Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДРЕВНИЕ НОРМЫ МОРСКОГО ПРАВА И ПИРАТСТВО
Н.С. ФЕДОРОВА
Самые первые морские обычаи сложились еще за 1500 лет до н.э. и относились именно к охране аварийных судов и грузов на море, т.е. к тому, что органически противоречило самой природе пиратства. Многие из морских обычаев были занесены в район Средиземноморья древними арабскими мореплавателями из Индии, а затем финикийцами и другими моряками распространены по всему его бассейну <1>.
--------------------------------
<1> Шумовский Т.А. Арабское мореплавание в пору ислама // Страны и народы Востока. М., 1964. Вып. 3. С. 142 - 163.
Французский юрист Дж. Пардессю указывает, в частности, на то, что один из древнейших индийских законов Ману, впервые переведенных с санскрита на английский только в 1796 г., относится к случаю заключения между капитанами аварийного и спасательного судов договора бодмереи - формы оказания помощи на море путем передачи припасов и снабжения под залог судна или груза. Исследование текста законов Ману, проведенное английскими и индийскими специалистами, подтвердило высказывание Дж. Пардессю <2>.
--------------------------------
<2> Кириленко В.П., Сидорченко В.Ф. Мореплавание и предотвращение загрязнения мирового океана. М., 1985. С. 81.
Вместе с развитием цивилизации, ростом числа городов-государств возникала необходимость расширения жизненного пространства. Активно проводилась колонизация свободных территорий и, соответственно, морских пространств. Значение географических условий для внутренней и внешней жизни государств отмечали Платон, Полибий, Цицерон, но особенно Страбон.
Около 600 г. до н.э. греки были господствующим на море народом. Именно в регионе Древней Греции, как отмечают некоторые авторы, правовому регулированию начинают подвергаться отношения, связанные с режимом территорий, в частности режимом морских пространств <3>.
--------------------------------
<3> Митина С.И. Правовое регулирование международных отношений на море в эпоху эллинизма // История государства и права. 2003. N 6. С. 52.
Следующим этапом в развитии древних морских законов и обычаев, касающихся безопасности человеческих жизней и имущества на море, является Родосское морское право (по названию греческого острова Родос).
Принято считать, что родосские мореплаватели синтезировали свой свод морских обычаев на основе заимствования обычаев арабов, финикийцев и критян, однако анализ Родосского морского права, проведенный Цицероном, Ливием, Страбоном и другими древними мыслителями, показал не только высокий уровень разработки правовых положений, но и оригинальность положенных в их основу идей. Вероятно, не случайно упоминание о Родосском морском праве встречается в истории права многих государств Европы, Азии и Африки, чему в немалой степени содействовало развивающееся мореплавание <4>. Родосское морское право послужило основой для Афинского свода морских обычаев, для соответствующих разделов римского права, в частности Дигестов Юстиниана и пр.
--------------------------------
<4> Кириленко В.П., Сидорченко В.Ф. Указ. соч. С. 81.
Долгое время в Эгейском море существовала талассократия Родоса, умевшего укротить пиратство.
Родосский кодекс, относящийся к III или II в. до н.э., пользовался, по-видимому, широкой популярностью в районе Средиземного моря, так как его принципы признавались и греками и римлянами. Согласно ст. XLV Родосского права экипаж аварийного судна или иное лицо имеют право на 1/5 часть обломков кораблекрушения, извлеченных из воды <5>. В ст. XLVII устанавливалось определенное вознаграждение за подъем из воды утонувшего золота и серебра в зависимости от глубины подъема: с глубины 1 локтя и менее (0,45 м и менее) - 1/10 стоимости поднятого золота или серебра; с глубины 8 локтей (3,6 м) - 1/3 стоимости; с глубины 15 локтей (6,75 м) - 1/2 стоимости <6>.
--------------------------------
<5> Там же. С. 93.
<6> Там же. С. 93.
Упорное сопротивление пиратов Эгейского и Средиземного морей объяснялось их ненавистью к римлянам, появившейся после принятия в 101 - 100 гг. до н.э. Закона "О преследовании пиратов", послужившего основой для так называемого пиратского права Рима, представлявшего собой фрагментарную компиляцию ряда норм Родосского морского кодекса (III - II вв. до н.э.), греческих Законов Солона, других афинских законов о пиратах, наемниках и корсарах. При этом афинские законы регулировали порядок выплаты вознаграждения и его размер за захваченное "у неприятеля" имущество. Законы допускали захват имущества только "у неприятеля", а не у мирных мореплавателей и купцов. В Афинах существовал Морской призовой суд, разрешавший споры о правомерности захвата имущества на море корсарами и пиратами-наемниками.
Что касается Рима, то подобные морские споры разрешали преторы, использовавшие нормы Родосского морского кодекса и отдельные нормы законов Афин <7>.
--------------------------------
<7> Кириленко В.П., Сидорченко В.Ф. Указ. соч. С. 142.
Если обратиться к содержанию Закона "О преследовании пиратов" 101 - 100 гг. до н.э., то из него видно, что его составители не вполне адекватно оценивали реальную опасность пиратства, поскольку считали, что достаточно предусмотреть в Законе какие-либо права для римских граждан - и все будут неуклонно выполнять эти установления. Так, в тексте Закона, обнаруженном впоследствии в Дельфах, предусматривались правила ведения дел с пиратами: возможность их найма на службу, что превращало их в корсаров (этот термин во времена Древнего Рима еще не использовался), наказания для пиратов, нападающих на римских граждан и союзников Рима и захватывающих их имущество, и т.д. <8>.
--------------------------------
<8> Там же. С. 142 - 143.
Текст того же Закона, обнаруженный в Книдосе, предусматривал, что короли Сирии, Александрии, Египта и Кипра должны предотвращать укрывательство пиратов на своих территориях. За нарушение этого предписания предусматривался штраф в размере 200 тыс. сестерций. Иначе говоря, Закон давал возможность Риму преследовать пиратов на обширных морских и сухопутных территориях. На основе Закона предпринимались и военные экспедиции против пиратов: в 77 - 75 гг. до н.э. такую экспедицию предпринял римский военачальник Сервий Туллий - однофамилец шестого царя Рима <9>, а в 74 г. до н.э. была подготовлена во главе с Марком Антонием массированная операция против киликийских пиратов, затем в 67 г. до н.э. последовала противопиратская операция под руководством Гнея Помпея и, наконец, операция под руководством Плиния Старшего <10>, действовавшего против пиратов в районе Неаполя.
--------------------------------
<9> Всемирный биографический энциклопедический словарь. М., 2000. С. 686.
<10> Там же. С. 599.
Память о Родосском кодексе хранится целое тысячелетие. Компиляция его норм, созданная во время поздней Империи, носила название Родосского морского права. Это право было сведено воедино, вероятно, между VII и IX вв. н.э. и применялось в районе Средиземного моря в течение продолжительного времени. Поскольку в античное время торговые и морские сношения не приобрели еще большого международного значения, естественно, что тогда и не могла возникнуть потребность в установлении свободы мореплавания в качестве юридической нормы, регулировавшей взаимоотношения государств на морях.
Сторонники точки зрения о возникновении еще в античное время свободы использования моря в качестве нормы межгосударственных отношений обычно обосновывают свои взгляды ссылками на высказывания римских юристов, в частности Ульпиана и Цельза (Цельзуса), которые рассматривали море как вещь, являющуюся достоянием всех людей и находящуюся в их общем пользовании (maris communen usum omnibus hominibus).
Римские юристы не видели разницы в правовом положении моря и воздуха. По их мнению, воздух, как и море, находится в общем пользовании всех. Их высказывания касались не отношений международно-правового характера, а отношений, регулировавшихся внутренним римским правом.
В силу экономических условий развития рабовладельческого общества правосознание в то время не могло подняться до понимания необходимости провозглашения свободы морей в качестве принципа международных отношений. Даже в более позднее время, когда на смену рабовладельческим отношениям пришли отношения феодальные, являвшиеся более высокой ступенью в социально-экономическом развитии общества, объективных причин для установления принципа свободы моря еще не возникло.
Если обратиться к вопросу о том, почему древние морские обычаи не воспринимались пиратами, которые, как правило, были опытными мореплавателями, то выяснится на основе анализа текста дошедших до нас правовых памятников, что древние обычаи регулировали в основном порядок заключения договора бодмереи, признание акта общей аварии, если имущество выбрасывалось в море (пожертвование ради общего спасения), а также порядок предъявления иска к судовладельцу или грузовладельцу, чье судно или груз были спасены в результате пожертвований, и некоторые другие подобные вопросы.
Естественно, что первые шаги морских обычаев и законов были весьма нелегки в связи с тем, что одна часть мореплавателей готова была принять эти обычаи и применять их на практике, а вторая часть мореплавателей (пиратов) или отвергала их полностью, или использовала только во взаимоотношениях в пиратской среде. Спустя 1000 лет после появления в морях Европы первых обычаев пиратство уже не считалось такой героической профессией смелых людей, какой оно было в момент начала становления морского права. С одной стороны, пиратство осуждалось и преследовалось, а с другой стороны, оно регламентировалось и охранялось законами. Уже упомянутые Законы Солона уравнивали в правах моряка, торговца и пирата: все они признавались "мужами, промышляющими морем". Грабить соседей или совершать пиратские рейды не считалось дурным тоном позднее. При заключении договора морской перевозки его участники не забывали упомянуть в договоре возможные убытки вследствие захвата груза пиратами или выплаты им денег в качестве откупа. Морской разбой был таким же неустранимым и неизбежным злом, как рифы, встречные ветры или коварные течения. Но если ветер можно было переждать, а течение преодолеть, то нападение пиратов было всегда непредсказуемо <11>.
--------------------------------
<11> Снисаренко А.Б. Эвпатриды удачи. С. 181 - 182.
В исторической и правовой литературе неоднократно отмечалось, что чем активнее была экономическая жизнь в каком-либо регионе, тем больше пиратов там появлялось. Любая активизация экономики государств региона влекла за собой активизацию в сфере морских перевозок различных грузов, что пиратам и было нужно. Так, в IV - III вв. до н.э. одним из центров экономического процветания в Средиземном море были Афины, которые затем попали под власть римлян. Афины были связаны морскими путями с рядом стран. И на этих путях купцов поджидали пираты <12>.
--------------------------------
<12> Кириленко В.П., Сидорченко В.Ф. Указ. соч. С. 87.
Что касается Рима и Греции, то они научились пользоваться услугами пиратов еще за 800 лет до н.э. При этом они не выдавали никаких каперских свидетельств (таковые стали официально выдаваться только с XIII в. н.э.), находя возможность использовать пиратов в борьбе со своими врагами на основе различных возмездных договоров.
Приблизительно с 300 г. до н.э. многие цари Греции, Рима и других стран нанимали пиратов для участия в морских сражениях так же, как они использовали наемников на суше. При таком найме, обычно заключаемом в письменной форме, каждый пират должен был знать, сколько денег он получит за каждый день своей службы по контракту <13>.
--------------------------------
<13> Кириленко В.П., Сидорченко В.Ф. Указ. соч. С. 88.
Дошедшие до нас письменные памятники свидетельствуют о том, что в Древнем мире подавляющее большинство пиратов попеременно были то пиратами, то протокаперами. Древним царям и императорам проще и быстрее было нанять по договору пиратов и поручить им какие-либо операции против своих врагов, чем строить дорогостоящие суда, готовить для плавания на них большое количество людей, которых из-за частых войн всегда не хватало, терять из-за всего этого много времени и пр. В свою очередь, пиратам также было выгодно становиться протокаперами, ибо они получали покровительство со стороны какого-то государства, право легально пользоваться его портами и ремонтной базой, его рынками рабов и другими преимуществами, одновременно сохраняя свою пиратскую свободу действий за пределами условий договора.
Таким образом, деятельность пиратов-каперов в рабовладельческую эпоху может быть названа протокаперством, а сами ее участники - протокаперами. Эта деятельность регулировалась не международными договорами или национальными законами, а исключительно конкретными договорами между государством и пиратами-протокаперами. Договоры предусматривали возможность самостоятельной деятельности протокаперов или их совместной деятельности с флотом государства-нанимателя. Вознаграждением для протокаперов была захваченная ими добыча, частью которой они иногда делились с нанимателями <14>.
--------------------------------
<14> Там же. С. 91.
Таким образом, к началу новой эры правовой статус пиратов в рабовладельческих государствах определялся целым комплексом законодательных и обычных норм. Одни и те же пираты могли быть отнесены к различным группам ("свои", "чужие" пираты, наемники, корсары), поэтому их правовой статус был весьма противоречив.
В III - V вв. до н.э. и в период до распада Римской империи в V в. н.э. в сфере регулирования морской деятельности сложились три основных направления.
1. В основном сформировались и продолжали развиваться своды морских обычаев Родоса, Рима, Афин и других морских центров рабовладельческой эпохи, дополняемые отдельными установлениями национальных законодательств. При этом некоторые морские обычаи имели международный характер, поскольку признавались и применялись в рамках союза государств. Например, возглавляемый Афинами Морской союз насчитывал до двухсот государств (Афины, Делос, Крит, Хиос, Бизантий и др.) <15>. То есть можно сказать, что в рассматриваемый период были заложены основы будущего международного и национального морского права.
--------------------------------
<15> Снисаренко А.Б. Эвпатриды удачи. С. 183.
2. В то же время пираты не признавали никаких правил мореплавания, которые были одновременно обязательны и для них, и для других мореплавателей, купцов и иных лиц. Пираты признавали лишь те правила, которые они установили сами и только для своего внутреннего пиратского, в рамках отдельных групп, применения. Пираты признавали также стандарты чрезвычайных действий экипажа судна при возникновении опасности, которые в эпоху рабовладения были не столько правовыми нормами, сколько правилами морской практики. Это были обычные способы и приемы действий при выходе из опасного положения для судна и людей: намеренная посадка судна на мель или выбрасывание судна на берег при угрозе потопления на глубине, заход в безопасную бухту с целью избежания встречи со штормом, пожертвование частью судового имущества и груза путем их выбрасывания за борт с целью облегчения судна и снятия его с мели и пр. Пираты были географически разъединены, и у них не могло быть сколько-нибудь значительного числа общих морских обычаев.
3. Появление корсаров (каперов), набираемых обычно из числа пиратов, привело к тому, что некоторая часть пиратствующих мореплавателей, ставших корсарами, была вынуждена, особенно в случаях их совместных действий с кораблями государства-нанимателя, соблюдать правила группового плавания, сигнализации, оказания взаимной помощи при авариях и некоторых других. Опыт применения таких морских правил и обычаев становился частью их общего морского опыта, что, в свою очередь, вело к дальнейшей эволюции морского права. Кроме названного закона, попытки борьбы с пиратством проявлялись в самых неожиданных формах правовых документов, даже в договорах об асилии <16>, о гостеприимстве, которыми поощрялись те, кто помогал предотвращать это зло.
--------------------------------
<16> Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220 - 146 гг. до н.э. М., 1993. С. 232 - 233.
Из использования этой формулы пиратами можно сделать два вывода: во-первых, пиратам не были чужды какие бы то ни было правовые установления, ибо до того, как стать пиратами, многие из них были нормальными моряками, знающими и соблюдающими нормы права, в первую очередь морского; во-вторых, в поведении пиратов явно просматривается избирательность в отношении норм права, поскольку они отвергали далеко не все правовые установления, а лишь те, которые мешали их пиратскому промыслу и/или уравнивали пиратов с нормальными людьми, которых они презирали и в определенной мере боялись, особенно если те организовывали вооруженное противодействие пиратам <17>.
--------------------------------
<17> Кириленко В.П., Сидорченко В.Ф. Указ. соч. С. 96.
Литература
1. Всемирный биографический энциклопедический словарь. М., 2000. С. 599 - 686.
2. Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220 - 146 гг. до н.э. М., 1993. С. 232 - 233.
3. Митина С.И. Правовое регулирование международных отношений на море в эпоху эллинизма // История государства и права. 2003. N 6. С. 52.
4. Отфейль Л.Б. История, происхождение, развитие и изменение международного морского права. СПб., 1887. С. 97.
5. Кириленко В.П., Сидорченко В.Ф. Указ. соч. С. 81 - 143.
6. Снисаренко А.Б. Эвпатриды удачи. С. 181 - 183.
7. Шумовский Т.А. Арабское мореплавание в пору ислама // Страны и народы Востока. М., 1964. Вып. 3. С. 142 - 163.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.