Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ОБ УКРЕПЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Е.Н. СЕЛЮТИНА, П.Ю. РЖИЩЕВ
Институт муниципальной власти в России является одной из основ конституционного строя. Заявленная самостоятельность деятельности населения под свою ответственность в управлении делами местного значения гарантирована государством. Местное самоуправление не может, конечно, функционировать вне определенных государством правовых границ, но в силу своих особенностей, тесной связи с населением должно быть свободно от излишне строгого регулирования и давления со стороны государственной власти при решении вопросов своей компетенции <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мигущенко О.Н. Формы публичного управления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. N 1. С. 9 - 12.
Эффективность функционирования института муниципальной власти зависит от многих факторов, в том числе от компетенции, структуры, порядка разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также от прочной и устойчивой экономической основы. Последняя, в свою очередь, материально обеспечивает выполнение всех реализуемых на местном уровне проектов. В связи с этим несет в себе двоякую нагрузку, являясь одновременно и средством повышения уровня жизни населения муниципальных образований, и основой эффективности муниципальной экономики.
В аспекте финансово-экономического положения муниципальных образований значимым является наличие собственных финансовых ресурсов, собственного бюджета. Без достаточного материального обеспечения не могут быть удовлетворены основные потребности населения в адекватных условиях жизнедеятельности. Финансы муниципального образования отражаются в собственном местном бюджете, который служит основным источником, обеспечивающим их функционирование. Стоит отметить, что наличие финансовых средств и имущества должно сочетаться с независимостью его поступления, приобретения и распоряжения <2>.
--------------------------------
<2> См.: Маслакова Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. N 4. С. 24 - 26.
В настоящее время у муниципальных образований отсутствуют в достаточном объеме такие ресурсы. Широкий перечень вопросов, за которые они отвечают, с низкими налоговыми поступлениями в бюджет ставят муниципалитеты в зависимость от иных источников, в том числе дотаций, субсидий. Данная проблема не раз была затронута в юридической литературе, указывалась необходимость пересмотра существующей экономической основы местного самоуправления <3>. В том числе обосновывались изменения в налоговой системе, в частности затрагивающие местные налоги и сборы. В.И. Васильев отмечает, что стабильность финансового обеспечения местного самоуправления прямым образом соединена с совершенствованием налоговой системы, главное направление которой состоит в расширении спектра налогов и сборов <4>.
--------------------------------
<3> См.: Бабичев И.В. Основания российского муниципализма и его принципы // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 1. С. 36; Селютина Е.Н. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления: правовой и политический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2003. 168 с.
<4> См.: Васильев В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления // Журнал российского права. 2008. N 11. С. 34.
Таким образом, деятельность местных органов власти попадает в финансовую зависимость от решений Российской Федерации и ее субъектов. Наглядно это проявляется на примере межбюджетных трансфертов. Обусловленность и необходимость таковой зависимости подтверждаются на практике. Вместе с тем следует исключить ее абсолютный характер, лишающий самостоятельности муниципальные образования. Отсутствие достаточности материальных ресурсов затрудняет местным органам власти реализацию своего основного предназначения - осуществления публичного управления как власти населения по решению вопросов местного значения. В этом кроется главная сущность местного самоуправления. Как замечает профессор С.А. Авакьян, "государство не руководит местным самоуправлением, если под руководством понимать: 1) формирование местного самоуправления; 2) дачу ему директивных указаний; 3) повседневный контроль и опеку деятельности; 4) отмену актов. Ничего этого государство в отношении местного самоуправления не делает. Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления и отделение его от органов государственной власти не дают оснований для вывода о независимости местного самоуправления от государства" <5>.
--------------------------------
<5> Авакьян С.А. Конституционное право России. М., 2005. Т. 2. С. 670.
Существующая финансово-экономическая основа муниципальной власти также не позволяет его органам быть самостоятельным уровнем публичной власти. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет экономическую основу местного самоуправления <6>. В указанном Законе обозначен перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Однако нужно учесть, что, во-первых, только часть объектов этой собственности приносит доход муниципальным образованиям (например, сданные в аренду земельные участки). Другая же часть объектов не только не приносит дохода, но и требует постоянных и значительных финансовых затрат, необходимых для их содержания и функционирования (например, автомобильные дороги в границах населенных пунктов).
--------------------------------
<6> См.: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Во-вторых, сам по себе обширный перечень имущества имеет лишь ориентирующее юридическое значение, он непосредственно не влечет за собой возникновение права муниципальной собственности <7>. Стоит отметить, что зачастую муниципальные бюджеты недополучают налоговые поступления ввиду отсутствия регистрации и учета земельных участков и объектов капитального строительства в компетентном регистрирующем и налоговом органах. В отдельных поселениях может не быть земельных участков (долей) в муниципальной собственности ввиду того, что права на них не оформлены надлежащим и законным образом. В связи с этим возникает необходимость активизации в муниципальных администрациях работы по уточнению сведений о земельных участках, объектах капитального строительства прежде всего путем обработки архивных данных, осуществления полной инвентаризации объектов, выявления незарегистрированных надлежащим образом земельных участков и объектов недвижимости. Следует также проводить разъяснительную работу с жителями муниципального образования по предмету необходимости оформления права собственности на объекты, подлежащие регистрационному учету.
--------------------------------
<7> См.: Астафичев П.А. Муниципальное право России. М., 2010. С. 283 - 284.
Однако ясно, что само по себе ведение подобной работы не гарантирует улучшения уровня жизни жителей всех муниципальных образований. Недостаточность собственных доходных источников муниципальных образований обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации выравнивать уровень бюджетной обеспеченности путем осуществления межбюджетных трансфертов, в частности предоставления дотаций из фондов финансовой поддержки.
В связи с этим принцип самостоятельности местных бюджетов в России носит условный характер и проявляется лишь в праве и обязанности органов местной администрации самостоятельно обеспечивать сбалансированность местного бюджета и эффективно использовать его средства в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Закрепленный ст. 12 Конституции Российской Федерации принцип невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти вовсе не означает абсолютную недопустимость осуществления государственных и муниципальных функций в рамках одной системы органов власти. Однако явное расхождение законодательной и фактической моделей взаимоотношений между государственным и муниципальным уровнем власти приобретает резкие, очевидные формы, что нельзя не признать опасным. Во-первых, нарушаются положения Конституции Российской Федерации. "Это не улучшает перспектив на благополучное конституционное будущее России, ибо нет более верного способа обеспечить деградацию конституционализма, чем откровенный отказ от соблюдения ее норм" <8>.
--------------------------------
<8> Арановский К.В., Князев С.Д. Муниципальная реформа в России: развитие местного самоуправления или децентрализация государственной администрации? // Правоведение. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2007. N 2. С. 4.
Во-вторых, субординационные отношения между государством и муниципалитетами приводят к усугублению муниципальной зависимости власти дотационных муниципалитетов или муниципального дистанцирования власти сравнительно самостоятельных в финансовом отношении муниципальных образований, что нередко приводит к явным или скрытым конфликтам между высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и главами соответствующих муниципалитетов. При этом нельзя не видеть, что тенденция обеспечения прочной взаимосвязи государственного и муниципального уровня власти в современной России усиливается.
Таким образом, основополагающей проблемой, камнем преткновения муниципальных образований является ограниченная возможность в достаточном количестве свободных финансовых ресурсов и имущества при наличии главной задачи - удовлетворения на должном уровне основных потребностей населения, реализации права на самоуправление.
Литература
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России. М., 2005. Т. 2. 880 с.
3. Арановский К.В., Князев С.Д. Муниципальная реформа в России: развитие местного самоуправления или децентрализация государственной администрации? // Правоведение. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2007. N 2. С. 3 - 20.
4. Астафичев П.А. Муниципальное право России. М., 2010. 376 с.
5. Бабичев И.В. Основания российского муниципализма и его принципы // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 1. С. 35 - 45.
6. Васильев В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления // Журнал российского права. 2008. N 11. С. 29 - 40.
7. Маслакова Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. N 4. С. 24 - 26.
8. Мигущенко О.Н. Формы публичного управления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. N 1. С. 9 - 12.
9. Селютина Е.Н. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: правовой и политический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2003. 168 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.