Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ
Е.Ю. ШЕРСНЕВА
Статья 58 Конституции Российской Федерации <1> предусматривает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Одновременно Конституция гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
--------------------------------
<1> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ. 1993. N 237. 25 дек.
В связи с наступлением пожароопасного сезона в лесах и особой активности вредителей леса прокурорский надзор за исполнением законов об охране и защите лесов, соблюдением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, и его организация приобретают особую актуальность.
Обязательным условием функционирования любой структуры является организация работы. Для органов прокуратуры Российской Федерации она имеет решающее значение, в том числе и по причине того, что штатная численность прокурорских работников невелика, а проблем, стоящих в сфере обеспечения законности, в том числе в сфере охраны и защиты лесов, с каждым днем становится все больше.
Большинство ученых определяют организацию работы в органах прокуратуры как "комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры" <2>.
--------------------------------
<2> Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: МНЭПУ, 2000. С. 68; Кобзарев Ф.М. Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации: метод. материалы к семинару / ИПК РФ Академии Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010. С. 16; Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. М.: Юрайт, 2012. С. 44.
Исследование особенностей и проблем прокурорского надзора за исполнением законов об охране и защите лесов позволило сделать вывод о том, что эффективность прокурорского надзора в данной сфере во многом зависит от организации работы прокурора по осуществлению данного направления надзора, так как только наделение арсеналом полномочий без осмысленного построения системы их взаимосвязанной и последовательной реализации может не привести к предполагаемому результату.
Анализ научных исследований по вопросам организации работы органов прокуратуры позволяет выделить в ее структуре следующие элементы: сбор и анализ информации о нарушениях законов; прогнозирование и планирование работы; подготовка и проведение проверки; реализация материалов проверки; контроль исполнения; подбор, расстановка и воспитание кадров; распределение обязанностей между оперативными работниками; разграничение компетенции; ревизия работы подчиненных прокуратур; оперативные совещания; научно-методическое обеспечение; анализы и обобщения; делопроизводство, учет и отчетность; кодификационно-справочная работа; координация работы и взаимоотношения с другими органами; материально-техническое обеспечение; прием и сдача дел; взаимодействие с различными структурами и др. <3>.
--------------------------------
<3> Анализ основан на исследовании следующих работ: Ашурбеков Т.А. Общие направления организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов. Махачкала, 2002; Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: МНЭПУ, 2000; Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. М.: Юрайт, 2012; Лебединский В.Г. Организация работы в органах прокуратуры. М., 1952; Смирнов А.Ф. Организация работы и функции управления в органах прокуратуры Российской Федерации. М., 2005; Шинд В.И. Организация работы районной (городской) прокуратуры. М., 1974.
Генеральный прокурор Российской Федерации по вопросам организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации издает приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции (ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" <4> (далее - Закон о прокуратуре)). Общие предпосылки организации работы по надзору за исполнением законов об охране и защите лесов содержатся в Приказах Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 <5>, от 10 февраля 2011 г. N 30 <6>, указании Генерального прокурора Российской Федерации "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров" <7>.
--------------------------------
<4> См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
<5> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" // Законность. 2008. N 3.
<6> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 10 февраля 2011 г. N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий" // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
<7> См.: Указание Генпрокуратуры России от 11 мая 2011 г. N 127/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров" // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
Многие из элементов организации работы, например контроль исполнения, приема и сдачи дел, ревизии работы подчиненных прокуратур, не имеют каких-либо значимых различий в зависимости от изменения направления надзорной деятельности. Нами раскрыт элемент организации, который имеет ключевое значение для совершенствования организации прокурорского надзора в сфере охраны и защиты лесов.
Анализ актов Генерального прокурора России позволяет из числа изложенных в них организационных мероприятий выделить в качестве способствующей повышению эффективности надзора в рассматриваемой сфере информационно-аналитическую работу.
Информационно-аналитическая работа является первоначальным этапом организации прокурорского надзора и осуществляется по двум основным направлениям:
- внутреннее направление связано со сбором, изучением и оценкой информации;
- внешнее направление связано с определением состояния законности и правопорядка на территории, объекте, в поднадзорных органах <8>.
--------------------------------
<8> См.: Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник / под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Ин-т повышения квалификации рук. кадров Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2005. С. 109.
Спецификой получения информации при осуществлении надзора за исполнением законов об охране и защите лесов является возможность прокуроров оперативно знакомиться с соответствующей информацией из широкого круга источников, включая органы контроля и надзора, а также иных структур (например, федеральных бюджетных учреждений "Авиалесоохрана" и "Российский центр защиты леса", входящих в инфраструктуру охраны и защиты лесов; различных общественных организаций (объединений) и фондов, охраняющих и защищающих леса).
У прокуроров имеется достаточно возможностей для получения статистической и иной необходимой информации, позволяющей оценивать состояние законности в сфере охраны и защиты лесов. Методы получения информации могут быть разделены на три группы, связанные с использованием средств массовой информации, включая ресурсы информационной сети Интернет, с направлением соответствующих запросов (писем, требований) в поднадзорные органы, организации, объединения, иные структуры, должностным лицам и с изучением, рассмотрением и анализом обращений, сообщений, поступающих в органы прокуратуры, содержащих информацию в сфере охраны и защиты лесов.
Использование ресурсов сети Интернет в информационно-аналитической работе соответствует сложившейся позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Однако совсем недавно, только в результате принятия ряда организационно-правовых мер, у прокуроров появилась возможность оперативно получать статистическую информацию в сфере охраны и защиты лесов из указанного источника.
К таким мерам относятся: реализация мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" <9>, стратегии развития информационного общества в Российской Федерации <10> и государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" <11>, создание интернет-сайтов органов власти, Федерального информационного центра, государственной информационно-аналитической системы, портала государственных услуг и системы межведомственного электронного взаимодействия <12>. Это обеспечило прокурорам-предметникам доступ к оперативному ознакомлению с текущей ситуацией на поднадзорной территории.
--------------------------------
<9> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531.
<10> См.: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Росс. газ. 2008. N 34. 16 февр.
<11> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" // СЗ РФ. 2010. N 46. Ст. 6026.
<12> См.: Чубенко И.С. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
При этом серьезным препятствием на пути полномасштабного использования работниками прокуратуры сети Интернет в информационно-аналитической работе является недостаточная оснащенность доступом к данному информационному ресурсу.
Также не всегда на официальных интернет-сайтах размещается оперативная информация в сфере охраны и защиты лесов. Так, сведения, касающиеся лесных ресурсов и их охраны, опубликованные на официальном сайте Федеральной государственной службы статистики, имеются только по состоянию на конец 2012 г. <13>.
--------------------------------
<13> URL: http://cbsd.gks.ru/.
При этом необходимо учитывать, что органы прокуратуры должны принимать меры <14>, направленные на надлежащее исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления требований Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <15>.
--------------------------------
<14> См.: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями" // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
<15> См.: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.
Как правило, средства массовой информации освещают нарушения в сфере охраны и защиты лесов. Имеются специальные средства массовой информации, специализирующиеся на проблематике охраны и защиты лесов (интернет-сайты, газеты, журналы). Изучение средств массовой информации позволяет прокурорам непрерывно осуществлять мониторинг ситуации в указанной сфере и соответственно при наличии оснований своевременно реагировать на нарушения законов. Пункт 4 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации" <16> предписывает прокурорам ежедневно осуществлять мониторинг ведущих средств массовой информации в целях анализа состояния законности и возможного принятия мер прокурорского реагирования.
--------------------------------
<16> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2009 г. N 341 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации" // Законность. 2010. N 1.
В части второй группы методов получения информации прокурорами - направления запросов следует отметить, что использование данного метода возможно только в случае, если необходимые сведения отсутствуют в открытом доступе. Прокурорам следует исключить случаи направления необоснованных запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и организации на получение общедоступной информации, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет или ранее предоставленной указанными органами, направления дублирующих запросов одновременно в несколько органов, а также случаи установления неоправданно коротких сроков исполнения запросов. Необходимо максимально использовать возможность электронного документооборота для получения необходимой информации. Указанное корреспондирует позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, изложенной в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями".
Обращения и сообщения, поступающие в органы прокуратуры, также являются источником получения информации о состоянии законности в сфере охраны и защиты лесов. Ежегодно в органы прокуратуры поступают сотни тысяч обращений, зачастую в них излагаются обстоятельства, требующие незамедлительного принятия мер прокурорского реагирования.
Большое значение имеет регулярное поступление в прокуратуру сообщений: из органов административного контроля (надзора) о положении дел, о результатах проведенных проверок, принятых мерах к нарушителям и по возмещению причиненного ущерба; из органов государственной власти и органов местного самоуправления о выделении лесных участков лицам; сообщений из правоохранительных органов о результатах проведенных проверок в сфере охраны и защиты лесов (незаконные рубки лесных насаждений, повреждение, нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных на проведение мероприятий по охране и защите лесов, и др.).
Следует отметить, что существенное значение имеет наработанная судебная практика. Как правило, она достаточно обширная там, где нарушения носят массовый и систематический характер, на что также следует обращать внимание прокурорам.
При этом необходимо учитывать, что любая поступающая в прокуратуру информация, в которой содержатся конкретные факты о нарушениях законов, требующие принятия мер прокурором, является в силу п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре правовым основанием (поводом) для проведения проверки исполнения законов и, более того, требует проведения такой проверки с соблюдением сроков, установленных Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации <17>.
--------------------------------
<17> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г. N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" // Законность. 2013. N 4.
Любая поступающая в органы прокуратуры информация подлежит анализу, существо которого выражается в ее обобщении и оценке <18>. Еще советскими учеными в сфере прокурорского надзора научно обоснована взаимосвязь аналитической работы с осведомленностью прокурора о состоянии законности на поднадзорной территории, установлением связи между явлениями, складывающимися тенденциями и планированием необходимых мер по укреплению законности <19>.
--------------------------------
<18> См.: Прокурорский надзор: Учебник для бакалавров / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. С. 80.
<19> См.: Богачев Г.П. Организация аналитической работы в районной прокуратуре // Науч. организация труда в органах прокуратуры: материалы конф. прокурорско-следственных работников Воронеж. обл. / под общ. ред. Н.А. Чернышева. 1970. С. 148.
Целями рассматриваемого вида деятельности согласно регламенту Генеральной прокуратуры Российской Федерации <20> являются совершенствование организации и управления в системе прокуратуры Российской Федерации, определение приоритетных направлений деятельности, формирование планов, подготовка организационно-распорядительных и информационно-справочных документов Генеральной прокуратуры. Аналогичные цели содержаться в регламентах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.
--------------------------------
<20> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 3 июня 2013 г. N 230 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации" // Законность. 2013. N 8.
В ходе аналитической работы прокурору следует изучать не только организацию и непосредственное осуществление прокурорского надзора, но и процессы, события, послужившие первоосновой правонарушения или создавшие (способные создать) благоприятствующие для этого условия.
Осуществляя надзор за исполнением законов об охране и защите лесов, прокуроры должны не только выявлять и пресекать нарушения законов, прав и свобод граждан и юридических лиц, государственных и общественных интересов, но и принимать меры к устранению или нейтрализации причин и условий, им способствующих. Использование аналитической работы позволяет правильно установить негативные факторы экономического, политического, социального, организационно-управленческого характера.
Аналитическая работа помогает прокурорам провести качественный надзор за исполнением законов, способствует укреплению и поддержанию режима законности, принятию своевременных и обоснованных решений.
Однако зачастую прокуроры игнорируют или слабо изучают факторы, способствующие совершению нарушений законов в сфере охраны и защиты лесов.
Так, например, по результатам активного и систематического осуществления прокурорского надзора за исполнением законов об охране лесов от пожаров и обеспечению пожарной безопасности в лесах выявляются и пресекаются многочисленные факты нарушений закона в указанной сфере отношений, имеющие из года в год идентичный характер. В каждом случае прокуроры принимают необходимые меры прокурорского реагирования, количество которых, так же как и количество нарушений, с каждым годом увеличивается. В конечном счете это влечет рост статистических показателей.
При этом активная "карательная" позиция прокуроров при отсутствии полноценного анализа причин и условий неисполнения или ненадлежащего исполнения законов не способствует профилактике правонарушений и преступлений. На практике это приводит к тому, что нарушения, в том числе с помощью мер прокурорского реагирования, устраняются, а причины и условия, им способствующие, остаются.
Кроме того, состояние аналитической работы является предметом всестороннего изучения и оценки при проведении комплексной проверки прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней специализированной прокуратуры <21>.
--------------------------------
<21> См.: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 февраля 2013 г. N 58 "Об утверждении Положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур" // СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".
В число основных вопросов, решаемых в ходе указанной проверки, включаются учет прокурорами аналитических данных о состоянии законности, социально-экономическом положении региона, информации, требующей прокурорского вмешательства, при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства, законодательства о противодействии коррупции <22>.
--------------------------------
<22> См.: Раскина Т.В. Аналитическая работа прокуроров как средство оптимизации прокурорского надзора // Прокурорская деятельность: вопросы теории и практики: сборник материалов научно-практической конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 21 ноября 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. С. 30 - 33.
Таким образом, информационно-аналитическая работа является неотъемлемой составляющей организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране и защите лесов и требует пристального внимания со стороны прокурорских работников.
Литература
1. Ашурбеков Т.А. Общие направления организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов. Махачкала, 2002.
2. Богачев Г.П. Организация аналитической работы в районной прокуратуре // Науч. организация труда в органах прокуратуры: материалы конф. прокурорско-следственных работников Воронеж. обл. / под общ. ред. Н.А. Чернышева. 1970. С. 148.
3. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: МНЭПУ, 2000. С. 68.
4. Кобзарев Ф.М. Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации: метод. материалы к семинару / ИПК РФ Академии Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010. С. 16.
5. Лебединский В.Г. Организация работы в органах прокуратуры. М., 1952.
6. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. М.: Юрайт, 2012. С. 44.
7. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник / под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Ин-т повышения квалификации рук. кадров Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2005. С. 109.
8. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. С. 80.
9. Раскина Т.В. Аналитическая работа прокуроров как средство оптимизации прокурорского надзора // Прокурорская деятельность: вопросы теории и практики: сборник материалов научно-практической конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 21 ноября 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. С. 30 - 33.
10. Смирнов А.Ф. Организация работы и функции управления в органах прокуратуры Российской Федерации. М., 2005.
11. Чубенко И.С. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
12. Шинд В.И. Организация работы районной (городской) прокуратуры. М., 1974.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.