу в органы МСУ коррупция составляет 32,3% - самый высокий уровень. При аренде, покупке муниципальных земель и объектов - 31,2%; при получении всевозможных справок - 25,5%; при устройстве детей в школьные и дошкольные учреждения - 24,4%; при "выбивании" разрешения на проведение водопровода и канализации - 23,9% и т.д.
--------------------------------
<1> См.: URL: http://www.time.kg/index.php?newsid=2911.
В соответствии с выводами Института политики развития муниципальная земля и муниципальные объекты становятся предметом коррупционных сделок в 64%, поэтому доступ к ресурсам (особенно к земле) является причиной конфликтов. Решить проблему можно, только внедрив прозрачные и справедливые процедуры.
При опросе респондентов 38% оценили уровень коррупции в органах МСУ по стране как средний, 18% - как высокий, 20% считают, что коррупции в органах МСУ вовсе нет, 10% уверены, что коррупции нет только потому, что "красть нечего", 6% считают, что коррупции нет, так как все работают честно. Остальные воздержались от ответа <2>.
--------------------------------
<2> См.: Там же.
Следует отметить, что сильным дестабилизирующим фактором развития позитивного и эффективного вектора реформы и функционирования местного самоуправления в РФ являются конфликтные отношения в среде местной элиты субъектов РФ в сфере взаимодействия региональной и муниципальной власти.
Полагаем, что подобного рода конфликты ведут как минимум к следующим последствиям:
- стагнация и негативный сценарий развития экономико-финансовой и производственно-хозяйственной основ деятельности муниципальных образований;
- абсентеизм местного сообщества и низкий уровень легитимности местной власти.
Так, в Рязанской области бицентризм политического режима, существовавший с советских времен и основанный на внутриэлитном расколе по линии "город - село", задает и "правила игры" в сфере реформы местного самоуправления <3>.
--------------------------------
<3> См.: URL: http://russia-rating.ru/info/402.html.
Примеров отсутствия стремления среди местной элиты конструктивно решать вопросы свидетельствует факт процесса адаптации Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <4> об организации двухуровневой системы МСУ в крупных городах к местной ситуации. Согласно Федеральному закону N 136-ФЗ акты субъектов РФ о том, как будут формироваться органы МСУ, должны быть приняты в течение 6 месяцев, то есть до декабря с.г. На данный момент энтузиазм в реформировании МСУ проявили лишь несколько регионов. Остальные на первое место поставили сентябрьские выборы, решив вернуться к потенциально конфликтной теме после их завершения.
--------------------------------
<4> См.: Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Некоторое исключение составляет, однако, г. Челябинск, в котором в ускоренном режиме был принят закон о переходе на двухуровневую систему. Спешка была связана с тем, что истекали полномочия действующего городского парламента и его пришлось бы избирать по старой схеме. В рамках новой модели в городе создано 7 районов. В каждом из них образуется собственный представительный орган - по 25 депутатов (в одном районе - 20), избираемый по мажоритарной системе. Выборы районных депутатов назначены на 14 сентября 2014 г. После их проведения было сформировано городское собрание путем делегирования по 7 депутатов от каждого района (всего - 49 депутатов). Глава города избран из их состава (то есть это будет один из районных депутатов, делегируется в горсобрание и затем наделяется полномочиями мэра). При этом исполнительную власть в городе осуществляет сити-менеджер <5>.
--------------------------------
<5> См..: URL: http://m.expert.ru/2014/06/29/munitsipalnaya-reforma-prohodit-spokojno_n=171.
В целях нейтрализации вышесказанных и других деструктивных явлений в системе функционирования государственной и муниципальной власти в РФ создается организационно-правовая база функционирования общественного контроля.
Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 г. предложил подготовить правовую базу для расширения ресурсов реализации общественного контроля над деятельностью органов государственной и муниципальной власти, в частности, глава государства отметил: "Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся государственной политикой и общество контролирует их исполнение" <6>.
--------------------------------
<6> URL: http://itar-tass.com/politika/828234; http://itar-tass.com/politika/828234.
В конце июля 2014 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Закон об основах общественного контроля в России - Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" <7>. Документ устанавливает правовые основы общественного контроля за госорганами и местными властями, кроме того, следить общественники будут за работой полиции, следствия, прокуратуры и судов, за содержанием детей-сирот и за оказанием психиатрической помощи.
--------------------------------
<7> См.: Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Предусматривается, что контролерами могут стать общественные палаты, общественные советы при органах исполнительной власти и местного самоуправления. Кроме того, будут создаваться общественные набкомиссии, набсоветы, общественные инспекции, группы общественного контроля и другие организационные структуры. Возможности участвовать в общественных советах лишили федеральных и региональных чиновников, а также лиц, которые не могут быть членами Общественной палаты РФ.
Контролеры смогут обращаться в суд для защиты прав отдельных лиц, объединений и некоммерческих организаций. Кроме того, они получили право запрашивать у государственных органов информацию для осуществления общественного контроля.
Общественный контроль должен осуществляться в форме мониторинга, проверок и экспертиз, общественных обсуждений и публичных слушаний. Результаты общественного контроля должны быть опубликованы и доступны гражданам, за исключением персональных данных или гостайны. Законопроект об общественном контроле также описывает права и обязанности общественного инспектора и общественного эксперта <8>.
--------------------------------
<8> См.: URL: http://ria.ru/politics/20140722/1017012976.html#ixzz3DB8HQ2tm.
Следует отметить, что этот законопроект только лишь об основах создания общественного контроля в России. Предполагается, что впоследствии будут приняты дополнительные нормативные акты, документы, которые развивают этот закон. Нужно вносить поправки в Градостроительный кодекс, Лесной, Водный кодексы, в природоохранное законодательство, надо будет развивать правоприменительную практику и т.д. На сегодняшний день существуют механизмы контроля с помощью указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ об общественных советах. Например, в поправках к Закону об Общественной палате РФ от 30 декабря 2013 г. прописано, что палата является органом общественного контроля <9>.
--------------------------------
<9> См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Важно подчеркнуть, что внедрение общественного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления прежде всего должно выстраиваться на базе уже имеющихся ресурсов, а именно в рамках реализации форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. При этом формы участия населения в осуществлении местного самоуправления могут выполнять две функции - как субъекта, так и как объекта общественного контроля. Кроме этого важно отметить, что при применении общественного контроля на практике необходимо создать профилактику реализации негативных последствий - ангажированного использования ресурса общественного контроля узкими группами интересов и его формализации.
И.Б. Борисов точно отмечал, что параллельно идет процесс, вырабатывающий механизмы, противодействующие контролю. Так, он описывает в своей статье "Общественный контроль на выборах как фактор легитимности власти", что был свидетелем избирательной технологии, примененной одной из муниципальных комиссий Рязанской области, когда в отсутствие помещения для проведения заседаний комиссии не только общественники, но и кандидаты гонялись за избирательной комиссией по всему району, чтобы сдать документы на регистрацию <10>.
--------------------------------
<10> См.: Борисов И.Б. Общественный контроль на выборах как фактор легитимности власти // Юридический мир. 2012. N 9. С. 24 - 27.
Создание системы общественного контроля на выборах - приоритетная задача, которая требует комплексного подхода и активного участия всех субъектов политической деятельности: от государства и политических партий до общественных объединений и избирателей. Отсутствие дееспособного механизма общественного контроля на выборах постоянно будет приводить к тому, что легитимность выборов и избранных органов будет ставиться под сомнение заинтересованными группами политического участия, преследующими цели участия во власти, а не борьбы за чистоту и законность проведения выборов.
Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, выражения гражданской активности может стать продуктивным механизмом общественного контроля. В настоящее время подобные формы самоорганизации населения развиваются, по данным исследований ВСМС, примерно в 20% муниципальных образований <11>.
--------------------------------
<11> См.: URL: http://www.vsmsinfo.ru/dokumenty-i-materialy/sovershenstvovanie-politicheskoj-sistemy-i-grazhdanskogo-obshchestva-na-mestnom-urovne-formirovanie-polnotsennoj-sistemy-grazhdanskogo-kontrolya-za-mestnoj-publichnoj-vlastyu-a-takzhe-territorialnogo-obshchestvennogo-samoupravleniya.
Наиболее перспективным является применение взаимодействия органов ТОС, структур различной организационно-правовой формы, ответственных за ЖКХ в муниципальном образовании, и органов местной власти в рамках реализации вопросов благоустройства.
Например, в муниципальном образовании г. Рязани начинают внедрять институт жилищных инспекторов Советов территорий города, которые сотрудничают со специалистами управления административно-технического контроля администрации г. Рязани <12>.
--------------------------------
<12> См.: URL: http://admrzn.ru/informatsionnye-razdely/novosti/2013/:10592.
В заключение важно подчеркнуть, что совершенных систем общественного контроля не существует. Выработка адаптивного организационно-правового подхода его применения в муниципалитетах - это стратегически важная задача реформы местного самоуправления в РФ.
Литература
1. Борисов И.Б. Общественный контроль на выборах как фактор легитимности власти // Юридический мир. 2012. N 9. С. 24 - 27.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.