Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОЛЬ И МЕСТО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Л.В. ЧХУТИАШВИЛИ
Благоприятное состояние окружающей среды позволяет государству и обществу иметь необходимую основу государственного и общественного развития, сохранения конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Экологическая безопасность Российской Федерации является составной частью ее национальной безопасности <1> в целом, ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экологических преобразований.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
Государственная политика в области охраны окружающей среды преследует следующие конституционно значимые цели <2>:
--------------------------------
<2> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ. 1993. N 237. 25 дек.
- сохранение важнейшей основы жизни и деятельности народов Российской Федерации, в качестве которой выступают земля и иные природные ресурсы (ч. 1 ст. 9);
- осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36);
- поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41);
- обеспечение конституционного права на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
- охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58);
- обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны окружающей среды (п. "в" ч. 1 ст. 114).
Указанные конституционные нормы направлены в конечном итоге на обеспечение жизненно важных интересов человека и общества в сфере экологической безопасности.
Значительную роль в обеспечении экологических интересов общества, направленных на реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду, провозглашенного ст. 42 Конституции России, играет государство.
Реализация функции обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны здоровья граждан и окружающей среды, природных ресурсов, возложенная на государство в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется государственными органами на основе конституционных положений о свободе предпринимательской деятельности, о недопустимости установления препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Экологические приоритеты нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации <3>, в которой определены цели Российской Федерации до 2020 г.
--------------------------------
<3> См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
В Концепции выделяются следующие основные направления экологизации экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека на перспективу.
1. Экологизация производства - предусматривает поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников. Основными элементами этого направления должны стать новая система нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, предусматривающая отказ от установления индивидуальных разрешений по каждому предприятию, и установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, создание развитой индустрии по утилизации отходов и расширение использования альтернативных возобновляемых источников энергии, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов.
2. Экология человека - направлена на создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности.
3. Экологический бизнес - заключается в создании эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, бизнес-девелопмента, экологического консалтинга, развития рынка квот на выбросы.
4. Сохранение и защита природной среды - основу действий в этом направлении будут составлять новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения.
В настоящее время существует острая необходимость в создании действенных механизмов экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельности к сокращению негативного воздействия на окружающую среду, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности. Среди таких механизмов: платность негативного воздействия на окружающую среду, льготное налогообложение, субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление инвестиционных кредитов, введение залоговой стоимости упаковки, установление акцизов на экологически "грязные" виды топлива, ускоренная амортизация основных фондов, создание конкурентных преимуществ соответствующим инвесторам и другие меры.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. развитие экологического бизнеса является одним из направлений обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека, которое включает в себя конкурентоспособный бизнес в области экологического консалтинга. При этом роль государства видится в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики.
Являясь инструментом обеспечения благоприятной экологической эффективности предприятий, прежде всего реального сектора экономики, экологический аудит позволит решать государственные задачи в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности как составляющей национальной безопасности Российской Федерации.
Содержание экологического аудита включает проверку эколого-хозяйственной деятельности экономических субъектов на соответствие требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, выявление возможностей для повышения экологической эффективности производственных процессов, выдачу рекомендаций заказчику по улучшению организации и осуществления локального управления окружающей средой.
Квалифицированный и добросовестный экологический аудит может быть существенным дополнением к государственной экологической экспертизе и государственному экологическому контролю и оказывать позитивное влияние на повышение эффективности работы государственных контрольных органов, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.
Экологический аудит как независимая проверка эколого-хозяйственной деятельности экономического субъекта на соответствие экологическим требованиям позволяет выразить мнение о достоверности учетной и отчетной документации предприятий и подготовить рекомендации по улучшению эколого-хозяйственной деятельности для повышения экологической безопасности и инвестиционной привлекательности аудируемого лица.
Таким образом, развитие экологического бизнеса является одним из направлений обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека, которое включает в себя конкурентоспособный бизнес в области экологического консалтинга. Роль же государства состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики.
В настоящее время роль и место экологического аудита в системе государственного управления охраной окружающей среды законодательно не установлены, что влечет неуправляемое его развитие в системе природоохранных услуг и не способствует решению государственных природоохранных задач, достижению положительного экологического эффекта в деятельности предприятий.
Отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию и проведение экологического аудита в Российской Федерации, тормозит его дальнейшее развитие. Вот почему так важно принять Федеральный закон "Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который включает экологический аудит в систему государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Осуществление экоаудиторской деятельности обеспечит адекватное взаимодействие хозяйствующего субъекта, экологической аудиторской организации и государства, основанное на независимой и объективной оценке воздействия на окружающую среду, минимизации административных барьеров для субъектов хозяйственной и иной деятельности, стимулировании хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду, и дальнейшее поступательное развитие аудиторской профессии. Профессии, которая обеспечит российский рынок и общество в целом объективной и надежной финансовой информацией. Профессии, действующей на благо экономики и общества.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.